социально философские учения эпохи просвещения
Основные философские учения эпохи Просвещения
Проверьте свое умение размышлять. Ж. Ж. Руссо полагал, что наилучшим общественным порядком является тот, при котором законы выражают «общую волю» людей и поэтому всегда справедливы по отношению к отдельным людям. Но каким образом может быть установлена эта «общая воля», если у людей могут быть самые разные, даже противоположные интересы? Всегда ли справедлива «общая воля»? правы ли те, кто называл Руссо «теоретиком революционного террора»?
«Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога». Деист «воздерживается… от присоединения к каким-либо сектам, ведь они глубоко противоречивы. Его религия – самая древняя и самая распространенная, ибо простое преклонение перед Богом существовало раньше всех систем этого мира. Он говорит на языке, понятном для всех народов, даже если в остальном они друг друга не понимают. Его братья рассеяны по миру, все ученые и мудрые люди – его братья. Он считает, что религия не в метафизических теориях и не в суетной пышности, а в поклонении Богу как справедливости. Его культ – творить добро, его теория – быть послушным Богу. Он защищает угнетенных и помогает нуждающимся» (Вольтер «Философский словарь»).
С какой программой выступает Вольтер? Можно ли его назвать «атеистом»?
Тема. Немецкая философия XIX в.
Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.
1. Историческая ситуация в Германии XIX в. Роль и значение университетской революции.
2. Немецкая классическая философия, кратко о её представителях.
3. Марксизм и его значение.
4. Волюнтаризм – Ф.Ницше, А.Шопенгауэр.
1)Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.
Иммануил Кант, проживший всю жизнь в г. Кенигсберге, нынешний Калининград. Его можно назвать «Кенигсбергским затворником», но чаще при жизни его называли «гением философии из Кенигсберга».
Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854), немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.
Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 — 1854). Немецкий философ, создатель систематической теории диалектики. Его учение считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемого «спекулятивным идеализмом». Философская система Гегеля отталкивается от идеи, что реальность поддается рациональному познанию, потому что рациональна сама Вселенная
3. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.
Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Задание №3. Самопроверка знаний.
1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.
а) «Категорический императив» И.Канта предписывает человеку:
1) поступать только согласно максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом; +
2) поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу «око за око, зуб за зуб»;
3) не думай о нравственных законах, ибо все во власти Бога;
4) поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты.
б) Какой немецкий философ ставил искусство выше философии?
в) Закончите предложение.
2) Гегель утверждал, что «все действительное разумно, все разумное действительно».
3) в известном выражении И.Кант восхищался двумя вещами: звездным небом надо мной и моральный закон во мне».
г) Выявите правильное соответствие:
1) О.Конт а) иррационализм 2
2) А.Шопенгауэр б) марксизм 3
3) К.Маркс в) позитивизм 1
4) Г.Гегель г) немецкая классическая философия 4
д) Отметьте правильный ответ. Кому из перечисленных философов принадлежит следующая мировоззренческая установка, являющаяся осью его философии: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание»?
2. Дополните определения.
Трансцендентный- запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие.
Трансцендентальный-априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности — пространство и время, категории — субстанция, причинность.
Развитие философской мысли эпохи Просвещения
Всемирная история берет свое начало из античных времен, после следует в Средневековье, продолжается годами эпохи Возрождения, плавно переходя в эпоху Просвещения. Перечисленные периоды концентрировались на накоплении исследовательских знаний, выяснении главенствующего звена (религия или наука), возрождении творческого познания из инквизиционных руин. Время Просвещения стало логическим продолжением прошлого, когда деятели взяли на себя роль реформаторов, сподвижников новейших преобразований, обратили величайшие верования на разум. Исходя из вышеизложенного исходит вывод, что философия эпохи Просвещения стала переломным моментом в истории человечества, точкой отсчета запуска реакционного механизма научно-технического прогресса.
Сущность философствования эпохи Просвещения
Эпохой Просвещения считаются XVII-XVIII века культурно-идеологического развития стран Западной Европы. Начался революционный процесс в Англии (представитель Локк). Максимальный расцвет получил во Франции (Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтер). Постепенно стремительное развитие передовых идей перекочевало в Германию (Гердер, Лейбниц). Но, несмотря на западноевропейскую направленность, затронуло технологическое интегрирование Россию (Радищев, Новиков), Северную Америку (Франклин).
После того, как Вольтер ввел в терминологию слово «просвещение», Кант дал тезисное разъяснение. Немецкий философ считал просветительство исторически закономерным периодом развития человеческой расы. Его двигатели направленны на максимальное использование возможностей интеллекта.
Просветительский процесс распространялся на многие государства, но отличительные черты совершенствования являлись неизменными: демократизм, рационализм, прогрессизм, антиклерикализм, исторический оптимизм.
Демократизм отвечал за приобщение к научному реформизму широких слоев населения, воспитание нового поколения культурного человека.
Рационализм характеризовался нескончаемой верой во внутренние возможности разума.
Прогрессизм сводился к не вызывающей сомнения необходимости, важности научно-технического прогресса.
Антиклерикализм призывал оторваться от религиозных догматов (иногда на уровне атеизма), устремиться к исследовательским приоритетам.
Исторический оптимизм заключался в идеализации науки, единстве целевых исторических ориентиров.
Все-таки первой на путь просветительства стала Великобритания, философы которой начали борьбу с религиозными предрассудками, сдерживающими движение естественных наук вперед. Направление получило название «деизм». Представители деизма не могли опровергнуть факт сотворения мира Богом, но постулировали происхождение дальнейших событий (после сотворения мира) природными закономерностями. Английский деизм был аристократическим просвещением, доступным только элите великобританского общества.
Именно просветительскому этапу развития общества характерно становление промышленного производства, развитие инженерии. Поэтому появление водяных мельниц, лифтов стало логическим проявлением инженерной мысли. Отсюда исходит понимание того, что просвещение в философии связано с внедрением практически-конкретного философского знания, где последнее выступает силой, делает человека «властелином природы».
Философы просветительства закрепились в убеждении о том, что только свет науки способен продвинуть человечество к естественной свободе от обременительных навязанных ограничений, искреннему счастью, настоящему благополучию. Мыслители свято веровали в успешность поступков, основанных на научных достижениях. Такой взгляд на жизнь объединял многослойное общество, единым покрывалом просвещения, гарантируя дальнейшее совершенствование цивилизации.
Особенности просвещенского материализма Франции XVIII века
Английский деизм нашел продолжение во французском материализме XVIII века. Целостная последовательность французского направления выводит просвещение из стесненных рамок английского пострелигиозного деизма, направляется к физическим особенностям материального мира. Философы Франции поворачивают неминуемое развитие общества к широким народным массам. Полностью исключают божественное присутствие, опираются на материю, которая, как считали мылслители является сущностью самого существования. Мыслители представляли субстанцию не только собирательным образным понятием, но и мельчайшими частицами, из которых состоят все тела.
Французские просветители представляли наш мир бесконечным, вечным независимо от пространства и времени.
Материя для них представлялась двигающейся субстанцией, что отображало ее исключительную индивидуальность. Именно движение служило основой развития материального существования.
Философ Дидро определил взаимосвязь эволюционного прогресса с многообразием биологических видов, одним из которых является человек. Природу человеческого мышления мыслитель отводил высокоорганизованному, усовершенствованному свойству материи. Исследовательские открытия мыслитель пытался донести до городских народных масс, ради чего «загорелся» идеей энциклопедизма (создания толкового словаря), который бы доходчиво ознакомил людей с закономерностями природных явлений.
Французские материалисты доказывали действенность природных законов, исключали эволюционную случайность. Подобный механистический детерминизм привел ученых к необъективному фатализму, где все неизбежно, заранее предопределено судьбой и попытки человека исправить данность безнадежны (Дидро не соглашался с такой концепцией). Позже потомки отметили идеалистически-однобокий недостаток направления, который являлся пережитком того времени.
Важную роль успешности философы отводили силе воли, сознания просвещенной личности. Примером для многих выступала императрица Екатерина II, которая своим новаторским, цивилизованным подходом внесла просвещение в массы, доказала значимость образования, сочетаемое с психологическим складом ума.
Вольтер, основываясь на абсолютном научном познании, считал человека «разумным механизмом», который не имеет души, но обладает интеллектом и инстинктивным чувством.
Французский материализм отличался механистическим характером. Можно было говорить только о механике развития, а не о самой основательной индустриальной эволюции, как таковой. Но именно философское просветительское направление Франции к ней привело.
Новые философские идеалистические школы Просвещения
Нарастание материалистически настроенных просветительских новаторских направлений XVIII века, вступивших в открытую борьбу с традиционными религиозными данностями, породило появление новых противоборствующих церковно-идеалистических школ.
К таким относится английский «субъективный идеализм». Представитель новой школы Беркли опровергает доводы оппонентов о материализации мироздания, повествуя об отсутствии материи, предписывая все реальные сущности способности человека к мироощущению. Нестандартная философия Беркли не получила широкого распространения из-за своей необычности, но благодаря ей оказалась узнаваемой для мировых мыслителей.
Следующей антиматериалистической философской школой выступает шотландская «философия здравого смысла», основанная Ридом. Главную идею автор сводил к объективному восприятию морали, науки, религии, которое осуществляется с помощью очевидности, здравого рассудка. Рид противоречил «теории ощущений» Беркли, но еще увереннее спорил с материалистами. Философ считал, что любое слепое отрицание противоречит здравому смыслу, так как, не имея достоверной информативности о чем-либо, невозможно утверждать, доказывать обратное.
Философствование новых идеалистических течений, противопоставляемых материалистическим школам, способствовало поиску истины, от которой зависело дальнейшее развитие процесса Просвещения.
«Философия истории» просветительских деятелей XVIII века
Вместе с индустриальным прорывом эпоха Просвещения превозносит социально-политические преобразования общества, от которых зависит правовой статус будущего человека. Речь заходит о полном отказе от феодализма, угнетения, применении таких радикальных мер наказания, как лишение имущества, жизни. «Естественные правовые законы» Локка продолжает Вольтер, обозначая необходимую защиту юридических прав частной собственности, интересов человека.
«Философия истории» в лице Гердера, Кондорсе, определила судьбу просветительства. Кондорсе утверждал, что просвещение необходимо для просветления разума, которое, чаще всего расставит правильные жизненные приоритеты, добродетели. С этой целью философ предлагал увеличить книгопечатание.
Гердер общественную историю видел развитием истории природы, наивысшей целью которой являлась гуманность и сострадание. Такие добродетели способны реализоваться, как считал мыслитель, посредством научного прогресса. Просветительская мысль Гердера заключалась в обожествлении изобретателей, ученых и выявлении опасности деспотизма, вызывающего застой общества. Но особенную роль в понимании философа играла преемственность, как гарант достижения просветительством наивысшей гуманности. Идеальным образцом гуманности выступал добрый, трудолюбивый, бескорыстный, образованный, уважительный человек.
Философские сомнения в неисчерпаемых возможностях науки
Восторженные верования философов-просветителей в мощную силу разума, науки, технического прогресса не для всех были очевидными. Эпоха XVII-XVIII веков наряду с активистами научного движения породила также сомневающихся мыслителей. Философы опасались беспрекословного упования на индустриальное преобразование общества. Если говорить кратко, научные умы боялись масштабности надвигающегося социального переворота, который мог повлечь за собой не только благие последствия, но и негативные.
Юм был приверженцем теории сомнений. Опираясь на беспрерывные дискуссии просвещенных ученых о существовании материи, мыслитель пришел к единственному выводу – решение данного вопроса невозможно только с научной точки зрения.
Будучи сторонником материализма, Юм принимал существование не только научного знания, но и житейской мудрости. Невозможность теоретической доказуемости материализма, как излагал в своих трудах философ, свидетельствует о беспочвенности научных открытий. Юм полагал, что ощущения более очевидны, насущны, нежели материя, поэтому теория Беркли ближе к реальности, чем материализм. Но все же мыслитель просвещает читателя и в области мира ощущений: иллюзорность причинно-следственных явлений не позволяет составить представление об истинности их происхождения. Ученый углубился еще сильнее в религиозную тематику: нельзя судить о научных вопросах, уповая на божественное участие, поскольку религия дурно влияет на социальную жизнь.
Юм был ярким представителем агностицизма, направления, основывающегося на непознаваемости мира. Так же, как и Кант, философ полагал – познание реальности путем личного опыта невозможно, так как принципиально невозможно доскональное опровержение либо доказательство любых субъективных утверждений. Человек неспособен на основании только имеющегося опыта, постичь загадки мироздания, но это не говорит о том, что познание полностью бесполезно.
Кант углубился в теорию Юма. Немецкий мыслитель пришел к выводу, что человек с помощью научной деятельности способен познать не столько природу, сколько некоторые действительные природные процессы. Доюмовский познавательный оптимизм Канта сменился умеренным естественным реализмом.
Философские сомнения помогли развеять некоторые беспочвенные научные и религиозные мифы.
Философия европейского Просвещения XVIII века
Период, для которого характерна философия Нового времени, называют утром рационализма. В свою очередь эпоха Просвещения – торжество рационализма. Оформились идеи, которые только зарождались в период Возрождения и далее получили своё развитие в XVII-XVIII вв.
Просвещение – время гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Просвещение в качестве идейно-мировоззренческого движения своего апогея достигло во Франции, но, несмотря на это, распространение движение получило практически во всех странах Европы. Многие исследователи говорят о том, что Новое время и Просвещение неразрывно связаны между собой и их нельзя разорвать, поскольку концептуально идеи Просвещения не отрицают философию Нового времени, а скорее продолжают их и углубляются. Именно поэтому некоторых философов относят и к Новому времени, и к Просвещению. Однако философы эпохи Просвещения не только исследуют классические идеи рационализма, но и разрабатывают новые, основанные на критике картезианской метафизики.
Особенности философии и культуры эпохи Просвещения
Особое место в философии Нового времени занимает как раз философия эпохи Просвещения. Отсчёт идёт от деятельности Канта.
Кант писал: «Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения».
Стоит всё же разобраться, почему именно XVIII в. принято называть веком Просвещения, и какой смысл имеет этот термин. А содержание у этого понятие такое: символизируется свет, а также просвещение этим самым светом. В свою очередь свет – это один из самых древних религиозных символов, который обозначает, в первую очередь, Бога и Божественный Свет духа святого.
В тропаре на Рождество Христово поётся песня: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру свет разума».
В этих словах таится сокровенный смысл и, несмотря на то, что говорится о «свете разума» имеется в виду просвещение человека и всего человечества светом учения Христа.
Преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Тьма непросвещенной Богом души – начало кромешной тьмы».
В свою очередь, деятели эпохи Просвещения говорили о другом смысле слова и понимали просвещение человека светом своего разума, полностью свободного от предрассудков. Кант тоже имел своё видение термина «просвещение».
Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине».
Кант утверждал, что девизом Просвещения должна стать фраза: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Он говорил, что Просвещение – это способ выхода человека из собственного несовершеннолетия, виной всему его несмелость, и находится он в таком состоянии по своей воле. Кант объясняет, что несовершеннолетие человека заключается в том, что он не может самостоятельно пользоваться своим разумом, чтобы принимать взвешенные решения, не опираясь на кого-то иного, кто является авторитетом.
В конечном счёте, понятие «Просвещение» стали употреблять по отношению к широкому культурному движению в Европе и Северной Америке в конце XVII–XVIII вв. Главная задача деятелей Просвещения состояла в том, чтобы распространить идеалы научного знания, политических свобод, общественного прогресса, а также уйти от предрассудков и суеверий.
Предпосылки эпохи Просвещения
Мотивом к наступлению эпохи Просвещения служили и социально-экономические назревающие факторы. Здесь смело можно говорить о кризисном положении феодализма, а также становление капиталистических отношений в Западной Европе.
Важную роль в зарождении просветительских взглядов сыграло и научное естествознание XVIII в. Б. Франклин, Л. Эйлер, Ж.-Л. Де Бюффон, А. Лавуазье, К. Линей активно трудились на научном поприще, что не заставило долго ожидать новых научных открытий и изобретений. Эти учёные и исследователи, а также множество других деятелей оказывали серьёзное содействие развитию и росту интереса к науке, а также закреплению её авторитета в общественном сознании.
Культура эпохи Просвещения
Философия стала культурным центром в период эпохи Просвещения. Сами философы называли этот период веком философии. Считалось, что философия занимает центральное место среди остальных наук и способствует переменам в обществе.
Гегель в своём курсе лекций по философии заметил, что философские идеи этого времени стали источником зарождения французской революции.
Несмотря на то, что эпоха Просвещения всё же выделена в отдельный этап развития философской мысли, существует мнение, что воззрения некоторых философом серьёзно разнились и даже в некоторых случая противоречили друг другу. Тем не менее, этот период характеризуется определёнными идеологическими и культурными признаками.
Вера в разум человека – один из наиболее важных признаков эпохи Просвещения. Последователи верили в то, что с помощью человеческого разума можно привести общественность к прогрессу, ранее неизведанному. Просветители были убеждены, что все человеческие беды от непонимания и незнания, которые можно победить путём познания и просвещения.
Деятели науки эпохи Просвещения были уверены в том, что существует конкретный, стройный порядок природы, который полностью зависит от её законов. А познание и правильное истолкование этих законов даст возможность сформировать естественную мораль, естественную духовность и естественное право, которое позволит избавить человечество от социальной и природной зависимости.
Просветители не отделяли практику от теории, практическое познание в совокупности с теоретическим обеспечивало прогресс, а он, в свою очередь, был ключевой целью общественной жизни.
В художественной литературе также были свои особенности, характерные для данного периода. С помощью литературы философия проникала в массы, это вовсе не было целью просветителей, но популярность идей возрастала в разы. Это было не поверхностное изображение, а скорее с глубоким смыслом посредством сатирического описания общественных норм, законов и даже политических событий. Именно в этот период появляется жанр философский роман. Свои произведения в этом жанре представили Монтескье – «Персидские письма», Вольтер – «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Микромегас», Дидро – «Жак-фаталист и его хозяин». Пропагандой философский идей послужили и произведения «Фауст» Гете, драмы Шиллера – «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь» и др.
Таким образом, XVIII в. становится этапом возрождения тенденций решения проблем индивидуальных и общественных, природных и социальных. Такие взгляды были характерны античным софистам. Они, в свою очередь, рассуждали о различиях того, что существует согласно законам природы и того, что обязано своим существованием человеку и его деятельности. Отсюда прижившиеся название для софистов – античные просветители. Схоже с французскими материалистами они придерживались мнения о том, что человек – это природное создание. Ввиду этого его чувства и склонность к проявлению различных эмоций являются определяющим фактором, характерным человеку. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов-просветителей.
Социально-философские учения эпохи Просвещения
32. Философия И. Канта: докритический и критический периоды.
Немецкая классическая философия представлена такими философами как Кант, Фихте, Шиллинг, Гегль, Феербах. Каждый из них создал свое оригинальное философское учение. Многие положения их философии актуальны для нас сегодня.
И. Кант (1724-1804 гг.). Его философское творчество делится на два периода: «окритический» и «критический». В докритический период (до начала 80х гг. 18 века) Кант направлял свое внимание на изучение природы, человеческой морали, религии, искусства, т.е. на окружающий человека мир и бытие самого человека. В работах докритического периода Кант находился под сильным влиянием рационалистической философии Декарта, согласно которой знания развиваются путем логических рассуждений. Вскоре, однако, Кант пришел к выводу, что логические рассуждения могут объяснить далеко не все явления, и не могут ответить на многие вопросы. Не может ответить на них и опытное знание. Это заставило его обратиться к «критике разума», то есть к критическому анализу возможности познавательной деятельности человека. В этом суть его критической философии. Период ее создания (1780е гг.) стал называться «критическим» периодом творчества Канта.
Критический период был выражен в работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В первой из них Кант изложил свое учение о познании, во второй – этику как науку о регулировании практического поведения людей, в третьей – эстетику. Созданную им теорию познания Кант рассматривал как основную часть своей философии. Он указывал на 3 ступени познания мира человеком: 1. Чувственное созерцание – это представление людей и явлениях природы и общества, складывющиеся на основе их ощущуний. Знания об этих явлениях формируются на основе повседневнной жизни людей. У них есть представления о многих явлениях как внешних сторонах предмета, сущности же данных предметов, т.е. их внутренние стороны скрыты от людей. Кант называл их «вещью в себе». 2. Рассудочное мышление присуще как обыденному, житейскому сознанию, так и науке. Кант исследовал познавательные возможности математики и естествознания. Он пришел к выводу, что науки могут глубоко осмыслить те или иные явления и законы их развития, однако они не могут выразить сущность явлений, она по прежнему остается «вещью в себе». 3. По мнению Канта, сущность явлений должен постигнуть разум, представляющий собой высшую познавательную способность человека, присущую философии. Разум направлен на познание мира в целом. Однако, решая эту задачу, разум наталкивается на неразрешимое противоречие – «антиномию». Кант формулирует следующие антиномии, на которые невозможно дать однозначный утвердительный ответ: 1) Мир не имеет начала во времени и пространстве, и в тоже время имеет такое начало (о нем говорится в религиозных учениях). 2) Мир бесконечно делим и неделим. 3) В мире госопдствует необходимость, но возможны поступки и действия людей, совершаемые свободно, по их воле. 4) Бог существует и несуществует. Никто не доказал,что Бога нет, и никто не доказал, что он есть. Невозможно доказать с точнстью ни одно из этих утверждений. Всё это «вещи в себе». Их можно лишь принимать на веру. Тем самым по Канту мир в целом непознаваем, непознаваемы и сущности отдельных вещей. Суть Кантовского агностицизма (учения о непознаваемости мира) – человек имеет дело с внешней стороной вещей.
Этика И. Канта.
Важное значение имеет этика Канта. Он вытупил как противник гедонизма (Эпикур и другие), согласно которому счастье человека заключается в его чувственных удовольствиях. Это, по Канту, противоречит исполнению нравственного долга одного человека перед другими и перед обществом. Он формулирует нравственный закон – категорический императив, смысл которого заключается в следующем: поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех. Это соответствует заповеди Христа: постпай так, как ты хотел бы чтобы другие поступали по отношению к тебя. Из этого исходит практический разум людей, который формирует принципы и нормы морали того или иного общества.