состав аппаратной платформы электронного обучения не входит

Состав аппаратной платформы электронного обучения не входит

Информационные системы управления ВУЗом, по сути, являются корпоративными информационными системами (КИС). Однако стоит отметить, что общеизвестные на рынке программного обеспечения (ПО) КИС класса ERP, не нашли в высших и средних специальных учебных заведениях распространения, в отличие от других отраслей. Это связано с рядом причин, главные из которых, на наш взгляд, связаны с наличием большого числа специфических бизнес-процессов, не свойственных обычным производствам, и как следствие, высокой стоимостью внедрения подобных систем. Как следствие для ВУЗов предлагается множество отраслевых решений, например таких, как система Naumen University [1].

Помимо коммерческих систем существует множество разработок «под себя», созданных самими ВУЗами: информационная система Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, система информатизации университета НГТУ, системы управления ОмГУ, Красноярского государственного педагогического университета и множество других.

Веб-сайт ВУЗа может быть связан с остальными системами учреждения и обеспечивать к ним доступ. В данной статье мы подробно остановимся на системах третьего класса.

Наиболее часто встречается следующая классификация систем ЭО [1,2]:

Такая классификация, на наш взгляд достаточно условна. Современные системы e-learning являются многомодульными системами и реализуют комбинацию функций систем 1-го и 2-го типа и, таким образом, являются системами 3-го типа. При этом обычно реализуется следующий набор функций:

Требования к программной платформе электронного обучения

Детально разобравшись со структурой своих потребностей (цели проекта, образовательные программы, педагогические сценарии, организационные модели), ВУЗ формулирует предварительные требования к функционалу и мощности необходимой системы ЭО, чтобы приступить к выбору подходящей системы e-learning, являющейся базовым инструментом программной платформы.

Важность грамотного решения задачи выбора программной платформы для обеспечения электронного обучения зачастую недооценивается. Практически каждый ВУЗ, занимающийся несколько лет организацией и развитием дистанционного и электронного обучения, имеет отрицательный опыт в этой области.

Конечно, успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от программной платформы, но ее верный выбор является одним из основополагающих факторов. Например, низкая характеристика usability (концепция разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированная на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя) может привести к полному провалу процесса внедрения электронного обучения в ВУЗе. Прежде всего, это связано с недостаточно высоким уровнем владения ИКТ-компетенциями большинства преподавателей (обычно средний возраст ППС в технических ВУЗах около 50 лет, в НГТУ на технических факультетах колеблется от 48 до 57 лет1 ).

Перечислим наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются пользователи систем e-learning.

К наиболее распространенным организациям, занимающихся стандартизацией в сфере электронного обучения относятся следующие [2]:

Совместимость позволяет, например, взять один и тот же учебный материал и, не внося в него изменений, использовать его в различных системах управления обучением. В настоящее время стандарты являются только общим направлением для достижения совместимости, поэтому если учебный курс соответствуют стандарту SCORM, то это не значит, что он автоматически может быть использован в другой системе ЭО на основе SCORM.

Перечисленные выше проблемы возникают при несоответствии приобретаемых или разрабатываемых систем выделенным требованиям (курсивом).

Помимо приведенных требований остался нерассмотренным один немаловажный фактор – стоимость, которая складывается из стоимости ПО, сопровождения и аппаратной части. При подсчете стоимости зачастую забывают, что стоимость ПО включает не только саму систему ЭО, но и операционную систему, а также возможно СУБД, антивирусной программы, ПО для безопасности и т.д. Необходимо продумать, кто будет сопровождать ПО: возможно существующий персонал не отвечает необходимым требованиями тогда потребуется увеличение затрат на оплату труда более квалифицированного персонала. Вероятно, потребуется модернизация аппаратной части, включая: сервер; резервирование питания; систему резервирования данных; сетевые и канальные средства и т.д.

Варианты реализации платформы ЭО

Выбор конкретной системы практически всегда представляет собой процесс достижения компромисса между его стоимостью и остальными требованиями. Для ВУЗа возможны следующие варианты реализации программной платформы электронной среды обучения:

Готовые решения – это коммерческие и свободно распространяемые системы ЭО, предлагаемые на рынке.

Коммерческие системы: WebCT/Blackboad, Naumen University, Docent, LearningSpace 5.0, Learn eXact, eLearning Server 3000, ОРОКС, WebTutor, Прометей и др. Главное достоинство коммерческих решений – в большинстве своем это надежные продукты, с надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновлениями и новыми версиями. Недостатки коммерческих систем:

Свободно распространяемые системы – это системы с открытым кодом (open source): MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS и др. Достоинства этих систем прямо противоположны недостаткам коммерческих систем и наоборот. Дополнительно необходимо отметить следующие недостатки:

Достаточно полный сравнительный обзор свободно распространяемых систем ЭО рассмотрен в [2].

Разработка собственных программных решений по силам не каждому ВУЗу и является проектом с высоким риском провала (как любой проект в области разработки сложного ПО). Несомненными аргументами в пользу собственной разработки является следующее:

Аутсорсинг становится все более привлекательным решением для вузов, особенно тех, которые только сейчас делают первые шаги в развитии инфраструктуры ЭО. Представляется, что такой вариант наиболее актуален для вузов гуманитарного и экономического профиля, как правило, не имеющих достаточно квалифицированного персонала для поддержки и развития программной платформы ЭО собственными силами. Этот рынок услуг получает все большее развитие, как в мире, так и в России.

В рамках аутсорсинга технологий электронного обучения компании предлагают размещение курсов на своем сервере и проведение обучения с использованием своей программной системы ЭО. В этом случае снижаются затраты на первоначальное внедрение системы e-learning, а также ее поддержку и развитие.

Программная платформа электронной среды обучения НГТУ

В НГТУ в институте дистанционного образования (ИДО) уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем ЭО. Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace [3]. DiSpace — это семейство программных систем, служащих для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.

Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). Они могут использоваться как независимо друг от друга, так и совместно (рис. 1).

состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Смотреть фото состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Смотреть картинку состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Картинка про состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Фото состав аппаратной платформы электронного обучения не входит

Рис. 1. Продукты семейства DiSpace – программная платформа электронной среды обучения НГТУ

Система DiDesk позволяет легко создавать сетевые версии электронных курсов. Процесс создания курса значительно ускоряется, если у преподавателя уже имеются материалы в электронном виде (например, в формате документов MS Word, презентаций MS PowerPoint и других файлов). Студенты получают возможность удаленного доступа к материалам курса, а также возможность скачивания файлов. При этом доступ к материалам можно ограничить с помощью пароля, который задается самим преподавателем. В настоящее время в системе создано 575 электронных курсов. Статистика посещаемости за период с мая 2008 года по настоящее время свидетельствует о том, что наиболее активно пользователи обращаются к материалам курсов, разработанных для студентов заочного факультета, факультета энергетики и факультета гуманитарного образования.

Система удаленного тестирования DiTest.v2 (рис. 2) предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования в удаленном режиме [4]. Данная система соответствует современным требованиям активно развивающихся дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает последнюю версию международной спецификации QTI консорциума IMS. Система состоит из двух независимых подсистем: DiTest.Creator (создание и редактирование теста) и DiTest.Testing (проведение тестирования).

Для создания и редактирования тестов в подсистеме DiTest.Creator преподавателю не нужен пароль. Задания в тесте группируются по темам, а темы, в свою очередь, объединяются в дидактические единицы (ДЕ). Это связано с тем, что в настоящее время тестирование по совокупности ДЕ становится в высшем профессиональном образовании необходимым требованием, что подтверждается структурой тестовых заданий федерального интернет-экзамена. Вопросы теста могут быть следующих типов: одиночный и множественный выбор, ассоциации, подбор соответствий, открытый вопрос. Для подготовки тестового задания можно использовать изображения, формулы, Flash-анимацию. Система также дает возможность ограничивать время прохождения теста студентом.

Подсистема DiTest.Creator существует в двух версиях – онлайновой и локальной. Использование локальной версии удобно в том случае, если необходимо создавать тесты на компьютере без выхода в интернет.

Для входа в подсистему DiTest.Testing необходимы логин и пароль. Пользователи получают возможность работать с разными опциями подсистемы в соответствии со своим уровнем доступа – «студент» или «преподаватель». Преподаватель может загружать в подсистему тесты для проведения тестирования, предоставлять доступ к тесту любому студенту НГТУ, разрешать неоднократное прохождение теста, благодаря чему студенты могут использовать его для самоконтроля. Новый модуль подсистемы позволяет обрабатывать статистику прохождения тестов для оценки качества тестовых заданий. Кроме того, преподаватель имеет возможность распечатать сгенерированные варианты тестов.

состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Смотреть фото состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Смотреть картинку состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Картинка про состав аппаратной платформы электронного обучения не входит. Фото состав аппаратной платформы электронного обучения не входит

Рис. 2. Окно подсистемы DiTest

Система управления учебным процессом DiClass была разработана для поддержки комбинированной формы обучения. Создание новой версии этой системы связано с расширением номенклатуры специальностей, по которым ведется обучение в комбинированной форме, а также с подключением к системе новых факультетов и подразделений университета. В системе DiClass преподавателям и студентам доступны лента новостей, журнал успеваемости, семинары и консультации, возможность получения и отправки контрольных работ и личных сообщений. Для тьюторов (менеджеров учебного процесса) предусмотрены возможности управления рабочими учебными планами, управления учебными группами, мониторинга учебного процесса.

Телекоммуникационная система Editoria – это «электронная аудитория» для проведения консультаций и занятий с удаленными студентами в режиме онлайн.

Известно, что важнейшей составляющей образовательного процесса является личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентом. Существующие и уже ставшие привычными для многих преподавателей НГТУ средства коммуникации, в которых используется текст, набираемый на компьютере (электронная почта, форум, чат), не могут заменить полноценное общение между преподавателем и студентом. В связи с этим все большую актуальность для дистанционного, заочного и комбинированного обучения приобретают телекоммуникационные средства связи, которые позволяют общаться в синхронном режиме с помощью аудио и видео и обладают «эффектом присутствия».

Editoria предоставляет преподавателям и студентам следующие возможности:

Несомненным преимуществом системы по сравнению с аналогичными разработками является то, что для работы с ней студентам необходим только веб-браузер – она не требует установки дополнительного программного обеспечения. Преподаватель и студенты могут осуществлять сеанс связи с любого компьютера, имеющего выход в интернет, веб-камеру, наушники/динамики и микрофон.

Уже в течение нескольких лет ИДО совместно с ФПК НГТУ обучает преподавателей вузов на курсе повышения квалификации «Технология электронного обучения в деятельности преподавателя» [3].

___________________________________ 1Данные на 1.07.09 г.

Источник

управление персоналом. 61000. Признание права на земельный участок осуществляется () в нотариальном порядке

66588. Какое учебное действие не входит в состав изучения раздела дисциплины?

66589. Какой блок не входит в состав электронного учебного курса?

(!) блок учебных видеоклипов

66590. Какой блок не входит в состав электронного учебного курса?

(!) блок учебных фильмов

66591. Какой блок не входит в состав электронного учебного курса?

(!) блок учебных тренажеров

66592. Какой элемент не входит в состав учебно-методического блока?

(?) руководство по изучению дисциплины

(?) методические рекомендации для преподавателя

66593. Какой элемент не входит в состав учебно-методического блока?

(?) руководство по изучению дисциплины

(?) методические рекомендации для преподавателя

66594. Какой элемент не входит в состав учебно-методического блока?

(?) руководство по изучению дисциплины

(?) методические рекомендации для преподавателя

66595. Максимальная рейтинговая оценка за академическую активность равна …

66596. Максимальная рейтинговая оценка за выполнение всех практических заданий равна …

66597. Максимальная рейтинговая оценка за прохождение всез рубежных контролей равна …

66598. Дискуссия – это групповое обсуждение заранее заданной преподавателем темы с использованием …

66599. Семинарские занятия в синхронном режиме проводятся с помощью …

(?) системы обмена файлами

66600. Семинарские занятия в асинхронном режиме проводятся с помощью …

66601. Основными критериями оценки реферата являются …

(!) степень отражения литературных источников

(?) использование личного опыта обучающегося

(?) способность принимать управленческие решения

66602. Основными критериями оценки эссе являются …

(!) оригинальность подхода к проблеме и аргументации

(?) степень отражения литературных источников

(?) умение провести анализ и синтез информации и аргументов

(?) способность принимать управленческие решения

66603. Основными критериями оценки кейс-задания являются …

(!) навыки групповой работы

(?) степень отражения литературных источников

(?) нахождение функционального значения решения

(?) способность обоснованно отстаивать свою точку зрения

66604. Виртуальный лабораторный практикум – это …

(!) выполнение исследований в информационной среде с использованием математической модели объекта

(?) выполнение математических расчетов, направленных на достижение заданной цели

(?) разбор учебной конкретной ситуации

(?) развернутое и аргументированное изложение точки зрения

66605. Расчетное задание – это …

(!) выполнение математических расчетов, направленных на достижение заданной цели

(?) выполнение исследований в информационной среде с использованием математической модели объекта

(?) разбор учебной конкретной ситуации

(?) развернутое и аргументированное изложение точки зрения

66606. Кейс-задание – это …

(!) разбор учебной конкретной ситуации

(?) выполнение исследований в информационной среде с использованием математической модели объекта

(?) выполнение математических расчетов, направленных на достижение заданной цели

(?) развернутое и аргументированное изложение точки зрения

66607. Какой показатель не ходит в состав рейтинговой оценки по дисциплине?

(!) выполнение тренирующего тестирования

(?) академическая активность студента

(?) выполнение практических заданий

(?) текущие контроли по разделам

66608. Академическая активность – это …

(!) оценка интереса студента к изучаемой дисциплине

(?) оценка качества оформления отчета по практическому заданию

(?) оценка содержания отчета по практическому заданию

66609. Какой показатель не входит в состав оценки за практическое задание?

(!) оценка соблюдения сроков сдачи практического задания

(?) оценка качества оформления отчета по практическому заданию

(?) оценка содержания отчета по практическому заданию

(?) оценка объема материалов отчета по практическому заданию

66610. Основными учебными материалами в электронном обучении являются …

(!) электронные учебные курсы

(?) ссылки на Интернет-ресурсы

66611. Основой электронного учебного курса является …

(?) запись видео лекции

(?) ссылки на Интернет-ресурсы

66612. Какой из блоков не относится к основным блокам электронного курса?

(?) блок формирования компетенций

66613. Что такое веб-браузер?

(!) программа для просмотра веб-узлов

(?) программа для защиты от атак с веб-страниц

(?) Web-интерфейс программы для отправки почты

(?) системное средство для прямого управления web-узлами

66614. Что такое спам?

(?) рассылка новостей подписчикам

(?) сообщение, в котором отсутствует адрес отправителя

(?) сообщение, отправленное большому количеству получателей

66615. Что такое трафик?

(!) суммарный объём пересылаемой информации

(?) скорость скачиваемой информации

(?) количество пакетов стоящих в очереди

(?) количество скачиваемых файлов

66616. Что означает расположение по релевантности для результатов поиска в поисковых системах?

(!) в порядке уменьшения соответствия запросу

(?) в порядке уменьшения рейтинга популярности данной страницы

(?) в порядке уменьшения количество посещений данной страницы пользователями

66617. Какой вариант запроса следует использовать в поисковой системе (Yandex, Google, Rambler) для поиска точной фразы?

66618. В предложенном списке укажите URL

66619. Какое действие с папками и файлами нельзя отменить?

(!) удаление файла из специальной папки «корзина»

(?) удаление файла с локального диска

(?) удаление файла с «Рабочего стола»

(?) удаление файла из специальной папки «мои документы»

66620. Что произойдет с папкой, если удалить ее ярлык, созданный на «Рабочем столе»?

(?) папка будет недоступна до перезагрузки компьютера

(?) папка будет тоже удалена

(?) ярлык нельзя удалить, пока не удалена папка, для которой он создан

66621. В какую папку помещаются удаленные файлы?

(?) в любую по выбору пользователя

(?) в папку «Мои документы»

66622. Какие учебники могут быть назначены для изучения в ВОС?

(!) Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

(!) Модуль электронного курса.

(?) Учебник из читального зала РГСУ.

(!) Учебник из электронной библиотечной системы.

66623. Преимуществом электронного обучения является …

(!) снижение финансовых затрат на обучение

(?) выработка навыков работы в коллективе

(?) потребность в современном компьютерном оборудовании

(?) наличие навыков информационной культуры у пользователей

66624. Преимуществом электронного обучения является …

(!) обучение в удобное время

(?) выработка навыков работы в коллективе

(?) потребность в современном компьютерном оборудовании

(?) выработка навыков публичного выступления

66625. Не является преимуществом электронного обучения …

(!) выработка навыков работы в коллективе

(?) обучение в удобное время

(?) обучение в удобном месте

(?) снижение финансовых затрат на обучение

66626. К основным принципам болонского процесса относится …

(!) переход на двухуровневую систему обучения

(?) обеспечение занятости населения

(?) обучение в удобное время

66627. К основным принципам болонского процесса относится …

(?) обучение в удобном месте

(?) снижение затрат на обучение

(?) доступность обучения для инвалидов

66628. К основным принципам болонского процесса относится …

(!) обеспечение трудоустройства выпускников

(?) доступность обучения для инвалидов

(?) обучение в удобном месте

(?) доступность обучения для малоимущих

66629. К уровням подготовки по болонской системе относятся …

66630. К уровням подготовки по болонской системе относятся …

66631. К уровням подготовки по болонской системе относятся …

66632. В чем заключаются выгоды присоединения к болонской системе для нашей страны?

(!) повышение конкурентоспособности российской высшей школы на международной арене

(?) повышение заработной платы выпускника

(?) стимулирование занятия научной деятельностью

66633. В чем заключаются выгоды присоединения к болонской системе для нашей страны?

(!) рост общего культурного уровня страны

(?) облегчение смены специальности

(?) повышение общей компьютерной грамотности

66634. В чем заключаются выгоды присоединения к болонской системе для нашей страны?

(!) повышение конкурентоспособности российской высшей школы на международной арене

(?) облегчение смены специальности

(?) стимулирование занятия научной деятельностью

66635. Форма обучения – это …

(!) организованное взаимодействие преподавателя и студента

(?) способ реализации учебного процесса

(?) взаимодействие студента и университета

66636. Какие из перечисленных элементов не относятся к формам обучения …

66637. Какие из перечисленных элементов не относятся к технологиям обучения?

66638. Электронное обучение – это …

(!) обучение с помощью Интернет и мультимедиа

(?) обучение с помощью телевидения

(?) обучение с помощью радио

(?) обучение с помощью электронных книг

66639. Какие из учебных действий не являются элементами электронного обучения?

(!) просмотр телевизионной передачи

(?) компьютерное тестирование в присутствии преподавателя

(?) изучение материалов электронной библиотеки

(?) выполнение виртуальной лабораторной работы

66640. Какие из учебных действий не являются элементами электронного обучения?

(!) работа в социальной сети

(?) компьютерное тестирование в присутствии преподавателя

(?) сбор информации для доклада через поисковую систему

(?) изучение дисциплины с помощью электронного учебника

66641. К задачам Системы дистанционного обучения не относится …

(!) организация социальной сети для студентов Университета

(?) обеспечение взаимодействия участников учебного процесса

(?) обеспечение учебного администрирования

(?) создание, хранение и распространение учебно-методических материалов

66642. В состав аппаратной платформы электронного обучения не входит …

(?) серверы для обеспечения функционирования СДО

(?) средства телекоммуникации участников учебного процесса

(?) рабочие станции преподавателей

66643. В состав инструментов СДО не входит …

(?) система взаимодействия между участниками учебного процесса (?)

66644. В состав электронного учебного курса не входит …

(!) блок учебных видеофильмов

66645. В состав электронного учебника не входит …

(!) блок записи видеолекций

(?) блок формирования компетенций

66646. В состав электронного учебника не входит …

66647. Укажите причины использования ИКТ в образовании.

(!) экономичность образовательного процесса

(!) быстрота передачи информации

(?) сокращение сроков обучения

(?) сокращение числа преподавателей

66648. Укажите причины использования ИКТ в образовании.

(!) быстрота передачи информации

(!) высокое качество образования

(?) уменьшение числа преподавателей

(?) рост производительности труда учебной администрации

66649. Укажите причины использования ИКТ в образовании.

(!) экономичность образовательного процесса

(!) высокое качество образования

(?) сокращение сроков обучения

(?) рост производительности труда учебной администрации

66650. Какие из перечисленных инструментов являются синхронными?

66651. Какие из перечисленных инструментов являются синхронными?

(?) система обмена файлами

66652. Какие из перечисленных инструментов являются асинхронными?

(!) система обмена файлами

66653. Для широкого применения электронного обучения необходим …

(!) хороший уровень Интернет-коммуникаций

(!) достаточный уровень компьютерной грамотности студентов

(?) наличие специально оборудованных аудиторий

(?) наличие специального программного обеспечения у студентов

66654. C чем связаны основные финансовые потери для государства в процессе внедрения электронного обучения?

(!) с оснащением Университета дорогостоящей аппаратурой

(?) c компенсацией, связанной с ухудшением здоровья пользователей

(?) с обучением студентов работе в СДО

(!) одним из основных инструментов обучения

(!) одним из факторов повышения качества образования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *