сотрудники храма как называются
Православная Жизнь
О совершителях и участниках богослужения рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель Киевской духовной академии.
– Отче, с помощью каких людей совершается богослужение в храме? И что означает слово клир?
– Богослужение совершают люди, посвященные в сан: диаконы, священники, епископы. Эта традиция восходит к апостольским временам. Поначалу совершали служение апостолы – избранные Христом и получившие дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Но с распространением Церкви надобно было больше служителей, которых апостолы и поставляли. Со временем эти служители Церкви поставляли новых, что продолжается и по сегодняшний день.
Но стоит отметить, что в богослужении участвуют все верующие, находящиеся в храме во время его совершения.
Клир (с греч. «жребий») – это те люди, которые через хиротонию и хиротесию посвящены на служение Церкви и имеют право совершать или прислуживать во время богослужения. К ним относятся три степени священнослужителей: диаконы, священники и епископы, а также две степени церковнослужителей: чтецы и иподиаконы.
– Кто такой церковнослужитель?
– Церковнослужители – это низшие клирики, помогающие священнослужителям в совершении богослужения. В настоящее время в Православии есть две степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин хиротесии:
чтец;
иподиакон.
– А что делает в храме пономарь?
– Пономари или алтарники – так называют большинство людей, которые служат в алтаре. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре. Интересный факт: с древности пономари назывались легким греческим словом παραμονάρίος, т. е. парамонарием или параекклисиархом, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.
Следует обратить внимание, что пономарь как несущий служение в таком святом месте – алтаре, является примером для прихожан и поэтому должен быть нравственно высокодуховным человеком.
– Загадочное слово канонарх, что оно значит? Каковы функции канонарха?
– Канона́рх – это человек, поющий на клиросе. Он возглашает перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за ним поет хор. Практически ни одно богослужение не обходится без канонарха. Причина появления такого послушания кроется в бедности монастырей: они не могли иметь нужного количества экземпляров богослужебных книг, а также по причине малого числа грамотных среди певцов. Отсюда и вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Данная традиция удержалась и после изобретения книгопечатания, и сохранилась до сих пор.
– Не менее экзотические названия причт и причетник? Что скажете о них?
– Причт – это люди, которые служат при одной церкви. В причт входят как священнослужители, так и церковнослужители, то есть клир, а также люди, непосредственно участвующие в жизни прихода: певцы, пономари, псаломщики.
– Знакомое всем слово регент. В чем заключаются его обязанности?
– Регент – это человек, который управляет хором. Понятно, что он должен иметь музыкальное образование. Светский синоним такой должности – дирижер. Но в отличие от дирижера регент должен знать Церковный Устав, поскольку от этого зависит строй и красота богослужения.
– Какие существуют типы хоров и любой ли желающий может в нем петь?
– Хоры есть однородные (мужские или женские) и смешанные. В хоре может петь человек, который имеет хотя бы элементарное понятие о музыке, а также музыкальный слух и голос. Главным критерием является вера человека, поскольку это не просто бездушное пение – певец своим голосом прославляет Бога, он через свой голос должен и других присутствующих в храме настраивать на молитву. А этого всего не будет, если у человека нет веры в сердце.
Беседовала Наталья Горошкова
О служащих в храме
Предисловие
Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.
Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.
Итак, кто служит в храме?
Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.
Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.
Священнослужители
Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.
Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)
Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.
Женатый или Монах. Но венчаный на Церкви!
Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).
Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.
Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.
Епископы, Архиепископы
Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.
Иереи, Протоиереи
Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.
Диаконы, Протодиаконы
Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.
Ипподиаконы
Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.
Псаломщики (чтецы), певцы
Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.
Уставщики
Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).
Пономари или алтарники
Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).
Послушники и трудники
Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания
Иноки
Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.
Монахи
Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.
Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.
Кроме того, в храмах Вы можете встретить:
Настоятель
Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе
Казначей
Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.
Староста
Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.
Эконом
Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.
Регистратор
Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.
Уборщица
Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.
Служащая в Церковной лавке
Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.
Дворник, охраник
Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Послушание или профессия?
Размышления церковной лавочницы
Чтобы получить возможность служить у алтаря, люди поступают в семинарию, заканчивают ее, а кто-то на этом не останавливается и идет в академию. Священнослужитель обязан быть образованным.
Чтобы стать рядовым певчим в церковном хоре, нужно иметь слух, голос, представления о музыке вообще и о церковном пении в частности. Певчий должен украшать богослужение своим талантом и настраивать молящихся на богомыслие.
Чтобы работать в свечной лавке сегодня… не нужно вообще ничего. То есть АБСОЛЮТНО. Никаких знаний, умений, талантов, склонностей: просто иди и свечками торгуй. Так это в большинстве случаев и происходит.
Счастье, если человек попался знающий, неравнодушный, воспитанный, умеющий (и старающийся!) найти подход к каждому, кто переступает порог храма и ищет ответы на вопросы. А если нет? Что, если все его таланты исчерпываются умением быстро считать в уме?
Тогда это катастрофа. Без кавычек даже. Настоящая катастрофа, если в лавке, на миссионерской передовой, стоит безграмотный, невоспитанный, грубый человек, глубоко травмированный сознанием своего величия.
Смысл этого послушания, действительно, очень велик. Но именно смысл, а вовсе не человек, который послушание несет. Ему должно быть совершенно некогда гордиться и даже думать в этом направлении. Потому что каждый, кто появляется на церковном пороге, приходит не с пустыми руками. Каждый несет с собой ворох проблем, из-за которых порой и сам-то не виден. Проблем духовных, душевных, бытовых, семейных, финансовых, жилищных, рабочих, детских травм, ошибок и заблуждений.
Нет, лавочница не должна их решать. Но диагностировать проблему и быстро направить человека туда, где ему помогут, она уметь обязана. Являясь зачастую первой, кого приходящий видит в храме, лавочница должна обладать целым перечнем умений.
Знание. Это, собственно, основа основ. Человек в лавке должен иметь хотя бы приблизительное представление о содержании Ветхого и Нового Заветов, церковной истории, о смысле и назначении Таинств. Просто так эта информация в голове ниоткуда не возьмется – придется много читать и прочитанным уметь пользоваться.
Коммуникативные навыки и знания психологии (набор методик психологической помощи) – обязательны
Второе. Человек в лавке – универсальный солдат. Он должен уметь разговаривать и с преподавателем, и с дворником, буде у тех появятся вопросы и потребность найти на них ответ. С человеком в кризисе или депрессии. Понимать разницу между хулиганством и острым психозом. То есть «прокачанные» коммуникативные навыки и базовые знания человеческой психологии – обязательны. Не диванный психоанализ, а именно набор действенных методик скорой психологической помощи, который от одного желания помочь, увы, не сформируется. Нужны курсы, обучение, практика под руководством специалиста.
Устойчивый миф о лавочнице как о склочной, нелюбезной особе имеет в ряде случаев, увы, веские основания. Но зачастую желание быть внимательным к каждому человеку и реальная возможность это осуществить не совпадают. Однажды после продолжительной беседы о книжных новинках, поминовении усопших и необходимости регулярной исповеди собеседница сердечно поблагодарила за подробные объяснения и даже за саму возможность задавать вопросы. Добавив при этом: а вот там-то (назвала приход) мы были на службе – ничего подобного нет. Пришлось ее разочаровать: если бы служба сейчас шла у нас, и у нас бы ничего подобного не было. Невозможно обсуждать прекрасные книги, когда сзади напирает толпа с записками и через головы впереди стоящих тянутся руки за свечами, просфорами, гайтанами и «дайте иконку, чтоб с собой носить». Невозможен и неуместен никакой продолжительный диалог в это время, поэтому не сердитесь, если в ответ на вопрос об отношении церковных авторитетов к технологической сингулярности вы получите недоуменный взгляд или раздраженное ворчание. Некоторые вещи не обсуждаются на бегу. А некоторые так и вовсе не обсуждаются – к этому тоже надо быть готовым.
И третий, но по значимости далеко не последний пункт: личные качества соискателя. Человек, с утра до вечера контактирующий с другими людьми, должен иметь сбалансированную нервную систему и обладать навыками, помогающими избежать профессионального выгорания, то есть превращения в классическую «православную ведьму». Смех смехом, но признаюсь, что сама я в лавке долго работать не смогла именно из-за отсутствия необходимых навыков саморегуляции. Возвращаясь с работы, я падала лицом в подушку и исчезала для окружающих. Внутри была пустота, глубочайшее недовольство собой и миром, утомление, вызванное попытками соответствовать тому, к чему склонности совершенно не имелось. Такое случается, если работаешь не по призванию, а просто потому, что больше никого не нашлось.
В лавке не должно быть случайных людей: их для этого послушания надо тщательно подбирать и учить
Все сказанное выше говорилось с единственной целью: чтобы в лавке не было случайных людей, их для данного послушания надо тщательно подбирать, учить и воспитывать. Так же последовательно, как регентов учат гласам и управлению хором, как будущих иконописцев заставляют досконально разбираться в каноне, композиции, живописных секретах и правилах изображения святых. Никто не рождается идеальным миссионером, богословом, публицистом – всякому таланту нужно время и условия для прорастания. Послушание в лавке – огромная ответственность, и когда придет время отвечать, варианты «я не знала / не умела» в расчет приниматься не будут: все расстроенные, дезинформированные, напуганные или обиженные нами люди будут свидетельствовать на стороне обвинения.