социальное назначение и задачи государства реализуются юридической практикой
1. к принципам организации и деятельности государственного аппарата относят.
а) приоритет прав и свобод человека и гражданина+
б) контроль над правительством в виде запросов, обсуждений его деятельности
в) принцип разделения властей +
г) политическую организацию общества
2. к признакам функций государства относят.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+
3. к признакам абсолютной монархии относят.
а) тот факт, что в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (она является символической)
б) существование единоличного носителя верховной власти +
в) юридическую ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
4. суть принципа разделения властей.
а) составляет специализация государственных органов по предметам ведения +
б) составляет распределение всех органов государства между тремя самостоятельными ветвями власти
в) составляет распределение власти между государственными органами и органами местого самоуправления
г) заключается в отсутствии органа-носителя верховной власти
5. охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка состоит в.
а) принятии нормативно-правовых актов законодательными органами власти
б) признании, законодательном закреплении и государственной гарантированности данных
ценностей +
в) непосредственном управлении объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрации и распределении финансовых средств, установлении таможенного режима
6. к элементам формы государства относят.
а) форму правления +
б) структуру механизма государства
в) политический (государственный) режим+
7. значение деятельности исполнительных органов власти в структуре механизма государства.
а) занимают центральное положение в политической системе общества
б) выступают в качестве единовременного официального представителя общества
в) обеспечивают реализацию политики государства и исполнение законов, принятых
представительными органами власти +
9. к элементам политической системы общества следует отнести.
а) субъекты политики +
б) правовую семью
в) правовое регулирование
г) политические отношения+
д) политические нормы+
15. к признакам унитарного государства относится..
а) огосударствление всех общественных организаций
б) то, что оно имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные,
представительные и судебные органы +
в) то, что оно не имеет в своем составе других государств или государственных образований+
г) то, что оно характеризуется полным (тотальным) контролем государтсва государственного
аппарата над всеми сферами жизни общества+
16. к частнонаучным методам относится.
а) синтез
б) правовой эксперимент +
В )индукция
г) формально-юридический метод +
23. специфика предмета изучения теории государства и права состоит в изучении.
а) истории становления, развития и трансформации отдельных областей науки и научного мировоззрения в целом
б)эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти в определенных пределах, как временных, так и пространственных
в)общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права+
г)политическая жизнь общества, политики во всем ее содержательном многообразии и во всех формах ее проявления
24. к признакам государственного органа относится.
а) то, что государственный орган формируется по воле государства и от его имени
осуществляет свои функции+
б)особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основыные направления деятельности государства по управлению обществом
в)устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейшх сферах общественной жизни
Г) то, что госуданственный орган наделяется полномочиями государственно-властного
характера +
29. к внутренним функциям государства относят.
а)обеспечение народовластия
б)основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью
общества +
в)созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства
30. к признакам государства относится наличие:
а)правовой системы +
б)средства массовой информации
в)публичной власти +
г)точно обозначенной территории +
д)внутреннего и внешнего суверенитета +
е)гражданского общества
31. к правовым органам осуществления функций государства относят.
а) организационно-регламентирующую и организационно-хозяйственную деятельность государственных органов
б) практическую деятельность государства в различных сферах экономической, социальной, научной, культурной жизни общества
в) противотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность +
32. социальное назначение и задачи государства реализуются. (один вариант ответа)
А )юридической практикой
б) государственным аппаратом +
в) общественным объединением
33. по способу принятия решений к государственным органам относится. (один вариант ответа)
а) демократические
б) коллегиальные и единоличные+
в) законодательные, исполнительные, судебные
г) органы общей и специальной компетенции
34. функции государства характеризуются.
а) предметом, содержанием, формами и методами
б) предметами ведения и полномочиями государственных органов
В) формами и методами (способами осуществления функций) +
39. структура аппарата современного государства состоит из … органов
а) единоначальных и коллегиальных +
б) выборных и назначаемых
в) законодательных, исполнительных и судебных +
г) центральных и местных +
41. К признакам функций государства можно отнести.
а) исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства,
производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития+
б) использование ресурсов государства
в) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах
общественной жизни+
42. Предмет теории государства и права
а) изучение возникновения и развития конкретно-правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы и явления
б) исследование конкретной отрасли права и законодательства
в) общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства
как самостоятельных социальных институтов, сущность, типы, формы, функции и механизм
действия права и государства, основные понятия, общие для всей правовой науки+
г) исследование определенной сферы государственной жизни и конституции конкретного государства
48. к признакам антидемократического режима относится.
а) действие примата государства над правом+
б) гласность в деятельности государства
в) то, что население участвует в формировании и осуществлении государственной власти
50. к основным признакам президентской республики относится то, что …
в) в президентской республике имеет место ответственность правительства перед президентом,
а не перед парламентом +
51. структура механизма государства …
а) включает в себя государственные учреждения и организации +
б) включает в себя государственных служащих+
в) включает в себя направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач
г) закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве и пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
52. объектами государственной власти выступают …
б) юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы
и общество в целом +
53. суверенитет государства определяется.
а) организацией политической власти
б) верховенством государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам
в стране и независимостью ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими
государствами +
в) наличием территории, находящейся под суверенитетом данного государства
54. кибернетический подход к пониманию государства определяет государство как …
а) юридическую персонификацию личности
б) нейтральный руководитель общественными делами и хозяйственно-финансовой деятельностью
в)особую систему в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями+
56. организационно-идеологическая форма осуществления функций государства включает.
б) повседневную, оперативно-разъяснительную, воспитательную работу по обеспечению выполнения различных функций государств
58. К функциям теории государства и права относится.
А) познавательно-констатирующая функция +
б) интерпретационная (объяснительная) функция+
в) аксиологическая функция
Социальное назначение и задачи современного государства. Функции государства: понятие и виды
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.
1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т.е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной».
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.
С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Но изменяются не только воззрения, но и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства?
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.
Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.
Социальное назначение и функции государства
Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Сущность государства рассматривалась многими мыслителями на протяжении всего существования государства по-разному.
Так, например, Платон, Аристотель, Г. В. Ф. Гегель видели сущность государства в утверждении нравственности; Г. Гроций — в «общем благе»; Т. Гоббс — в общей безопасности; Ж.-Ж. Руссо — в общей свободе, Ф. Лассаль (1825—1864) — в развитии и реализации свободы человека. Марксистское учение считает основным предназначением государства создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновения.
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Исходя из того что государство является единственной организацией, которая может представлять общие интересы населения, его сущность и социальное назначение проявляются в его основных функциях и служении всему обществу.
Под основными функциями государства понимаются главные направления и стороны деятельности государства внутри страны и на международной арене по осуществлению стоящих перед ним задач и целей. Речь идет о функциях государства в целом, а не его отдельных органов. Работа всего государственного аппарата и отдельных его органов подчинена этим основным направлениям.
Осуществление конкретных функции может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. К числу основных можно отнести классификацию функций государства, основанную на принципе разделения властей. В соответствии с этим функции государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. По сферам деятельности государства выделяют внутренние и внешние функции государства.
Анализ действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:
К внешним функциям РФ можно отнести:
Внутренние функции государства. Для осуществления функций народовластия существует целая система политических институтов и государственных органов. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум, выборы.
Экономическая функция в настоящее время сводится, как правило, к следующему:
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии и на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Главное назначение социальной функции — обеспечить общественное благополучие и создать равные возможности для всех граждан в его достижении, снятия социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения. Социальная функция выражается также в государственной поддержке образовательных, научных учреждений, а также учреждений культуры и здравоохранения.
Экологическая функция. Удовлетворение экономических нужд общества за счет природных ресурсов вошли в противоречие с экологическими потребностями человека в чистой и здоровой окружающей среде. Единство общества и природы существует в борьбе противоположностей экологических и экономических интересов. Экономические интересы основаны на социально-экономических законах развития общества.
Экологические же интересы, основаны на естественных законах развития природы — это противоречие объективно требует постоянного вмешательства государства. Основной вред окружающей среде приносит экономика. Охрана окружающей среды должна осуществляться через хозяйственную деятельность путем экологизации всего производственно – хозяйственного процесса.
Функция налогообложения и взимания налогов обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его субъектов и органов местного самоуправления, в основном состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Конституцией РФ 1993 г. человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод — главной обязанностью государства. Основные права и свободы признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения.
Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судебных инстанциях. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и путем применения при необходимости специального принуждения к нарушившим нормы права.
Признав в государстве орудие не классового господства, а средство достижения социального компромисса, особой внутренней функцией становится учет и координация интересов различных групп населения, т.е. отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями, на основе принципа плюрализма, многопартийности, разнообразия общественных организаций, разделения властей, на основе демократической избирательной системы и стремления к компромиссам.
Внешние функции государства. Функция интеграции в мировое сообщество. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость в настоящее время существует в производственной, научно-технической, торговой, кредитно-денежной, транспортной др. сферах.
Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций выражается прежде всего в защите права собственности и иностранных инвестиций. Определяя условия и порядок деятельности на территории РФ предприятий с иностранными инвестициями, законодатель представляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики и в так называемых свободных экономических зонах.
Функция обороны базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, а Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.
Функция сотрудничества в решении глобальных проблем современности, проявляется в ситуациях, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования (например, Чернобыльская катастрофа).
Объединение международных усилий в этой области осуществляется с целью предупреждения промышленных аварий, готовности к чрезвычайным ситуациям и раннего оповещения о них; снижения серьезных последствий катастроф и т.п.
Функции и механизм государства
Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства
Типичными задачами государства на современном этапе являются: обеспечение сохранения общества и государства, преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных и т.д.); обеспечение безопасности и укрепление государства, содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.
По большому счету функции государства отвечают на вопрос, чем занимается государство, его органы, какие цели стоят перед ним, что оно решает.
Функции государства зависят от следующих факторов: сущность государства, потребности общества и государства, характер общества (раннеклассовое, классовое, переходное, гражданское), степень его вмешательства в духовную, религиозную, экономическую и социальную сферу, степень развития форм деятельности государства, в частности эволюция властно-принудительных методов государственного управления, экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении государства.
Функции государства характеризуются тем, что они:
Классификация функций государства осуществляется:
На примере Российской Федерации рассмотрим функции государства с позиции внутренних и внешних сфер деятельности, а также задач, стоящих перед обществом.
Экономическая функция. Экономические отношения появляются значительно раньше возникновения государства, его элементов. Между тем развитие экономики, производственных отношений приводит к необходимости создания соответствующих государственных органов.
Государство, чтобы обеспечить свое развитие, основные нужды населения, а также динамику развития промышленного и сельскохозяйственного производства, охрану границы, формирование и содержание армии для отражения врагов и т.д. вынуждено взимать налоги и сборы, таможенные пошлины и т.д. В более поздние периоды, с появлением буржуазного государства, отмечается его роль в установлении объема налогов и тарифов, правил внутренней и внешней торговли, в разрешении споров между предпринимателями, обеспечении трудовых прав граждан и т.д. В связи с этим никто и никогда не отрицал экономической роли государства, но извечно в теории и практической жизни стоял вопрос о мере влияния государства на экономические процессы, о том, насколько они эффективны и перспективны.
Современные государства предоставляют населению услуги. Иначе говоря, многие социально-обеспечительные дела государства реализуются посредством предоставления услуг (образовательные услуги, услуги в сфере здравоохранения, дошкольного воспитания и т.д.).
Учитывая, что многие современные государства объявляются, нередко на конституционном уровне, государствами социальными (ФРГ, Испания, Италия, Россия и др.), это обязывает их принимать долгосрочные социальные программы, например, в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, страхования и др. История так называемой социальной заботы о гражданах известна достаточно давно (реформы Бисмарка в 1875 г., общественные реформы в Англии в 1900-1914 гг., реформа и введение народной медицины в России в 1880 гг. В настоящее время социальная функция сопряжена с состоянием экономики государства). В связи с этим социальная деятельность органов государства может сужаться до обеспечения отдельных категорий граждан (дети, хронические больные, инвалиды, пенсионеры).
В государствах, переживающих жесткий экономический кризис, социальная функция часто сводится к гарантированию прожиточного минимума для малоимущих слоев общества, охране и обеспечению гарантированного минимального размера оплаты труда. Также социальная функция реализуется для обеспечения солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защиты интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.
Функция налогообложения и взимания налогов. Ее нередко называют фискальной. Задачи государства: контролировать денежное обращение в стране, проводить эффективную финансово-денежную политику, формировать государственный бюджет и следить за его расходной частью и не просто отслеживать расходование денег, а контролировать эту деятельность на предмет эффективности. Важнейшей частью финансовой деятельности является функция государства по налогообложению и взиманию налогов. Здесь важно установить и контролировать сбор всех видов налогов, что позволит покрывать расходы на содержание государственного аппарата и обеспечение экономического, социального, культурно-воспитательного и иного развития страны.
Экологическая функция. Появилась в конце XIX в. в связи с глобальным воздействием человека на природу и пониманием трагичности для населения планеты разрушения природных экосистем (лесов, рек, озер и др.). Многие реки используются в качестве транспортных артерий (Волга, Рейн, Дунай), на многих реках стоят гидроэлектростанции, образующие каскады ГЭС (Волга, Ангара). Эти примеры можно продолжить. При этом достаточно сказать, многие специалисты считают, что человечество еще не до конца осознало последствия катастрофы Чернобыльской АЭС и АЭС Фукусима, загрязнение воздушной среды, водных объектов, глобальной вырубки лесов (например, в Африке) и т.д.
В результате государство вынуждено уделять внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. С этой целью государство, его органы определяют экологические цели поведения и обращения с природными ресурсами. Данные правила главным образом образуют экологическую отрасль права.
Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Нередко эту функцию называют правоохранительной.
Таким образом, правоохранительная функция сводится к выработке эффективной политики в сфере обеспечения прав и свобод личности, в частности их признания, закрепления и гарантирования, а также предоставления юридических и иных форм защиты прав и свобод человека от нарушений. Правоохранительная составляющая этой функции сводится к борьбе с правонарушениями, прежде всего с преступностью, а также к защите всех форм собственности.
Функция обороны. Относится к числу так называемых внешних функций и так же, как правоохранительная, относится к числу первых функций, появляющихся у государства на заре его возникновения. Создание оборонительных отрядов не только из ополченцев, но и из профессиональных воинов считалось главной задачей государства. Военные структуры были исторически первыми институтами государства. Многие исследователи полагали и полагают, что именно с них начинало формироваться государство как таковое.
Функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Данная функция также относится к внешним. Поддержание мира и международного правопорядка невозможно без сотрудничества государств в сфере экономических процессов, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта и др. Эти отношения должны быть как двусторонними, так и многосторонними. Формой таких отношений выступают международные договоры, декларации и др.
Правоприменительная деятельность представляет собой конкретизацию и реализацию положений законов и других правовых документов.
Результатом этой деятельности является правоприменительный акт (указ, решение суда и т.д.).
Важно, что неправовые формы осуществления функций государства нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п). Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.
Механизм государства. Функции государства и механизм государства
Итак, механизм государства есть система органов государственной власти, его аппарат, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование государственной власти и выполнение ими функций государства. Основываясь на этом, структура государственного механизма состоит из следующих элементов, или, другими словами, механизм государства образуют:
Механизм государства, его развитие определяются состоянием экономики, соотношением политических сил, целями или задачами государства на определенном историческом этапе его развития.
Функции государства и механизм государства. Государственные структуры, механизм государства создаются для осуществления функций государства и в соответствии с ними (при изменении функций государства претерпевает изменения и механизм государства).
Функции государства являются основным «двигателем» механизма государства, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы настолько, что не могут существовать друг без друга. Как отмечалось, механизм государства призван реализовывать государственные функции посредством деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Например, функцию налогообложения и взимания налогов осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ. В реализации экологической функции ведущая роль принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды. Это закономерно, поскольку основной задачей механизма государства является реализация, воплощение в жизнь государственных задач и функций государства. От числа функций государства напрямую зависит структура государственных органов, их количество и содержание деятельности.
Принципы организации и функционирования механизма государства.
Рассмотрим наиболее важные из перечисленных начал.
Принцип демократизма предполагает, в частности:
Принцип единства государственной власти реализуется по следующим направлениям:
Разделение властей в широком смысле слова в государстве реализуется по следующим направлениям:
Элементами системы сдержек и противовесов, в частности, являются:
Механизм государства и государственный аппарат
В юридической науке пока не сложилось однозначного мнения о соотношении таких понятий, как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни авторы употребляют эти понятия как синонимы (А.Ф. Черданцев), другие находят в них ряд различий1.
С узких позиций механизм государства отождествляется с аппаратом государства, субъектный состав государственного механизма (государственного аппарата) включает только систему органов государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную подсистемы).
Широкий подход предполагает, что механизм государства отождествляется с политической системой в целом, т.е. с совокупностью государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.
Механизм государства включает помимо государственного аппарата государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, а также государственные организации (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат выполняет свои задачи.
Государственные унитарные предприятия образуются для осуществления хозяйственных функций, в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.
Таким образом, государственный аппарат в целях осуществления управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, посредством которых реализуются государственные решения. Государственные структуры, призванные обеспечивать функцию принуждения (полиция, вооруженные силы, тюрьмы, службы безопасности и т.д.), нередко именуются также материальными придатками государственного аппарата.
Государственный аппарат, в отличие от механизма государства, может пониматься как совокупность управленческих должностей, а также как совокупность лиц, замещающих эти должности (совокупность должностных лиц), и лиц, подчиненных должностным лицам, помогающих должностным лицам, обеспечивающих выполнение функций должностных лиц.
Из сказанного следует, что понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат».
Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры
Государственный аппарат состоит из различных по структуре, роли и порядку формирования государственных органов.
Характерные черты органа государства:
Публичный характер полномочий означает, что они реализуются от имени государства и в интересах государства и общества. Властный характер полномочий означает, что при их реализации субъект публичной власти формулирует свою волю в обязательных для исполнения правовых актах и опирается на силу государственного принуждения.
Орган государства в своей деятельности руководствуется принципом «разрешено только то, что прямо указано в законе».
Структура компетенции органа государства включает:
Взаимосвязь функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т.е. государственных органов, прослеживается в следующем: государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот. Необязательно и создание отдельного органа государства под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена. При этом ни один орган не должен создаваться при отсутствии необходимости в функциях, которые он призван исполнять; при создании органа ему должен быть предоставлен такой объем полномочий, который является необходимым и достаточным для реализации выполняемых им функций.Классификация органов государства. Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям.
По порядку образования выделяют избираемые органы (Госу дарственная Дума РФ, Законодательное собрание Краснодарского края), назначаемые органы (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), образуемые (межведомственная следственная комиссия).
В зависимости от уровня осуществления власти выделяют федеральные органы (Правительство РФ), региональные органы (органы субъектов Федерации) (Департамент культуры г. Москвы, администрация Нижегородской области).
На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.
Представительные (законодательные) органы, принимают законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу.
При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.
Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу Российской Федерации.
Понятия «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.
В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.
Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией РФ ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) (ст. 73 Конституции РФ);
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции РФ).
Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.
Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Следственный комитет РФ образован в соответствии с федеральным законом в 2010 г. и является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Контрольно-надзорные органы (органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.
Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.