социальная значимость и обоснованность преимущества практики

Введение в социальное проектирование. Актуальность и социальная значимость проекта

По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.

Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?

В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.

Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.

Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.

Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане. Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.

Этапы социального проектирования

Что нужно предпринять для того, чтобы воплотить социальный проект в жизнь?
Сначала его нужно тщательно продумать и проработать. Огромное количество прекрасных идей не было реализовано из-за неправильного планирования и непонимания механизма работы с проектом. Что значит проработать проект? Это значит обеспечить логическую связность его элементов: проблемы, на решение которой он направлен, цели, задач и мероприятий; сформулировать, каких именно результатов вы хотите достичь; выбрать масштаб проекта; определить, какие ресурсы вам понадобятся. Затем нужно спланировать реализацию проекта во времени: понять, что и когда целесообразно делать. Все это — четкий и довольно простой механизм работы с проектом, который называется социальным проектированием.

Социальное проектирование — механизм разработки и планирования социального проекта

Социальное проектирование имеет несколько этапов.

1 Выявление проблемы, определение ее социальной значимости.

2 Выявив проблему и определив ее актуальность, вы сможете сформулировать цель вашего проекта, а также его ожидаемые результаты.

3 Цель проекта необходимо разложить на более мелкие составляющие — задачи. Каждая задача — это шаг на пути к достижению цели, устранение причины, из-за которой появилась проблема.

4 Для решения каждой задачи нужно будет провести одно или несколько мероприятий — это конкретные шаги, действия, которые вы будете предпринимать, то, что будет воплощением вашего проекта в жизнь.

5 Мероприятия должны быть подкреплены ресурсами: финансовыми и человеческими.

6 Реализовав все мероприятия, вы получите результат вашего проекта: улучшение качества жизни выбранной группы людей.

Вот так вкратце выглядят этапы социального проектирования. Для того чтобы освоить его, нужно будет приложить немного усилий, зато полученные знания и умения позволят вам избежать ошибок и разочарований в вашей работе.

Актуальность и социальная значимость проекта

Большая часть социальных проектов начинается с того, что человек сталкивается с несправедливостью и решает что-то изменить. Однако, как показывает опыт, желания, энтузиазма и даже наличия ресурсов иногда недостаточно для того, чтобы решить или смягчить социальную проблему.

В первую очередь ее нужно очень хорошо изучить и точно сформулировать. На языке социального проектирования это называется обоснованием актуальности и социальной значимости проекта.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта предполагает изучение проблемы и подтверждение ее важности

У любой проблемы есть две ключевые характеристики: она касается определенной группы людей и имеет место на определенной территории. Группа людей, которых коснулась проблема, – это целевая группа (или целевая аудитория) вашего проекта. Именно они после его реализации должны ощутить улучшение качества жизни.

Целевая группа – это группа людей, которые в результате проекта ощутят положительные изменения

С чего начинается изучение выявленной проблемы?

1 В первую очередь вы должны убедиться в том, что проблема действительно существует для выбранной целевой группы. Довольно часто нам кажется, что проблема есть, потому что мы слышали о ней. Однако на самом деле может оказаться, что ее нет или что она совсем не такая, как нам казалось. Когда мы определяем проблему, очень важно отказаться от стереотипных формулировок и постараться объяснить в первую очередь самим себе, что нас не устраивает в ситуации, что, как нам кажется, надо менять, в чем заключается проблема. Проблема должна волновать не только нас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.

2. Затем нужно сформулировать проблему. Для этого вы должны понять, что не устраивает вас в проблемной ситуации. Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но детям в этом возрасте также чрезвычайно важно получать общение и тепло взрослых. Отсутствие общения для ребенка грудного возраста означает отсутствие возможностей развития. Соответственно, социальная проблема, с которой вы столкнулись, заключается в том, что дети-отказники, находясь в больнице практически в изоляции, не получают возможности развиваться, и это приводит к тому, что у них могут быть задержки в развитии.

3. После того, как вы сформулировали проблему, нужно понять ее масштаб: скольких людей она касается. Если продолжить наш пример, то вам нужно будет узнать, сколько отказников находятся в больнице в данный момент и какое среднее число отказников больница принимает в месяц и в год. Так вы увидите, скольких представителей вашей целевой группы касается выявленная вами проблема за определенный отрезок времени.

4. Выясните, насколько серьезна выявленная вами социальная проблема: каковы ее последствия и что будет, если ее не решать. Очевидно, что последствием проблемы отсутствия должного ухода за детьми-сиротами в больнице будет возникновение у этих детей психологических проблем вплоть до задержки развития.

