сообщение на тему пасха в кубанской семье
Пасха в кубанской семье: как было принято отмечать светлый праздник?
Изначально, будучи воинами-защитниками, кубанские казаки отличались особой религиозностью и приверженностью православной вере и ее традициям, ведь их предки проливали кровь в борьбе с иноземцами, желающими обернуть их в свою веру. Особенное место среди православных праздников занимала Пасха – Воскресение Христово, праздник праздников, торжество жизни над смертью, каждому дающее надежду на спасение. Отмечался он в разное время по-разному, но неизменно на особом душевном подъеме, о чем рассказали нам участники нашего экспресс-опроса.
А.В. Репиха, начальник архивного отдела администрации района:
— Моя бабушка рассказывала, что обязательным было участие в праздничной всенощной службе, где освящались куличи и крашенки. Когда возвращались из церкви, будили всех домочадцев, даже самых маленьких, сообщали радостную весть о воскресении Христа и садились за стол разговляться после Великого поста. Одно из освященных яиц делилось между всеми членами семьи, сначала надо было съесть кусочек освященного яйца и только потом взять целое себе. Считалось, что это поможет сохранить дружбу и целостность семьи, она будет крепче. Еще бабушка рассказывала, что муж и жена христосовались с детьми, родителями, кумовьями, родственниками, со всеми, но друг с другом не христосовались. Правда, больше нигде ни описания этого обычая, ни объяснения ему я не встречала.
Н.И. Майстровский, младший научный сотрудник МБУК «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка»:
— Готовясь к проведению наших традиционных Новомихайловских встреч, которые на этот раз будут посвящены празднику Пасхи, мы собирали информацию о том, как отмечали этот праздник. Борис Карпович Павлюк рассказал, что его отец в течение нескольких лет был церковным старостой. Было это в 50-е годы прошлого века, сами понимаете, тогда православные праздники широко не отмечались. Тем не менее, церковная община негласно собиралась вместе за праздничным столом. Все было очень чинно, пристойно, из крепких напитков допускалось только немного церковного вина. Вместе пели песни, обязательными атрибутами праздника были гармонь и балалайка.
Так мы хотим провести и наши Новомихайловские встречи. Они состоятся 18 апреля в 13.00 в музейной комнате СДК «Октябрь». Ждем в гости старожилов, которые поделятся с нами своими воспоминаниями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Свою программу со школьниками готовит Елена Юрьевна Дорошенко. Приглашаем всех станичников!
Н.Г. Иванкина, член Союза журналистов, жительница Крыловской:
Эти традиции в нашей семье сохраняются. Сейчас я – бабушка – пеку куличи по семейным рецептам, вместе красим яйца, все обязательно освящаем в церкви, и внуки с удовольствием участвуют и в подготовке к празднику, и в освящении куличей.
Великий праздник в казачьих станицах длился семь дней
Пасха на православной Кубани с давних пор была самым любимым и почитаемым праздником
По окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на веселье и развлечения
И каждый из семи пасхальных дней сопровождался особенными традициями и обычаями.
До разговления шумное проявление радости и всяческие веселья казаками не приветствовались. А по окончании Великого поста, как считали наши предки, «Бог благословлял» на активные развлечения.
Красно яичко — чтобы не болеть
Весть о воскрешении Христа казаки непременно встречали в церкви. Праздничную пасхальную службу пропускали разве что тяжелобольные да вовсе немощные. В каждую хату приносили казаки и казачки частичку Благодатного огня, по дороге бережно прикрывая свечу от ветра ладонью, чтобы не погасла ненароком. А по возвращении из храма станичники, следуя особому обряду, всегда умывались и мыли руки.
По давней традиции, в воду для умывания опускали жители Кубанского края одно, а то и парочку красных яиц. Для чего нужно было яйцо в воде, в разных станицах объясняли тоже по-разному. «Чтобы не болеть», — говорили одни. «Чтобы быть «красными (красивыми)», — вторили им другие. А некоторые соединяли в одно сразу несколько толкований: «Чтобы быть красивыми и счастливыми», или «Чтобы лицо было хорошее да здоровье завидное».
Перед тем как приступить к трапезе, все по очереди произносили обязательную молитвенную фразу: «Господи, благослови!»
По старой традиции, вначале разговлялись яйцом, куличом или весьма любимым на Кубани салом и только затем приступали к поросенку или другому мясу. Поросенок на праздничном пасхальном столе был непременным блюдом.
Вековые традиции
В первый день Пасхи дети отправлялись в гости к родителям. На второй все собирались у старшей сестры. На третий — у следующей, и так далее. Отправляясь в гости, брали станичники в качестве гостинца пасочку и десяток яиц.
В эти дни и родные, и знакомые, просто встречные приветствовали друг друга словами «Христос воскрес!». Им отвечали: «Воистину воскрес!» Это приветствие соблюдалось до самого Вознесения. В Пасхальный день традиционно устраивались гуляния: «вулыци (улицы)», «складки».
Сооружались на площадях качели-карусели, в том числе круговые (рэли), имевшие, помимо развлекательного, и сакральное значение.
Играли песни казаки и казачки, водили хороводы. Популярным развлечением считались кулачные бои — кулачки, где парни всем на свете демонстрировали силушку свою и удаль.
Играли на Пасху и с «крашанками», устраивали «битки» да «катание».
В некоторых станицах молодежь снимала хату и устраивала складчину. Вначале усаживались за стол парни, а девушки подавали им угощение. Затем хлопцы уступали место дивчинам, а сами плясали, играли в карты и веселились от души.
Интересное поверье было у жителей кубанской станицы Воронежской: они считали, что в ночь на Пасху цветет папоротник, и отправлялись в лес искать цветок счастья, который расцветал в святую ночь всего на минуту. Повезло ли кому из станичников найти чудесный цветок, история умалчивает…
Так же, как и поиски цветущего папоротника, содержали элементы ушедших и почти забытых древних верований и другие обряды, связанные с пасхальными днями.
К примеру, когда накануне праздника паску — обрядовый хлеб сажали в печь, рядом с ней ставили деревянную лопату лопастью вверх, приговаривая при этом: «Ц-ц-ц-ц-ы!» Делали так для того, «чтобы паска высоко поднялась».
В ту же категорию попадают и так называемые пасхальные надписи. Помимо «официальных» аббревиатур И. Х., Х. В., которые выводили на скорлупе «крашанок», на них встречались и надписи в виде «названий детей», то есть детских имен. Это весьма показательно в плане архаичной символики: яйцо — жизнь. Может, потому и скорлупа крашеных яиц не считалась обычным бытовым мусором: ее строго-настрого запрещалось выбрасывать.
Скорлупки тщательно собирали в одно место, а затем закапывали или относили в реку («пускали по воде»). Сжигать скорлупки тоже не рекомендовалось.
Праздничное настроение создавал колокольный звон. В колокол в больших и малых церквях Кубани звонили три дня.
Празднование Пасхи обязательно предполагает посещение кладбища. Русская православная церковь не поддерживает традицию посещения кладбища именно в Великий день, так как сама Пасха есть прославление жизни, а посещение могил противоречит общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу, вторник на второй пасхальной неделе.
Однако традиция посещения родных могил именно в Великий день крайне устойчива у казаков. Во многих кубанских станицах она существует и сейчас.
Святой Свет
Огласительное слово Иоанна Златоуста каждый раз по традиции начинает пасхальную службу.
Это значит, что на землю вновь непостижимым образом сошел Благодатный огонь.
Святой Свет озаряет Кувуклию — Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Именно оттуда частичку святыни увозят с собой миллионы паломников.
В Россию из иерусалимского храма лампада с Благодатным огнем доставляется спецбортом. Несколько лет в миссии по доставке Огня принимает участие и делегация Краснодарского края.
В силу географического положения Кубань принимает святыню первой из всех российских территорий.
Огонь доставляют в главный собор края — Екатерининский кафедральный. Затем его развозят по всем церквям кубанской епархии.
Чудо Благодатного огня
Вот уже больше двух тысяч лет огонь в храме Воскресения Христова появляется снова и снова, даря свой свет даже тем, кто в нем сомневается.
Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает.
В дни Нового Завета самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан и это впервые случилось более двух тысяч лет назад.
Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность. Бог благоволит нам, нашим молитвам, нашему покаянию. Крайне важно, сойдет ли Благодатный огонь или нет, поскольку его схождение является символом того, что жизнь будет продолжаться и что Господь благословил человечество.
История христианства отмечает случаи несхождения Благодатного огня в положенный срок.
Архивные документы хранят запись о том, что в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
Еще один случай, согласно летописным источникам, имел место в Великую субботу 1579 года, когда православного патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у патриарха Иерусалимского. С великой радостью православное священство вошло в храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенной слева от входа.
Описывается и третий случай несхождения Огня. Согласно укоренившейся за 2000 лет традиции обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии, арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге, врывается в храм и начинает песни и пляски. Эти возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь в храм. После исполнения ими ритуала Огонь появился…
Так что же случится, если не сойдет Благодатный огонь? На этот счет существует много легенд и поверий. Одно из них гласит, что когда Святой Свет не появится в Кувуклии, настанет конец света.
Если свет божественного разума, дарованный людям во спасение, оставит их, люди начнут деградировать. Сон разума породит чудовищ, которые захватят умы всего человечества. Произойдет замена ценностей, наступят тяжелейший морально-нравственный упадок, неверие и тьма в душах…
По милости Господа этого до сих пор не случилось.
Великий Праздник
Самое масштабное и торжественное пасхальное богослужение продолжается всю ночь с субботы на воскресенье.
Великая Суббота — последний день перед Пасхой. С одной стороны, это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой — время, когда совершается победа Господа над смертью и адом.
По традиции исчисления церковных суток день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы. Во время богослужения на специальное возвышение посреди храма выносят украшенную цветами плащаницу и икону Христа, лежащего во гробе. Хор поет утренний канон.
После песнопений совершается Крестный ход. После него плащаницу вносят и кладут посередине храма.
Следующее богослужение — утром Великой субботы. Это литургия Василия Великого. Она считается одной из самых красивых служб церковного года.
Примерно в середине службы священники переодеваются — меняют темные, траурные одежды на светлые, праздничные облачения.
Минуты, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, являются важнейшим моментом службы. Особенно прекрасно то, что, по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах на светлые.
После окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение пасхальных угощений – яиц и куличей.
В двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница — служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце этой службы священники переносят плащаницу с середины храма в алтарь. Там она останется до праздника Вознесения Господня.
Когда наступит полночь, в алтаре (он у православных знаменует небо) начинают петь стихиру. Поют ее трижды, каждый раз повышая пение на один тон. Когда пение начинается третий раз, священники выходят из алтаря и двигаются к центру храма. Когда они выходят в середину храма, все замолкает: и хор, и молящиеся.
И вот наступает самый волнительный момент Пасхальной ночи. Начинается трезвон колоколов. Весь народ и священство выходят на крестный ход из церкви и с пением «Воскресение Твое…» обходят вокруг храма. Во время шествия все однажды останавливаются у западных ворот храма, как будто бы у дверей гроба. Именно здесь, по Евангелию, мироносицы узнали весть о воскрешении. В этот момент колокола замолкают.
Настоятель церкви берет в руки кадило, ароматом ладана он окутывает всех молящихся и иконы. Потом берет крест в свободную руку и встает лицом на восток. Перед закрытыми воротами он начертывает кадилом знамение Креста и с приветствием к прихожанам «Христос Воскресе!» начинает следующую праздничную службу, Светлую утреню.
Двери храма открываются, молящиеся входят, чтобы принять участие в пасхальной заутрене. Эта служба продолжается примерно до 4 утра.
После молитвы на аналое, перед иконой, изображающей воскресшего Христа, ставят Артос (хлеб, испеченный по специальному рецепту), который пробудет здесь всю Светлую Седьмицу.
Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается. В храме разносится радостное пение, и под колокольный звон верующие подходят к Кресту Господнему. С торжественным, просветленным чувством все отправляются домой, чтобы принести близким известие о Воскрешении Христа — «Христос воскресе!» и услышать в ответ радостное «Воистину воскресе!».
Сообщение на тему пасха в кубанской семье
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Праздновали Пасху на Кубани семь дней. Эти дни сопровождались особенными традициями и обычаями.
Пасхальные торжества начинались с Вербного воскресенья. Этот день посвящался детям. В станицах, городах, слободах организовывались ярмарки с различными представлениями (ученые медведи, скоморохи, куклы). Детям покупали игрушки и обновы.
И, пошлепывая их по лицу пучками цветущей вербы, приговаривали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Эта процедура, по поверью, имела целительную силу.
В подготовке, играх и гуляньях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб на дрожжах с изюмом или миндалем) и сырную пасху — обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста.
На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.
На второй день Пасхи играли «в катанки», спуская яйца с горки по специально устроенному желобу.
Большинство жителей станицы участвовали во всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Богослужение продолжалось всю ночь, отсюда и название.
Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом свечения куличей и иной пасхальной пищи.
Традиция посещения кладбищ
Пасха в кубанской семье
Светлана Гребенюк
Пасха в кубанской семье
Пасха на Кубани- один из любимых традиционных, семейных праздников. Старшее поколение помнит таинственность и волшебство этого праздника. У многих в памяти ароматно пахнущие ванилью бабушкины куличи с белоснежными шапками, украшенные разноцветным сахаром или крашенным пшеном. С выдумкой и фантазией окрашенные яички. Бабушки- старушки в новых красивых платочках, нарядные и торжественные идущие в гости.
Хочется, чтобы и у наших детей были приятные воспоминания детства, чтобы семейные традиции не прерывались.
В преддверии Пасхи в Краснодарском крае был объявлен конкурс семейного творчества- «Пасха в кубанской семье«. Родители воспитанников нашей группы не остались в стороне. Предлагаю полюбоваться на выставку семейных поделок.
Некоторые работы были отобраны на муниципальный этап краевого конкурса:
А эта работа получила благодарность на сайте Уникум, но итоги конкурса «Весенняя капель» ещё не подведены.
В группе воспитатели с детьми готовятся к проведению пасхальных семейных посиделок. Разучиваем песни, танцы, стихи, игры.
Некоторые идеи поделок взяты из Интернета, но сделаны собственноручно!
Пасха на Кубани. Стихи для детей. Сегодня меня попросили написать небольшое стихотворение о Пасхе в кубанской семье. Вот что получилось: Пасха на Кубани. [/b] Солнышко румяное.
Пасха в кубанской семье: обычаи и традиции
Так уж исторически сложилось, что Пасха в кубанской семье – это было нечто особенное. Это был всем праздникам праздник! Его отмечали с размахом, со всей широтой и искренностью казачьей души, раздольно и хлебосольно. Давайте побываем на кубанской Пасхе – хотя бы визуально.
Как кубанские казаки встречали Пасху
Основательная подготовка к празднованию Пасхи у кубанцев всегда начиналась в Чистый четверг. В этот день станичники совершали следующие предпраздничные действия:
Дождавшись субботы, вечером станичники шли в храм – разумеется, всей семьей. Обычно народу в этот вечер собиралось много, и не все могли поместиться внутри храма. Но не беда. Существовала казачья традиция – разжечь в церковном дворе костер, и все, кто не мог войти в храм, собирались вокруг огня. Такой костер считался необычным, он посвящался Христу и Его Воскресению.
Разжигался «Христов костер» по особым правилам:
Были и другие непременные правила и обычаи:
Как кубанские казаки праздновали Пасху
Скажем вначале о праздничном пасхальном столе. О, тут есть, о чем сказать! Чего только не было на том столе! Тут каждый старался, как мог, в меру своего достатка. Упомянем лишь о традиционных кубанских блюдах и напитках:
Но, что характерно, при таком изобилии никто в этот день не объедался и не напивался допьяна. Все старались себя блюсти, ибо считалось, что в этот великий день Бог видит все и всех.
Конечно, одним щедрым застольем празднование Пасхи у кубанцев не обходилось. Что еще считалось необходимым сделать в эти праздничные дни?
А что же сейчас?
А сейчас у кубанцев – примерно то же самое. Особенно в станицах. Правда, 40 дней никто уже Пасху не празднует, да и костров в церковных дворах никто не разводит, но первые ее дни обычно проходят очень пышно и торжественно. На возах, конечно, никто провизию для освящения в храм не привозит, зато привозят на машинах. Ну и пасхальные кубанские столы по-прежнему богаты и изобильны. И это – замечательно. Давайте все вместе порадуемся за станичников-кубанцев.