социо конструктивистская теория обучения

Социо конструктивистская теория обучения

The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (педагогические и психологические науки)

Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург

2018 г., выпуск № 2 (февраль)

Социальный конструктивизм и современный процесс обучения

Аннотация.
В статье определены основные характеристики современного процесса обучения, рассматриваемого как социокультурный феномен, то есть соответствующего по его результатам характеристикам современного общества, доказывается, что концепция социального конструктивизма может рассматриваться как определяющая при определении учителем содержания и построении процесса обучения в современной школе.

Ключевые слова: обучение, развитие, социальный конструктивизм.

Social constructivism and contemporary learning process

Abstract
The article concerns the basic characteristics of the modern learning process, which is considered as a social and cultural phenomenon that is, corresponding in its results to the characteristics of modern society.

Keywords: teaching, learning, development, social constructivism.
__________

Как утверждают исследователи современных общественных процессов, важнейшим стратегическим ресурсом развития экономической, социальной, культурной, политической сфер становится культурно-образовательный капитал. Приобретаемые человеком знания и навыки должны позволить ему адаптироваться к постиндустриальному обществу, основанному на знании, для того, чтобы он смог активно и успешно участвовать в его экономической, социальной, политической жизни. Сегодня решающим источником благополучия становится «знаниевая экономика» (в терминологии П.Друкера, knowledge economy ) [1]. Все это придает особый статус образованию, повышая уровень предъявляемых к его качеству требований.

Примерно два десятилетия назад ЮНЕСКО был представлен доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: Сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within)». В докладе утверждалось, что непрерывное образование базируется на четырех основаниях:

учиться узнавать, что означает, что учащиеся ежедневно конструируют свое собственное знание из внешних (информация) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов;

учиться делать, что означает практическое применение изученного;

учиться жить вместе, что характеризует стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, когда у каждого есть равная с другими возможность собственного развития, развития своей семьи и местного сообщества;

учиться быть, что выделяет умения, необходимые каждому человеку для полного развития собственных возможностей [2]. В данном докладе исследователи отмечают переход к иной модели образования в открытой образовательной среде, целью которого является подготовка человека к использованию и производству знания, порождению новых социальных практик.

Таким образом, понятие «конструирование знания учащимся» становится не просто предметом общих рассуждений, а насущной проблемой практики работы школ, следовательно, требует серьезного осмысления и поисков обоснованных практических решений.

Очевидно, что эти идеи нашли отражение в формулировках образовательных результатов в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в частности, в понимании предметных результатов не только как системы основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира, но и освоенного обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также в выделении группы метапредметных результатов как освоенных при изучении нескольких или всех предметов межпредметных понятий и универсальных учебных действий [3].

Исходя из вышесказанного можно вести речь о сущностных характеристиках современного процесса обучения в контексте достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества.

Полагаем, что феномен конструирования знания обращает нас к размышлениям Л.С. Выготского о развитии ребенка. В этом плане возможны два направления размышлений, основанных на трактовке идей Выготского, квалифицируемых современными исследователями как концепция социального конструктивизма Выготского:

Знание не просто воспринимается и присваивается человеком – оно конструируется им, укладываясь в имеющиеся у него структуры или конструкты, сформированные не только в рамках формального, но и неформального образования в контекстах образовательных сред, не сводимых к материальным условиям, или основанные на имеющемся опыте.

Знание конструируется в социальном взаимодействии обучающихся между собой и с педагогом, который оказывается посредником между вешней средой и учеником, осваивающим ее в процессе обучения и, шире, социализации.

Рассмотрим оба тезиса последовательно, проецируя их на процесс школьного обучения.

Первый тезис характеризует, как именно, через какие внутренние процессы происходит усвоение нового знания ребенком. Теория конструктивизма для обучения впервые была сформулирована Ж.Пиаже [ 4 ]. Пиаже выделял 4 фактора, определяющие характер когнитивного развития ребенка: уравновешивание в процессе адаптации, как баланс между ассимиляцией (когда стимулы внешней среды интегрируются с внутренними структурами, иначе говоря, например, новое знание «вливается» в имеющееся) и аккомодацией (когда происходит приспособление имеющихся схем к специфике новых условий внешней среды, в этом случае имеющихся знаний недостаточно, они должны быть дополнены или изменены для решения новых задач), созревание, как биологический процесс, активный опыт, как взаимодействие ребенка с окружающей средой, в результате которого происходит формирование представлений о вещах и социальное взаимодействие, как взаимодействие с людьми, в результате которого происходит формирование представлений о вещах, о людях и о самом себе.

Второй тезис фокусирует внимание на необходимости социального взаимодействия в процессе обучения. Это утверждение Л.С. Выготского существенно отличает его взгляды от воззрений Ж.Пиаже, который полагал, что дети получают знания, основываясь на личном опыте. Выготский настаивал на том, что социальное и когнитивное развитие тесно связаны и опираются друг на друга, не отказываясь от идеи Пиаже о необходимости опоры в процессе обучения на личный опыт ребенка, считал чрезвычайно важным опыт социального взаимодействия. Дети познают мир, основываясь на знаниях, опыте взрослых и других детей из их окружения, и Выготский считал, что такое взаимодействие является ключевым для получения детьми знаний. Это доказывает, в частности, сформулированный Л.С. Выготским законом социального происхождения высших психических функций, или законом интериоризации: «все высшие психические функции «появляются на свет дважды: вначале как функции интерпсихические (внешнепсихические), развернутые в отношениях между взрослым (носителем культурного опыта) и ребенком (осваивающим культурный опыт). На втором этапе они проявляются как функции интрапсихические, то есть собственно психические (внутренние). Таким образом, все высшие психические функции вначале существуют как развернутые формы взаимодействия взрослого и ребенка, а затем, сворачиваясь, превращаются в индивидуальные психические функции» [6, с. 325]. «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и ее структуры», – утверждает Л. С. Выготский [6, с. 237].

Таким образом, можно сделать вывод о необходимых ориентирах профессиональной деятельности учителя, в основании которых лежат идеи Л.С. Выготского о развитии ребенка в обучении:

ученик является действительным субъектом процесса обучения, а учение есть процесс конструирования знания учеником;

новое знание начинается с актуализации имеющихся представлений; постановка реальных проблем влияет на подлинность знания и способствует мотивации учения;

учение наиболее эффективно, если реализуется в богатой ресурсами и сложной образовательной среде, насыщенной оригинальными источниками, реальными предметами;

для конструирования знания учащимися чрезвычайно важны социальный и культурный контексты.

Drucker P.F. Managing in the Next Society, Butterworth Heimeman, 2002.

Delors, Jacques. Learning: the treasure within; report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century (pocketbook edition) / Education on the move; Publ: 1998; 266 p.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=25

Piaget J. The construction of reality in the child (New York: Basic Books, 1954, The child’s conception of the world/ London: Routledge.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 519 с. С.163.

Выготский Л. С. Проблемы возраста // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с.

Brooks J.G., Brooks M.G. In Search of Understanding: The Case for Constructivist Classrooms. – ASCD, 1999.

Статья подготовлена по материалам доклада на Международной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА СЕТЕВОЙ ЛИЧНОСТИ» (Институт педагогики, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 30.01.2018)

Drucker P.F. Managing in the Next Society, Butterworth Heimeman, 2002.

Delors, Jacques. Learning: the treasure within; report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century (pocketbook edition) / Education on the move; Publ: 1998; 266 p.

Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=25

Piaget J. The construction of reality in the child (New York: Basic Books, 1954, The child’s conception of the world/ London: Routledge.

Vygotsky L.S. Myshlenie i rech’. M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1956. – 519 s. S.163.

Vygotsky L. S. Problemy vozrasta // Sobr. soch.: V 6 t. – M.: Pedagogika, 1984. – T. 4. – 432 s.

Brooks J.G., Brooks M.G. In Search of Understanding: The Case for Constructivist Classrooms. – ASCD, 1999.

Источник

Социальный конструктивизм

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции.

Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Полити́ческий миф — это статичный образ, имеющий мифологическую природу, но не связанный с религией и традиционными верованиями. Подобный миф интерпретируется как культурный феномен и форма общественного сознания, как способ восприятия, описания и объяснения событий, при акценте на их идеологической и символической основе современных обществ.

Источник

Социальный конструктивизм

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные акторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Конструктивизм и социальный конструктивизм

Источник

Социальный конструктивизм является социологической теорией о знании в соответствии с которой человеческим развитием социально расположен и знанием строится на основе взаимодействия с другими людьми.

СОДЕРЖАНИЕ

Философия

Сильный социальный конструктивизм как философский подход имеет тенденцию предполагать, что «мир природы играет небольшую или несуществующую роль в построении научного знания». По мнению Маартена Будри и Филипа Бюкенса, фрейдистский психоанализ является хорошим примером этого подхода в действии.

Образование

Исследования, посвященные более широкому использованию студенческой дискуссии в классе, поддерживают теории социального конструктивизма и основываются на них. Существует целый ряд преимуществ, которые дает проведение обсуждения в классе. Участие в групповом обсуждении позволяет учащимся обобщить и передать свои знания об обучении в классе и закладывает прочную основу для устного обмена идеями. Многие исследования утверждают, что обсуждение играет жизненно важную роль в повышении способности учащихся проверять свои идеи, синтезировать идеи других и формировать более глубокое понимание того, что они изучают. Большие и малые групповые дискуссии также дает студентам возможность осуществлять саморегулирование, самоопределение, и желание упорствовать с поставленными задачами. Кроме того, обсуждение повышает мотивацию учащихся, навыки сотрудничества и способность решать проблемы. Расширение возможностей учащихся разговаривать друг с другом и обсуждать свои идеи увеличивает их способность поддерживать свое мышление, развивать навыки рассуждения и аргументировать свое мнение убедительно и уважительно. Кроме того, в классных комнатах усиливается чувство общности и сотрудничества, поскольку у учащихся появляется больше шансов поговорить вместе.

Исследования показали, что студенты не привыкли регулярно участвовать в академической беседе. Мартин Нистранд утверждает, что учителя редко выбирают обсуждение в классе в качестве учебного формата. Результаты трехлетнего исследования Нистранда (1996) с участием 2400 учеников в 60 различных классах показывают, что типичный классный учитель тратит менее трех минут в час, позволяя ученикам обсуждать идеи друг с другом и учителем. Даже в течение этих трех минут обсуждения большинство разговоров не является истинным обсуждением, потому что оно зависит от задаваемых учителем вопросов с заранее определенными ответами. Многочисленные наблюдения показывают, что учащимся в школах с низким социально-экономическим статусом и в классах более низкого уровня предоставляется еще меньше возможностей для обсуждения. Учителя, которые учат так, как будто они ценят то, что думают их ученики, создают учеников. Обсуждение и интерактивный дискурс способствуют обучению, потому что они дают студентам возможность использовать язык для демонстрации своих независимых мыслей. Обсуждение вызывает устойчивые ответы студентов, которые поощряют осмысление через обсуждение идей других. Этот тип обучения «способствует удержанию и углубленной обработке, связанной с когнитивным манипулированием информацией».

Одно из недавних направлений работы, посвященное изучению социальных конструктивистских взглядов на обучение, фокусируется на роли социальных технологий и социальных сетей в содействии генерированию социально сконструированных знаний и понимания в онлайн-среде.

Академическое письмо

Источник

Социальный конструктивизм

Из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *