составить карту психологической готовности ребенка к обучению в школе
Карта готовности ребенка к школьному обучению
Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное
В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.
Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.
Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.
Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования
Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.
В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.
Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.
Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.
Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.
Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).
Второе (заключительное) обследование проводится в марте. На ПМПК приносят те же материалы.
К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны.(заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения).
Карта выдаётся родителю под роспись. Рабочие материалы ребёнка хранятся у педагога-психолога (в детском саду) и могут быть потребованы специалистами школы по запросу.
Диагностическая карта-характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Дата рождения_____________дата проведения______________________
А.Эмоционально- волевая готовность.
Тест «Весёлый – грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)
Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.
Б. Самооценка, уверенность в себе.
Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)
Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.
сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.
Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.
Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».
Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.
Высокий уровень – если после первого раза повторено 7-9 слов.
Выше среднего – если после второго раза повторено 6-8 слов
Средний – если после третьего раза повторено 6-8 слов.
Низкий – после третьего раза повторено меньше 6 слов.
Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.
Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
Выше среднего – 6-7 баллов
Средний – 4-5 баллов
Ниже среднего – 2-3 балла
1. Состояние звукопроизношения
Цель: определить уровень словарного развития.
Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.
Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2 балла – если ребёнок даёт описание близкое к научному.
1,5 балла – если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед – на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это – чтобы на нём кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».
1 балл – если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.
0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
Высокий уровень – 20-18 баллов
Выше среднего – 17-12 баллов
Средний – 11-6 баллов
3.Составление рассказа о предмете.
Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка – котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее – красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.
Моя любимая игрушка_____________________________________________________
Высокий уровень – если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.
Средний – если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.
Низкий – ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.
Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
Высокий уровень – 8 баллов
Выше среднего – 6-7 баллов
Средний – 4-5 баллов
Ниже среднего – 2-3 балла
Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»
Высокий уровень – 8 баллов
Выше среднего – 6 баллов
Ниже среднего – 2 балла
Г. Мелкая моторика руки.
1. Зрительно-моторная координация.
Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.
Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.
Выше среднего – зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.
Средний – у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.
Ниже среднего – зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии–острый угол и т.д.)
рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
2.Владение ножницами, ручкой.
Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.
Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.
КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.
Уровни достижений ребёнка
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Модель карты готовности к школе: опыт специалиста
Мария Сергеевна Русакова
Модель карты готовности к школе: опыт специалиста
В настоящее время существует множество методик оценки готовности ребенка школе. И тем не менее, каждый специалист, работающий с детьми, всегда ищет тот диагностический материал, который в наибольшей степени будет соответствовать именно его уникальному профессиональному стилю. А значит, любая новая форма диагностики всегда будет интересна широкому кругу специалистов как источник информации и вдохновения.
В дошкольном отделении «Березки» ГБОУ «Школа №827» разработана собственная карта готовности к школе. Главными преимуществами нашей модели диагностики выступают:
– оценка не только психологических, но и метапредметных навыков дошкольника;
– сочетание индивидуальной и фронтальной форм обследования;
– повышенная наглядность полученных результатов: формат карты позволяет с первого взгляда получить представление об уровне развития ребенка, что очень важно при консультировании родителей и воспитателей.
Данная диагностическая модель также отличается повышенной гибкостью при использовании. Порядок предъявления заданий может быть любым, но желательно, чтобы задания на внимание и память предъявлялись в начале обследования. Непосредственное содержание (собственно наглядный материал) может быть различным и определяется имеющимися методическими возможностями каждого дошкольного учреждения.
Целью данной статьи является лишь общее описание совокупности параметров, используемых в процессе диагностики. Ниже представим описание требований, предъявляемых к каждому параметру карты, а также основные акценты, которые важно сделать во время консультирования родителей и педагогов по результатам готовности ребенка к школе.
Оценивание каждого параметра производится в системе «низкий – средний – высокий» уровень. Высокий уровень предполагает, что выполнен весь блок заданий, допускаются незначительные погрешности. Средний уровень выставляется при частичном выполнении заданий. Низкий – при неспособности выполнить более 2/3 объема блока заданий. Ряд параметров отличается некоторой спецификой оценки, по поводу чего прилагаются дополнительные комментарии.
1. Произвольное воображение
Ребенку предъявляется 1-2 фигуры Торренса или их аналоги. Высокий уровень выполнения задания предполагает, что ребенок может придумать 4 и более способа трансформации заданной фигуры. Низкий уровень выставляется при невыполнении задания или одном варианте ответа.
Основной акцент при консультировании родителей и педагогов по этому параметру – отличие непроизвольного воображения, часто хорошо развитого у дошкольников, от произвольного, которое определяется умением целенаправленно представлять себе некие образы. При обучении в начальной школе такая визуализация используется часто и заменяет собой наглядную опору. Например, можно мысленно представить себе, как выглядит слово «корова» и написать его верно.
2. Внимание
Детям предлагается выполнить задания следующего вида
1) найти верную тень объекта, например белочки (на выбор предлагается 4-5 вариантов, верный один)
2) найти два одинаковых объекта из 5-6 (образец в задании отсутствует): например, среди 5 домиков есть два полностью одинаковых.
Материал черно-белый, цветные изображения исключаются. Это моделирует навык анализа черно-белого текста. Данные задания предполагают анализ большого объема информации. Проявляется соотношение вкладов произвольного и непроизвольного внимания: становится возможным установить, имеет ли какая-либо из этих форм компенсаторную функцию. Помимо этого, диагностируются стилевые особенности ребенка: импульсивность, тщательность, холистическая или элементная стратегия восприятия.
3. Слуховая память
Специалист два раза подряд читает ребенку 10 коротких слов. Ребенок воспроизводит все, что запомнил.
Данный критерий опирается на эффект неожиданности. Именно поэтому необязательно выстраивать кривую запоминания. В школе ребенок должен быть готов усвоить содержание материала максимально быстро. И именно первый замер лучше всего отражает способность детей мобилизоваться и сориентироваться при анализе новой информации. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 слов и выше, низкий – до 4 слов включительно. Важно помнить, что у многих людей слуховая память развита чуть хуже зрительной, поэтому часто хороший средний уровень этого параметра является достаточным. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного, а также наличие посторонних слов среди воспроизведенных (домысливание).
4. Зрительная память
За 30 секунд ребенок должен запомнить 10 цветных картинок, на которых изображено по одному объекту. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 изображений и выше, низкий – до 4 изображений включительно. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного.
5. Мелкая моторика
Параметр не требует временных затрат при проведении обследования. Данные основываются на анализе письменных работ из других пунктов. Преимущество такой оценки – в естественности результатов. Становится очевидным, насколько высок именно удобный ребенку уровень выполнения заданий: очевидно, что именно на этом уровне он в итоге и будет выполнять задания в школе, как бы вначале урока он ни начинал стараться.
6. Зрительно-моторная координация (фронтальное предъявление)
Ребенку предлагается продолжить последовательность фигур. Материал представлен в приложении 1. Для высокого уровня необходимо точное отображение всех пропорций и углов. Параметр вносит вклад в степень легкости письма.
7. Пространственная ориентация
1) Танграм
2) Графический диктант с обязательным самостоятельным продолжением элемента (фронтальное предъявление). Задание включает три любых графических узора, состоящих, однако, только из горизонтальных и вертикальных линий. Средний уровень для данного возраста выставляется только при наличии способности хотя бы частично воспроизвести элемент. В ходе консультирования необходимо разграничить способность к отображению узора под диктовку и умение воспроизвести его самостоятельно, при помощи лишь зрительного анализа.
3) Общая ориентация на листе. Перед ребенком раскрывается книжный разворот, заполненный построчно расположенными изображениями. Ребенку предлагается «правильно», «как в школе» начать их рассматривать. Оценивается верность выбора страницы (левая или правая, а также умение двигаться строго построчно, в том числе и правильность перехода на следующую строку.
8. Мышление
1) Понятийное мышление. Ребенку предлагается несколько черно-белых заданий «4-й лишний». Специалист в беседе уточняет, насколько устойчивы границы понятий, которые использует ребенок при ответе.
2) Визуальные аналогии. Ребенок выполняет несколько черно-белых заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора. Если выбор верного ответа интуитивен и неустойчив (ребенок готов заменить ответ на неверный, то такое решение не засчитывается как корректное, так как противоречит самой сути данного параметра.
3) Вербальные аналогии. Ребенок выполняет несколько словесных заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора.
4) Установление невербальных закономерностей. Материал представлен в приложении. При подаче материала специалист предлагает угадать правило, по которому необходимо изобразить четвертый рисунок. Высокий уровень ставится при полностью верном ответе, средний – при наличии хотя бы двух верных элементов в ответах.
5) Перепутанные картинки. Ребенку предлагается история из 4 цветных перепутанных картинок. Карточки либо напечатаны, либо закреплены в виде квадрата на листе. Перемещать их не разрешается. Ребенок сам указывает на порядок картинок. Параллельно с этим или по окончании этого процесса он составляет историю. Материал подбирается с учетом наличия минимум двух персонажей, художественного (а не бытового) сюжета и полноценного фона изображения.
9. Актуализация знаний
Ребенку предлагается назвать как можно больше предметов из некой группы. Например, птицы, профессии, инструменты, бытовая техника. Главное правило выбора обобщающего понятия – жизненная доступность материала. Ключевой акцент при консультировании – отличие пассивного знания от целенаправленного воспроизведения материала. Последнее умение в значительной степени определяет отдачу от образовательного процесса.
10. Математические представления
Ребенку предоставляется 12 фишек и предлагается наглядно выложить решение следующей задачи. «Было 9 птичек, 3 улетели. Сколько птиц осталось». Несмотря на важность владения счетом, главный критерий оценки – умение наглядно развернуть последовательность логико-математических действий.
11. Речь
Ребенок должен закончить предложения. Например:
1) Таня не успела помыть посуду, потому что…
2) Витя очень удивился, когда…
3) Зимой нельзя кататься на велосипеде, зато…
Оценивается полнота предложения и логичность высказывания. Также в этот пункт входят результаты составления рассказа по серии перепутанных картинок из блока «Мышление».
12. Уровень притязаний
Перед ребенком лежит три одинаковых карточки изображением вниз. Сообщается, что на них снизу написаны легкое, среднее или сложное задание. Ребенку предлагается выбрать карточку с тем уровнем сложности, который он бы хотел выполнить. Главный акцент при консультировании – соотношение этого выбора и общих способностей ребенка, полученных на основе диагностики.
Каждый из вышеописанных параметров снабжен графой «Примечание», в которую при необходимости может быть внесена дополнительная важная информация об ответах ребенка.
Помимо совокупности всех этих параметров оценки, диагностическая карта содержит и графу «Особенности поведения». Предполагается, что в ней отражаются как особенности поведения ребенка во время обследования, так и результаты наблюдения за ним в группе. Особое значение эти сведения имеют в случае нарушения поведения при сохранном или даже высоком интеллектуальном развитии. В этом случае общий уровень готовности снижается.
Вывод о готовности ребенка к школе осуществляется на основе общего профиля распределения параметров карты по трем уровням. При неготовности к школе профиль выраженно сдвинут влево. При условной степени готовности профиль напоминает дерево с ветвями, расположенными с обеих сторон. В этом же случае наглядно проявляются случаи негармоничного развития. При высокой степени готовности профиль максимально сдвинут вправо. Такая наглядная модель результатов ребенка позволяет более убедительно донести до родителей информацию об уровне его развития.
Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.
Конспект родительского собрания «Компоненты психологической готовности к школе» Родительское собрание на тему: «КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Составитель: педагог-психолог Захарова Екатерина.
Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.
Консультация для родителей «Показатели готовности к школе» Показатели готовности ребенка к школе. Готовность ребенка предшкольного возраста к учению прежде всего определяет его мотивационная готовность,.
Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.
Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе. Осталось совсем немного до того счастливого момента,.
Родителям о готовности ребенка к школе Родителям о факторах, влияющих на успешность обучения в школе. Уважаемые родители! Многие из вас стремятся к тому, чтобы при поступлении.
Карта готовности ребенка к школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Карта готовности ребенка к школьному обучению
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Группа здоровья ____________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________
к школьному обучению
1. Мотивационная готовность
Подчеркнуть выбранный ребёнком мотив:
1. внешний (подчинение требованиям взрослых);
4. «позиционный» (стремление ребенка занять новое положение в отношениях с окружающими);
6. мотив получения высокой отметки.
высокий, средний, низкий
2. Эмоциональный фон
Признаки эмоционального благополучия: свобода, непринужденность движений, плечи расправлены, корпус прямой, походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, спокойная, выразительная.
Признаки эмоционального неблагополучия: сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность; походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность, непродуктивность движений при обилии или медлительность в выполнении движений и действий; жестикуляция и мимика бедная, вялая, маловыразительная, гримасничанье или неподвижное лицо.
3. Социальное развитие
Способен вступить в общение со взрослым
а) со знакомым взрослым
б) с незнакомым взрослым
Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)
Чувствует настроение близких взрослых и сверстников
Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами
Имеет представление о себе и своих возможностях
1а. Да, не всегда, нет.
1б. Да, не всегда, нет.
2. Да, не всегда, нет.
3. Да, не всегда, нет.
4. Да, не всегда, нет.
5. Да, не всегда, нет.
6. Да, не всегда, нет.
4. Развитие речи и речевого общения
Правильно произносит все звуки русского языка
Умеет выделять звуки в слове
Грамматически правильно строит сложные предложения
Строит связный рассказ по сюжетной картинке
В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями
Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения
2. Да, недостаточно, нет
4. Да, недостаточно, нет.
Да, недостаточно, нет.
6. Да, недостаточно, нет
5. Развитие мелкой моторики
Нужное подчеркнуть (уровень)
— высокий, средний, низкий
6. Вазомоторная активность
Нужное подчеркнуть (уровень)
высокий, средний, низкий
7. Познавательное развитие
Сформированность знаний об окружающем
Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)
*Соотнесение количества предметов с цифрой
*Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы
*Решение простых задач с опорой на наглядность
*Знание геометрических фигур
*Умение ориентироваться в пространстве
Нужное подчеркнуть (уровень)
— высокий, средний, низкий
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
— высокий, средний, низкий.
Подписи лиц, заполнявших карту
Печать образовательного учреждения
по заполнению карты психолого-педагогического обследования
1.Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению
Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является
развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений:
детского сада и школы. В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам. Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.
2. Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.
В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем,
о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня
сформированности моторных навыков.
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.
3. Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.
Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).
Второе (заключительное) обследование проводится в марте. На ПМПК приносят те же материалы.
К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны.(заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения).
Карта выдаётся родителю под роспись. Рабочие материалы ребёнка хранятся у педагога-психолога (в детском саду) и могут быть потребованы специалистами школы по запросу.
В составлении Карты приняли участие: Лопанова Т.А.- руководитель психологической службы СЗОУО
Данные психолого-педагогического обследования
1. Мотивационная готовность – методика «Определение мотивов учения»
(автор методики М.Р. Гинзбург)
Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка .
Шесть карточек с рисунками, протокол, ручка.
В основу методики положен принцип персонификации мотивов. Испытуемому предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводиться индивидуально.
Сейчас я прочитаю тебе рассказ о мальчиках (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки), которые разговаривают про школу.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис.№1) Приложение 1.
На стол перед ребенком выкладывается карточка 1 со схематическим рисунком, на котором женская фигура склонилась вперед с указующим жестом, а перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив) .
2. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. № 2) Приложение 1
Перед ребенком выкладывается карточка 2 со схематическим рисунком, на котором изображена фигура ребенка, сидящего за партой (учебно-познавательный мотив).
3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. № 3) Приложение 1
Перед ребенком выкладывается карточка 3 со схематическим рисунком, на котором изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
4. Четвертый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. № 4)
Перед ребенком выкладывается карточка 4 со схематическим рисунком, на котором изображены две фигуры (взрослого и ребенка) спиной друг к другу, у взрослого в руках портфель, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь (рис. № 5) Приложение 1
Перед ребенком выкладывается карточка 5 со схематическим рисунком, на котором фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там одни пятерки (рис. № 6).
Перед ребенком выкладывается карточка 6 со схематическим рисунком, на котором фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив получения высокой оценки).
Все шесть картинок лежат перед ребенком. После прочтения рассказа взрослый задает ребенку по очереди следующие вопросы:
Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Взрослый фиксирует номер выбранной ребенком картинки в протоколе (см. пример заполнения протокола). Номера картинок совпадают с номерами мотивов.
На основе ответов ребенка выявляется преобладающий мотив учения. Результат заносится в первый пункт карты готовности, выбранные мотивы подчёркиваются и подчёркивается уровень мотивации 🙁 высокий, средний или низкий).Каждому мотиву соответствует определённый балл.
Форма протокола Пример заполнения протокола.
2.Эмоциональный фон – заполняется по результатам наблюдения
*** В примечании отметить наличие видимых неврологических реакций (тики, заикание и т. п.)
3. Социальное развитие – заполняется по результатам наблюдения.
4. Развитие речи и речевого общения 2. Умеет выделять звуки в слове
3. Грамматически правильно строит сложные предложения
В начале, в середине,в конце слова
Интонационное выделение звука
Умение называть первый (последний ) звук в слове
Правильно строятся союзные и бессоюзные предложения
Не допускает нарушения согласования слов
Не допускает нарушения порядка слов
Не допускает многократного повторения соединительных союзов
Не допускает ошибок при передаче прямой речи
4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке
Основная мысль изображения передается правильно
Самостоятельно, полно и структурно правильно передает основное содержание картинки
5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями
Активно эмоционально высказывается,
привлекает к себе внимание партнеров по игре.
Вызывает вопросы партнеров, высказывания, предложения, комментарии.
Отвечает на вопросы партнеров словом и действием
6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения
Обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь, виды транспорта, домашние и дикие животные, птицы, рыбы и т. д.)
Антонимы (высоко-низко, далеко-близко, глубокий-мелкий и т. д.)
Сравнения (высокий, как…; хитрый, как…; голодный, как… и т. п.)
Использует в повседневной жизни
*** В примечании указать двуязычие
5. Развитие мелкой моторики – «Дорожка»
Задание можно давать фронтально (как часть занятия). Приложение 2
*** В примечании указать левшество
(Соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, развитие пространственной координации – методика А.Векслера).
Задание можно давать фронтально (как часть занятия). Работу выполняют фломастером или мягким карандашом.
Возьмите карандаш и нарисуйте на листе бумаги фигуру, такую же как эта (предъявить один образец, но не называть квадрат.). Теперь нарисуйте другую фигуру, такую же как эта (предъявить образец, но не называть ромб). Теперь – последнюю фигуру.
Все три фигуры несовершенны
7. Познавательное развитие
1. Сформированность знаний об
-называет Ф.И.О. родителей
-называет домашний адрес
-называет времена года
-называет дни недели
-называет части суток
Каждый вопрос оценивается от 1 до 3 баллов, выводится среднее
Ребенок не справляется с заданием
2. Деятельность по образцам и правилам: наблюдение за игрой
3. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми .
Это умение выявляется в коллективной работе по продуктивным видам деятельности : рисование, лепка, аппликация
Ребёнок заканчивает работу позже других Не выдерживает общий темп
Не может начать работу со всеми
4. Математические представления
4.1. Соотнесение количества предметов с цифрой
Материал. «Математический набор»
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать двенадцать кругов, а потом показать это количество цифрами.
Ребенок не справляется с заданием
4.2. Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы
Материал. Десять полосок одинаковой формы и цвета, шириной 10мм, длиной от 10мм до 100мм. каждая из которых длиннее предыдущей на 10мм.
Инструкция к проведению. Перед ребенком в хаотичном порядке лежат десять полосок. Взрослый просит ребенка разложить полоски от самой низкой до самой высокой по порядку, чтобы получился заборчик. После выполнения ребенку задается вопрос: «На что еще это похоже?» (Лестница, ступеньки)
Ребенок не справляется с заданием
4.3 Решение простых задач с опорой на наглядность
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагают картинку и задают вопрос : 9 синичек сидели на ветке, 3-улетели,
Сколько синиц осталось сидеть на ветке?
Ребёнку предлагают картинку и задают вопрос: в коробке 5 карандашей, Петя положил ещё 4. Сколько всего карандашей в коробке?
4.4. Знание геометрических фигур
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, ромбы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
4.5. Умение ориентироваться в пространстве
Ребенок не справляется с заданием
5. Графический диктант (автор методики Д.Б. Эльконин)
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и действовать по правилам, т.е. точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика может быть использована для диагностики уровня сформированности произвольности.
Протокол с тетрадным листком в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, карандаш, доска, расчерченная на клетки, мел, протокол.
Методика «Графический диктант» проводиться только фронтально, поскольку она направлена на изучение умения ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным группе учащихся или классу в целом.
Желательно, чтобы при проведении присутствовал ассистент. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин. Л.А. Венгер предлагает индивидуальный вариант проведения методики.
Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. На котором записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. В случае необходимости – дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы и карандаши, психолог (воспитатель) дает предварительные объяснения.
Психолог (воспитатель). Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно обязательно слушать меня – я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь. (Называет какой-либо ориентир, имеющийся в помещении.) Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери. (На доске, заранее расчерченной на клетки, проводит линию слева направо длинной в одну клетку.) Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. (На доске рисует соответствующую линию.)
Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.
Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (Слово «налево» выделяет голосом.) Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (Слово «налево» опять выделяет голосом.) Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Для более четкой организации работы можно после проведения очередной линии спрашивать: «Все нарисовали? Диктую дальше».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, психолог (воспитатель) и ассистент собирают у детей листки.
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе.
Оценка выполнения диктанта производиться по следующей шкале:
— 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
— 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
— 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
— 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
— 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале:
— 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки);
— 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
— 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
— 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
— 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
Образцом для ребенка может служить его собственный рисунок, который не соответствует диктовавшемуся узору.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:
— за выполнение диктанта;
— за самостоятельное продолжение узора.
Обе они колеблются от 0 до 4 баллов.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.
Аналогично из трех оценок выводиться итоговая за продолжение узора.
Обе оценки и суммарный балл заносятся в протокол методики. Суммарный балл переносится в шестой пункт протокола индивидуального психологического обследования.
Примечание. В протоколе обследования отмечается знание ребенком направлений в пространстве (вниз, вверх, налево, направо), в какой руке ребенок держит карандаш (в левой или в правой).
В отдельных случаях результаты «графического диктанта» могут быть искажены случайными факторами (плохим самочувствием ребенка в момент проведения методики, переживаниями, связанными с каким-либо событием, и т.п.). Поэтому окончательные выводы можно сделать только с учетом наблюдений во время занятий. Оценки и суммарный балл не должны сообщаться детям
С ребёнком проводят игру-4ый лишний: «Посмотри внимательно на четыре картинки и скажи какая лишняя?»
Ребёнку предлагают три картинки с изображением домашних животных и одну с изображением дикого животного; три картинки с изображением фрукта и один овощ; три картинки с изображением насекомых и одна птица; три картинки с изображением предметов мебели и чашка; три картинки с изображением предметов одежды и одна с изображением обуви (валенки).