соловецкий монастырь фото внутри
Соловецкий монастырь фото внутри
Возвращаюсь к отпускным северным картинкам.
Сегодня на очереди Соловецкий монастырь. Почему изнутри? Потому, что я решил немного поделить картинки на те, что я снял за стенами монастыря и вне их. 🙂
Просто их как всегда много и не хочется всовывать все в один пост, так что здесь в основном о, что я увидел в монастыре во время экскурсии.
Забегая вперед могу сказать, что монастырь оставил немного двойственное впечатление. Наверное я все таки пресытился монастырями, хотя они и являются внушительным пластом русской культуры, надо сделать перерыв побольше в их посещении и сосредоточится на чем-то менее религиозном. Но сегодня именно монастырь и практически ни чего больше! 🙂
До Соловецких островов от Рабочеостровска ближе всего. Каких-то 40 км, 2 часа по Белому морю и вы на месте. Отправление нашего корабля довольно раннее, но я готов был выйти еще раньше, чтобы как можно больше времени провести на острове. Белое море в этом месте не слишком похоже на море в моем собирательном образе.
2.
Наверное все из-за островов в начале нашего пути.
Корабль наш идет ходко, чайки вокруг летают дождик чередуется с просветами, пассажиров довольно много. Многие явно едут не туда-обратно, а на несколько дней с палатками в лес или с аккуратными чемоданами в гостиницы.
3.
Движение в море не слишком активное, только на подходе к архипелагу встречается один корапь.
4.
«Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.» Я думал мы прямо к парадному подъедем, а нет.
5.
От этого причала еще около километра до монастыря. Народ с корабля рассасывается практически моментально. Все продуманные сразу рассаживаются по машинам и их развозят.
Только мы и еще несколько не определившихся зачем они сюда приехали топают пешком.
6.
Судя по сетям на заборе палисадника, где-то здесь ловят рыбу! 🙂
7.
8.
Есть на острове и советские «часовни», меня они трогают значительно больше.
9.
Вот мы и подошли к кремлю.
Передо мной Сторожевая башня Соловецкого кремля. Эти стены отнюдь не бутафория, как в некоторых монастырях, а самая настоящая крепость, построенная в конце 16 века и выдержавшая несколько осад за свою 500 летнюю историю.
За моей спиной «Соловецкий центр гостеприимства», такой «инфо-центр», где вам все расскажут, посоветуют, помогут сориентироваться и продадут билеты на экскурсии. Мы не стали выдумывать и взяли обзорную по монастырю, когда поняли что лучше хоть что-то чем просто пошататься. Можно конечно просто взять велик напрокат и покататься, но велосипедизмом в моей семье не все страдают в полной мере. 🙂
10.
Монастырь так монастырь. Пошли через Святые ворота.
11.
12.
Отвлечемся от давних времен, посмотрим на то, что здесь творится сейчас. Монахи не заполоняют храмы и внутренний двор.
13.
Сейчас здесь наверное больше рабочих, которые ведут реставрационные работы.
14.
С 1992 года Соловецкий Монастырь находится под покровительством ЮНЕСКО и приходится им теперь подписывать хлеб и по английски в продуктовой лавке. 🙂
15.
Вот прямо от лавки начинаем погружаться в монастырские помещения.
Под Трапезной палатой Успенской церкви интересное место. Вроде церковь и не церковь, а иконостас стоит. Раньше здесь была монастырская пекарня, а работал в ней тот самый Филипп, он-то и ставил рядом с печкой чудотворный образ Богоматери и благословлял таким образом все что выпекал здесь, а икону прозвали «хлебной» или «запечной».
Вон она справа от центральной.
16.
И мемориальная доска о тех делах.
17.
Трапезная Успенского собора весьма внушительных размеров для одностолпного помещения тех времен. Немного больше ее только Грановитая палата в Московском кремле.
18.
Макет монастыря на макете всего острова.
19.
Вид на окна Никольской церкви из окон Успенского собора.
20.
Чтобы не ходит по открытому двору в плохую погоду, можно воспользоваться специальным переходом, который соединяет все церкви между собой.
21.
Успенская церковь и трапезная палата снаружи из перехода.
22.
23.
Окна преображенского собора весьма разнообразны размером, формой и вольны расположением.
24.
Роспись купола собора.
25.
На стенах ни каких росписей нет, сказывается то, что очень долго весь монастырь и его храмы использовали не по назначению и их просто уничтожили.
26.
27.
На первом этаже собора небольшое кладбище под крышей.
28.
Благовещенская надвратная церковь и ворота сквозь которые мы прошли на территорию монастыря. На Благовещенском корпусе по кладке видно как он перестраивался и надстраивался.
29.
30.
Преображенский собор в лесах.
31.
Колокольня тоже на реставрации, тем кто приедет после завершения всех работ можно будет только позавидовать. Кстати заметили, что колокольня по стилю явно более поздней постройки чем церкви, построенные в середине 16 века. И правильно она построена в нынешнем виде в 1777 году, влияние тогдашнего стиля явное. На вершине колокольни, как самого высокого здания в кремле, в лагерные времена была установлена звезда вместо креста.
32.
Немного пройдемся по внешним стенам монастыря предварительно побывав в Благовещенской церкви. Там, кстати, сохранились росписи, с 1925 по 1937 годы в ней был лагерный музей.
Стены монастыря сложены не только из кирпича, а и из гранитных валунов. Толщина стен достигает 6 метров, общий периметр крепости чуть больше километра.
33.
Довольно аутентично все выглядит, по этим постройкам не сразу определишь какой сейчас год 🙂
34.
Пройдем те в одну из башен и посмотрим на ее деревянную крышу изнутри. На верх лазать не дают.
35.
Можно только заглянуть в стволы пушек, установленных в ней.
36.
Мы сейчас в прядильной башне, она находится на юго-западе монастыря и в принципе из нее можно было выстрелить из пушки по кому-то приближающемуся со стороны моря.
37.
Если все это побелить набело часть шарма и очарования будет утрачено и придется ждать лет 50 пока все облетит до такого состояния. Может потому и не трогают?
38.
О том что делает лодка на стене можно только догадываться. 🙂
39.
Как-то совсем я не упомянул важную особенность почти всех монастырей. А именно то, что они себя обеспечивали почти на 100% сами!
Сами ловили рыбу, растили скотину, сеяли, жали и сохраняли зерно. Вот в одном из помещений где зерно сушили мы побывали. Здесь рассказывают немного о технологии его сушки, и есть экспозиция печных дверей
40.
и дверок.
Слон здесь нарисован не спроста. Думаю для вас не составит труда узнать какое отношение это теплолюбивое животное имеет к местным широтам. 🙂
41.
42.
Элементы деревянной водопроводной системы монастыря. Все монахи старались сделать для своего относительного удобства.
43.
Еще про самообеспечение.
Вот здание мельницы. Да не ручной или ветряно, а водяной! Специально был прокопан канал, по которому самотеком шла вода и крутила мельничные жернова.
44.
45.
Мельничные механизмы. Конечно не с 16 века, а более новые, но деревянные шестерни в соседнем помещении тоже имеются для наглядной демонстрации.
46.
Здесь находились водяное колесо, Если заглянуть в специальный тоннель, можно увидеть до сих пор текущий ручей, который вращал его. Сейчас ручей уже не торт и наверное ни чего серьезного он не провернет.
47.
Экскурсовод шпарит, а народ уже к концу второго часа притомился. Столько информации переварить за один раз трудновато. 🙂
48.
Но стоит еще немного потерпеть и осмотреть монастырскую тюрьму в Белой башне. Вовсе не при советах было положено начало заточению здесь на Соловках неугодных людей. Еще с 17 века практиковалось здесь устраивать темницы. Вот в этой башне можно посмотреть их расположение в плане.
49.
Полы оригинально отделаны мельничными кругами. Вот бы дома так пол себе украсить. Только боюсь довольно быстро к соседям в гости провалишься. 🙂
50.
Сама камера для узника. По нынешним меркам все конечно ужасно, но довльно просторно. Хотя эта камера не показатель. В других башнях камеры были куда как меньше. В некоторых размером 1,4х1х1 м узники не могли даже вытянуться и находились в согнутом состоянии. Сурово было очень.
За время существования здесь тюрьмы через нее прошло порядка 500 человек среди них были довольно известные личности, имена которых мне ни о чем не сказали 🙂
51.
Тюрьмой наша экскурсия и закончилась. Можно было еще сколкьо угодно бродить по территории монастыря, но хотелось вырваться наволю из этой стройки и запустения. Пускай все другие корпуса останутся на осмотр туристам, приехавшим сюда на неделю.
52.
Вот на выходе мне опять захотелось велосипед. И пускай шел дождь, я верил, что если солнце сегодня уже пару раз выходило, то оно появится еще!
53.
Да был повод в это верить, ведь именно такие виды открывались со стен и манили сбежать с экскурсии гулять по острову 🙂
54.
Соловки — русская голгофа: чем жил древний монастырь и как выживали в нём заключённые первого советского концлагеря СЛОН
Почему российский сериал «Обитель» по роману Захара Прилепина стоит посмотреть. Лайф сделал подборку фактов из истории Соловецкого монастыря, который в эпоху становления советской власти стал полем для непростых экспериментов, а для тысяч заключённых — самым последним экзаменом в жизни (1923–1939 гг). Чем известна святая обитель, угодившая на весы кровавого Молоха, где отсчёт жизней вёлся в геометрической прогрессии, — сначала для бывших дворян и священников, а потом и самих красных комиссаров.
Фильм снят по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель», изданного в 2014 году, но лента практически не отступает от сюжета и основных линий. Автор смог примирить две России — царскую и советскую, попытался собрать в пазл крайне сложную и трагичную историческую правду. Уже в первой серии зритель наблюдает за теми, кто всего лишь пытается выжить, и теми, кто на костях решил построить «новый мир», когда верующие мужики снимают с кладбищ кресты, чтобы расчистить место для новой застройки, а главные революционеры пересыпают речь фразами на чистейшем французском.
В одном из своих интервью Захар Прилепин сказал, что в фильме «нет ни одного образа, который бы провис и потерялся». Звёздный состав сериала поддержали Сергей Безруков в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса, Евгений Ткачук, сыгравший главного героя — Артёма Горяинова, Александра Ребенок в образе чекистки, Виктор Добронравов, Виктор Раков — в образе заключённых и многие другие.
Сергей Безруков (справа) в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса. Фото © Wikipedia, «Обитель»
Фото © ТАСС / Шпикалов Георгий
Соловецкий монастырь, основанный в XV веке известным обличителем деяний Ивана Грозного святителем Филиппом, всегда занимал в истории России особое место. Соловки были не только местом молитвы, но и местом изгнания, ссылки, крепостью, стоявшей на самом краю земли и выдержавшей на своём веку немало осад. Сюда сами уходили из мира навсегда, сюда бежали в поисках спасения, сюда насильно отправляли жить и умирать бунтарей и старообрядцев, и не было в России края более далёкого, чем суровый Соловецкий остров. Бежать отсюда было некуда. Со временем Соловки стали настоящим символом России: далёкий холодный край, навсегда меняющий жизни и души, приближающий людей к Богу.
Со времён Ивана Грозного и до 1883 года в узких и холодных камерах монастыря находились узники — вероотступники и сектанты, изменники и заговорщики — всего около 500 человек. Самыми известными узниками стали сподвижник Петра I граф Пётр Толстой, сосланный вместе с сыном Иваном за заговор против Меншикова. Оба нашли последний приют на местном кладбище. Здесь же до казни содержался князь Василий Долгоруков — за заговор.
В 1776 году на Соловки был отправлен последний атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский. В камере размером метр на два он провёл 26 лет, а после помилования отказался уезжать и умер через два года. С 1815-го по 1820 год здесь содержался шпион Наполеона Август Турнель. В 1827 году за сочувствие к декабристам в соловецкую тюрьму попал двоюродный дядя Александра Пушкина полковник Павел Ганнибал. Он вышел через шесть лет. Позже в тюрьме содержались мятежники и заговорщики.
Секс в царской России: почему жениться можно было «хоть на козе», как жили и работали элитные «камелии» и трактирные «хористки»
Но, конечно, самой горестной была судьба монастыря в советское время. В 1920 году его ликвидировали, в 1923-м там появился первый в СССР лагерь особого назначения — СЛОН, позже реорганизованный в СТОН — Соловецкую тюрьму особого назначения. В СЛОНе на первых порах политические зэки имели поблажки — они могли покупать продукты в магазине, их могли навещать родственники, им можно было отправлять продукты и одежду. В 1923 году там находилось 400 эсеров, анархистов, меньшевиков. Позже их место заняли белогвардейцы, интеллигенция и духовенство.
В 1927 году на Соловках из 12 896 зэков 9364 были русскими, 739 — евреями, 502 — белорусами, 353 — поляками, далее следовали украинцы, тюрки, грузины, татары, карелы, чуваши, чеченцы, ингуши, калмыки, греки и представители других национальностей. Были в лагере болгары, эстонцы, литовцы, венгры и турки — граждан других стран держали как заложников — для обмена в случае ареста коммунистов. Были даже индусы.
Возглавил СЛОН, а потом и систему соловецких лагерей 26-летний латышский стрелок Теодор Эйхманс — один из организаторов ГУЛАГа. По сути, он строил «государство в государстве» — систему со своими законами, своими СМИ и министерствами. Основными видами работ стали добыча торфа и лесоповал, но благодаря стараниям заключённого коммерсанта Нафталия Френкеля СЛОН превратился в настоящую страну со своей экономикой: зэки работали в мастерских, снабжали лагерь продукцией и даже отправляли её на экспорт.
Заключённые соловецкого лагеря особого назначения. Фото © Wikipedia
В СЛОНе была своя «валюта», существовало «высшее сословие» — зэки-чекисты, которые принимали участие в управлении.
Какие технологии западные страны выкрали в СССР
Сотрудники ОГПУ вели себя как князьки: сам Эйхман женился на девушке, приехавшей навестить отца. Латыш пообещал, что отпустит его. История умалчивает, сдержал ли он обещание.
Помогала лишь молитва
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Самым страшным местом на Соловках была Секирная гора. На ней умирали через два-три месяца. На макушке горы стояла церковь — её не топили и использовали как штрафной изолятор. Там зэка оставляли в нижнем белье. Спали штабелями, нижних задавливали до смерти. Заставляли сидеть на тонких жердях, а тех, кто падал, забивали дубинами. Забавой для охраны было привязать зэка к бревну и спустить с лестницы длиной в 300 ступеней. Окровавленный труп внизу отдирали от бревна и закапывали здесь же. Иногда устраивали соревнования: ставили заключённых гуськом и состязались — кто одним выстрелом убьёт больше человек.
За первые 10 лет на Соловках было загублено 7500 жизней. Самыми известными заключёнными лагеря стали учёный Дмитрий Лихачёв, протестовавший против реформы русской орфографии, философ и священник Павел Флоренский. Здесь же оказались иерархи, выступавшие против обновленчества: епископы Мануил Лемешевский, Игнатий Садковский, Нектарий Трезвинский и другие. Любопытный момент: всю историю существования лагеря в монастыре продолжалась церковная жизнь. Там жили монахи, они заведовали производством и молились.
В книге «Неугасимая лампада» Борис Ширяев писал, что заключённые тоже постились и причащались. Таинство евхаристии происходило в тёмном чулане театрального кружка, куда Дары приносили в солдатской кружке. На стрёме стоял турок Решад-Се-дад, который недавно был наркомом просвещения Аджаристана. Наказание за причастие было одно — гора Секирная.
В СЛОНе был учреждён даже Собор соловецких епископов — орган церковного управления. Его архиереями избирались архиепископы Евгений Зёрнов, Прокопий Титов, Иларион Троицкий, Петр Зверев. Все они были убиты и причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Что западные СМИ пишут о расстреле в Казани
Говорят, к Богу от земли всегда идёт вопль невинно убиенных, поэтому чего удивляться, что организаторы СЛОНа вскоре сами стали жертвами «большой чистки». Изобретатель ГУЛАГа Эйхманс был арестован в 1937 году как враг народа, обвинён в троцкизме и приговорён к расстрелу. Вы будете удивлены, но в 1956 году реабилитировали даже его.
Начальник СЛОНа Иван Апетер был уволен из НКВД за расстрел этапа в Карелии, затем арестован и расстрелян. То же самое случилось с его заместителем — Петром Раевским. Следующий начальник — Эдуард Березин, доведший количество зэков с шести тысяч до 30 тысяч, в 1938 году получил пулю в затылок от своих же «товарищей». Ещё один начальник тюрьмы — Мохов — помер во Владивостоке на пересылке.
В мае 1939 года заключённых разбили на две группы — тех, кто мог работать, отправили в Дудинку и Норильск, остальных, по слухам, погрузили на баржу «Клара» и затопили в ледяных пучинах Белого моря. Так окончилась судьба Соловецкого лагеря.
Только в 1967 году на Соловках был открыт музей-заповедник, а монастырь возобновил свою работу в 1990 году.
С чего всё начиналось
Фото © ТАСС / Сергей Яковлев
История монастыря началась с двух монахов — Савватия и Германа. Савватий некоторое время подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине, но потом избрал стезю пустынничества и ушёл сначала на Валаам, а оттуда — на север. Искал глухие места, где можно было бы спокойно посвятить жизнь Богу. В Карелии Савватий познакомился с монахом Германом, вдвоём они ушли дальше и поселились на острове в Белом море.
Там Савватий провёл последние годы жизни, а когда настала пора умирать, пришёл в ближайшее село, причастился и умер. Герман в это время ушёл в Поморье за продуктами. Вернулся он не один, а с монахом Зосимом, который тоже решил спасать душу вдали от мира. Постепенно община монахов разрасталась, и по указанию Зосимы они поставили первый деревянный храм во имя Преображения Господня.
Куда исчезло НЛО, упавшее в карельское озеро, и почему жители до сих пор боятся ходить в лес по ночам
Зосима, Савватий и Герман стали первыми святыми монастыря, первыми духовными «кирпичиками», заложенными в основание обители. Однажды монах Иосиф, поднявшись на гору на острове Кузов, увидел, как из середины Соловецкого острова к небу восходят огненные столпы. Братия объяснила ему, что это святые «сияют из гробов своих».
Но по-настоящему Соловецкий монастырь был отстроен и возвысился при игумене Филиппе — будущем митрополите всея Руси. Вырастал он на скудной, северной, каменистой земле под стать природе и самой России: кряжист, каменист — не храм, а крепость, способная и веру отстоять, и перед врагом не склониться. При нём монахи возвели каменные храмы, создали систему каналов между озёрами, поставили мельницы, кузницу, амбары, провели каменные дороги, обустроили ферму.
Отношения с властями были сложными, но монахи всегда называли себя «царскими богомольцами», подчёркивая принадлежность к России. Во времена Смуты Соловки стали настоящим духовным центром Руси. Поэтому немудрено, что они отказались принимать «новый обряд» и не подчинились царю Алексею Михайловичу, за что попали в долгую продовольственную блокаду.
Противостояние длилось восемь лет, и в 1677 году монастырь был взят за ночь: благодаря предателю стрельцы разломали в стене заложенное окно и ночью проникли в обитель. Расправа с монахами была жесточайшей — их резали, рубили головы, вмораживали в лёд. Местные крестьяне ещё долго находили по берегам моря тела страдальцев.
Но бывали и времена, когда монахи обители стояли насмерть, защищая рубежи Отечества. В XVI и XVII веках монахи отбили несколько нападений шведов, а в 1854-м до Соловков докатилась Крымская война и на горизонте появились два английских фрегата — «Миранда» и «Бриск». Арсенал Соловков состоял из бердышей и секир, оставшихся от стрельцов, и 20 старинных пушек. К счастью, в обитель успели привезти восемь 6-фунтовых пушек и 60 снарядов к каждой, осадных инженеров и артиллеристов. Очень помогла монахам инвалидная команда, охранявшая заключённых. Отставные солдаты установили пушки, соорудили береговые батареи и совершали вылазки против англичан.
Англичане предъявили ультиматум и предложили «гарнизону крепости» сдаться, а после отказа начали бомбардировку монастыря, но единственное, что смогли сделать, это разбить сарай и разбомбить кладбище. В конце концов им пришлось уйти несолоно хлебавши. Впрочем, «цивилизованные» европейцы отыгрались, разорив сёла на берегу Белого моря и разграбив Онежский Крестный монастырь.