соловецкий монастырь святые врата

Соловки

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – одна из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли царством монахов: с XV в. по Божиему произволению земля эта освещается духовными подвигами иноков, а в XX в. обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.

соловецкий монастырь святые врата. Смотреть фото соловецкий монастырь святые врата. Смотреть картинку соловецкий монастырь святые врата. Картинка про соловецкий монастырь святые врата. Фото соловецкий монастырь святые врата

Трудно выразить словами то впечатление, которое производит на мореплавателей, подходящих к острову, Соловецкий монастырь. Подобно сказочному Китеж-граду восстает он из северных вод Белого моря. Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 г.: «Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи… в самое сердце грозного Белого моря – моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России – монастырь Соловецких островов. Рано утром мы приближаемся к Соловецкой пристани… По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, как бы простирая к нам руки для приветствия, далее вдоль песчаной дороги, которая служит набережной, группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего, громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального – бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же близко – небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше… Острова всецело принадлежат монахам, все работы по земледелию, рыбной ловле и лесоводству ведутся исключительно ими самими… В целом это монашеское царство: народ и правители – все исключительно монахи в разных монастырских степенях».

Духовная крепость

Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу.

Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.

Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия.

17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.

К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552–1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). В 1558–1566 гг. построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.

Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582–1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614–1626).

Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель.

В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, – уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, – наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.

В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни – на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859–1866).

Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6–15 м), при строительстве которой использовалась технология, впервые примененная в XVI в. для устройства Филипповских садков, – дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.

Игумену Филиппу монастырь обязан и своей иконописной школой: при увеличении числа храмов святитель пригласил на Соловки иконописцев из Великого Новгорода и, возможно, из Москвы. Постепенно у них появились ученики, и в 1615 г. здесь была организована своя Иконописная палата, на базе которой в 1887 г. открыта живописная школа. Причем на протяжении двух веков иконописцы Соловецкого монастыря сохраняли традиционные черты русской темперной живописи, в то время как в других областях Руси иконописание пришло в упадок.

К началу XX в. в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция – первое научное учреждение в Беломорье. В 1879 г. на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.

70 лет вавилонского плена

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) предсказывал: «Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. И вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним». Это пророчество исполнилось в XX в.

После октябрьского переворота 1917 г. богоборческая власть объявила войну народу и Церкви. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 г. здесь размещен концлагерь – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе размещался штрафной изолятор, в котором с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, – не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божией. Ю.И. Чирков, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач, отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».

Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., в том числе священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский, 1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн (Стеблин-Каменский, 1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.

Cсыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был слышен всей России. В мае 1926 г. духовенством СЛОН было составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 г. на Соловках еще проводили богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 г. в богослужениях было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершало по несколько епископов, – пишет Олег Волков. – Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю… Богослужения были приподнято-торжественными… ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.

В 1939 г., когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 г. вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? Поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, – обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавались в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозились в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенные распределялись по северным лагерям – в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».

Во время нахождения в монастыре учебного отряда были уничтожены чудесные росписи Спасо-Преображенского собора 1863 г. Сохранилось лишь изображение лика Господа Вседержителя в куполе. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. С 1967 г. все здания и сооружения перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, реорганизованного в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и сейчас.

«Бог поругаем не бывает»

В конце прошлого века началось возрождение православной жизни в России. На Соловках 14 апреля 1989 г. была зарегистрирована православная община, которой переданы находившаяся в аварийном состоянии церковь и часовня во имя святителя Филиппа и келейный корпус Филипповой пустыни. Первые богослужения совершали в часовне, освященной 2 июля 1989 г. игуменом Германом (Чеботарем), бывшим настоятелем храма во имя Преподобного Сергия села Ширша Архангельской области, ныне – духовником Соловецкого монастыря.

25 октября 1990 г. определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь).

С 1992 по 2009 г. наместником Соловецкого монастыря являлся архимандрит Иосиф (Братищев).

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 г., наместник совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давали по жребию: одному досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 г., наместник монастыря совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19–21 августа 1992 г. произошло долгожданное событие: честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 г. установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе.

В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры.

В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время.

В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря.

Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.

Источник

Святые врата в Соловецком монастыре

соловецкий монастырь святые врата. Смотреть фото соловецкий монастырь святые врата. Смотреть картинку соловецкий монастырь святые врата. Картинка про соловецкий монастырь святые врата. Фото соловецкий монастырь святые вратасоловецкий монастырь святые врата. Смотреть фото соловецкий монастырь святые врата. Смотреть картинку соловецкий монастырь святые врата. Картинка про соловецкий монастырь святые врата. Фото соловецкий монастырь святые врата

Главный парадный вход в монастырь называется Святыми воротами. Прототипом для Святых врат монастырей стали Золотые ворота в Иерусалиме, через которые Господь перед Своими крестными страданиями вошел в этот город. Основные ворота обителей символизируют вход Иисуса Христа в Град монашеский.
Над Святыми воротами часто устраивалась колокольня или небольшой надвратный храм. Надвратную церковь обычно посвящали празднику Входа Господня в Иерусалим, Иоанну Предтече или праздникам в честь Пресвятой Богородицы, что означало Её покровительство над монастырским градом. В Соловецком монастыре надвратный храм посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Нередко в таких храмах при самом входе в монастырь совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в обитель в своем новом состоянии.

соловецкий монастырь святые врата. Смотреть фото соловецкий монастырь святые врата. Смотреть картинку соловецкий монастырь святые врата. Картинка про соловецкий монастырь святые врата. Фото соловецкий монастырь святые врата

Прибыв на монастырский причал, соловецкие паломники шли к Святым воротам. По воспоминаниям путешественников, они долго стояли перед главным входом в обитель и молились, сокрушаясь о грехах, и стараясь оставить за монастырской стеной все свои греховные помыслы. Для достойного вступления в обитель многие старались очиститься не только духовно, но и телесно. Для этого на Святом озере были устроены 2 купальни: мужская и женская.
В киоте над Святыми воротами находился образ Спаса Нерукотворного. На памятной плите под образом слева была следующая надпись: «Сей образ Спаса и Господа нашего Иисуса Христа написан тщанием и усердием Основателя Анзерского скита Преподобного Елеозара Чудотворца; во время нападения на обитель англичан в 1854 году сей образ перенесен и поставлен здесь под Святыми воротами в защищение и спасение обители от врагов видимых и невидимых». После закрытия обители икона была утрачена.
По левую сторону от иконы – еще одна плита с надписью об истории возведения крепости такого содержания: «По указу Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича построена вокруг монастыря доселе существующая каменная крепость для защиты обители от нападения иноплеменных в 1854 г. при 27 игумене Иакове на монастырскую сумму, собранную с береговых монастырских вотчин, по плану Соловецкого монаха Трифона. Строение продолжалось 12 лет под смотрением воеводы Ивана Яхонтова».

Источник

соловецкий монастырь святые врата. Смотреть фото соловецкий монастырь святые врата. Смотреть картинку соловецкий монастырь святые врата. Картинка про соловецкий монастырь святые врата. Фото соловецкий монастырь святые вратаnord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Старинный монастырь, мощные каменные стены которого впечатляют своей основательностью ещё при взгляде издалека с борта теплохода, является средоточием жизни на Соловецком архипелаге в Белом море. Покрытый тайгой остров посреди северного моря, вдалеке от обжитых мест, когда-то выглядел идеальным местом для тихого уединения и монашеского подвига и был избран в XV веке монахами Германом, Савватием и Зосимой. И на Большом Соловецком острове в 1436 году возник монастырь. Через некоторое время, однако, он сделался уже не оторванным от цивилизации местом, а административным центром ряда прилегающих к Белому морю территорий. На протяжении своей истории Соловецкий монастырь побывал и крепостью (а монастыри часто были крепостями по совместительству), стены которой были совершенно неприступны, и, в советскую эпоху, исправительно-трудовым лагерем, причём одним из самых страшных. Ныне же это место до сих пор впечатляет своей атмосферой, хотя и туристы здесь по количеству явно преобладают над местными жителями. На Соловках я провёл, в общей сложности, полтора дня. За это время успеть я мог бы больше, чем успел на самом деле, но не очень об этом жалею, так как больше хотелось просто не спеша походить по острову — по посёлку, по лесу. Итак, начнём с монастыря.

Как я уже писал об этом, из Петербурга на Соловки я добирался через Кемь: до этого города на севере Карелии я доехал поездом, а на пристани в посёлке-спутнике Рабочеостровск сел на теплоход, на котором за два часа пути по беломорским волнам достиг берега Большого Соловецкого острова.

2. Минут за двадцать до прибытия Соловецкий монастырь уже хорошо виден с теплохода.

3. Итак, теплоход прибыл, с пирса я вышел на берег. Вокруг какая-то совершенно особая атмосфера. Толпа туристов, прибывшая вместе со мной на теплоходе, постепенно уходит от причала в направлении монастыря. Вокруг меня небольшой посёлок с двухэтажными домами, у берега метеостанция. Вдалеке видны купола монастырских храмов.

Встречаются местные жители — и молодёжь, и пожилые люди. Кто-то гуляет, кто-то в магазин идёт. Вроде и обычный посёлок, а всё таки нет. Есть ощущение, что всё здесь как-то по-другому. Улицы выложены бетонными плитами, и машины по ним едут с характерным перестуком, а кроме того эти обычные поселковые улицы выходят к морю! До горизонта простираются воды Белого моря, среди которых где-то вдали виднеется несколько островов. Погода довольно жаркая, но с моря дует бриз, приносящий солёные брызги. Иногда может подуть сильнее, и становится прохладно.

4. Продолжаю идти по посёлку в сторону монастыря. Во время сидения на кормовой палубе теплохода меня регулярно обдавало брызгами от морских волн, и в какой-то момент брызги попали, видимо, в объектив, из-за чего фотографии, сделанные в первый час после прибытия, имеют такое довольно заметное бельмо. Но в чём-то это даже интересно.

Я на острове! И эта мысль уже будоражит сознание. То есть это ведь не такой остров, как острова в дельте Невы в Петербурге, а здесь я нахожусь среди моря, и до материка пятьдесят километров.

5. Сразу бросается в глаза местный автопарк — сплошные УАЗики. Кстати, обратите внимание на цветущее дерево справа. Черёмуха цветёт, — конец июня, однако!

6. Башни монастыря, на переднем плане — местные жители вперемешку с туристами, среди которых нередко встречаются иностранцы. Где-то среди поселковых домов ходят козы и коровы, и при этом дует солёный морской ветер. Атмосфера просто непередаваемая.

7. Попадаются старые каменные постройки, в основном хозяйственного назначения. Этим, вероятно, лет триста.

8. А вон впереди монастырь. И часовня XIX века среди деревянных поселковых домиков.

9. Вид назад. В целом посёлок Соловецкий я ещё более подробно покажу в следующем посте.

Посёлок вокруг монастыря начал расти примерно в XVII веке, но население его в основном не было постоянным, — здесь временно жили прибывавшие сюда паломники, для которых были построены дома. Потом стали селиться монастырские послушники и трудники. Наиболее сильный рост посёлка произошёл уже в советские времена, когда монастырь закрыли и превратили в исправительно-трудовой лагерь, просуществовавший до 1933 года, а в качестве тюрьмы — до 1939. На острове был основан совхоз, но кроме заключённых, были и вольнонаёмные работники, которые и составили основное население посёлка Соловецкий, официально образованного уже 12 февраля 1944 года.

Со второй половины 1930-х годов, уже после упразднения и лагеря, и тюрьмы, и вывоза заключённых на материк, на острове обосновались моряки Северного флота. До 1991 года на острове располагалась военно-морская база, которая была расформирована с окончанием советской эпохи.

10. Во время Великой Отечественной войны на острове действовала школа юнг, и поблизости от монастыря стоит памятник, посвящённый её выпускникам, погибшим в войну.

11. Пыльная гравийная дорога, посёлок — хоть и пребывающий в упадке, но довольно опрятный и ухоженный, монастырь и голубое беломорское небо. Справа видно здание «Петербургской гостиницы» (1836-1838), в котором ныне находится туристический центр.

Количество туристов здесь действительно огромно. Но насколько я знаю, занимаются здесь туристическим бизнесом в основном не островитяне, а жители Архангельска и Петрозаводска, работающие здесь фактически вахтовым методом. Поэтому от туризма, к сожалению, посёлку не очень-то и перепадает.

12. Вид в сторону Белого моря и какие-то острова вдалеке. На переднем плане видны островки поменьше, и непонятный объект на одном из них создаёт ощущение, как будто это подводная лодка. Почти что напоминание о военно-морской странице истории острова и посёлка.

14. Вид в южном направлении вдоль западной стены монастыря. Полное название обители — Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский ставропигиальный (то есть подчиняющийся непосредственно патриарху, а не Архангельской епархии) мужской монастырь. После забвения в советскую эпоху Соловецкий монастырь возродился в 1990 году.

15. Это — снова Петербургская гостиница с туристическим центром. У входа видна группа туристов, чего-то ждут.

16. Успенская и Прядильная башни, а между ними — Святые ворота, то есть вход в монастырь.

17. Вид назад. Справа Успенская башня, а на возвышении, на углу стены, — Сторожевая. Левее неё видна часовня св. Константина (1856 год). А в левой части кадра виден краешек бухты Благополучия Белого моря, — именно эта бухта, будучи хорошо укрытой от морских штормов, была избрана для места основания монастыря.

18. А вот так выглядит монастырская гавань. У причала стоят какие-то катера. А на берегу — Преображенская гостиница (1859-1864 годы), ныне заброшенная и пребывающая в полуразрушенном состоянии. Вроде, восстановление здания давно планируется, но всё никак не начнётся.

19. Святые ворота с витражом — главный вход в монастырь. В целом архитектурный облик Соловецкого монастыря весьма аскетичен, — всё же сказываются северные условия.

20. Внутри монастыря идёт реставрация, но шум кипящей работы атмосферы не нарушает. В центре кадра — Никольская церковь (1831-1833), — поздняя постройка в сравнении с другими храмами монастыря.

Надо сказать, что внутри монастыря атмосфера уже отличается от посёлка. Народа довольно мало, хотя только что мне навстречу через Святые ворота вышла туристическая группа с гидом. В обители тихо и умиротворённо.

21. По соседству с Никольской церковью — Спасо-Преображенский собор (1556-1566):

22. Келейные корпуса построены в основном с XVI по XVIII век и, как и все здания, скрыты внутри каменных монастырских стен.

23. Святые ворота с внутренней стороны. В них же — надвратная Благовещенская церковь. Построено это здание было в 1596-1601 годах.

24. Настоятельский корпус (справа) построен уже в XIX веке.

25. Валунная кладка встречается и во внутренних монастырских постройках. Подобные элементы строительного дела часто объясняются природными особенностями, которые присущи местности. То есть, где камня много, там и много каменных построек. Но надо сказать, что, наверное, водружать друг на друга тяжёлые валуны, чтобы сложить из них стену, — это уже, наверное, был немалый труд.

26. Довольно сурового вида приземистые ворота ведут в своего рода двор между монастырскими храмами — Никольской и Успенской церквями.

27. Пока я ходил по посёлку и монастырю, под влиянием морского ветра на небе часто менялись конфигурации облаков, что с земли и с территории монастыря наблюдать особенно интересно. В кадре — Рухлядная палата (XVIII век), проход через которую ведёт в северный дворик.

28. А в этом довольно тесном дворике, прилегающем к северной стороне крепостной монастырской стены, находятся хозяйственные корпуса монастыря. Наиболее примечательное здание — Портная палата (1642 год), с краю слева видна Иконописная палата (1617).

А в довоенные годы в этих корпусах располагались тюремные камеры. Соловецкий лагерь особого назначения, существовавший в 1920-е-30-е годы, отличался не только изолированностью от остальной территории страны, но и особо усиленным и жёстким режимом содержания. Максимальной численности заключённых СЛОН достиг в 1930 году, когда цифра содержавшихся здесь достигла аж семидесяти тысяч человек. И значительную их долю составляли «политические». После расформирования лагеря в 1933 году здесь продолжала действовать тюрьма, относившаяся уже к Беломорско-Балтийскому лагерю (БелБалтЛаг). Лагерная страница истории Соловецкого монастыря и острова окончательно завершилась в 1939 году, когда тюрьма была упразднена, а заключённые вывезены на материк, и часть из них расстреляна в урочище Сандормох в Карелии возле Медвежьегорска. Так Соловки прочно вошли в историю не только благодаря монастырю, но и в связи со своей хоть и недолгой, но страшной и печальной исторической страницей.

Кстати, монастырская тюрьма на Соловках имелась ещё задолго до ГУЛАГа. И содержались в ней в основном опальные политические деятели, а также провинившиеся священнослужители. Впрочем, это не единичный случай тюрьмы в монастыре, — таковая имелась, например, в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

29. Никольский корпус и восточная стена монастыря с Никольскими воротами. На заднем плане видна северо-восточная Никольская башня.

30. Вид в Никольские ворота наружу. В проёме видно деревяное здание овощного корпуса.

31. Рухлядная палата с обратной стороны (то есть из северного дворика) и украшающий пейзаж ПАЗик:

32. Здесь и под ноги смотреть интересно. Каменная брусчатка, песок и пыль. Напоминают об истории этого места.

33. Вид в проём Рухлядной палаты обратно в центр монастыря:

34. Успенская церковь (1552-1557) и звонница на переднем плане. Кстати, под ведущей в церковь деревянной лестницей в правой части кадра виден ларёк с очень вкусными пирожками. 🙂

35. Далее я снова прошёл через центр монастыря — уже в южном направлении. В кадре снова видны Святые ворота.

36. В юго-восточной части монастыря расположен Новобратский корпус (XIX век), а справа видны Архангельские ворота, получившие название, как нетрудно догадаться, из-за того, что географически «смотрят» прямо в сторону Архангельска, до которого отсюда по прямой 230 километров. Не так уж и далеко по северным меркам.

37. По соседству (на предыдущем кадре её краешек виден справа) находится церковь святителя Филиппа, митрополита Московского, архитектурный облик которой говорит о более позднем времени постройки, относительно других храмов обители. И построена она в 1798-1799 годах. Сейчас, как видно, реставрация ещё не проведена, — храм до сих пор пока стоит без купола.

38. Обогнув с востока Филипповскую церковь и примыкающий к ней Святительский корпус, можно попасть в ещё один укромный дворик, — прилегающий уже к южной стене монастыря. Справа видна мельница (XVII век), слева — прачечный корпус (XIX век) и Белая башня — самая южная башня монастырской стены.

39. В этом месте монастырская каменная стена смотрится совершенно таинственно:

Как и почти все монастыри в более ранние века, Соловецкий монастырь выполнял ещё и оборонительную функцию. И в этом качестве послужил не один раз. Наверное, по воинственности его можно сравнить с Псково-Печерским монастырём. Как и там, на Соловках монахи, стяжая духовный подвиг, боролись с невидимыми врагами там, где их постоянно стремились одолеть видимые. Соловецкий монастырь был ещё и важным военным форпостом России на северных землях, и здесь имелось вооружение и постоянный военный гарнизон. Соловецкий монастырь выдержал две осады шведских войск во время Ливонской войны (1571 и 1582 годы), а затем во время Смуты — в 1611 году. Прежде, чем отправиться по морю к монастырю, шведы успевали лихо пройтись по Северной Карелии, пожечь там сёла и побить мирное население. Однако наиболее примечательная страница военной истории Соловков — это так называемое Соловецкое сидение 1668-1676 годов: монастырь отверг церковную реформу патриарха Никона, что повлекло за собой попытку властей обуздать мятежников. Однако так просто это сделать не удалось. Осада монастыря царскими войсками продлилась целых восемь лет и смогла завершиться удачно лишь потому что среди защитников монастыря оказался перебежчик, указавший войскам тайный проход в монастырь, через который стрельцы ночью во время смены караула смогли проникнуть внутрь стены.

Во время Крымской войны, в 1854 году, в Белое море проник британский флот (Англия и Франция воевали против Российской империи в союзе с Турцией), и с двух фрегатов был обстрелян Соловецкий монастырь. Но его каменные стены устояли. А англичане в ту войну добрались даже до Тихого океана, обстреляв Петропавловск-Камчатский, так что название «Крымская война» явственно говорит только об основном театре военных действий.

40. Под зданием постройки XVI века, известным, как сушило (то есть амбар для хранения зерна и муки), как раз и находится то самое место, где перебежчик монах Феоктист указал стрельцам тайный ход в монастырь. Сейчас здесь лежат пушки, когда-то стоявшие на вооружении Соловецкого монастыря.

41. Ещё часть пушки. Кстати, обратите внимание на цветущие одуванчики: конец июня в этих широтах — это только самое начало лета.

42. Вот таким переходом соединяется здание мельницы с южной монастырской стеной:

43. Колёса от какой-то телеги:

44. С южной стороны я вновь вышел в центральную часть монастыря. Это — вид с другой стороны на уже показанный Спасо-Преображенский собор.

45. Внутри Архангельских ворот (вид которых издалека уже показан выше на фото 36):

На этом и завершим осмотр монастыря изнутри. Дальше я покажу ещё несколько кадров, сделанных снаружи.

46. Монастырский док, часть бухты Благополучия (которая видна на заднем плане), на берегу — часовня апостолов Петра и Павла (1854-1856), идентичная уже показанной Константиновской. Не знаю, действуют ли механизмы шлюза дока сейчас, но похоже, что надобности в этом уже не возникает, а док используется местными жителями в качестве стоянки моторных лодок.

47. Вид на монастырь с южной стороны. Слева на углу стоит Прядильная башня.

48. Тот же ракурс чуть левее. В кадре — всё уже показанное на предыдущих снимках. Док, часовни (на переднем плане Петропавловская, а вдалеке Константиновская), левее — пристань и полуразрушенная Преображенская гостиница.

49. А это вид направо: на углу стены — Белая башня, а правее неё находится Святое озеро, которого, правда, в кадре не видно.

Вокруг монастыря — поселковые дома и улицы, а дальше — дремучий лес. Посёлок Соловецкий, а затем и природу острова осмотрим в следующих частях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *