современная система профессионального обучения
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!
Виды профессионального образования в РФ
Профессиональное образование представляет собой систему подготовки кадров высокой квалификации на производстве, а также в училищах профессионально-технического профиля. Каковы особенности данного направления?
Профессиональная программа образования способствует решению задач постепенного повышения общеобразовательного и профессионального уровней тех учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов определенной квалификации.
Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.
К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.
Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.
В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.
Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.
Формы
Учреждения профессионального образования предлагают различные формы обучения для своих слушателей: очная, вечерняя, заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.
В нашей стране на данный момент предусмотрены следующие виды высшей ступени обучения:
Государственное профессиональное образование на каждом уровне предполагает постоянное повышение квалификации служащего, рабочего, специалиста с учетом модернизации образовательных стандартов.
Факторы, влияющие на качество подготовки
Есть ли какие-то критерии для оценки качества? Как должно быть организовано профессиональное образование? Профессиональное обучение зависит от следующих факторов:
Специфика образования
Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.
В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.
В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.
Компоненты образования
В системе российского образования есть следующие компоненты:
Остановимся подробнее на всех видах профессионального образования.
Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.
Его реализация осуществляется по основным двум программам: повышенного и базового уровня. После освоения первого этапа, выпускник получает квалификацию «техник».
При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.
Важные моменты
Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».
Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.
Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.
Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).
Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.
Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).
В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.
Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)
В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.
Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).
Специфика среднего профессионального образования в РФ
В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.
Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.
В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.
Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.
Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.
Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.
Специфика высшего образования
Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.
Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).
Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.
Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.
Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.
Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.
Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).
Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.
Подведем итоги
В настоящее время многие молодые люди осознают значимость получения качественного профессионального образования. Они осознают, что от того, насколько ответственно человек относится к выбору специальности, будет зависеть трудоустройство, размер заработной платы, социальный статус.
Среди последних тенденций необходимо отметить повышение интереса среди молодых людей к среднему профессиональному образованию. Многие юноши стремятся поступить после завершения обучения в школе в колледжи и техникумы, функционирующие при поддержке крупных производственных компаний.
Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.
Понятие образования
Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.
Зарождение образования на Руси
Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.
Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.
Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.
Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.
Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.
И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.
Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.
Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.
Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа.
Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.
В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.
История развития образования в XX веке
Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.
Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.
Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
Структура
Система образования в России состоит из нескольких компонентов:
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
Стандарты и государственные требования к образованию
Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:
Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.
Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:
Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.
Управление образованием в России
Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.
Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.
На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.
Виды систем образования и формы обучения
Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.
Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.
К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.
Образование и его учебно-методическое обеспечение
Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.
Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.
Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.
Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.
Расходы на образование
В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.