советские программы обучения для уроков
СТАЛИНСКИЙ ЛИКБЕЗ или полный КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ периода раннего СССР
«Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».
Итак, все заняли места, согласно купленным билетам. Разместились по комитетам, собраниям, заседаниям, и в Центре и в регионах.
Центр занялся бюджетом, регионы замерли. в ожидании сладкого (какого размера кусок упадёт в ручки загребущие). Читала недавно на КОНТе восторженную статью о новой ГосДуме и их отношению к бюджету. Может, так всё и есть (статья исчезла загадочным образом, потому не могу привести ссылку). Но вопрос возникает следующий: когда эти кусочки разлетятся по регионам, кто их там пилить будет, на месте?
Поинтересуйтесь каждый в своем регионе, кому подчиняется Минобразование или Минздрав и т.д. К примеру, наш регион: минобразование подчиняется правительству региона, в свою очередь Народным собранием, не без участия властей выделяется бюджет на образование.
Ещё очень интересная организация ГОРОНО. Этот «зверь» не подчиняется и не работает с минобром. Создан под прямым подчинением администрации города. Честно не знаю, как это работало раньше, но на сегодняшний день это «паразитирующий червь» на наших школах, учителях, завучах и директорах. Завуч нашего лицея, умница, работающая уже 37 лет, преподающая математику и фундаментальную физику (её выпускники, после сдачи ЕГЭ, напрямую идут в им. Баумана, МФТИ и т.д.), сказала: «Так и запишите, как кор-шу-ны!
Работать не дают, постоянные дублирующие отчеты, по три мероприятия в неделю (кому, как в голову придёт), для 5 и 10 классов, для всех одинаковые мероприятия, к примеру «день птиц». Бред!» Квалификация самих работников порождает массу вопросов. Я помню, жили мы в Забайкальском военном округе, на границе с Китаем, в маленьком населенном пункте. Средняя школа свой педагогический коллектив пополняла за счёт рядом разместившегося полка. Жёны офицеров, которые заменялись со всех уголков СССР и даже была прямая замена с Германии, шли преподавать в местную школу. Там же и учились все детки офицеров.
Так вот, после очередной замены, мы, дети, пришли 1-го сентября в школу и выяснили, что некому читать русский и литературу. Председатель районо, женщина красивая и грозная, с ней не связывался даже председатель исполкома, пришла к нам, простым школьникам, на простые уроки. Благодаря ей мы знаем классику мировой и русской литературы. Помню, тот год начинался с Чехова «Вишневый сад». Гороно или районо было в помощь, теперь это надзирающий и карающий орган с неквалифицированными работниками. Есть менее заметная, но более опасная проблема.
Разброд и шатание в системе образования. Миллион программ по одному предмету в одной параллели. В одном городе дети одного класса учатся по разным программам, по разным учебникам. Как, скажите мне, можно достоверно проверить успеваемость учеников?
Здесь выкладываю подборку советских учебников, методик к ним, пособий и дополнительных сборников, которые были переизданы многократно (ССЫЛКА НИЖЕ) Это и до Сталина, во время и после него. Суть одна, по этим учебникам в короткий период получилось избавиться от полной безграмотности и необразованности. Все вспоминают феномен резкого скачка в образовании при Сталине, хлопают в ладоши, а «воз и ныне там». Мне, кажется введение и утверждение единых учебников на всём пространстве страны, просто необходимы.
Сейчас, действительно, появилась возможность достучаться, но сделать это нужно грамотно, чтоб не раскачать плесень на болоте, чтоб не начало вонять. Обойти тихо и незаметно, поставив перед фактом.
Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам
Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.
Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.
Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы «ВКонтакте» жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.
«Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях «больше», «меньше», на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное», — говорит она.
Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.
«Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним».
Буквари от «партизан»
В еще одной группе —»Сталинский букварь: партизанское движение в области образования» — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.
По мнению организаторов группы, современные пособия полны «нелепых ошибок, противоречий, нестыковок». В них якобы хромает «логика, структура и последовательность».
«Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое», — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.
В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский «Букварь» А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.
Сегодня у «Сталинского букваря» есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.
В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.
«Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме», — перечисляет «Сталинский букварь».
Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе «Методический кабинет Марии Рутскаускас» больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.
Учебники того времени переиздает и «Родительское Всероссийское сопротивление». В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.
По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа «Данко» для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.
В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.
Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.
Количество подобных «альтернативных классов» в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.
В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.
«Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая», — объясняет Шульга.
«Не надо фетишизировать учебник»
Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется «замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками».
При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.
«Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием», — подчеркивает педагог.
К обучению в семейных классах он относится скептически.
«Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов», — считает Пратусевич.
Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.
«Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога», — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах».
Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число «советских» классов.
За учебники по математике от Монро, я бы три года расстрела ставил. В них и не умение чётко поставить вопрос и допущение двояких толкований. Авторам самим сначало научиться бы учебники писать, а не детский мозг калечить. Зато есть замечательный Петерсон, которого во многих школах не хотят признавать.
Одно могу сказать точно, по учебникам, которые были в 80-90х годах можно было учиться самому, они более-менее просты и понятны, о современных такого сказать не могу.
с истоков проект «Сталинский букварь» наблюдаю. недавно книгу заказал
«тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной.»
месье намекает что все остальные убеждены в обратном?
Ниже сборник интересных фото страниц из учебников.
В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.
Как наш дядя Вася пил Лакрима Кристи на банкете у Сталина
Перед самой войной наш дядя Вася закончил с отличием Ленинградское военное училище связи, и вместе с другими лучшими выпускниками военных вузов Советского Союза был приглашён в Кремль на банкет. Традиция такая есть и до сего дня.
После его ухода все выдохнули, оживились, давай смотреть меню.
Чего там только не было!
А в конце была приписка: «Если Вы хотите заказать какое-либо другое блюдо или напиток, обратитесь к официанту».
Уж не знаю, как и где, но слышал наш дядя Вася про удивительное и редкое вино Лакрима Кристи.
Оно вообще-то итальянское, из винограда делается, который только на Везувии растёт. Но при Николае II князь Голицын его и в Крыму на своей Массандре стал выращивать.
Рассказал он товарищам своим, те тоже захотели попробовать.
Зовут они официанта, и спрашивают:
— Скажите, а можно принести нам вино Лакрима Кристи? Есть у вас такое?
— Это очень редкое вино и оно у нас есть, но хранится в самом дальнем подвале. Вам придется подождать.
— Мы согласны подождать. А сколько?
Ребята (вот дают!) еще и время засекли.
Через восемь минут официант вернулся и принёс тёмную старую бутыль, обёрнутую в белоснежную крахмальную салфетку.
Лакрима Кристи оказалось тёмным, вишнево-рубиновым, обволакивающим нёбо и дёсны, бархатистым. В слоистом аромате проступали оттенки вяленой вишни, крымского кизила, даже почему-то малины и шоколада с горчинкой.
Вскоре началась война.
Воевал Василий Александрович с первого до последнего дня талантливо, решительно, инициативно.
Пришлось ему и Крым освобождать, где Лакрима Кристи делают.
За Крым дядя Вася орден Александра Невского получил.
Закончил полковником, а после войны и генералом стал.
Много горького и сладкого случалось ему пить в своей жизни, но то вино он не забывал никогда.
(генерал Василий Александрович Лебедев)
Как создавался первый учебник истории в СССР
После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой:
«Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». (считают что это сказал Бисмарк)
В конце октября 1931 года Сталин отправляет в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (письмо) статью «О некоторых вопросах истории большевизма». Из данной статьи можно сделать вывод, что руководство ВКП(б) понимает, что революция становится историей и необходимо разъяснять некоторые аспекты.
Необходимо отметить, что в это время в средней школе СССР отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.
5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову, которого Сталин хорошо знал лично.
14 марта 1934 года нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, «ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР». На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.
К составлению материалов для чтения по истории наркому он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.
Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 г. анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.
7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника «История СССР», внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание:
«1) нет истории народов
2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов».
Вероятно Сталин также предвидел возможность появления коллаборантов, готовых сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения и бороться линией партии.
8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:
«В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР».
Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф «Строго секретно». Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» будут напечатаны в «Правде».
Также авторы учебника не в полной мере смогли доходчиво обосновать некоторые вопросы. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:
Постановление было опубликовано в газете «Правда» 22 августа 1937 года.
Писатель Михаил Михайлович Пришвин, осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию «Правды» как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:
А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод:
«В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание».
Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
Победа профессора Шестакова
27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор А.В.Шестаков.
Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941)
«Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР».
За несколько лет до начала мировой войны школы получили учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и «объяснял» школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране арестов.
И далее призыв к детям: «Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».
Учебник истории СССР А.В. Шестакова (1877-1941) с пометками И.В. Сталина.
Альтернативное образование: учимся по советским учебникам издания РВС
Школа. Не знаю для кого как, но для меня в этом слове есть что-то изначальное и волшебное одновременно. Нечто такое, чем веет от слов «мать», «отец», «родители», «дом». Школа – это не просто место, где учат писать, читать, считать. Это место, где учат познавать мир, где растущие люди обретают основы знаний, без которых невозможно стать человеком разумным в полном смысле этого слова. Возможно поэтому в русском языке такое становление личности, называется словом «образование», т. е. школа – это место, где образуется человек.
Еще со времен античности, а может и раньше, стало понятно, что кроме основных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, ребенок должен получить общие знания, позволяющие ему стать полноценным членом общества. Уже тогда стало ясно, что родителям тяжело справиться с ответственной задачей воспитания и становления человека, для этого необходим учитель и даже не один. Так один из самых важных институтов, созданных человечеством, – это общеобразовательная школа.
Читая про античные, греческие, римские школы ощущаешь, что речь идет примерно о таком же заведении, которое ты сам посещал в детстве. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что школа занимается тем, что год от года воспроизводит народ, что история современного человека и история общеобразовательной школы начались примерно в одно время.
Казалось бы, то, что образование необходимо каждому человеку – это азбучная истина, однако сейчас она уже разделяются далеко не всеми. В противном случае образование, наряду, кстати сказать, со здравоохранением, не стало бы проходить по разряду «услуг» наравне с кафе и парикмахерскими, которые, при всем к ним уважении, по общественной значимости до школы и больницы не дотягивают.+
Мы давно уже видим, что та школа, к которой мы привыкли и которая для большинства пока еще является нормой, исчезает. Школьники, начиная с младших классов, сейчас занимаются тем, что весьма отдаленно напоминает учебу. Занятиями дети загружены плотно, много времени тратят на выполнение заданного, но знаний получают мало.
К чему в первом классе такие формы учебной деятельности как «портфолио», «реферат», «доклад»? Т. е. то, что малыш пока осмыслить, тем более самостоятельно сделать, не может? В итоге рефераты и доклады пишут папы и мамы, а у ребенка складывается представление, что учеба — это то, что ты сделать не можешь, за тебя это делают родители, а твое дело лишь донести готовое до школы.
Из школы практически исчезло воспитание, без которого невозможно полноценное образование. И в целом такое обучение мало способствует привитию любви к учебе. Все больше родителей говорят, что дети в такую школу идти не хотят, она им чужда.
В итоге мы получаем поколения необразованных людей, обладающих слабыми базовыми знаниями, не умеющих и не желающих учиться. Необразованным людям недоступны сложные гуманитарные и технические знания, им тяжело достоверно оценивать происходящее в окружающем мире. Их легче обмануть, разобщить, ими легче помыкать, на них проще наживаться. Лишая наших детей полноценного образования, у них крадут будущее.
В таких условиях все больше людей склоняются к внешкольному обучению своих детей, т. н. семейному обучению. Во многих городах России уже существуют приверженцы семейного обучения, дающие начальное и среднее образование своим детям дома или в сообществе единомышленников.
Подходы и взгляды на семейное обучение встречаются очень разные и, конечно, отражают все разнообразие идеологических веяний, по которым сегодня разбросаны людские умы. Есть приверженцы предельного индивидуализма, придерживающиеся взгляда, что «мой ребенок не должен хотеть в толпу и потому должен учиться дома один». Многие из них ориентированы на иностранные методики, т. н. хоумскулинг, т. е. все то же домашнее обучение, только «как в цивилизованном мире».
Есть монархисты, своим идеалом видящие православные гимназии. И есть приверженцы советского опыта обучения, организующие обучение детей по методикам и учебникам советского образца.
Я являюсь сторонником последнего подхода, поскольку советская система на деле показала свою действенность, выведя СССР на передовые позиции в мировом образовании. Я считаю переход на внешкольное обучение вынужденной мерой. Повторюсь, по моему мнению, школа не только место, где мальчики и девочки учатся общей грамоте и постигают азы наук. Это еще и место воспитания, формирования мировоззрения, место, где дети учатся как умению учиться, так и умению жизни в коллективе. К ребенку по мере взросления должно приходить понимание роли общества в жизни людей и своей роли в обществе
Такое образование крайне затруднительно, если вообще возможно, получить вне учебного коллектива, класса, школы. При полностью домашнем, индивидуальном обучении ребенок является оторванным от важнейшей составляющей образования – от общения со сверстниками, т. е. от того, что называется социализацией. Приверженцы хоумскулинга часто отмахиваются от этого, заявляя, что их ребенок научится навыкам общения либо с родителями, либо на различных кружках. Однако социализация – это не только, и даже не столько, «умение общаться». Социализация – это обретение умения поставить себя на место другого человека, понимания того, человек живет среди людей и больше нигде жить не может. Больше того, без общения в обществе и коллективе сверстников невозможно научиться оценивать, а, значит, и развивать свою собственную личность. Да много чего невозможно сделать одному, невозможно, в конечном счете, в одиночку стать человеком.
Поэтому, говоря о внешкольном образовании сегодня, нужно, на мой взгляд, говорить о таких формах, где обучение детей ведется именно в классе, а не индивидуально. Это может быть, например, семейный класс, организуемый по взаимной договоренности внутри группы родителей, желающих учить своих детей вне школы по программе советского образования.
Коллектив активистов Родительского всероссийского сопротивления (РВС) ведет работу по переизданию, с учетом современных требований, учебников начальной школы советского времени. Уже выпущен комплект полный комплект учебников для 1-го класса, и готова часть учебников для 2-го и 3-го классов. Именно в начальной школе у ребенка, при должном обучении и воспитании, формируются первые навыки обучения, прививается любовь к учению. А проверенные временем советские учебники и методики нацелены именно на такое образование.
Интересно, что первым примером обучения по этим учебникам стали некоторые школы Севастополя, где в 2016 году несколько классов начальной школы, с согласия родителей, были полностью переведены на обучение по советским учебникам издания РВС.
С переизданными советскими учебниками можно ознакомиться на сайте РВС. Там же есть место, где желающие перевести своих детей на внешкольное обучение по этим учебникам могут обсудить конкретные вопросы, найти методики обучения, объединиться для совместной деятельности.
Родители, мамы и папы, бабушки и дедушки у которых растут дети и внуки дошкольного или младшего школьного возраста! Кто, кроме нас, позаботится об их будущем? Не допустим оболванивания наших детей, превращения их в безграмотных городских дикарей!