социальная философия учение об обществе основные сферы общественной жизни
Социальная философия – учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Общество, с философской точки зрения, это особая надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество – это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности. Особенность общества в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом, общественные отношения, совокупность которых образует социальную сторону их деятельности – устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества.
Общество – это живая динамическая система, находящаяся в состоянии непрерывного обмена с внешним миром веществом, энергией, информацией. Согласно системному подходу, общество состоит из четырех сфер жизни: материальной, духовной, социальной и политической. Обратимся к краткому анализу отмеченных сфер общественного устройства.
1. Материальная сфера жизни общества. Как правило, при выявлении сути материальной сферы жизни общества обозначаются различные явления экономического, материально-производственного характера. Однако существует комплексное видение материальной сферы, состоящее из ряда компонентов: труда, способа производства материальных благ и механизма функционирования материально-производственной сферы в целом. Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества.
2. Социальная сфера жизни общества. Центральными понятиями социальной сферы жизни общества являются социальные общности и их взаимосвязи. Под социальной общностью подразумевается совокупность людей, объединенная устойчивыми социальными связями и отношениями, имеющая ряд общих признаков. К их числу можно отнести, например, определенное единство образа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения т. п. составляющих людей. Социальная общность воплощается в определенном сходстве, идентичности черт личности, входящих в данную общность, иначе говоря, в складывании определенных социальных типов». Совокупность социальных общностей представляет собой социальную структуру общества. Примером одной из масштабных социальных общностей является народ. Это большая группа людей, объединенная местом своего пребывания, языком, культурой и другими материально духовными ценностями, исторически сформированная в слои и категории общества, участвующие в решении задач социального развития, а также этнические типы общностей – племен, народностей, наций. Народ – это социальная реальность.
3. Политическая сфера жизни общества. Политическая сфера жизни общества включает в себя комплекс вопросов о политической системе, отношения по поводу власти, ее приобретения, удержания и использования. История понимания политической сферы начинается с философских идей древних греков. Аристотель в трактате «Политика» объяснил политику как сознательную форму объединения людей ради достижения общего блага. Политика существует для того, чтобы обеспечивать целостность, социальную гармонию в обществе, общественную интеграцию, согласование интересов всех субъектов отношений. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, характеризующийся способностью и возможностью субъекта подчинить своей воле поведение объекта. Под политической властью понимают способность и возможность субъекта проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике.
4. Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей. Ее центральными категориями являются компоненты духовного производства, духовного потребления и духовного развития. Духовными ценностями являются предметы культуры и искусства, а
также знания людей, наука и принципы морального развития. Духовным производством назовем духовную деятельность человека, направленную на формирование духовных ценностей. В такой ситуации индивид выступает как объект и как субъект духовно-производственных процессов. При этом человек формируется как личность, проникая в систему образования и воспитания, саморазвития. Функциями духовного производства являются духовная деятельность по совершенствованию всех сфер жизни, производство духовных ценностей, создание прикладных и фундаментальных идей, распространение знания об этих идеях в социуме, формирование общественного мнения и духовных потребностей, побуждающих людей к творчеству, духовной активности. Видами духовного производства можно назвать науку, искусство и религию.
Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)
1. Общество как объект философских исследований.
2. Общество: структура, признаки и особенности.
3. Основные сферы жизни общества.
4. Взаимосвязь человека, общества и природы
5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.
6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.
7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.
Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и
9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.
1. Общество как объект философских исследований.
Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь общества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.
Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом «идеальном» (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.
В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.
В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития общества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.
В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный немецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия «абсолютной идеи» (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.
В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.
В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели место во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и истории дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.
Что касается философии в России, то она всегда была историософией, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Традиционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российского общества и социального идеала (что воплотилось в понятии «русская идея»), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философскую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ленин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.
Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества, основные законы и формы общественной жизни.
Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, культуры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, политология, этнография и другие) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.
Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. Поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле познанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизводимы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идеологических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истинность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важнейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.
Как область знания социальная философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помогает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важнейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.
2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ)
1. Понятие общества.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:
— формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);
2. К основным сферам жизни общества относятся: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Это базовая, определяющая сфера в жизни общества, включающая в себя производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.
Значение экономической сферы жизни общества состоит в том, что она создает материальную базу существования общества; способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политику; непосредственно действует на духовную сферу.
Социальная сфера представляет собой систему внутреннего устройства общества (социальные группы, народности, нации и т.п.), основанную на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Социальная сфера, таким образом, включает в себя деление населения по возрастным, половым, национальным, профессиональным, территориальным и другим признакам (например, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, мужчины и женщины, молодежь и старики). Между различными элементами социальной сферы могут быть отношения сотрудничества, конфликта, классовой борьбы.
Высшим уровнем объединения и сотрудничества социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, обычаи и традиции.
Характерными для развития современного общества тенденциями являются, во-первых, превращение его в более однородное, когда стирается разница между стратами, и, во-вторых, усложнение структуры, т.е. дробление страт на малые группы.
Система взглядов, установок, принятых в обществе и отражающая интересы социальных слоев, составляет общественную идеологию.
Общественное сознание имеет следующие формы: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное, эстетическое.
3. Философы в своих взглядах на историю развития общества разделились на две группы. Первую группу составляют те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс. Вторая группа философов видит определенную логику в развитии общества, считая историю человечества целенаправленным, закономерным процессом. К данной группе относится большинство философов.
Среди особо популярных подходов к истории выделяются:
Каждая новая формация вызревает в недрах старой, отрицает ее и затем уже отрицается сама более новой формацией. Каждая последующая формация является более высоким уровнем развития общества.
Цивилизационный подход был предложен английским историком, социологом А.Тойнби (1889-1975). Он рассматривает цивилизацию как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История развития общества им рассматривается как процесс зарождения, жизни и гибели отдельных цивилизаций. Согласно этому подходу, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества и косвенно влияют на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. По мнению Тойнби, к основным цивилизациям относятся: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, христианская и др. Локальных цивилизаций Тойнби насчитывал около тридцати, в том числе русская, германская, американская и т.д.
Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.
Культурологический подход был предложен немецким философом. Шпенглером (1880-1936). Культура, по его мнению, это совокупность материальной и духовной жизни, религии, традиций данного общества. Культура зарождается, живет и умирает как автономная, самодовлеющая и замкнутая реальность. Понятие «культура» в подходе Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, но эти понятия не тождественны. Цивилизация в культурологическом подходе означает высший уровень развития культуры, завершающий период, предшествующий ее смерти.
Шпенглером было выделено восемь культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Кроме рассмотренных нами, существуют и иные философские подходы, анализирующие историю развития общества как объективный и закономерный процесс.
44. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммунистическую идеологию.
41. Понятие общества. Основные социально-философские концепции.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.
В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.
Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе.
42. Структура Общества. Основные сферы жизни общества.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.