5. Изучите причины проблемы. Возможно, это приведет вас к пониманию того, что проблема, которую вы выявили, на самом деле следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы. Если вернуться к нашему примеру, то можно поразмышлять о том, почему дети-отказники оказываются в больницах и как можно избежать этого. Вполне вероятно, что вы придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице – лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной же перспективе ее могут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах и т.д. Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причины, которые приводят к этой проблеме, вы не сможете предложить эффективного механизма ее решения.

6. Определите актуальность проблемы. В первую очередь поговорите с теми, кому вы хотите помочь, ведь ваш проект должен быть нужен именно этим людям. Расскажите о своем видении проблемы, выясните, насколько остро она стоит. Так вы поймете, нужно вам ее решать или есть другие, более важные вопросы. Затем выясните, кого еще волнует эта проблема, готов ли вам кто-нибудь помочь ее устранить. Наличие единомышленников и партнеров – хорошее подтверждение того, что ваше дело нужно. Если же проблема волнует только вас, значит, она неактуальна. Конечно, есть вероятность, что люди просто не понимают её значения, но с точки зрения социального проектирования это уже неважно.

7. Обязательно узнайте, кто еще и как занимается решением выявленной вами проблемы. Для чего это нужно? Чтобы не дублировать чью-то деятельность, а найти собственный оптимальный вариант решения проблемы. Чем лучше вы осведомлены о путях решения проблемы, тем более эффективный вариант вы придумаете. Кроме того, в ходе исследования вы познакомитесь с людьми, которые могут стать вашими будущими коллегами, партнерами и единомышленниками, и, возможно, у них уже есть для вас несколько хороших советов.

Все эти шаги – исследование проблемы целевой группы вашего проекта. Результаты исследования, выраженные в количественных показателях, будут обоснованием социальной значимости вашего проекта.

Обоснование социальной значимости проекта – это результаты исследования проблемы, выраженные в количественных показателях

Вообще важно помнить, что ваши главные помощники – это цифры. Все утверждения, которые вы будете делать в ходе исследования проблемы, должны быть подкреплены количественными показателями. Как и где их раздобыть?

— В первую очередь воспользуйтесь официальной статистикой. Постарайтесь почерпнуть нужные вам сведения из открытых официальных источников – найдите их в Интернете на официальных ресурсах органов власти или на сайте Федеральной службы государственной статистики.

— Узнайте, интересовался ли кто-нибудь еще выявленной вами проблемой – возможно, уже существуют социологические исследования, результатами которых вы можете воспользоваться.

— Изучите публикации СМИ по тематике вашего проекта. Вы можете обнаружить хорошие статьи и подробные журналистские расследования, снабженные конкретными проверенными фактами и статистическими данными.

— Изучите выступления должностных лиц по выбранной вами тематике. Ищите те цитаты, в которых приводятся конкретные факты, подкрепленные цифрами, старайтесь избегать общих фраз. Не нужно включать в проект цитаты из выступлений президента или руководителя региона, если они не имеют прямого отношения к проблеме, которой вы занимаетесь.

Инструменты изучения проблемы

Довольно часто официальная статистика и социологические исследования либо вообще не дают информации, необходимой для того, чтобы подкрепить выбранную проблему, либо эта информация слишком общая. В таких случаях вы можете опираться на собственные исследования.

Самый простой и дешевый способ сбора информации – наблюдение

Вы наблюдаете за целевой группой в течение какого-то периода времени и фиксируете результаты наблюдения. Обычно наблюдение проводится в самом начале изучения целевой группы, когда вы еще не выявили проблему или не сформулировали ее конкретно и хотите получить первичные сведения о ней. Во время наблюдения у вас появится много вопросов, которые в дальнейшем составят основу для анкетирования или интервью.

Если вы применяете этот метод, соберите всю информацию, которая была в начале вашего наблюдения и в конце, затем проанализируйте изменения, и вы получите результат наблюдения.

Другой инструмент сбора информации тоже очень простой: поговорите с вашей целевой аудиторией!

Иначе говоря, проведите опрос. Он нужен, когда вы уже имеете некоторое представление о проблеме, с которой будете работать, но хотите разобраться в ней более глубоко. Опрос может быть устным или письменным.

Письменный опрос – анкетирование – наверное, самый удобный и распространенный инструмент сбора информации.

Анкеты можно распространять в бумажном виде, но более простой и быстрый способ – электронный. Сейчас можно очень легко проводить анкетирование в соцсетях или по электронной почте.

Для этого в Интернете есть хорошие и доступные инструменты: Формы Гугл (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/), специальное приложение Вконтакте (https://vk.com/app5619682).

Вы также можете пообщаться с представителями своей целевой группы напрямую и взять у них интервью.

Наверное, такая форма опроса немного более трудозатратна, чем анкетирование, потому что ответы респондентов вам придется фиксировать самостоятельно.

В любом случае, самое главное в опросе, будь он письменный или устный, – правильно сформулированный вопрос. Главное правило здесь – не предлагать оценить ваш собственный взгляд на проблему и способы ее решения, а узнать, что ваши собеседники думают о проблеме и о том, как ее решить. То есть вы должны фокусироваться не на себе и своем будущем проекте, а на людях, которых коснулась проблема.

Проводя опрос, не предлагайте готовое решение – пусть ваши собеседники сами расскажут о проблемной ситуации и о том, как найти из нее выход

Довольно часто нам кажется, что для проведения опроса нужны большие деньги или специалисты-социологи. Для большого исследования это нужно, а вот для того, чтобы обосновать актуальность проблемы, вполне возможно обойтись своими силами. Скорее всего, если вы взялись за социальный проект, то вы уже имеете представление о проблеме, с которой будете работать. Поэтому ваша основная задача – просто сформулировать, почему эта проблема так важна, и, если каких-то данных вам не хватает, задать целевой группе дополнительные вопросы.

Источник

Обоснование социальной значимости проекта

социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть фото социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть картинку социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Картинка про социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Фото социальная значимость и обоснованность преимущества практики

Обоснование социальной значимости заключается в описании проблем целевой группы, которые планируется решить в рамках проекта. Если целевых групп несколько — необходимо описать проблемы каждой из них.

Рекомендуем придерживаться следующего плана:

Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).

Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.

Например, некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.

Отметим необходимость писем поддержки, Одно из назначений письма – подтверждение социальной значимости и актуальности проекта.

Обоснование социальной значимости проекта входит сразу в несколько критериев оценки проекта: «актуальность и социальная значимость проекта», «логическая связность и реализуемость проекта» и «масштаб реализации проекта».

социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть фото социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть картинку социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Картинка про социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Фото социальная значимость и обоснованность преимущества практикиКонсультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.

Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:

Самые распространенные ошибки

Эксперты отмечают самые распространенные ошибки в обосновании социальной значимости. Проблема сформулирована умозрительно, ничем не подтверждается. Проблема больше относится к организации, чем к людям

Обоснование социальной значимости изложено общими словами

Трудно передать то чувство легкой нервозности, которое посещает тебя как эксперта, когда читаешь общие фразы из разряда «все-обо-всем». Хуже этого может быть только попытка автора проекта показаться чрезмерно умным и описывать простые вещи сложными оборотами с применением специфической лексики.

Не приводятся подтверждающие данные

Ваше личное мнение — это прекрасно. Но вряд ли оно может считаться достаточным. Даже если вы являетесь признанным экспертом в области, в которой планируете реализовать проект, то все-равно необходимо представить данные качественного и количественного анализа с ссылками. Если же вы пока не имеете имени в выбранной области, то ссылка на авторитетные источники — острейшая необходимость.

Думать, что проблема и так очевидна

«Ведь указываемая проблема настолько очевидна!» — скажете вы. Возможно. Но задача эксперта не искать обоснование внутри себя (своего опыта и убеждений). Он должен увидеть, что вы четко понимаете суть вопроса и адекватно воспринимаете ситуацию.

Обоснование социальной значимости заменяется агитацией

Поверьте, эксперты конкурсов — это уже люди с определенной жизненной позицией, ценностными ориентациями и собственным мнением. И раз уж они вас оценивают, значит верят в необходимость позитивных изменений не меньше вашего. Не стоит тратить свое время и время эксперта на убеждения. Помните, что фонды подбирают «уже убежденных» экспертов, чьи взгляды не вызывают сомнений.

Чрезмерное преувеличение проблемы

Особенно, если вы местная организация. Не стоит описывать проблемы начиная со слов «люди всего мира…», «молодежь всей страны…» и так далее. Это лишнее. Также не забывайте, что локализация вашей целевой аудитории — это немаловажный аспект. Не целевой аудитории «молодежь» или «пенсионеры и так далее. Не путайте социально-возрастные группы с целевой аудиторией проекта. Локализация проблемы и целевой аудитории — обязательное условие для успеха.

Пытаться «валить все в одну кучу»

Наверно, те кто так делают, надеются на то, что приписав в своем обосновании как можно больше различных проблем, сфер, анализов и данных, их проект станет более «тяжеловесным» и авторитетным. Не питайте иллюзий. В таком случае эксперт либо решит, что вы хотите его запутать, либо сочтет ваши компетенции слишком низкими. Сфокусируйтесь на чем-то конкретном.

Рассказывать о себе

О себе вы еще напишете в соответствующем разделе. Не надо сейчас говорить, что вы имеете необходимый опыт и какая вы классная организация. Всему свое время. Пока дайте понять эксперту, что вы четко разбираетесь в проблеме и конкретно обозначаете, что хотите сделать.

Пытаться «Притягивать за уши»

Некоторые проекты действительно сложно обосновать с точки зрения их социальной значимости. Просто потому, что ее нет. Либо потому что заявитель достаточно не разбирается в проблематике или не имеет серьезных намерений по ее решению. В этом случае многие пытаются представить хоть какие-нибудь аргументы, делая ложные выводы, которые якобы обосновывают важность проекта. Не надо так. Это выглядит непрофессионально, а иногда даже смешно.

Необходимо показать эксперту что из себя представляет проблема, указать ее локализацию и дать понять, какие будут последствия, если не заниматься ее решением.

Представьте эксперту четкую, лаконичную доказательную базу и вы добьетесь его доверия.

Обоснование социальной значимости на примере

В качестве примера приведем описание социальной значимости проекта «Теплый дом для каждого ребенка». Проект направлен на профилактику домашнего насилия в замещающих семьях. Он представлен на специальный конкурс 2020 Фонда президентских грантов. Проект предложила общественная организация «Благо» из Брянска.

По данным комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Брянской городской администрации на 01.06.2020 года на территории городского округа город Брянск проживают 914 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 682 ребенка проживают в 544 замещающих семьях, а именно: 460 подопечных детей воспитываются в 388 семьях опекунов (попечителей), исполняющих свои обязанности безвозмездно, 189 детей воспитываются в 127 приёмных семьях (возмездная форма опеки/попечительства по договору о приёмной семье).

При этом, замещающие семьи в процессе воспитания приемных детей сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем, которые приводят не только к конфликтным и кризисным ситуациям, но и к возврату детей в сиротские учреждения (феномен «вторичного сиротства»), эмоциональному насилию и жестокому обращению с детьми. И такая острая ситуация стабильно проявляется в 4% замещающих семей.
Это усугубляется еще и тем, что в системе работы органов опеки и попечительства г. Брянска отсутствует психологическая служба, а специалисты опеки не всегда могут оказать квалифицированную психологическую помощь семьям в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем, опыт работы организации показывает, что подавляющее большинство замещающих семей испытывают трудности:

Кроме того, у родителей часто не хватает знаний и опыт для воспитания приемных детей. При этом ряд из них даже не замечают своего негативного влияния на развитие ребенка. А некоторые не имеют возможности получить квалифицированную помощь из-за недостаточной обеспеченности города такими специалистами.

Анализ работы Брянского городского Центра «ЛадьЯ», имеющего достаточно большой опыт сопровождения приемных семей показывает, что вовремя оказанная психологическая помощь, проведенная психокоррекционная работа способствует предотвращению вторичного сиротства и жестокого отношения с приемными детьми.

Но такая ситуация не наблюдается в семьях, в которых сформированы семейные традиции, ценности, культура чувств, способность организовывать досуг, целью которого является не создание какого-либо продукта, а время, проведенное вместе, когда происходит узнавание друг друга, налаживание контактов, укрепление семейных отношений в целом,

Именно поэтому считаем необходимым организовать работу, направленную на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций принимающих родителей, развитие их способности к организации семейного досуга на основе традиционных ценностей как средства профилактики детского обращения с детьми.

социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть фото социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Смотреть картинку социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Картинка про социальная значимость и обоснованность преимущества практики. Фото социальная значимость и обоснованность преимущества практики

Сопровождение президентского гранта с выездами на мероприятия

Сопровождение президентских грантов от заключения договора до выезда на мероприятия (в пределах Москва, Химки, Зеленоград). Подготовка фотоотчетов и написание постов для Интернета.

Подготовка финансового и аналитического отчета (промежуточного или итогового).

Удаленное сопровождение президентского гранта

Помогаем от заключения договора и до подготовки финансового и аналитического отчета из первичных документов, фотоматериалов и текстов предоставляемых грантополучателем по заранее согласованному графику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *