составить карту ума по структуре педагогической деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Личностно- ориентированный подход в обучении
Определение критериев оценки компетенций на уровни действий
Максимальное использование активных и интерактивных методов обучения
Смена приоритетов в обучении в сторону практики
Индивидуальный доступ к ПК
Интеллект- карта педагогической деятельности в рамках требований ФГОС преподавателя Дозморовой Р.Г.
Море осознанной необходимости:
«Повышение эффективности ДО в формировании ОК 6 »
Приобретение литературы и методических пособий
Курсы повышения квалификации
Составление рабочей программы в соответствии с МДК 01.03
Освоение ИКТ на более качественном уровне
Привлечение дополнительных материальных ресурсов
Повышение профессиональной компетентности педагога
2- Реки насущных потребностей
3- Ручейки реальных возможностей
4- Ключи целенаправленных действий
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Данная интеллект- карта в концентрированном виде отражает направления деятельности преподавателя в сторону повышения эффективности формирования общепрофессиональных компетенций (ОК6) в рамках изучения дисциплины » Деловое общение».
Номер материала: 259133
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Использование интеллект-карт в ДОУ
Елена Татаурова
Использование интеллект-карт в ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»
Нижнетуринского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ
МАСТЕР-КЛАСС
Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова
первая квалификационная категория
Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.
Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума».
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
Мастер-класс
Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:
Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
— К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.
Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.
Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.
Мастер-класс с педагогами «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». Фотоотчет В апрели, я провела мастер-класс с педагогами нашего детского сада по теме «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием метода интеллект-карт «Белый медведь» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием метода интеллект-карт с дошкольниками подготовительной группы.
Совместная деятельность «Составление карт по временам года» Изготовленные карты можно использовать для индивидуальной работы: • Составление рассказов о временах года с опорой на картинки; • Закрепление.
Эмоциональный интеллект Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности.
Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ Все мы часто сталкиваемся с таким понятием как «интеллект», под которым принято подразумевать.
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13
Объектом исследования педагогическое явление ;
Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;
1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.
2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».
3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.
Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.
В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) постановка учителем педагогических целей и задач;
2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Практическое задание 3, модуль 3. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-личностное саморазвитие учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»
Программа профессиональной переподготовки
Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Практическое задание 3, модуль 3.
Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-личностное саморазвитие учителя
слушатель Пазыч А.А.
Таблица 1. Содержание и специфика теоретической и практической готовности учителя к профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические и специальные знания
Определяются государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним.
Умение педагогически мыслить
• анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на
составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с
целым и во взаимодействии с другими элементами;
• находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
• правильно диагностировать педагогическое явление;
• формулировать приоритетные педагогические задачи и находить
оптимальные способы их решения.
учителя (который является субъектом управления) цели своей
деятельности в виде предвидимого им результата.
Рефлективные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью
педагога, направленной на себя.
• привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый
• формировать потребности в знаниях;
• формировать учебные навыки и обучать приемам научной
организации учебной деятельности;
• формировать у учащихся активное, творческое отношение к
явлениям окружающей действительности путем создания и решения
• разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать
атмосферу сопереживания и др.
Развивающие умения предполагают:
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский)
отдельных учащихся, класса в целом;
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития
познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
• стимулирование познавательной самостоятельности и творческого
мышления, потребности в установлении логических (от частного к
общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к
абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к
средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;
• постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
• индивидуальний подход к учащимся.
применительно к целям и задачам образовательного процесса.
Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально-
ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с
формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке,
производству и профессиональной деятельности, соответствующей
склонностям и возможностям детей; с организацией совместной
творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств
начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся,
учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в
любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять
собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений
актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому).
Собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:
А. Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами,
привлечение к себе внимания четырьмя способами (по В. А. КанКалику),
Б. Установлением психологического контакта с классом, способ-
ствующего эффективной передаче и восприятию информации,
проявляется в умениях учителя.
С. Управлением общением в педагогическом процессе, которое
предполагает органично и последовательно действовать в публичной
обстановке, т. е. умение общаться на людях.
Д. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения.
Задание 2. Составьте «Книгу жалоб учителя»: напишите 5-10 проблем, связанных с педагогической направленностью и педагогическим общением, которые затрудняют профессиональную деятельность учителя и снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии.
«Книга жалоб учителя»
Различные социальные статусы и положения родителей учеников. (В одном классе могут учиться дети профессоров – интеллигентов с хорошим достатком и дети людей, страдающих какими-либо зависимостями, или же просто с низким достатком, что может вызвать конфликты в коллективе, чувство зависти или стремление выделиться из массы, демонстрируя не лучшее поведение).
Различный темп выполнения заданий. (Из-за личностных особенностей ученики выполняют задания в разном темпе, в результате чего учитель вынужден либо давать разно уровневые задания и контролировать их выполнение, либо проходить программу в среднем темпе, что влечет за собой еще большее отставание отстающих).
Различный уровень способностей. (В одном классе учатся дети, способные решать задания олимпиадного уровня, и дети, для которых самые простые примеры являются невероятно сложными).
Различные характеры детей. (Один способен усваивать материал только у доски, другой не может и не хочет выходить к доске, боясь ошибиться. Один хорошо воспринимает критику в свой адрес и исправляется, другого постоянно нужно хвалить и подстегивать, иначе опускаются руки и ухудшается не только успеваемость, но и поведение).
Использование ментальных карт в образовательной деятельности
Евгения Васюк
Использование ментальных карт в образовательной деятельности
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта» Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы с младшими школьниками. В начальных классах составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.
Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно именно с начальной школы.
Для начала, что такое ментальные карты.
Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.
Mind Map – это одна из техник визуализации мышления. Имея радиальную и иллюстрированную структуру, ментальные карты позволяют представлять информацию быстрее и нагляднее, чем обычные тексты, списки или таблицы, способствуют лучшему усвоению информации. Яркие рисунки, графические изображения и слова, вызывающие определённый ассоциативный ряд гораздо легче запоминаются и впоследствии быстрее воспроизводятся, нежели информация, зафиксированная линейным способом.
Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.
Мы привыкли записывать свои мысли линейно,но у такого способа есть существенные недостатки:
• Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти.
• В записанном конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
• Время при записи расходуется очень неэффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.
Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.
Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Законы интеллект-карт Тони Бьюзена разделяются на законы содержания и оформления, а так же законы структуры.
Преимущества использования ментальных карт в образовательном процессе.
Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно так же, как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.
Принципы составления ментальных карт
1. Главная тема помещается в центре листа.
2. Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии.
4. К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.
5. Радиальная структура.
6. Письмо печатными буквами.
Каковы же особенности работы с ментальными картами в начальной школе?
На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.
Затем первоклашки пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаю шаблоны кружков, подсказываю, каким цветом делать надписи.
Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат, но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.
На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?
Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.
При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т. д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты.
Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.
Метод ментальных карт созвучен содержанию нового образования Республики Казахстан и деятельному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты и исключительно положительные.
Пример ментальной карты по теме «Птицы»
Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ.
Проанализировав методы составления ментальных карт, можно сказать, что они помогают представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, дают их целостное видение, облегчают запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в процессе обучения может дать огромные положительные результаты, поскольку даёт возможность выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в дальнейшем. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание участников образовательного процесса, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее, т. е активное.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М. : Росмэн- Пресс, 2007. – 96 с.
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. –Минск: Попурри, 2003. – 304 с.
3. Воробьева, В. М. Эффективное использование метода интеллект– карт на уроках: Методическое пособие. / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова, – М. : ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.
4. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М. : Омега-Л, 2007. – 126 с.
5. Сазанова, Л. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 28. – С. 118 – 122.
6. Сидоров, С. Возможности использования ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – Выпуск 1(14). – С.
Васюк Евгения Витальевна
учитель начальных классов
КГУ «Банновская средняя школа
отдела образования акимата