сообщение на тему икона

Икона — священный объект в христианской культуре: виды, отличительные черты, история

Икона в искусствоведении — это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения — это священный объект почитания для верующих, изображение, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют большой интерес для коллекционеров и стоят немалых денег.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.

Классификация и виды икон

Иконы в христианстве, несмотря на строгость канонов их написания, могут сильно отличаться друг от друга. В изобразительном искусстве существуют следующие критерии классификации икон:

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

В христианстве также принято разделять особо чтимые — чудотворные иконы по проявлениям их силы на следующие разновидности:

Отличия католических и православных икон

Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

На платформе Very Important Lot посетители всегда могут принять участи в аукционах по продаже шедевров искусства и предметов антиквариата. Ценители прекрасного также имеют возможность купить на нашей площадке напрямую иконы у современных художников.

Источник

Что такое икона и зачем она нужна?

Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.
сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона
Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Что означает слово «икона»?

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών, означающим «изображение, образ». Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

Что такое икона?

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.
сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона
Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

Особняком стоят так называемые сводчатые алтари, представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.
сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона
Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.
сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона
На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.

Источник

Доклад на тему «Русская икона»

Древнерусская живопись — одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Древнерусская живопись — одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.

Живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер.

Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. «Образ» по-гречески — икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

Нужна помощь в написании доклада?

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона — это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Пережив расцвет XIV и упадок XVII века, русская иконопись вновь возрождается, возвращаясь к строгому следованию теологическим канонам.

Русские иконописцы, наследники великой византийской традиции, постепенно выработали свой собственный стиль, следуя при этом классическим канонам писания икон и обновляя драгоценное религиозное наследие. Первые иконы появились на Руси в XI веке, вскоре после введения в этой стране христианства. До XIII века сохранялось довольно сильное влияние греческих мастеров.

Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века, в период небывалого духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Иконы, написанные в тот период, излучают спокойствие, а также чувство сострадания и любви к ближнему. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

Лишь в начале XVII века начинается медленный закат иконописи. Поддавшись влиянию западного искусства, художники постепенно отошли от традиционных канонов Церкви, и иконопись утратила свою духовную силу. В начале XVIII века царь Петр Великий вынуждал российских художников следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх «свободный» стиль с характерными чертами барокко. Именно в XVIII веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов.

Нужна помощь в написании доклада?

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

В XIX веке, несмотря на возрождение в некоторых культурных кругах интереса к иконам, это искусство продолжает переживать закат. Лишь в ХХ веке в России вновь вернулись к осознанию ценности давнего иконографического искусства и возрождению традиционных канонов.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Нужна помощь в написании доклада?

Источник

Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

сообщение на тему икона. Смотреть фото сообщение на тему икона. Смотреть картинку сообщение на тему икона. Картинка про сообщение на тему икона. Фото сообщение на тему икона

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Новгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 1986: XII в.
ГТГ 1995: Вторая половина XII в.
Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.
Eastmond 2013: Ок. 1200 г.
77 × 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Полезные материалы

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла.
Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

Классификация по сюжету:

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

В зависимости от места расположения, различают:

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.
Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *