социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

Социально-политические учения Возрождения

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления не только о природе человека, но и о сущности общества. В эпоху образования централизованных национальных государств среди проблем общественной жизни на первый план вышли вопросы политики, государства и права.

Автором идеи национального государства был Николло Макиавелли (1469–1527), являющийся в течение ряда лет крупным государственным деятелем Флорентийской республики. Он выступил против политического порядка средневековья, основанного на подчинении государства церкви. Также, по его мнению, от господства церкви должно быть освобождено и право, оно не должно выводиться из постановлений церкви. Право должно определяться сущностью самого государства. Таким образом, Макиавелли – теоретик светского государства, свободного от какого бы то ни было вмешательства церкви в его дела. Такое государство должно основываться на хорошо продуманных законах, а не на религиозных предписаниях. Вот почему буржуазное мировоззрение, в отличие от феодального теологического мировоззрения, называют юридическим.

Для того, чтобы идею светского национального государства претворить в жизнь, по мнению Макиавелли, хороши любые средства. С этой точки зрения надо оценивать его учение об искусстве покорения и господства, которое он развивает на страницах самого известного его сочинения «Государь».Исходя из убеждения в низменности человеческой природы, которой присущи скорее пороки, чем добродетели, Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику кнута и пряника. Он советует ему быть притворщиком и лицемером, опираться в первую очередь на силу и т. п. С тех пор аморализм в политике нередко называют «макиавеллизмом».

Английский мыслитель Томас Мор (1478–1535) также поддерживает идею отделения государства от церкви. Но, в отличие от Макиавелли, он при этом руководствуется скорее не политическими, а социальными мотивами. То есть он полагал, что только сильное независимое государство может решить проблемы улучшения жизни народа.

Главное сочинение Мора сокращенно называется «Утопия» (в переводе с греческого – «место, которого нет»), эта книга сделала автора основоположником утопического социализма. Дав в своей книге потрясающее описание нищеты и бедствий простых людей, Мор приходит к мысли, что основную причину этому следует искать в неравенстве имущества, в существовании частной собственности. Жестокая борьба за ее сохранение и увеличение рассматривается как основная причина всех социальных зол. Мор рисует в «Утопии» свой идеал разумного государства, главная его особенность – отсутствие частной собственности, а труд есть обязанность всех членов общества. Верховным организатором производства выступает государство, оно осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов. Граждане «Утопии» получают необходимые им предметы с государственных складов в соответствии с потребностями. Деньги отсутствуют. Это социальное государство (то есть государство народное, для народа), по мнению Мора не должно зависеть от церковной власти, каждому гражданину оно предоставляет свободу религиозного убеждения. Правовое положение граждан должно быть совершенно независимо от их религиозных убеждений. Таким образом «Утопия» Мора стоит у истоков либерально-демократического принципа веротерпимости.

Источник

Вопрос 20. Социально-политические и социалистические учения эпохи Возрождения

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

• в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Источник

Вопрос 4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса

Представители социально-политического направления – Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор – ориентировались на исследование проблем общественного устройства, постижение механизмов социального развития.

Однако было бы неправильно считать Макиавелли человеком безнравственным. В его учении содержится немало ценных идей. В частности, он полагал, что подлинной целью правителя должен быть не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевавшее в то время объединение Италии в сильное национальное государство.

Два других видных представителя социально-политического направления как раз и мечтали осчастливить угнетенных и обездоленных, сделать наш мир хотя бы немного более справедливым и гуманным. Речь идет об итальянском мыслителе Томаззо Кампанелле и английском политическом деятеле Томасе Море, ставших зачинателями утопического социализма.

Кампанелла (1568 — 1639) – автор утопии «Город Солнца» (1602) – это произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.

Томас Мор (1478 — 1535) занимал в конце жизни пост канцлера Англии, однако был обвинен в государственной измене и казнен. В сочинении «Утопия» (1516), в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным, содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия. Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал — он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.

ВЫВОДЫ по 4 вопросу:

1. Социально-политическая мысль Ренессанса представлена, с одной стороны, творчеством Макиавелли, и, с другой стороны, первыми творцами социалистических утопий – Мором и Кампанеллой.

2. Хотя Николо Макиавелли известен более всего, как один из отцов политологии как науки и проповедник принципа «цель оправдывает средства», тем не менее, ряд его идей сохранили актуальность до сего дня, прежде всего, это идея социального активизма, требование, адресованное всем людям, не быть пассивными наблюдателями собственной гибели, а активными участниками социальной жизни, борцами за свободу и справедливость, против социальных язв и произвола властьимущих.

3. Важнейшим социально-политическим событием эпохи Возрождения стала Реформация, проповедовавшая право человека на прямое общение с Богом, идею спасения через добросовестный труд. Реформация и утвердившийся благодаря ей на севере Европы протестантизм способствовали развитию капиталистических отношений и так называемой «протестантской этики», возвысившей личный успех как признак богоизбранности.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 52-62.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 135-146.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 56-62.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.196-197; Ч. 2. С. 10-14.

Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест, 2001.

Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М., 1953.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Социально-политическая философия эпохи Возрождения

Для эпохи Возрождения был характерен повышенный интерес к человеку, проблеме государства, устройству общества, взаимоотношений Церкви, государственных институтов и верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениямикоторой были:

1. Философия Реформацииимела своей целью реформу католицизма.

Предпосылками возникновения данного направлениябыли:

– зарождение и укрепление класса торгово–промышленной буржуазии;

– незаинтересованность политической элиты в чрезмерной власти Папы Римского и католической Церкви;

– кризис и моральное разложение католической Церкви, практика выдачи индульгенций;

– распространение в Европе идей гуманизма;

– рост самосознания личности, индивидуализм.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М.Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т.Мюнцера.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер(1483 – 1546 гг.). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической, а в некоторых странах и вооруженной борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера:

– общение между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как Церковь;

– церковь должна стать демократичной, а обряды должны быть понятными людям;

– необходимо уменьшение влияния на политику государств со стороны Папы Римского и духовенства;

– дело служения Богу не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

– необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

– необходимо запретить индульгенции.

Жан Кальвин(1509 – 1564 гг.) продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

– ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

– людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть;

– все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

– выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

– профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

– добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;

– успех в работе – признак богоизбранности;

– вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение, но и воплотил протестантизм на практике:

– добился признания реформированной кальвинистской Церкви в качестве официальной;

– упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы. Сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»;

– подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

– провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе. Были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом Реформации стало падение католицизма в ряде государств и религиозный раскол в Европе:

– в Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии победил протестантизм;

– в Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии сохранился католицизм

2. Политическая философия.

Если философия Реформации, занималась проблемами отношений между Богом, Церковью, человеком и государством, то политическая философияисследовала:

– проблемы управления реально существующим государством;

– методы влияния на людей;

– приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 – 1527 гг.) итальянский политический деятель, философ и писатель.

Философия Макиавеллиопирается на следующие основные положения:

– человек обладает изначально злой природой;

– движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

– для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация – государство;

– правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

– правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку правитель будет свергнут либо соратниками, либо противниками;

– правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

– в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

3. Философия социалистов-утопистов.

В эпоху Возрождения философы основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства. Поскольку их проекты были оторваны от реальности и неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор(1478 – 1535 гг.) считается основателем утопического социализма..

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т.Мор изложил в произведении «Утопия», сгреческого переводится, как место, которого нигде нет.

СогласноТ.Морув Утопии:

– не существует частной собственности;

– все граждане участвуют в производительном труде;

– труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

– все произведенные продукты поступают в собственность общества и равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

– от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

– первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» т.е. трудовой коллектив;

– все должностные лица избираются;

– мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности;

– жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой(1568 – 1639 гг.). В произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители – солярии – построили идеальное общество.

По Кампанелле, в Городе Солнца:

– отсутствует частная собственность;

– все граждане участвуют в производительном труде;

– результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

– труд совмещается с одновременным обучением;

– жизнь регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

– большое внимание уделяется воспитанию. После рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам;

– во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель, который избирается соляриями. Это Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Смотреть картинку социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Картинка про социально политические и социалистические учения эпохи возрождения. Фото социально политические и социалистические учения эпохи возрождения

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Философия эпохи возрождения

Социальные теории эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения переосмыслению подверглись не только натурофилософские концепции, но и социально-политические. Формировался новый социальный слой (буржуазия), активно развивалась наука. Необходима была новая теоретическая философская база для объяснения социальных процессов. Идеал церковной теократии уже не мог удовлетворить нового воспитанного слоя интеллигенции.

Центром социально-политических концепций стало централизованное государство. Основной господствующий общественный класс мещане и буржуазия, которые рассматриваются как главный инструмент борьбы с засильем церкви и религиозных догматов.

Католическая церковь в Эпоху Возрождения стремилась к универсализации европейских наций. Европейские нации, напротив, хотели отстоять свой суверенитет, доказать свою уникальность и неповторимость. Для защиты суверенитета и было необходимо сильное централизованное государство. Главные идеологи социальной философии Эпохи Возрождения являются Томас Мор, Никколо Макиавелли, Иоанн Боден, Гуго Гроцкий, Николло Кампанелла.

Николло Макиавелли.

Основные произведения Никколо Макиавелли о социальной философии: «Государь«, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия«.

Политика для Макиавелли являлась воплощением свободной воли людей. Поэтому невозможно и божественное происхождение политики. Политика должна быть ориентирована не на божественную целесообразность, но на практику и естественные потребности жизни людей.

Основой политики Макиавелли является психология (такого термина еще не было в то время). Политика должна опираться на интересы правящего класса, его потребности и желания. Основой политики являются человеческие желания, особенности характера, потребности, свободная воля людей. В этом заключается его психологическая трактовка политики.

Властитель Нового государства, по Макиавелли, должен быть деспот. Политик не должен быть связан религиозными представлениями, его действия не могут опираться на церковные догматы. Его поведение должно основываться на жестких фактах. Макиавелли впервые выдвигает тезис «Цель оправдывает средства».

Конечно, такая социально-политическая концепция была вписана в исторический контекст. Макиавелли считал, что Италия находится под гнетом папства. Макиавелли хотел теоретически доказать абсурдность и ненужность такого положения вещей. Он хотел, чтобы Италия была истинным светским, а не религиозным государством.

Главным принципом управления государства должна была стать мораль. Но в концепции Макиавелли это была мораль сильных, а не мораль слабых. Макиавелли поддерживал идеи гуманистов. Он не верил в судьбу или религиозный фатум. Человек своими силами должен был сам строить свою судьбу.

Правитель должен ориентироваться на достижения целей во благо всего государства. Такие цели необходимо достигать любой ценой.

Таким образом, идеалом государственного устройства Н.Макиавелли является абсолютная монархия.

Иоанн Боден. Его главный труд » Шесть книг о государстве».

В его теории также отражается необходимость общества в сильной государственной власти. Такая власть могла бы помочь Франции обрести мир и закончить с разрушением религиозных войн. И. Боден считал, что государственные интересы превыше религиозных. Церковь необходимо было подчинить религиозным.

Следуя идеям Аристотеля, Боден И. считал, что семья является основой общества и государственного устройства. Задачей государства было защита интересов семьи и интересов частной собственности.

Единственным источником права был монарх. Государство есть источник власти и силы в обществе.

Интересной идеей Бодена является идея типизации государств в зависимости от климата. Боден считал, что в умеренных широтах преобладают государства разума. Граждане такого государства занимаются интеллектуальным трудом. В южных государствах государство основано на религии, в северных широтах находятся деспотичные сильные государства.

С социально-политическими идеями эпохи Возрождения связана теория естественного права. В эпоху античности право рассматривали как договор людей, в эпоху средневековья право имело характер необходимости. Совсем по-другому право рассматривалось в теориях Эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения право стали считать «естественным», т.е. оно имеет человеческое происхождение и вытекает из человеческой природы.

Активно развивал теорию естественного права Гуго Гроцкий. Он выделял два вида права

В эпоху Возрождения создавались первые утопические концепции. Эти концепции связаны с началом накопления капитала и дифференциацией общества. Это концепции, которые исходят из равенства всех людей. Главными идеологами утопического мышления Ренесанса был Томас Мор и Томаззо Кампонелла.

Томас Мор.

Томас Мор находился в оппозиции правящей партии. Он выступал с резкой критикой короля Генриха VIII. В начале своего творчества его идеи были очень популярны среди мелкой буржуазии, но впоследствии он был казнен за противоречие власти. Его творчество является гуманистическим нравственным идеалом Ренессанса, учением о свободе и достоинстве человека.

Томас Мор видел причину социального неравенства в частной собственности. Он исследовал социально-политические аспекты неравенства. Для устранения социального неравенства необходимо было изменить общественные отношения, считал Томас Мор. Однако законным путем изменить общественный строй практически невозможно, для этого нужна революция.

В идеальном государстве Томаса Мора все люди имеют права, обязаны работать, частная собственность заменяется общественной. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Все это позволяет достичь высокой производительности труда, которая становится двигателем общественного прогресса. При этом Мор Т. Считал, что такого положения вещей можно достичь в ближайшее время. Практику трудовой деятельности в утопии Т.Мора должен был иметь каждый гражданин (например, не менее 2 лет отработать в с\х работах). Чиновники также иногда должны заниматься трудовой деятельностью для примера и вдохновения граждан. Трудовой день в утопии Мора шестичасовой, остальное время человек должен уделять умственному и физическому развитию.

В идеальном государстве Мора есть своя религия, это религия не догматическая. Она связана с верой в божественное начало, как творца человека и мира. Религия нравственно и морально преобразует человека, считал Т.Мор. Те, кто не верит в Бога, грешит больше.

Отсутствие частной собственности приводит к отказу от денег. В идеальном государстве существует рабство. Рабами становятся те граждане, которые пошли против закона и стали преступниками, а также военнопленные.

Томаззо Кампанелла.

Т. Мор и Т.Кампанелла представители утопического социализма.

Особенности философского мировоззрения в Эпоху Возрождения.

Главное отличие Эпохи Возрождение это освобождение от религиозных догматов, которому подлежала не только политика или экономика, но также наука и философия.

В Эпоху Возрождения вновь обращаются к античной культуре, возносят идеалы античности, обращенные к благу, красоте, истине. Философская мысль и культура античности становятся идеалом. Однако античная философия больше не является догматом, также как и религиозная схоластика. Идеалом можно восхищаться, но не делать из него авторитета и не следовать слепо. Между идеалом и реальностью есть дистанция. Из этого исходит философия Ренессанса.

Отличительной чертой Ренессанса является антропоцентризм и гуманизм. В центре философской проблематики оказывается человек, его желания, интересы, потребности. Человек эпохи Возрождения не исходит из принципа детерминизма, он сам становится хозяином своей судьбы. Особое внимание уделяется личности человека, его творческому потенциалу и индивидуальному развитию. В этом воплощается индивидуализм философии Ренессанса. Философия эпохи Возрождения исходит из принципа абсолютного волюнтаризма. Человек обладает свободой воли и только сам несет ответственность за свою судьбу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *