современный учитель это наставник или организатор процесса обучения

современный учитель это наставник или организатор процесса обучения. Смотреть фото современный учитель это наставник или организатор процесса обучения. Смотреть картинку современный учитель это наставник или организатор процесса обучения. Картинка про современный учитель это наставник или организатор процесса обучения. Фото современный учитель это наставник или организатор процесса обучения

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. В преддверии Международного дня учителя мы обсудили эту проблему с доцентом кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института КФУ Ольгой Шатуновой.

— Ольга Васильевна, как Вы считаете, каким должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать, чтобы заслужить любовь и доверие, а также их научить чему-то нужному?

— А как успех учителя влияет на успех ученика?

— Успешный современный педагог развивает в своем ученике те компетенции, которые позволяют стать человеку не только быть востребованным в обществе, но и быть одновременно счастливым. Безусловно, в учениках необходимо развивать интеллектуальные способности, но нельзя забывать, что далеко не каждому дано иметь высокий интеллект. Поэтому особое внимание следует уделять развитию коммуникативных компетенций, чтобы ученики в дальнейшем могли легко общаться с разными людьми.Поэтому сам учитель тоже должен постоянно саморазвиваться, много читать и думать, ведь окружающий мир меняется очень быстро. Например, сегодня учитель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с девиантным поведением, он должен работать с детьми, приехавшими со своими родителями из других стран, для которых русский язык не является родным. Это очень сложно, но этому очень важно сегодня научиться.

— В рамках Международного фестиваля школьных учителей-2016 большой успех имел Ваш мастер-класс. Расскажите подробнее о нём. Есть ли у педагогов реальное представление образа современного учителя?

На мастер-классе учителя выделили следующие приоритеты в своей работе: уважение к личности ученика (признание ценности каждого человека, независимо от его достижений), создание условий для полноценного и разностороннего развития учащихся, сохранение психического и физического здоровья ученика, воспитание нравственного человека (ответственность, доброта, трудолюбие, честность и т.д.), развитие творческих способностей и навыков исследовательской работы.

— Вы готовите будущих педагогов, которые придут в школы и будут обучать, заинтересовывать в предмете детей. А какие методы Вы сами применяете при работе со студентами?

— В своей работе я использую такие формы и методы, как интерактивная лекция, лекция-размышление, игровые методы, решение кейсов, проектный метод. Я стараюсь учить студентов так, чтобы любая обрабатываемая ими информация открывала перед ними новые горизонты, чтобы им самим захотелось искать дальше и находить то, что близко именно их разуму и душе. Я никогда не ограничиваю студентов рамками, всегда предоставляю право выбора темы для выступлений, рефератов, курсовых работ. Сначала спрашиваю, что интересно студенту, что ему хочется узнать, что он уже умеет, а потом вместе формулируем тему.

— Как вы думаете, изменение роли и функций учителя смогут существенно повысить качество образования?

Источник

Современный педагог: каким его видит общество

Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.

Отметим, что уже в начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, многие из которых остаются требованиями со стороны общества и сегодня. Так, например, прославленный чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский считал, что основное предназначение педагога заключается в том, чтобы своей высокой моралью, человеколюбием, знаниями, трудолюбием и прочими качествами стать образцом для подражания и личным примером воспитывать у учащихся человечность. Я.А.Коменский призывал педагогов внимательно относиться к учащимся, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать их от себя своим суровым обращением, а привлекать отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей, считал он, необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [4; 366].

Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности и которые на сегодняшний день остаются значимыми. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:

На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общество он должен соответствовать, не так то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:

Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.

Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя и складываются определенные требования к нему [6].

Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].

В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.

Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].

Если представить коммуникативные умения учителя в виде нескольких блоков, то можно проследить, какие стороны деятельности они охватывают:

1. Социально-психологический блок, который включает такие умения, как:

2. Нравственно-этический блок, предполагающий умения:

3. Эстетический блок, требующий такие умения, как:

4. Технологический блок включает следующее:

Однако невозможно сформировать коммуникативные умения без овладения интеллектуально-речевой компетентностью, поскольку именно язык является главным средством педагогической деятельности учителя:

Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течении всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.

Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.

Большинство учащихся хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы (36%), стильная укладка (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.

(Однако данные результаты могут быть субъективны, так как опрос проводился на базе одной школы.)

В российском социуме учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался обществом как друг, помощник и наставник. Само учительство принимало и соответствовало большинству предъявляемых требований. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, старался учить подрастающее поколение истине и терпимости к заблуждению. Именно такие требования предъявляли к себе педагоги, давая клятву: «Клянусь, что покажу ему (ученику), как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему» [5; 6-7].

Список использованных источников

Источник

Семинар. Личность современного учителя в Новой школе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Выступление на семинаре.docx

Личность современного учителя в Новой школе.


Кияшкина Людмила Витальевна,
заместитель директора по УВР
МКОУ СОШ №17

Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?

слайд 2: учитель традиционной и Новой школы

По мнению вышестоящих чиновников постепенно будет формироваться Новый учитель — творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый… человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.

слайд3: диаграмма №1 «Современный учитель в 30-е годы »

Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

слайд 4: диаграмма №2 «Современный учитель в 60-е годы»

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:

2. авторитет, сильная воля,

3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,

4. приятная наружность, понимание своих учеников,

5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

слайд 5: диаграмма №3 «Современный учитель в 90-е годы»

В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети:

талантливый (85 голосов),

интересный в общении (81),

справедливый в требованиях (80),

уважающий своих учеников (53),

обладающий чувством юмора (40),

готовый оказать помощь (35),

красивый, добрый (23).

Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место. Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги — 28-е!

слайд 6: «современный учитель»

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами :

— это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение);

— это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию. Готовность оказать помощь. Терпение, доброжелательность.

— это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни);

— это творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект);

Чем же отличается творческий учитель? Прежде всего, тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Он всегда в поиске. Такой учитель работает с перспективой.

-это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры.

Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.

Современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение преподавателем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.

Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающей педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Таким образом, педагог – мастер в том случае, если умеет учить всех без исключения детей.
Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд в о п р о с о в:

– Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

– Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?

– Что является критериями педагогического мастерства?

– Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

Основная парадигма работы учителя гласит: «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, создать для него комфортные условия, сформировать ситуацию успеха, использовать при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».

Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

К.Д.Ушинский сказал «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» Эти слова стали своего рода эпиграфом к проекту Профессионального стандарта педагога, который планируется ввести к сентябрю 2014 года.

слайды 9 Профессиональный стандарт педагога – документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

слайд 10 Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

слайд 11 Содержание профессионального стандарта педагога

Часть первая: обучение

Иметь высшее образование.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

слайд 12-13 Часть вторая: воспитательная

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

16. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

17. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих
произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. А чтобы поступки вызывали только чувства восхищения, из своих учеников учителю нужно воспитать достойных граждан общества.

Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч —
честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И — искренний, индивидуальность.
Т
— тактичный, толерантный, терпеливый.
Е
— естественный, единомышленник.
Л
— любящий детей, любящий свою работу.
Ь
— и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.

слайд 17-18 Желаем вам:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Источник

» Требования к профессиональной компетенции педагога-наставника»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 города Ставрополя

«Требования к профессиональным компетенциям педагога-наставника»

учитель английского языка

Яценко Анастасия Валерьевна

1.Роли педагогов наставников……………………………………………………4

2. Требования к профессиональной компетенции педагога наставник

2.1 Критерии в работе педагога наставника…………………………………….5

2.2 Правила общения с молодым педагогом……………………………………7

На сегодняшний день наставничество становится мировой тенденцией во всех сферах, трендом современного образования: организации привлекают квалифицированные кадры, обеспечивая с помощью наставничества передачу корпоративной культуры, успешную социализацию в профессиональном сообществе, проектирование карьеры и реализацию проекта с постоянным сопровождением молодого педагога более опытным. Наставник для успешного выполнения своих обязанностей должен обладать целым рядом необходимых компетенций, он также нуждается в специальном обучении, а его деятельность – в сопровождении и оценке.

В современном обществе, наставничество обрело иной смысл. Наставником в современном мире, принято считать разностороннего человека, мотивирующего начинающего специалиста, составляющего совместные планы работы, помогающего достижению поставленных целей и разделяющего положение концепции образовательного процесса.

Педагог наставник играет значимую роль в помощи молодому специалисту. Он является помощником в методике преподавания, создании удобной и постоянно развивающейся среде процесса образования.

В современном обществе выделяют несколько ролей педагогов-наставника:

Педагог- проводник. Осуществляет ознакомительный процесс молодого специалиста внутри учебного процесса учебного заведения.

Педагог- консультант. Опытный специалист всегда готов поддержать молодого педагога в его деятельности.

Педагог-контролер. С помощью такого рода поддержки более опытного педагога, молодой специалист сам может организовывать свою деятельность. А наставник в свою очередь, ведет контроль правильности организации всего процесса, работа форм и методов работы.

2.Требования к профессиональной компетентности педагога-наставника.

2.1Критерии в работе педагога наставника

Педагог- наставник должен ясно излагать направленность своей работы. Быть ознакомлен с требованиями школы в сфере педагогической практики.

Педагог-наставник обязан найти индивидуальный подход к каждому своему подопечному. Предложить иные формы и методы в работе.

Педагог-наставник наблюдает и контролирует работу своего молодого специалиста.

Педагог-наставник несет ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность своего молодого специалиста, как моральную, так и административную. В стенах образовательного учреждения.

Выбор формы работы с начинающим педагогом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или обследования, где молодой специалист укажет все трудности, проблемы и неудачи в работе. После анкетирования определяется программа совместной работы педагога-наставника и молодого специалиста. Наставничество-это непрерывный диалог, межличностная коммуникация, следовательно наставник, прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с начинающим специалистом он должен осуществлять более эффективные формы и методы сотрудничества: анализ ситуаций, развивающее деловую коммуникация, личное лидерство, способности принимать решение, умение аргументировать формулировать мысли.

К таким неординарным методам и формам работы нужно подходить без какого либо страха. Можно даже допустить, что молодой педагог сам становиться экспертом. Посещают другие уроки молодых специалистов, или у старших педагогов обмениваясь опытом.

2.2 Правила общения с молодым педагогом.

Для продуктивного взаимодействия с начинающим специалистом, которое принесет положительный эффект, педагогу наставнику следует соблюдать правила в общении.

Первое правило — это ни в коем случае не приказывать молодому специалисту в совместной деятельности. Педагогу наставнику следует не забывать, о то, что фраза с обязательством, вызовет протест в работе педагога. В общении с молодым педагогом, лучше всего не использовать фраз, таких как «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно». Конечно же эти фразы могут заслужить соответствующей фразы: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю».

Ни в коем случае педагог- наставник не должен угрожать своему подопечному. Любая угроза- то признак слабости. Следует помнить, что угроза со стороны опытного педагога, то не что иное как признак педагогической не соответственности. Угрозу или ультиматум со стороны старшего товарища может спровоцировать конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то. » Подобная фраза, говорит о том, что педагог не умеет аргументировать свою педагогическую позицию. Этот прием, не получит успеха в работе наставника с молодым специалистом.

Не поучать . Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то. », «если бы Вы последовали примеру…»).

Не подсказывать решения . Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы. » – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

Не выносить суждений . Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

Не оправдывать и не оправдываться . Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.

Наставник – человек, который должен обладать определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации. Наставник должен помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста: на требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности); механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Необходимо обеспечить поддержку молодым педагогам в подготовке, проведении и анализе урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.; выборе методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, руководителем методического объединения, учителем­ наставником, выстраивая систему работы с молодым специалистом.(план работы с молодым специалистом)

Список используемой литературы

Миллс Р. Компетенции. — М. «HIPPO», 2004.

Отрубянникова Дарья. «Мировые практики использования системы наставничества». 31 марта 2008 г.

Рабочая книга наставника. Коллектив авт.: С. И. Крамаренко и др.; сост. С. И. Крамаренко. М.: Профиздат, 1984.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *