социальные практики это в социологии

Социальная практика

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.

Ссылки

социальные практики это в социологии. Смотреть фото социальные практики это в социологии. Смотреть картинку социальные практики это в социологии. Картинка про социальные практики это в социологии. Фото социальные практики это в социологии

Полезное

Смотреть что такое «Социальная практика» в других словарях:

Практика — Практика: Практика (философия) целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика (компания) компания по выпуску цифровых и плёночных фотоаппаратов. Практика (медицина) применение в жизни накопленных медицинской наукой… … Википедия

Практика (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Практика. Практика (др. греч. πράξις «деятельность») целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее… … Википедия

ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

Социальная педагогика — Социальная педагогика отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование … Википедия

Социальная реабилитация — Социальная реабилитация это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс… … Википедия

Социальная инженерия — Социальная инженерия это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств[1]. Основной целью социальных инженеров, как и других хакеров и взломщиков, является получение… … Википедия

социальная эпистемология — СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Социальная психология и общество (журнал) — Социальная психология и общество Специализация: взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество» Периодичность: 4 раза в год Язык: русский … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Практика — (греч. praktike, от praktikós деятельный, активный) материальная, чувственно предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую… … Большая советская энциклопедия

Источник

Социология молодежи

Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Социальные практики

Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино

Социальные практики — опривыченные действия субъектов, обусловленные габитусом. Определяющим фактором в формировании габитуса является семья. Социальные практики, существующие в семье (гендерное распределение труда, способы потребления материальных и духовных благ, тип отношения между супругами, родителями и детьми и т. д.) являются структурами и условиями, наряду с другими, формирования габитуса. Социальные практики — это одновременно результат действия и способ действия.

Теоретические аспекты исследования социальных практик в социологии разрабатывали П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, К. Гирц, И. Гофман, А. Шюц и др. Публикации П. Бурдье «Набросок теории практики» и К. Гирца «Интерпретация культур» (1970-е гг.) положили начало социологическому этапу теоретизирования. В российской социологии социальные практики как предмет исследования представлены в работах Т. И. Заславской, Л. Г. Ионина, Н. Н. Козловой, Н. А. Селиверстовой, Н. Ю. Юмашевой и др.

Детальный анализ габитуса как принципа социальных практик, проведенный П. Бурдье, подводит к вопросу о соотношении понятий «социальные практики» и «социальные действия» (М. Вебер). По М. Веберу в рациональное действие входит не только его осознание, но и предвидение всех возможных последствий. По мнению П. Бурдье, М. Вебер сам со всей определенностью показал, что модель рационального действия нельзя рассматривать как антропологическое описание практики (Бурдье, 2003). П. Бурдье считал, что это так не только потому, что реальные агенты только в самых исключительных случаях располагают полной информацией и умением ее оценить, что означало бы рациональное действие. Практики зависят, прежде всего, от специфических шансов, которыми обладает единичный агент или класс агентов в соответствии со своим капиталом, понимаемым как средство присвоения шансов теоретически доступным всем.

К пониманию социальных практик П. Бурдье ближе традиционные действия по классификации М. Вебера. Данное сопоставление только для рутинных социальных практик.

Подходы П. Бурдье совпадают с подходами Э. Гидденса. Э. Гидденс, как и П. Бурдье, осуществляет попытку объединить позитивизм и субъективизм в социологии: «… предметом социальных наук являются не опыт индивидуального актора и не существование какой-либо формы социетальной тотальности, а социальные практики, упорядоченные во времени и пространстве» (Гидденс, 2003: 40).

Э. Гидденс первоначально сводит социальные практики к социальным действиям и подчеркивает, что социальные действия людей цикличны подобно некоторым самовоспроизводящимся природным явлениям. В этом сравнении для него важно то, что они не создаются социальными акторами, а лишь постоянно воспроизводятся ими, причем теми же самыми способами, посредством которых люди реализуют себя как акторы.

Другое важное уточнение для теории структурации Э. Гидденса с условиями, в которых социальные практики осуществляются. В процессе и через собственную деятельность социальные деятели воспроизводят условия, обеспечивающие эту деятельность. Э. Гидденс обращает внимание на одно из положений понимающей социологии, которое он классифицирует как научное открытие: осмысление познавательных возможностей людей и их включенности в деятельность. Теория структурации Э. Гидденса основывается на следующем положении: описание человеческой деятельности предполагает знание форм жизни, отражаемых в ней.

Целостная последовательность социальных практик предполагает рефлексивность, которая, как замечает Э. Гидденс, возможна лишь в условиях последовательной непрерывности этих практик, позволяющей воспринимать их отчетливо «тождественными» друг другу во времени и пространстве. То есть Э. Гидденс понимает рефлексивность не просто как самосознание, но как «наблюдаемое свойство и характерную особенность движущегося потока социальной жизни». Он с осторожностью предлагает использовать термины «цель», «намерение», «мотив» и т. д. по двум причинам. Во-первых, по его мнению, их употребление ассоциируется с «герменевтическим волюнтаризмом, во-вторых, они «вырывают» действия людей из контекста пространства-времени. Осуществление предложенного подхода связано с определенными сложностями: анализ рефлексивности актора вне мотивации действий, тождественных социальным практикам.

Онтология пространства-времени — неотъемлемый образующий элемент социальных практик по Э. Гидденсу. Категории «время», «временность» указывают в значительной степени на «историю» действия, категория «пространство» рассматривает актора как существо телесное. Несмотря на собственные предостережения Э. Гидденс естественно не смог обойтись без использования термина «намерение» применительно к действию. Более того, он считает некорректной точку зрения, согласно которой событие получает статус действия, если оно преднамеренно по тому или иному четко определенному основанию. В этом случае, по его мнению, смешиваются понятия предназначения деятельности с описанием действий, а также путается рефлексивный мониторинг действия, осуществляемый людьми в процессе повседневной жизни, с отличительными особенностями этого действия как такого.

Э. Гидденс подчеркивает, что деятельность предполагает не только намерение человека что-либо сделать, но и его способность сделать это в первую очередь. Итак, «Деятельность — это непрерывный процесс, своего рода поток, в котором рефлексивный мониторинг или сознательное отслеживание деятелями своих действий и действий окружающих составляет основу контроля за телесными движениями, поддерживаемого акторами в ходе повседневной жизнедеятельности» (Гидденс, 2003: 49).

Однако в жизни человек довольно часто совершает поступки, которые не собирался совершать, а достигает результаты необязательно планомерными действиями. Мы не будем углубляться в детальное рассмотрение преднамеренных и непреднамеренных действий вслед за Э. Гидденсом. Заметим только, что он в изложении теории структурации неоднократно подчеркивает значимость непреднамеренных последствий преднамеренного поведения. Э. Гидденс соглашается с Р. Мертоном в том, что изучение непреднамеренных последствий составляет основы социологического анализа (Гидденс: 2003).

Однако Э. Гидденс вступает в дискуссию с Р. Мертоном, считая, что функциональный подход в рассмотрении непреднамеренных последствий не продуктивен. Вопреки Р. Мертону он полагает, что анализ непреднамеренных последствий не придает значения иррациональным формам или моделям социального поведения. Если Р. Мертон сравнивает преднамеренную деятельность (явные функции) и ее непреднамеренные последствия (латентные функции) и преследует цель показать, что иррациональные на вид социальные действия на самом деле могут только казаться таковыми. Мертон приводит в качестве примера устойчивые виды деятельности или установившиеся виды институциональных практик (эти определения даны Э. Гидденсом): «суеверия», «абсурдная нелогичность», «обыкновенная инерция традиций» и т. п. Возражения Гидденса по этому поводу заключаются в том, что все перечисленные варианты не столь уж иррациональны.

Аргументы Р. Мертона в кажущейся иррациональности неких ритуалов сводятся к функциональной взаимосвязи между ними и «латентной функцией интеграции, усиления групповой идентичности посредством периодически проводимых мероприятий…». Э. Гидденс считает подобное предположение ошибочным. Его контраргументы выглядят достаточно убедительно: если различные церемонии и ритуалы «необходимы» группе для ее выживания, то их постоянное возобновление не является иррациональным. Э. Гидденс ставит вопрос о соотношении потребностей индивида и его намерений, потребности, стимулирующие субъекта деятельности, порождают динамическое соотношение мотивации и интенциональности.

Вопрос о механизме воспроизводства непреднамеренных последствий социальных практик в теории структурации решается следующим образом: «Повторяющиеся действия, локализованные в одном пространственно-временном контексте, способствуют тому, что постепенно (в ситуациях, удаленных в пространстве и времени) непредвиденные (с точки зрения включенных в изначальную деятельность акторов) последствия становятся упорядоченными и стандартными» (Гидденс, 2003: 55).

Учитывая, что социальные практики рассматриваются Э. Гидденсом в рамках теории структурации, необходимо определить понятие «структура». Анализируя существующие определения, Э. Гидденс более «интересными» считает определения понятия «структура», возникшие в рамках структурализма и постструктурализма. Э. Гидденс же определяет структуру как «генеративные» (порождающие) правила (и ресурсы). Итак, «в контексте социального анализа структура существует в виде структурирующих свойств социальных систем, благодаря которым в них обеспечивается «связность» времени и пространства, свойств, способствующих воспроизводству более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве, что придает им «систематическую» форму» (Гидденс, 2003: 59). Практики, обладающие наибольшей пространственно-временной протяженностью в рамках тех или иных общностей, рассматриваются Э. Гидденсом как социальные институты.

Э. Гидденс в анализе и описании социальных практик часто использует понятие «социальное воспроизводство», «рекурсивность». Данные понятия отражают повторяющийся характер повседневной жизни, общепринятые практики которой формируются в терминах пересечения преходящих (но непрерывно возвращающихся) дней и времен года. В этой связи необходимо остановиться на определении понятия «повседневная жизнь». Э. Гидденс дает следующую интерпретацию: «Повседневная жизнь обладает продолжительностью, течением (или потоком), однако никуда не ведет; само прилагательное «повседневный» и его синонимы указывают на то, что время конституируется многократной повторяемостью» (Гидденс, 2003: 82). В его изложении в ряд «повседневность, цикличность» попадает и «преемственность поколений», что позволяет говорить о «надиндивидуальной» протяженности долговременного существования институтов, длительной протяженности институционального времени.

Взаимосвязь между институтами (институциональными практиками), рутинными практиками повседневной жизни и человеком, по мнению Э. Гидденса, заключается в том, что каждые из названных вариантов практик участвуют в создании друг друга, а вместе формируют действующую личность. Другое важное положение теории структурации Э. Гидденса: все социальные системы, независимо от масштаба, могущественности одновременно выражают и отображаются в рутине повседневной социальной жизни, опосредуя физические и сенсорные свойства человеческого тела.

В результате обобщения основных положений теории структурации Э. Гидденса выделяются тезисы, важные для эмпирических исследований:

1. Все люди являются осведомленными субъектами деятельности, они обладают знаниями о связи условий, в которых они действуют, и последствий того, что они делают в своей повседневной жизни. Осведомленность и способность к познанию субъекта деятельности как предмет эмпирического исследования чрезвычайно сложны. Познавательных возможностей количественных методов явно недостаточно для их изучения, необходимо использование качественных методов.

2. Осведомленность субъектов деятельности имеет свои пределы: она ограничивается, с одной стороны, бессознательным, с другой — непреднамеренными последствиями.

3. Изучение повседневной жизни является важной составляющей частью анализа воспроизводства институционализированных практик. Рутина есть доминирующая форма повседневной социальной практики, к тому же она психологически защищает субъекта действия от подсознательной тревожности. Большинство повседневных практик не мотивированы непосредственно. Повседневные, повторяющиеся практики есть олицетворение дуальности структуры в отношении непрерывности социальной жизни.

4. Исследование социальных практик, а значит процесса социального воспроизводства, предполагает обязательное исследование контекста или условий действий и взаимодействий.

Исходя из того, что габитус является основой социальных практик, их эмпирическое исследование необходимо проводить через семейный контекст, включенность практик в жизнь разных поколений в семье, ранний (детский) опыт индивида; наличие предметов, техники, необходимых для осуществления тех или иных практик; использование одних и тех же практик в группе друзей, оценки престижности социальных практик актором и значимыми другими.

Изучение социальных практик связано с таким их свойством как протяженность во времени и телесностью актора, т. е. в этом случае изучается не только сознание субъекта.

В социологии молодежи понятие «социальные практики» находит применение (Луков В., Луков С., Шугальский, 2011), исследуются практики чтения (Селиверстова, Юмашева, 2009), социальные наркопрактики (Агранат, Луков, Надточий, 2003), практики развлечений в ночном клубе (Шугальский, 2013) и др.

Источник

Понятие социальные практики

Введение

Социальные практики в нашем современном мире можно встретить везде. В обычной жизни, в школе, в магазине

Усложняющийся процесс развития деятельности и потребностей человека сопровождается технологизацией социальных практик. Практики сервиса сегодня обладают практическими возможностями и компетенциями в условиях технологизации социальной среды.

Особой популярностью среди социальных практик потребления пользуются сервисные практики. Сервис позволяет современному человеку выделить время на досуг, быт, самореализацию, которое он желает распределить с максимальной эффективностью. С развитием новых экономических сфер в сервисе возникает потребность в соответствующих специалистах, в частности, в высококвалифицированных специалистах по социально- культурному сервису.

Сервис и потребление это процессы, важные для идентификации его личностных свойств, персонализации и индивидуализации, проявления утилитаристских ценностей и норм и осуществление контроля этого процесса. Процессы потребления вошли в проблемное поле специальных, утилитарно направленных наук: среди них маркетинг, менеджмент, сервисология и другие.

приводятся научные данные; описываются процедуры организации и проведения отдельных практических методик; доказывается целесообразность применения тех или иных организационно-методических мероприятий, их соответствие цели, задачам, предмету и объекту исследования; проводится обработка данных и анализ результатов; делаются выводы и обобщения.

Понятие социальные практики

Практика – это деятельность, единство материального и идеального. Сама же социальность задается именно системой общественных отношений, которые, конечно, существуют в деятельности, но с ней отождествлены быть не могут.

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Предложенное Марксом понятие “социальные практики” сохранило свое значение в западной традиции в рамках подходов, направленных на постановку вопроса о соотношении микро и макро связей, а также решение задачи интеграции действия и структур. Маркс определил приоритеты социальных практик производственных процессов. Учение К. Маркса притягательно для многих исследователей современности.

Объект социальной практики — способы жизнедеятельности людей. Последние не зависят от биологической природы индивидов. Они определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Поэтому развитие общества — это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди, и которая, будучи создана их собственной деятельностью, выступает вместе с тем регулятором этой деятельности.

Социальные практики встречаются как материальной, так и духовно- символической деятельность людей, это действия человека во взаимодействии с внешним миром. Она субъективна, поскольку выражает собственную активность человека. Но если устранить одну из этих сторон, то исчезает и другая. Обе стороны могут существовать только в единстве.

Практики сервиса, где раскрываются социальные практики сервиса и сервис выступает социальным институтом, который продуцирует социальное действие индивида при принятии социальной роли клиента, потребителя. Идеология сервиса состоит в том, что выстроен следующий ценностный ряд: персонализация, индивидуализация, свобода выбора возможностей удовлетворить целый спектр потребностей, толерантность инноватика, преувеличенное внимание к запросам клиента.

Источник

Социальные практики Языковые типы и практики

социальные практики Это привычки и способы ведения дел, которые закреплены в обществе и одинаково практикуются всеми его обитателями. Эти практики отличаются от одной культуры к другой, и поэтому одинаковое поведение в двух разных обществах может привести к недоразумениям.

Поскольку они являются лишь неявными соглашениями о способах ведения дел, ни одна социальная практика не является правильной или неправильной. Адаптация социальных практик будет связана с местом и моментом их выполнения; поэтому нет смысла думать, что практика другого общества неправильна.

социальные практики это в социологии. Смотреть фото социальные практики это в социологии. Смотреть картинку социальные практики это в социологии. Картинка про социальные практики это в социологии. Фото социальные практики это в социологии

Социальные практики выстраиваются годами и с течением времени видоизменяются. Поэтому то, что является обычным в современном обществе, не имеет ничего общего с тем, как правильно было вести себя несколько десятилетий назад. Это означает, что социальные практики также не являются неизменными, но всегда подвержены изменениям.

Типы социальных практик

Социальные практики возникают как способ, которым люди относятся друг к другу и нашей окружающей среде. Когда нам нужно структурировать и сопоставить стандарты с тем, как мы ведем себя, люди, формирующие общество, развивают свои привычки и руководящие принципы относительно того, что правильно, а что нет..

Таким образом, эти социальные практики существуют в разных областях и позволяют нам узнать больше о том, что подходит в каждой ситуации. Вот некоторые из наиболее распространенных типов социальных практик:

— Из обычаев и традиций.

язык

Разговорный язык является одной из характеристик, которые наиболее отличают нас от других животных на планете. По мнению экспертов, его появление было одной из основных причин нашего развития как вида; Это потому, что использование языка привело к увеличению мощности нашего мозга.

Поэтому языковые социальные практики являются фундаментальной частью каждой культуры. Включите такие элементы, как разговорный язык, выражения и фразы или важность, придаваемая определенным словам.

религиозная

Религия является еще одним из центральных элементов большинства культур. Основываясь на убеждениях своей веры, люди, живущие в обществе, организуют свою жизнь в соответствии с тем, что правильно, а что нет..

Таким образом, влияние религий можно увидеть почти во всех аспектах повседневной жизни людей..

Хотя сегодня религия больше не имеет такого большого веса, как в прошлые десятилетия и столетия, убеждения о том, как ее прививать, по-прежнему имеют основополагающее значение для понимания культурных различий..

Таким образом, то, что правильно в стране буддийского происхождения, не имеет ничего общего с тем, что социально приемлемо в другой католической церкви..

культурный

Культурно-социальные практики связаны с традициями, художественными формами и выражением сплоченности людей того же общества..

В целом считается, что культура включает в себя много аспектов жизни: ценности и нормы, способ одеваться, обычаи повседневной жизни, среди других факторов.

Хотя из-за глобализации эти культурные факторы становятся все менее важными, сегодня их сохранение остается основополагающим для большинства обществ..

идентичность

Например, практика социальной идентичности может быть американским обычаем петь гимн на всех важных мероприятиях..

Из обычаев и традиций

Наконец, социальные обычаи и обычаи связаны с тем, как в прошлом происходили определенные события повседневной жизни..

Они могут варьироваться от способа похоронить умершего до способа женитьбы молодой пары.

Социальные практики языка

Во всех типах социальных практик, которые существуют, некоторые из тех, которые в наибольшей степени влияют на данное общество, связаны с их языковым выражением..

Из-за того, как язык изменяет мозг и индивидуальный опыт людей, социальные практики языка приобретают большое значение, когда речь идет о понимании обычаев и способов восприятия мира, характерных для данного общества..

Даже несколько исследований показали, что двуязычные люди меняют свою индивидуальность в зависимости от языка, на котором они говорят. Итак, каковы социальные практики языка?

Это способы взаимодействия, которые включают как разговорный, так и письменный язык, а также все те действия, которые окружают процесс общения через него. В зависимости от контекста, в котором мы находимся, и того, что мы хотим передать, эти методы будут разными.

Языковое разнообразие

Широта этого определения позволяет нам рассматривать в качестве социальных практик языковые аспекты, столь же разнообразные, как пантомима, письмо, символы и сигналы и разговорный язык. Это потому, что цель всех этих систем состоит в том, чтобы позволить нам передавать и получать информацию.

С другой стороны, социальные практики языка также можно разделить на три большие группы в зависимости от среды, используемой для передачи информации:

— Устный язык использует в основном слуховые средства, то есть произнесенное слово или запись этого.

— Письменный язык основан на печатных сообщениях. У него есть то преимущество, что оно длится со временем, что позволяет нам собирать информацию и знания, к которым мы не могли бы получить доступ в противном случае.

— Наконец, язык кинезико связан с тем, как мы сопровождаем слова жестами и движениями, в дополнение к перегибам нашего голоса. По мнению экспертов, более 70% общения происходит на этом уровне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *