современные методики обучения в детском саду

Кому доверить ребенка. Разбор педагогических методик в детских садах

Приоритет в воспитании ребенка не меняется десятилетиями: дать ребенку базу, которая поможет ему в будущем. И если раньше для воспитания использовался подход «проорется и перестанет», то сегодня родители учатся слушать и слышать детей и договариваться с ними. На первый план выходят развитие эмоционального интеллекта и методики, позволяющие раскрыть потенциал ребенка, определить его интересы. Наиболее популярны у педагогов и родителей Вальдорфская и Монтессори системы, а также программа для всестороннего развития детей «Радуга».

Вальдорфская методика. «Познавай мир без принуждения»

Главная идея методики в том, что детство — это время для игр и творчества. Детям предоставляют возможность исследовать окружающий мир в комфортном для них ритме. Учитель, являющийся центральной фигурой в этой методике, не сравнивает детей между собой — в саду отсутствует какая-либо система оценок. В России вальдорфской методике соответствует адаптированная педагогическая программа «Березка».

В вальдорфских садах для развивающих игр и обустройства интерьера используются только натуральные материалы : глина, камни, ткани, дерево. В качестве игрушек там могут быть тряпичные или вязаные куклы, корзинки с орешками, камушками, ракушками. Магазинные игрушки с инструкцией в таких садах не приветствуются.

Методика рекомендует родителям ограничить доступ ребенка к гаджетам и телевизору. Акцент делается на развитии фантазии, создании интерактивного пространства со сказочными мотивами, где ребенок может стать одним из участников представления.

Детей в таких садах не учат читать, писать и считать, упор здесь на эмоциональном, духовном и практическом познании. Большое внимание уделяется музыке, танцам, сказкам, лепке из глины, оригами и аппликации.

Минусы: до школы «вальдорфские» воспитанники не будут иметь навыков письма, чтения и счета. Ребенку, воспитанному по данной методике, будет сложно социализироваться в муниципальной школе, поэтому желательно продолжать обучения в учебных заведениях, которые следуют Вальдорфской системе. Методику часто критикуют из-за наличия ритуального аспекта — например, перед обедом дети берутся за руки и благодарят силы природы.

Методика Марии Монтессори. «Помоги мне сделать это самому»

Методика Монтессори делает ставку на самостоятельность ребенка и его индивидуальный темп развития. Акцент обучения смещен с назидательного («я покажу, как делать») на поддерживающий («попробуй сделать это сам»). Как и в случае с Вальдорфской методикой, в России есть адаптированная педагогическая программа — «Детский сад по системе Монтессори».

Воспитание построено на том, чтобы ребенок был самостоятельным и умел делать выбор. Если он, например, не хочет играть с другими детьми — он вполне может занять себя сам. Педагоги наблюдают за действиями детей, при необходимости помогают, но не пытаются навязать свое видение решения той или иной задачи. Группы в Монтессори-садах состоят из детей разного возраста, что способствует социализации и обучению — старшие помогают младшим по необходимости.

Все развивающие материалы в таких садах расположены таким образом, чтобы дети без труда могли взять их и убрать на место. Игры, книги, головоломки представлены в единственном экземпляре, это вынуждает детей договариваться — играть по очереди или вместе. Пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых.

В Монтессори-саду развивается индивидуальность ребенка, он начинает осознавать право на выражение собственного «Я» и принимать решения сам. Благодаря такому подходу ребенок учится исключительно из-за интереса, а не из-за внешнего давления или соревнования с другими детьми.

Пространство во всех Монтессори-садах разделяется на несколько зон:

В отдельных Монтессори-садах дополнительно могут быть предусмотрены творческие кружки и спортивные занятия.

Плюсы: Система воспитывает самостоятельность, уверенность в себе и в своих решениях, ребенок знает, чего он хочет, и может объяснить почему. Нахождение в группах с детьми разных возрастов дает возможность примерить разные социальные роли и учит договариваться. В саду ребенок получает практические навыки для жизни и весь объем знаний, необходимый для поступления в школу.

Минусы: В атмосферу методики Монтессори ребенка нужно погружать как можно раньше, чтобы он рос в ней как в естественной среде. Ребенок, ранее обучавшийся в государственном саду, не сможет адаптироваться в Монтессори-системе, предполагающей самостоятельность в выборе занятий и игр. Родителям придется придерживаться принципов этой педагогической системы и дома. Методику часто критикуют за воспитание индивидуалистов — это связано с отношением общества к людям, которые уважают свои интересы и умеют их отстаивать.

«Радуга». «Радостное проживание дошкольного детства»

Наравне с педагогическими методиками, такими как Вальдорфская или Монтессори, в детских садах используются педагогические программы, основанные на общепсихологических теориях и культурных подходах. Одной из них является педагогическая программа «Радуга». Ее суть заключается в поддержании мотивации у детей к познанию, общению, созиданию, а уже ближе к школьному возрасту — в формировании мотивации к обучению. Одна из целей педагогической программы — развить физическую культуру детей через подвижные и интересные игры. Основной формой обучения является игра, поэтому освоению навыков «помогают» сказочные персонажи. Ведь детям куда веселее спасать Королеву Чистоты, чем просто убирать за собой тарелку.

Занятия в саду делятся на семь групп, соответствующих семи цветам радуги, где красный цвет является самым важным:

Помимо игры мотивация к познанию стимулируется с помощью соревновательных элементов, например, предметных олимпиад или постановки определенных целей для группы. В таком саду ребенок приобретет навыки чтения, счета, письма и будет готов к дальнейшему обучению в муниципальной школе. Программу «Радуга» используют около 40% муниципальных детских садов в России.

Плюсы: Программа «Радуга» распространена в муниципальных детских садах и станет отличным вариантом для тех, кто подходит к воспитанию ребенка консервативно. Ребенок готовится к школе, усваивая необходимые для нее знания. Это программа стандарта ФГОС.

Минусы: Воспитатель играет доминирующую роль в детском сообществе, занятия заранее определены, и дети не могут выбирать, чем им заниматься. Детей мотивируют к обучению за счет соревнования друг с другом.

Все методики имеют свои плюсы и минусы, которые могут стать критичными для родителей. Выбор методики зависит от взглядов, которых придерживаются родители ребенка, и от того, как они представляют процесс обучения и воспитания. В принятии решения может помочь экскурсионный день в садике, где вы и ваш ребенок сможете «прощупать» обстановку и посмотреть, как выстроен образовательный процесс.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Источник

Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения

современные методики обучения в детском саду. Смотреть фото современные методики обучения в детском саду. Смотреть картинку современные методики обучения в детском саду. Картинка про современные методики обучения в детском саду. Фото современные методики обучения в детском саду Инна Ашхотова
Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ».

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Существуют различные методы образования дошкольников.

Словесные методыподразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образованияусловно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Методиллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т. е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ПООП дошкольного образования.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем. Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Активные методы

Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессеопределенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения,которые строятся на основе детских видах деятельности:

1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами, континентами, океанами и т. п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему,погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д. Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля,но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.

2. Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п.). Что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства вода и луча света, свойства магнита и пр.

Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Социальное экспериментирование, актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразнымобъектом изучения и эксперимента становятся отношения ребенка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими, детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

3. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности.

5. Занятия-сказки. Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для большинства детей метафора-это знакомая реальность, так как детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями. Воображение-это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Особо это важно для психолого-коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Дошкольное образование наполнено сказками, ну а еще праздник сказки в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка.

6. Занятия-сюрпризы. В содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной деятельности и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных форм обучения дошкольников будет способствовать формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников.

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ».

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Существуют различные методы образования дошкольников.

Словесные методыподразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образованияусловно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Методиллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т. е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ПООП дошкольного образования.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем. Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Активные методы

Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессеопределенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения,которые строятся на основе детских видах деятельности:

1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами, континентами, океанами и т. п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему,погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д. Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля,но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.

2. Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п.). Что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства вода и луча света, свойства магнита и пр.

Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Социальное экспериментирование, актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразнымобъектом изучения и эксперимента становятся отношения ребенка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими, детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

3. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности.

5. Занятия-сказки. Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для большинства детей метафора-это знакомая реальность, так как детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями. Воображение-это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Особо это важно для психолого-коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Дошкольное образование наполнено сказками, ну а еще праздник сказки в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка.

6. Занятия-сюрпризы. В содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной деятельности и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных форм обучения дошкольников будет способствовать формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников.

Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ В нашем учреждении создана Ресурсная площадка по развитию социально-педагогической культуры родителей. В своей деятельности Ресурсная площадка.

Консультация «Современные методы и приёмы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся со сложной структурой дефекта» Л. С. Выготский писал: «Мы должны изучать не дефект, а ребёнка с тем или иным дефектом; поэтому целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии.

Консультация «Современные технологии в образовательном процессе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96 КОНСУЛЬТАЦИЯ «Современные технологии.

Методы обучения в режимных моментах Методы обучения в режимных моментах. Как дорого, бывает, для нас внимание группы детей. И что нужно делать, чтоб удержать это внимание как.

Семинар для педагогов «Активные методы обучения дошкольников» Цель: создание в непосредственно образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т. д.

Семинар для педагогов «Современные методы работы с семьёй по воспитанию этики приобщения к традициям народной культуры» Задача:Ориентировать воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по данной.

Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Попова А. В. МБДОУ «Детский сад № 56 «Гусельки», г. Тамбов, nutapopova@yandex.ru В настоящее время во многих образовательных учреждениях.

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Разработка и выбор технологий логико-математического.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *