социокультурные практики в школе

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни

социокультурные практики в школе. Смотреть фото социокультурные практики в школе. Смотреть картинку социокультурные практики в школе. Картинка про социокультурные практики в школе. Фото социокультурные практики в школе Татьяна Гусельникова
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни

Понятие «социокультурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.

Под культурными практиками в условияхобразования понимают:

разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;

поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей;

приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;

приобретениенравственного и эмоционального опыта: сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.

От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации детей.

Социокультурные практики включают в себя:

— освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;

— получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;

приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.

Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детейособое внимание должно уделяться:

— индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;

— конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;

— проектной форме организации всех культурных практик;

— взаимодополняемости основного и дополнительного образования.

В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №26 и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детейподготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.

Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами.

Сотрудничество детского сада с МАУ ДО «ДЮСШ по водным видам спорта» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-балаковцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Посещение водного стадиона создает праздничную атмосферу, вызывает положительные эмоции у детей.

Сотрудничество детского сада с детскими садами №3,9, 34. 39позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах («Большие гонки»на базе 39 сада, «Юный интеллектуал» на базе 9 сада, «Умные шашки», «Зажгись звезда» на базе нашего д/с.) учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей.

Сотрудничество детского сада с профсоюзной библиотекой ОАО «Балаковорезинотехника» позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества.

В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность.В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда: самообслуживание, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд, труд в природе, ручной труд.

Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В. Г. Нечевой, А. Д. Шатовой).

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.

Трудовая деятельность дошкольника организована так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Одной из задач социальнокоммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующее: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Более подробно остановимся на работе ДОУ по обучению дошкольников ПДД.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети,являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы, воспитатели, становимся первыми наставниками ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Мы не только рассказываем детям о правилах дорожного движения, но и ставим их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Сегодня в каждой группе оборудованы центры безопасности дорожного движения. В них в соответствии с возрастом детей представлены:

— наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);

— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т. д.);

дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;

— интерактивные игры («Дорожная ситуация» и др.)

— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт,дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта и т. д.);

— настольный перекрёсток (модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);

— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);

— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;

комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др. ;

накопительные папки: подборка материалов из местных газет по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др. ;

картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;

— комплект дорожных знаков (из картона);

— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей, учебно-методическая литература;

— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема, разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);

— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);

— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;

стенды со сменным материалом: «Для вас, родители»

,— детская литература по ПДД и методическая литература;

— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.

Важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге);

— на территории детского сада сооружена специальная площадка (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.

Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно так же. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Для родителей в ДОУ проводятся собрания, организованы стенды и папки-раскладушки с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).

Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе»позволяет сделать важный вывод: организация и реализация социокультурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника.

Исследователи проблемы организации и реализации социокультурных практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику, как их комплексный интегративный характер.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.

Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью «Из-за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми как условие успешной социализации дошкольника Слово социализация происходит от латинского «socialis», что в переводе значит «общественный». Человек в процессе социализации становится.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Выполнила: Егушева Т. Н.

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством познавательно-исследовательской деятельности Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Участие семьи и школы в хозяйственной и культурной жизни аула» Урок № 49 Дата: Тема: Участие семьи и школы в хозяйственной и культурной жизни аула. Цели и задачи: Способствовать пониманию взаимоотношений.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие полноценной социализации ребенка Социально-педагогической деятельности ДОУ отводится главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка. Возникает потребность.

Источник

Культурно-образовательные практики в образовательном процессе

социокультурные практики в школе. Смотреть фото социокультурные практики в школе. Смотреть картинку социокультурные практики в школе. Картинка про социокультурные практики в школе. Фото социокультурные практики в школе Елена Ефимова
Культурно-образовательные практики в образовательном процессе

Культурно-образовательные практики на протяжении всей истории человечества играли и продолжают играть важную роль, становясь в современных условиях основным гуманитарным направлением развития исторического, социального и культурного пространств. Актуализация и решение социокультурных проблем оказали немалое позитивное влияние на различные политические, социальные, национальные и межконфессиональные процессы в современном мире.

Поскольку культурно-образовательные практики затрагивают многие сферы человеческой жизни, то они становятся важнейшим инструментом в формировании нового национального проекта «Культура», изложенного в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах в развитии Российской Федерации до 2024 года». Точка зрения практики выступает критериями в реализации этих стратегических проектов и программ в современном культурном строительстве.

В профессиональном сообществе и в широких кругах вызывает острый интерес вопрос о том, в каком направлении развивается система образования и воспитания молодежи, на основе какой идеологии, системы ценностей строится воспитание в школе и вузе.

Все изменения, которые происходят в системе образования, всегда опосредованы социально-экономическими условиями развития общества. В частности, увеличение сроков образования, усложнение образовательных программ, введение двухуровневой системы высшего образования обусловлено не только научно-техническим прогрессом, который не остановишь, но и изменением самого государства, его места в мировой образовательной системе. Изменений произошло и происходит очень много. Однако, исторически сложилось так, что любая инновация становится традицией только в том случае если она доказала свою эффективность многократно и массово.

1. Понятие культурных практик

По Бурдье, социальная практика представляет собой целенаправленные действия индивидов по преобразованию социального мира, каждодневные привычные поступки, не требующие объяснения. Введенное автором понятие «габитус» служит порождающим механизмом практик или, другими словами, приобретённой системой порождающих схем.

Не предоставляется возможным дискурс культурных практик без дескриптивного анализа социальных явлений, поскольку в основе культуры не исключены различия повторяющихся связей между социальными явлениями и социальной действительностью. Именно такие сложившиеся связи между индивидами и коллективными субъектами деятельностей, в конечном счёте, составляют культурное поле. Вполне приемлемо предположение, что существует прямая связь между габитусом и полем культуры. Последнее характеризуется способностью производить классифицируемые практики, различать и оценивать их.

Поскольку в границах масштабного культурного поля существует множество разнообразных культур, то пересечение взаимопроникающих полей между ними создает основу для формирования универсального культурного паттерна.

Культурные практики следует рассматривать в двух аспектах, во-первых, как социально стандартизированное поведение в сообществах, во-вторых, как материальные продукты групповой активности. Например, культура синтезирует стереотипы и символы, сложившиеся в процессе ее развития, и в тот или иной период востребованным становится определенный паттерн или их совокупность.

В каждой культуре возникают характерные задачи, которые не обязательно свойственны другим типам общества. Подчиняя свою жизнь этим задачам, группа людей все более и более консолидирует свой опыт, и в соответствии с настоятельностью этих побуждений разнородные типы поведения обретают все более и более конгруэнтную форму.

В отличие от социальных практик культурный образец является более устойчивой конфигурацией связей людей друг с другом. Области социального производства в культуре, иначе говоря, культурные практики формируют нормы, ценности, модели поведения индивидов в социально-культурном пространстве. Они не ограничиваются пониманием «потребления культурных смыслов» (концепт «культурной всеядности» Ричарда Петерсона) и опираются не только на «систему социальной стратификации» (П. Бурдье) и т. д.

Важно отметить, что каждая практика не вопрос желания выбора или предпочтения, а вопрос тесной взаимосвязи с другими практиками в условиях повседневности. Повторяемость действий закрепляет понимание социальной нормы. Последнее, в свою очередь, закрепляет образцы поведения, становится социальным институтом. Природа образования схем поведения зиждется на понимании автономии воли независящих от структуры сознания или активности самого агента, меняющего социальную действительность. В силу своего относительного подчинительного аспекта практика является двойным структурируемым механизмом. Следует сказать, что индивиду не представляется возможность для автономного действия вне практических принципов, предписывающих порядок действия.

В качестве примера может выступить искусство как «система способов делания», подчинённых под специальные цели и являющееся продуктом либо традиционного опыта, либо личного опыта индивида. В этом смысле искусство является практикой в чистом её виде. В традиционной культуре теория повествования неотделима от теории практик как её условие и одновременно как её производство. Однако воспроизведение устной традиции является практикой только в том случае, когда повествование отвечает на вопрос «что необходимо знать, чтобы сделать?» В искусстве, в процессе рассказывания о способах делания, и осуществляется практика.

Культурные практики аккумулируют все сферы жизнедеятельности человека. В современном обществе с его постиндустриальными, информационными, глобализационными тенденциями все более значимыми являются вопросы культурного производства и потребления. Опыт музыкальных практик, в этом смысле, создаст интересный сравнительный контекст, позволяющий лучше понять динамику культурных практик в действии.

2. Применение понятия культурных практик в образовательном процессе

Культурные практики как «виды самостоятельной деятельности, интересные ребенку и обеспечивающие самореализацию» позволяют создать такое социокультурное пространство, в котором ребёнок будет являться субъектом отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром, чего требует образовательный стандарт.

В работах Н. Б. Крыловой говорится, что универсальные культурные умения формируются в процессе собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования. Вступая во взаимодействие с окружающим культурным пространством в процессе культурных практик, ребёнок не только присваивает социокультурные ценности, но и преобразует их в личностно значимые ориентиры и принципы. При этом коммуникативные навыки в значительной мере обуславливают тот личностный опыт, который получит ребенок, и одновременно формируются в процессе живого общения. Коммуникативные навыки рассматриваются нами как структурные компоненты коммуникативной компетенции.

В современной лингвистической и педагогической литературе термин «коммуникативная компетенция» используется как собирательное понятие, включающее в себя ряд компетенций, и определяется как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений и навыков, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Понятие «коммуникативные навыки»согласно психолого-педагогическим исследованиям включает следующие компоненты: эмоциональный, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и «сорадованию», внимание к переживаниям и действиям партнеров; когнитивный, связанный с познанием другого человека (способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); поведенческий, отражающий способности ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.

Организация культурных практик, в том числе и коммуникативных, должна обеспечивать ребенку возможность самостоятельного поиска, открытий, экспериментирования, анализа своей деятельности. Взрослый в этом процессе должен играть роль партнера, направлять деятельность ребенка, транслировать образцы культурной коммуникации, но не навязывать способы поведения и решения коммуникативных задач.

3. Требованяи к применению культурных практик в образовательной деятельности

В качестве главного результата сегодня в школьном образовании рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

Новые цели образования могут быть достигнуты только при определенных условиях, которые необходимо создать в современной школе.

Требования улучшения образования, сохранения здоровья детей и индивидуализации учебного процесса объективно обусловливают необходимость реальной разгрузки инвариантного общеобразовательного ядра, освобождения его от ряда имеющихся на сегодня знаний, которые оказываются невостребованными при решении практических, познавательных, ценностно-ориентационных, коммуникативных проблем; знаний и умений, которые имеют значение лишь для профессионального образования определенного профиля.

выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе;

окончательного перехода к профильному обучению в старших классах школы;

изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентации.

Модернизация школы происходит не только по внешним, но и по внутренним причинам. Связано это с новыми научными исследованиями и практикой школы, позволившими осознать закономерности познания и обучения, улучшить на этой основе образовательный процесс.

Система оценки учебных достижений выпускников также представляется серьезной проблемой, требующей решения. Основной ориентацией становится не столько выяснение того, в какой мере учащиеся освоили формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно—ориентационных и коммуникативных задач.

Необходимо обратить внимание на:

соотношение изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности: соотношение времени на учебную (включая домашнюю работу) и внеучебную деятельность учащихся на разных этапах образования.

• соотношение инвариантного и вариативного компонентов образования. Речь идет о том, какие цели образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Развить у детей познавательные интересы, творческие способности возможно при определенной свободе выбора учебных предметов.

• содержание учебных предметов. В современной системе образованиявыделяется ряд аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы; исключение устаревших разделов.К перечисленным аспектам следует добавить еще один: исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования.

• совершенствование содержания образования касается «идейных основ» образования. Например, идейной основой гимназического образования в российской школе середины XIX века была античная культура, ради ознакомления с которой и изучались древние языки. Считалось, что античная культура должна дать нравственные и духовные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. Возникает необходимость в поиске «дополнения» привычных идейных основ образования.

Существующие концепции управления образованием не до конца отвечают новым социально- экономическим условиям. Во всех сферах управленческой и хозяйственной деятельности любой экономической системы в настоящее время упор делается на информацию, знания, инновации, что усиливает значение интеллекта и интеллектуальной деятельности.

Развитие концепции интеллектуального лидерства в образованииопределено рядом взаимосвязанных факторов:

нарастанием дефицита квалифицированного персонала;

ростом ожиданий высококвалифицированных кадров в отношении стиля управления руководства, условий труда и своей вовлеченности в инновационные процессы;

повышением требований к лидерам в контексте инновационного развития.

Дальнейшее развитие концепции интеллектуального лидерства приведет к культивированию таких ценностей экономики знаний, как опережающее развитие, инновации, командная работа, результативность, инновационное поведение.

Динамичные изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы человеческой жизни. Это в основном связано с процессами глобализации, которые прямо или косвенно влияют на человека. В недавнем прошлом, процессы социальной трансформации анализировались, в первую очередь, в контексте экономической и политической теорий, которые имели доминирующую роль. Социокультурные императивы считались производными от этих факторов и к приоритетным направлениям не относились. Однако, точка зрения практики как основного методологического принципа и критерия теоретических концепций со временем открыла государственным органам и обществу объективную картину мира, в которой социокультурные основания во многом определяют различные сферы жизнедеятельности человека.

Необходимо обеспечить все образовательные учреждения полным комплектом современных учебников, методических пособий, компьютерной техникой. Нужно создать такие условия, чтобы новое поколение с радостью и удовольствием шло на рабочие места, ощущая перспективу, совершенствование и рост своего мастерства.

Для этого необходимо объемнее использовать и вовлекать внутренние ресурсы регионов, бюджетные и внебюджетные источники для реального решения проблем кадрового обеспечения системы

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

социокультурные практики в школе. Смотреть фото социокультурные практики в школе. Смотреть картинку социокультурные практики в школе. Картинка про социокультурные практики в школе. Фото социокультурные практики в школеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *