сопоставьте методы активного и интерактивного обучения в чем заключается их сходство и различие
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Активные и интерактивные формы обучения
Каждый родитель стремится, чтоб его ребёнок рос и умным, и физически развитым, и самостоятельным, и коммуникабельным. Чтобы развить все эти качества и проявить новые таланты в вашем чаде с ним нужно проводить различного вида занятия, обучать его. Самыми популярными и эффективными считаются активные и интерактивные формы обучения. Давайте разберемся, чем же они отличаются.
Отличия активных и интерактивных форм обучения
Прошли времена, когда пассивный метод обучения занимал лидирующую позицию. Теперь отдают предпочтение активным и интерактивным формам обучения. В отличии от пассивного типа, в котором ученики только слушали своего учителя, данные методы позволяют учащимся взаимодействовать с преподавателем и друг с другом. Что же представляют собой эти способы занятий?
Активная (интерактивная) форма обучения подразумевает взаимодействие ученика и учителя в процессе занятий. То есть, ребёнок и его наставник находятся на равных правах – они вместе ищут варианты решения поставленной задачи. Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные.
Особенностью интерактивного метода обучения есть то, что в процессе учёбы взаимодействуют не только учитель и ученик, но и сами учащиеся между собой. То есть, преподаватель лишь корректирует действия детей, помогает им найти варианты верных решений проблемы. И что самое важное, при таком методе обучения, ученики сами исследуют, изучают новый материал.
Активные и интерактивные формы обучения стимулируют ребёнка развивать творческое мышление, так сказать, «включать» мозг. Знания не преподносят «на блюдечке», а развивают умения детей, их логику, умение анализировать ситуацию и находить варианты решения.
Стоит помнить, что все малыши активные, с большим запасом жизненной энергии и зарядом бодрости. Если взрослый после дня активных игр может просто падать с ног, то на детей это не распространяется. Потому полезно иметь альтернативные способы активных игр, в которых участие взрослого не обязательно. При этом малышу не должно быть скучно, иначе он быстро закинет такое занятие. Как же сделать так, чтоб ребёнок и научился чему-то полезному и дал родителям передохнуть? Варианты есть!
Игры с использованием проекционных систем
Прогресс не стоит на месте, и человек усовершенствует всё вокруг для своего блага и комфорта. Коснулся он и развития детского досуга. Всё большей популярностью пользуются проекционные системы. Вам знакомо оборудование интерактивном пол или интерактивная стена? Представьте, что всего в несколько движений на вашем полу образуется мини футбольное поле или аквариум с рыбками во всю стену. Вариантов игр может быть масса, но самое интересное то, что они реагируют на движение человека, взаимодействуя с ним.
Вы видели интерактивную песочницу, то лепя фигуры из песка можно создать целый мир с реками и горами, мостами и вулканами. И всё это будет менять цвет в зависимости от ваших действий (копая вглубь, песок становится синим, а делая холмы – коричневым), а также сопровождаться звуковыми эффектами. Чего только один вулкан стоит! Сделав горку с кратером, наблюдайте за извержением красной лавы и слушайте, с каким грохотом это происходит.
Установить проекционную систему можно и у себя дома. Это может быть, как проектор на потолке, так и интерактивный пол тумба, который хорош тем, что не требует монтажных работ на потолке. В несколько движений с её помощью у вас появится интерактивное изображение на полу или стене.
Таким образом, проводя досуг ребёнка по методике, включающей в себя активные и интерактивные формы обучения вы не только развлечёте его и многому научите, но и выработаете в интерес к учебе и открытию нового.
Сопоставьте методы активного и интерактивного обучения в чем заключается их сходство и различие
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенстваУважаемые коллеги!
На этом этапе модуля мы с вами попробуем разобраться, в чем же отличие интерактивных методов. Нам поможет выполнить это задание прием 3+2+1. Внесите в таблицу 3 +, 2 −, и задайте 1 вопрос по данной теме/критерию.
Для справки: Прием «3-2-1». Одним из рефлексивных приемов, направленных на развитие критического мышления. Необходимо найти 3 плюса рассматриваемого объекта, 2 минуса и внести одно предложение по его модернизации. Уважаемые коллеги! Если Вам не досталось строчек для написания своих критериев, то можно ответить на вопрос, который задали коллеги!
Начинать надо как можно раньше, у детей младшего школьного возраста высокий уровень познавательного интереса, они своего рода «почемучки», не стесняются задавать вопросы, их легко заинтересовать. По личному опыту, учащиеся 2-4 классов охотно отвечают на проблемные вопросы, стараются сами догадаться, опережая учителя.
Я думаю, в очень малой степени. «Слабым» учащимся необходим постоянный контроль и поддержка, как правило, познавательный интерес у таких детей очень слабый, а активные методы предполагают, в первую очередь, самостоятельность и активность. Прекрасно, если учитель сможет найти подход к каждому, но в реальных условиях это практически невозможно.
Результаты работы менее предсказуемы.
19 | Основан на принципе личностно-ориентированном обучения. Предполагает активность учащихся. Демократичный стиль обучения. | Сложность при подготовке к уроку. Не все учащиеся готовы принимать активное участие, а выступают как слушатели. | Каковы критерии оценивания эффективности использования активных методов? | Назарова Л.С. | |
20 |