современные психологические подходы к обучению
Методическая разработка на тему «Особенности психологического подхода к процессу обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Особенности психологического подхода к процессу обучения. Пути его реализации при формировании профессиональных компетенций обучающихся Подготовила преподаватель ГОУ НПО ЯО ПЛ-17 Шилова Н.В.
Цель изучения Выявление различных психологических подходов для повышения уровня обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся
Задачи: Изучить: Психологические подходы к процессу обучения Психологическую форму успешного обучения при формировании профессиональных компетенций
Учебная деятельность Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития.
Два взаимодополняющих подхода В психологии современный взгляд на обучение реализуется в двух взаимодополняющих друг друга: Деятельностный Системогенический
Деятельностный подход Строится как психолого-педагогическая концепция с ориентацией на практическое применение в рамках психологии обучения. Основоположником этого подхода является Л.С. Выготский. Усвоение осуществляется за счет механизма интериоризации.
Системогенетический подход Представляет уровневое, иерархическое построение к учебной деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова в ходе учения у обучающегося формируется ряд иерархически связанных уровней, два из которых являются предварительными и четыре — основными
Шесть уровней системы учебной деятельности: I Личностно-мотивационный. Формируется мотивация на учебу. II Компонентно-целевой. Включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения. III Структурно-функциональный. На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми обучающимися.
IV Информационный. Обучающийся усваивает не всю информацию, а только необходимую и достаточную для решения стоящих перед ним задач. Формируется ориентировочная база учебной деятельности. V Психофизиологический. Уровень физиологических и психофизиологических систем, активационных механизмов, обеспечивающих энергетику деятельности учения V Индивидуально-психологический. Каждый обучающийся осуществляет учебную деятельность по-своему. Задействовано разное сочетание способностей и их уровней развития.
Основные положения системогенетического подхода, внесенные в психологию обучения раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей. Наличие определенного уровня одаренности у каждого ребенка; индивидуально-личностный подход к ребенку
Соотношение методологических подходов и задач обучения
Индивидуально-психологическим особенности обучающихся, влияющие на эффективность обучения уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач) креативность (способность самому вырабатывать новые знания) учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний
Конституция (телосложение). По Э. Кречмеру выделяются следующие типы лептосоматик (астеник) – рост средний или выше среднего, слаборазвитая мускулатура, узкая грудная клетка, удлиненные конечности, вытянутые шея и голова; пикник – рост средний или ниже среднего, крупные внутренние органы, укороченные конечности, не очень развития мускулатура, короткая шея, избыточный вес; атлетик – рост средний или выше среднего, развитая мускулатура, большой объем грудной клетки, широкие плечи, узкие бедра, пропорциональная голова; диспластик– резкие диспропорции в строении тела (например, слишком длинные конечности, широкие бедра и узкие плечи у мужчин и т.п.)
Данные о влиянии конституции на учебную деятельность: Реактивные пикники быстрее расходуют силы и потому их лучше спрашивать в числе первых и давать вначале более трудные задачи, а более простые позже. Им чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти. Астеникам можно давать задачи возрастающей сложности, на экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение материала.
Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не изменяются при жизни Человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему. Последним необходимо вырабатывать компенсаторные приемы, чтобы приспособиться к требованиям деятельности, не свойственным их темпераменту.
Трудности обучающихся со слабой нервной системой: длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического или эмоционального напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, особенно при дефиците времени; работа в условиях, когда преподаватель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (ситуация письменного ответа гораздо благоприятнее); работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на реплики преподавателя, на вопросы других обучающихся); работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя
Для ослабления негативных эффектов такого рода, желательно, чтобы преподаватель использовал следующие приемы: не ставил обучающегося в ситуацию резкого ограничения времени, а давал достаточно времени на подготовку; чаще позволял ученику давать ответы в письменной форме; разбивал сложный и большой по объему материал на отдельные информационные блоки и вводил их постепенно, по мере усвоения предыдущих; не заставлял отвечать по новому только что усвоенному материалу; чаще поощрял и подбадривал ученика для снятия напряжения и повышения его уверенности в своих силах; в мягкой форме давал негативные оценки в случае неправильного ответа; давал время для проверки и исправления выполненного задания; по возможности не отвлекал внимание ученика на другую работу до завершения уже начатой.
У обучающегося с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях: когда предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию и способам решения; когда материал излагается преподавателем в достаточно высоком темпе; когда время выполнения работы строго ограничено; когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работ, на ответы преподавателю или товарищам; когда продуктивность усвоения материала оценивается на начальных этапах его постижения или заучивания; когда необходимо дать быстрый ответ на неожиданный вопрос
Преподавателю рекомендуют при работе с инертными обучающимися: не требовать немедленного и активного включения в работу, а давать возможность постепенно включиться в выполнение задания; не требовать одновременного выполнения нескольких разнородных заданий; не требовать быстрого (на ходу) изменения неудачных формулировок, помнить, что инертным с трудом дается импровизация; не проводить опрос в начале занятия или по новому материалу
Психологическая форма успешного обучения М + 4П + С, где М — мотивация, 1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П — применять информацию, С — систематичность занятий.
В структуре мотивации выделяют 4 компонента удовольствие от самой деятельности значимость для личности непосредственного результата деятельности мотивирующая сила вознаграждения за деятельность принуждающее давление на личность
Влияние остроты зрения на восприятие Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы не «срабатывают»: они слишком мелкие. Величина букв на доске играет немаловажную роль, так эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра для конформного зрения величина букв на доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6–7 метров — буквы должны быть уже 5 см. Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине — на 4, а мужчине на 3, то есть буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4-х женских шагов или 3-х мужских шагов.
Восприятие информации с доски Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу.
Восприятие информации Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти Неудобочитаемым является желтый на белом фоне.
При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации По мнению специалистов к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный — зеленый; желтый — фиолетовый, синий — оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвет успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика, т. е. цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.
Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно: обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится необходимость соблюдения студентами режима дня, питания, отдыха, движения давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения
полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров) в умеренных пределах разнообразить изложение; использовать приемы поддержания и возвращения внимания учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает
уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления напомнить обучающимся о важности соблюдения режима дня, так каждый «недосланный час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10— 20 %.
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-111516
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Реферат на тему: «Современные психолого-педагогические технологии обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Современные психолого-педагогические технологии обучения»
1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды
2. Дистанционное обучение
В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления,
т.е.воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного
его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели,
способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним
относятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии:
Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике
заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса
способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации
В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий,
различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения
(например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения
навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них
используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.
Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях –
деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков
С развитием информационных технологий большими темпами идет становление
системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что
открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических
Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают
особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей работе.
Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-
педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в
70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения
существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров
применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для
бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция
может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических,
последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать
§ Игра должна соответствовать целям обучения;
§ Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую
педагогическую (психологическую) ситуацию;
§ Необходима определенная психологическая подготовка участников игры,
которая бы соответствовала содержанию игры;
§ Возможность использования творческих элементов в игре;
§ Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли
руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и
основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее
3) Проведение игры, в результуте которой должна быть решена поставленная
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими
участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод
как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную
работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать
ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет
использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В процессе
обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к
теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие
Ø имитационные игры используются в профессиональном
обучении при формировании определенных производственных навыков. Так, в игре
«Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность условного
швейного производства. Участники игры разрабатывают основные этапы своего
швейного производства, а также применяют полученные практические навыки по
моделированию и пошиву изделий.
Ø сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная
театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную
роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка
участников и разработка сценария игры.
Ø инновационные игры. Их основное отличие от других
видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких
программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с
использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения
последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных
навыков управления конкретной ситуацией.
Ø организационно-деятельностные. В них акцент ставится
на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения
проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу,
общению участников и другим формам групповой работы.
Ø деловые тренинги – этот вид подробнее будет рассмотрен ниже.
Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует
также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут
сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая деловая
игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы применения такого
вида игр является обучение иностранному языку. В этом случае в играх сочетаются
различные методы, направленные на совершенстование навыков владения языком.
Так, в игре «Презентация» [2] студентам
необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на
английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные
ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики,
но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности,
которые могут быть полезны в их будущей профессии.
Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе
ее моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в
поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так
q Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры
[3] (Эта игра использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в
конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата,
кейс-стадии(участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем. Здесь
от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но сделать это
наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении
Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении
экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью
планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся
усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.
В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется
механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее
влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности,
присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более
полное восприятие учебного процесса.
Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них
специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства
фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время
психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так,
например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание
благоприятной атмосферы в группе.
q «Эффективная коммуникация»— пример психологического тренинга [4]
Оновная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного
общения, т.е.такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы
В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные
принципы вербального и невербального общения, получили не только
коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи»(умение слушать),
научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуации
общения. Все это было достигнуто благодаря использованию различных
психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и
самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной
позиции( «Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель
«Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап тренинга
высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других
технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало
сам тренинг динамичным.
В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и
других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной жизни,
так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.
Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:
· сопоставлять свое мнение с мнением других;
· оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень
доверия со стороны коллектива;
· находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и
· осозновать свои поведенческие и психологические установки;
· выполнять различные функциональные роли и др.
Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В
педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,
которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности
учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и психолог
М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии
познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные
исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология
позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое
значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию
профессиональных и личностных качеств бизнесменов.
На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и
другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно
применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования
как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования
на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в
современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии
открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.
Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).» [6]
Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленость
(удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это
некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция
информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система
Tandem [7] позволяет найти партнера по
изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении,
предлагая определенную методику организации процесса общения.
Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении
психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут
выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне:
они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с
информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику
среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в
является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических
и информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
Ø способствуют повышению мотивации обучения;
Ø являются источником информации, стимулируют самообразование,
формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
Ø повышают информативность, интенсивность, результативность
Ø способствуют его диверсификации, использованию игрового и
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий
и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог
С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект
учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний.
Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при
работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при
компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный
подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную
подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов
и специалистов в области новейших технологий.
Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования,
поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность –
каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом».
Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность
с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один
совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения
программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
Ø Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут
при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на
создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного
материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее
подразумевает разработку специализированного программного обеспечения,
обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных
ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые
Ø Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на
новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и
информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
Ø В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное
совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно
быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении
активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую
роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка
с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические
технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых
игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в
сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно
дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.
Ø Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки
знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому
в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к
учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но
и оценки самостоятельности и активности студента.
должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы
обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это
учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет может
перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению
обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное
применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый
комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как
информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации
учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие,
поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто
внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание
налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному внедрению
информационных технологий в образовательный процесс делает выводы,
аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и
доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и
специалистов в различных областях.
Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий,
можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят
применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В
педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение
творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические
тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях
найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить
заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.
Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных понятий
философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее
предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в
человеческом бытии. «Игра в бисер» Г.Гессе, «Человек играющий» (Homo ludens)
Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством
необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического смысла
осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности
подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного
существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше.
Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное
обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или
телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного
языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие
дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством
преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.
В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации
учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую
роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в
традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,
совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и
обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации
процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных
стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.
Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в
информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным
становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования
сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам»
получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в
полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере
обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его
1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.
/Материалы научной конференции. СПБ,1996
5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного
6. Nouvelles technologies – réussir la révolution?// Le Monde
de l’éducation, №287 (12), 2000
[1] См: Педагогический менеджмент и
прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33
[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО
«Тим Трейнинг Россия» для компании JTI,2000г.
[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120
[8] Особое развитие дистанционное обучение
получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде.
франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//Мир образования)
[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.
[11] Здесь и далее см.: И.Г.Захарова.
Информационные технологии для качественного и доступного образования
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
«Осень, осень в гости просим!»
Классный час»Моя будущая профессия»
Презентация «Курить или не курить? » (PPT, 6,09 Мб)
План воспитательной работы в 8 классе
«До свиданья, 1 класс»
Презентация «Осторожно: клещи» (PPT, 5 Мб)
Презентация «Как нам уберечься от червей-паразитов?» (PPT, 14,6 Мб)
Презентация на тему:» Педагогические технологии в обучении»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5281517 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.