современные культурные формы и практики

Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практики Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?

• Какую роль играет образование в профессии педагога?

• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)

• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).

2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)

• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.

Как можно трактовать это понятие?

• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.

4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

В литературе выделены следующие виды культурных практик:

практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).

• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.

Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

• восприятие художественной литературы и фольклора

• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

6. Ведущая культурная практика?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

7. Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.

• В результате реализации культурных практик происходит формированиеуниверсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?

• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

• Музыкально-театральные и литературные гостиные.Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Детский досуг,например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.

• Осознанная мотивация педагогов.

• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)

• Готовность педагога организовать содержание деятельности.

• Компетенция педагога в области культурной практики.

• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.

• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.

• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.

• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка

• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике

10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?

• Кто является их инициатором?

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

11. Когда практика ребенка становится культурной?

(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики Кто ответит?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.

культурные практики напрямую решают задачи социализации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук).

Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиКруг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик Круг детского чтения. Художественное произведение как фон для культурных практик. Чтение произведений Е. Благининой как средство ознакомления.

Круглый стол «Новогодние традиции» Круглый стол «Новогодние традиции.» (родители и дети подготовительной группы) Воспитатель: Кочупалова Светлана Валерьевна. Цель: Воспитание.

Особенности культурных образовательных практик в детском саду Особенности культурных образовательных практик в детском саду. Подготовила: Конева Наталия Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №52.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиПрименение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Применение культурных практик в НОД на тему: ««Образ-Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» в подготовительной к школе.

Разные формы и виды игры дошкольников Силкина О. И., воспитатель ГБДОУ детский сад Центрального района «Радуга» Санкт-Петербурга Разные формы и виды игры дошкольников Цель.

Родительское собрание, круглый стол Родительское собрание «Дети 5-6 лет задачи воспитания» Форма проведения: круглый стол Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными.

Виды детских музыкальных культурных практик Виды детских музыкальных культурных практик В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ.

Источник

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

— Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

— Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

— Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

— Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

— Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик,предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:

— правовые практики;

практики культурной идентификации;

практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;

практики свободы;

практики расширения возможностей ребенка.

Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Данные практики дают возможность:

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:

— самоопределению – «Выбирай себя»;

— самореализации – «Проявляй себя»;

— саморегуляции –«Контролируй себя»;

— совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Данные практики способствуют:

формированиюребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности:

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практикисвободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют:

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?

Как известно,передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:

1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.

2. Через непосредственное включение в их деятельность.

3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского,совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Партнерство в организации образовательного процесса связывается, прежде всего, с такой функциональной характеристикой, как равноправное включение взрослого в процесс деятельности.

Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного» партнера.

Он может ставить цель сам для себя («Я буду.») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно можно обозначить как «партнер-модель».

Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели для работы, («Давайте будем.», и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Эта позиция трактуется как «партнер-сотрудник».

Таким образом, культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

1. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988

2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

3. Крылова Н. Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010

Источник

Консультация для воспитателей «Культурные практики»

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практики Юлия Неметуллаева
Консультация для воспитателей «Культурные практики»

Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

• содержание, качество и направленность его действий и поступков;

• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;

• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

• • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Субъектами культурно-образовательнойсреды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности» — это культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной индивидуальности.

Виды и формы культурных практик

• Совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра

(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные

игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.

• Ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

• Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование.

• Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.

По содержательной направленности развлечения классифицируются на театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, обычаев и традиций родной страны, экологические;спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты; музыкально-литературные, музыкальные концерты;

• Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Реализация культурных практикв образовательном процессе происходит по двум направлениям:

1. Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования,

тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами в соответствии с содержанием тематического планирования, возрастными возможностями детей, актуальными интересами.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т. п.Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

Технологии организации культурных практик

1. Технология ситуации (ситуационный подход).

Ситуативный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего сообщества детей и взрослых.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Алгоритм организации ситуации.

а) Определение цели.

Цель ситуации может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к проблемам нравственной жизни людей, искусства, интересам детей. Главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. б) Построение содержания и выбор формы ситуации.

Содержание ситуации непосредственно связано с формой ее реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовой будет ситуация, какая форма общения будет ведущей – монолог, диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов). Целесообразны такие игровые формы, как КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию». в) Подготовка ситуации.

— Оформление ситуации. Каждая ситуация требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть эмблемы участников, шары и цветы.

— Организация участников ситуации. Воспитатель выступает в роли ведущего, активными участниками являются воспитанники. Отдельным детям или микрогруппам могут быть даны поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя ситуации кому-либо из детей.

г) Проведение ситуации. Если алгоритм технологии ситуации выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

д) Анализ итогов ситуации. Такой анализ организуется в ближайший день после ситуации.В центр обсуждения итогов ситуации следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что можно сделать в будущем.

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр.

Алгоритм организации игры:

а) Создание у участников игрового состояния.

Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, атрибуты, организует сюрпризный момент. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется эмоциональное предчувствие чего-то загадочного и интересного.

б) Организация игрового общения.

Игровое общение –процесс двуединый: оно предполагает, как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии.Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии.

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

— установления личного контакта участников игры;

— добровольного принятия детьми игровой роли;

— установления игровых правил, обязательных для всех участников;

— обеспечение авторитетного «судейства», контроля за выполнением правил игры;

— организации общения «от ребенка» (воспитатель эмоционально идентифицирует себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания.

Игровая позиция воспитателя:

— быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

— проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

— косвенное педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

в) Организация игрового действия.

Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений 14 (командная игра в мяч, трудовых операций («Мастерская Деда Мороза», поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи,когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.

Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы получить приз».

2. Технология коллективного творческого дела.

Решение детским сообществом общей задачи может иметь следующий алгоритм.

а) Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея может выдвигаться путем «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка коллективных идей.

б) Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности,прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки спектакля – костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на равных» — это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).

— общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности (например, 15 при создании общего панно «Волшебная страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

г) Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя – организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчеркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитательвыступает как режиссер и занимает разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия, участника (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных» детей, подчеркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству, консультанта (помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество).

д) Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей — родителей.

Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др.

3. Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Страна Витаминия», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьясбережения. Проекты «Моя семья», «Книга друзей», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы», «Загадки воды», «Мои любимые домашние питомцы», «Царство Снежной королевы» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное направление и соответствующие 16 культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко», «Книжкина неделя».

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик. Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок, концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Проектная деятельность включает в себя:

— задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

— целенаправленную детскую деятельность;

— формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

— результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Результатом организации культурных практик является индивидуальный социокультурный опыт ребенка:

— опыт поведения в различных жизненных ситуациях;

— опыт применения норм и правил поведения;

— опыт эмоциональной реакции на происходящее;

— опыт организации своей деятельности;

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практики«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиФотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиФототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиФотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.

современные культурные формы и практики. Смотреть фото современные культурные формы и практики. Смотреть картинку современные культурные формы и практики. Картинка про современные культурные формы и практики. Фото современные культурные формы и практикиКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Презентация для 2 класса «Окружающий мир. Культурные и дикорастущие растения» Презентация подходит для рассмотрения темы «Растения: культурные и дикорастущие». Материал подобран для второго класса, с целью изучить.

Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *