современная структура обучения информатике в школе этапы

Структура урока информатики в контексте ФГОС ООО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура урока информатики в контексте ФГОС ООО

современная структура обучения информатике в школе этапы. Смотреть фото современная структура обучения информатике в школе этапы. Смотреть картинку современная структура обучения информатике в школе этапы. Картинка про современная структура обучения информатике в школе этапы. Фото современная структура обучения информатике в школе этапы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;

2) общую характеристику учебного курса;

3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

5) содержание учебного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного курса.

Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения.

Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):

— информация и информационные процессы;

— моделирование, информационные модели;

— области применения методов и средств информатики.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

а) в направлении «Информация, информационные процессы»:

б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:

Источник

Статья на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемы и реалии современного обучения технологиям, информатике и ИКТ

Павлова Людмила Анатольевна

заместитель директора по УВР

МОУ «Гимназия г.Тореза»

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы преподавания информатики в современной школе и раскрыты перспективы их решения. Показаны пути взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в процессе преподавания информатики.

Ключевые слова: информатика, информационная культура, системный характер информатики

Сегодня о будущем, так или иначе, задумываются все, особенно когда это касается наших детей, в частности их образования. Отправляя детей в школу, мы верим, что во время обучения они будут получать необходимые знания, всесторонне развиваться, тем самым родители возлагают ответственность за образование своих детей на школу и педагогов. В связи с этим становится необходимым переосмысление современных позиций и ценностей образовательного процесса, усовершенствования нового образовательного стандарта общего образования.

В наше время растет интерес исследователей и педагогов всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку. Объектом её изучения является информация, ее структура и методы ее обработки. В последние годы школьный курс «Информатика и ИКТ» вышел на качественно новый этап своего развития. Особенно изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Вначале внедрения информатики в школе под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сейчас же всем понятно, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. В настоящее время школьный учитель информатики – это одна из самых трудных и интересных профессий. Необходимо каждые два года начинать все сначала, этот учитель вынужден четко следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед информатиком постоянно встает вопрос: «Чему и как учить? Как научить ребенка ориентироваться в мире быстро развивающихся информационных технологий?». Для этого необходимо непрерывно самосовершенствоваться, нужна личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий и в педагогической сфере.

Изучение информатики в школе способствует освоению обучающимися современных информационно-коммуникационных технологий. И, как показывает практика, дети, применяя полученные знания на уроках информатики, используют их при подготовке к другим предметам, например, при подготовке сообщения допустим на уроке литературы готовят презентации. Поэтому учитель информатики должен как никто другой заинтересовать обучаемых своими уроками, своим предметом.

Уроки информатики также влияют и на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контролирует работу ученика, но и помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и навыков. Только на наших уроках ребята могут раскрыться со стороны, не связанной с формулировкой ответа, а со стороны технической подкованности. Чаще всего именно замкнутые дети показывают себя на уроках более развитыми в информационном мире, где им интересно. Задача состоит в том, чтобы помочь таким ребятам настроиться на позитивное мышление, как к информации, так и к товарищам в классе. Они могут раскрыться сильнее, если развивать их интерес к работе на компьютере.

Прежде чем говорить о проблемах и перспективах преподавания информатики в общеобразовательной школе, следует обсудить главную проблему – это осознание детьми значимости информатики, как учебного предмета, а также четкого описания отрасли ее применения. Интернет, электронные библиотеки и книги, цифровые аудио-видео-фото средства, мобильные телефоны, планшеты, карманные компьютеры и коммуникаторы, социальные сети, блоги, создают для современного школьника представление, что приблизительно 20 лет назад мы находились в абсолютном информационном вакууме, в котором кроме запретов больше ничего не существовало.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основные проблемы преподавания информатики:

1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная (из-за слабой материально-технической базы и наличия кадрового обеспечения).

2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет метапредметный характер.

3. Высокие темпы развития ИКТ приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет.

4. В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой [3, с.6]. Информатика – это наука не о предметах или процессах, а о методах, средствах и технологиях их автоматизации, создания и функционирования. Данный предмет предусматривает не только его глубокое изучение, но и практическое применение знаний, умений и навыков для модернизации собственного обучения, а также оптимизации учебной нагрузки. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с персональным компьютером (устройства, операционная система, программное обеспечение, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения поставленных задач. В силу различия материального и культурного уровня семей, школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это тоже надо учитывать при организации учебного процесса.

5. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

6. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-4 учащихся на один компьютер)

7. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но в то же время, проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.

8. Одной из основных проблем обучения для детей младшего школьного возраста является резкая смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка, и очень болезненно воспринимается им. На данном этапе необходимо организовать плавный переход от преимущественно игровой деятельности к учебной, используя по возможности игровые дидактические компьютерные технологии. Прежде всего учителю информатики нужно научиться учить играя.

Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление, уровень которого, во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, что требует от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов – применение все новых методов и средств обучения [4, с.178].

Содержание школьного курса информатики в определенной степени должно отвечать современному уровню развития науки и требованиям общества. Развитие вычислительной техники, в первую очередь, персональных компьютеров и их программного обеспечения, происходит на столько стремительно, а ее экспансия во все сферы деятельности человека является такой всеохватывающей, что возникла потребность подготовки и переподготовки специалистов, способных качественно обучать детей информатике, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики.

Решение указанных проблем и нерешенных заданий, невозможно без усовершенствования методики преподавания информатики на основе принципов непрерывности и последовательности в обучении.

Информатика все больше влияет на процессы дальнейшего развития общества. Она становится доминирующим фактором, который определяет общий потенциал общества и перспективы его развития. Информатизация общества является самой важной составляющей современной цивилизации, которая характеризируется высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и развитыми информационными структурами. Информатика превращается из по сути технической в фундаментальную науку про информацию и информационные процессы в природе и обществе [4, с.176].

Общеобразовательная и практическая значимость школьного курса информатики и далее будет постоянно и стремительно расти. Курс приобретает большой гуманитарный потенциал. Ему уже принадлежит значительная роль в подготовке подрастающего поколения к плодотворной деятельности в информационном обществе.

Гольдин А. Образование : взгляд педагога. [Электронный ресурс]: Компьютерра–Онлайн, 2009 – Режим доступа: http://www.computerra.ru/readitorial/393364/

Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Пер. с англ. М.: МЦБС, 2010. – С. 240.

Колин К..К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10.

Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К Коротков // Народное образование, 2008. – № 6. – С. 176 – 180.

Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – С.314–332.

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. – 2004. — №1. – С.2-8.

Источник

Методические рекомендации «Технология построения урока информатики в соответствии с ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Иванцова Марина Владимировна

Технология построения урока информатики в соответствии с ФГОС

будем учить детей как вчера,

мы украдём у них завтра.

С позиций нового федерального государственного образовательного стандарта – стандарта второго поколения, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию».

В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные , познавательные коммуникативные действия.

современная структура обучения информатике в школе этапы. Смотреть фото современная структура обучения информатике в школе этапы. Смотреть картинку современная структура обучения информатике в школе этапы. Картинка про современная структура обучения информатике в школе этапы. Фото современная структура обучения информатике в школе этапы

Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

— отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Результатами освоения основной образовательной программы являются:

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.

Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения

Меняется и представление об уроке.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные

Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1. Урок введения новых знаний.

2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

5. Урок контроля знаний и умений.

6.Урок коррекции знаний, умений и навыков. (работа над ошибками).

7. Комбинированный урок.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Групповая и индивидуальная

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Основная оценка – оценка учителя

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

§ четко определить и сформулировать для себя тему урока;

§ определить место темы в учебном курсе;

§ определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

§ и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:

Табл. Слова-ориентиры для определения целей урока

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Научит ь систематизировать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Модифицировать, перегруппировать, научит ь применять

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

§ узнавание нового материала;

§ применение знаний в новой ситуации;

§ применение знаний в незнакомой ситуации;

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

4.Составить три набора заданий:

§ задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;

§ задания, способствующие осмыслению материала учащимся;

§ задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

( преподаватель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§ как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Некоторые методические приемы, используемые на различных этапах урока информатики

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: « Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

«Хорошо информированный человек стоит двух».

«Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника»

«Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились».

«Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией».

«Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь».

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, милиметр, сантиметр

2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна

3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

· если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;

· затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

· оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации» «ДОМЫСЛИВАНИЕ»

Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Можно начать урок с интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)

2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Например, сравнение отношений между понятиями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *