соловецкий монастырь фото 19 века
Соловецкий монастырь фото 19 века
04. Фрагмент на стене Спасо-Преображенского собора. К сожалению, собор был на реконструкции и строительные леса его совсем не украшали
05. Одна из пяти луковичных глав собора
06. Арочный вход в храм
По периметру центрального двора монастыря расположились монастырские кельи. Первоначально в каждую келью вел отдельный вход. Она состояла из двух основных помещений: теплых сеней и собственно кельи. На задний двор выходили холодные сени, где был нужник (туалет) и хранились дрова. В конце XVIII – начале XIX столетия келейные корпуса перестраивали. Они устраивались по коридорному принципу – дверь в каждую вела из общего коридора. В кельях ломались своды, устраивались каменные потолки, закладывались кирпичом прежние дверные проемы.
Мы заглянули на экспозицию «Монашеская келья XII века»
Дальше мы отправились через Галерею-переход, которая связала Спасо-Преображенский собор, Успенский Трапезный комплекс, Никольскую церковь, колокольню, а позже – и Свято-Троицкий собор.Переход был построен в 1602 году под руководством соловецкого монаха Трифона (Кологривова). Он был очень удобен в холодном и сыром климате Соловков.
09. Вид на келейные корпуса
13. На макете все соблюдено до мелочей
16. Сохранившиеся предметы церковного обихода
17. Вериги и крест от вериг. Железо, XVIII-XIX вв.
22. Надпись на колоколе
Успенский трапезный комплекс. Он возводился в 1552–1557 годах и с его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружен в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева и освящен в 1866 году. Он стал последней крупномасштабной постройкой монастыря. В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны.
В лагерное время в соборе размещалась 13-я карантинная рота. Здесь от нескольких недель до нескольких месяцев находились все прибывшие в лагерь заключенные. В 40–50-х годах века XX в храме размещалась столовая Учебного отряда Северного флота.После реставрационных работ собор вновь принимает посетителей
31. Роспись на стенах
39. Экспозиция Соловецкие печи
На экспозиции расположена тематическая часть. Здесь раскрывается феномен русской печи, без которой освоение Русского Севера было бы невозможно. Русская печь представлена как прародительница сложнейших отопительных систем, которые получили свое развитие на Соловках. И в дальнейшем эти системы применялись не только здесь, на острове, но и везде в церквях на Русском Севере. И XIX веку на острове сложилась настолько технически совершенная система, что топить можно было один раз в неделю.
41. Новобратский корпус, схема отопления и распределения тепла
Переходим в Южный дворик.
Это хозяйственный дворик, его основные службы были связаны с мельничным каналом, по которому вода стекала из Святого озера в Белое море. Игумен Филипп в середине XVI века соединил каналами несколько озер и направил их воду к монастырю. В следующие века монахи неоднократно расширяли озерную систему, и уже в начале XX века в ее конечный водоем – Святое озеро –вода притекала из 65 озер. Поступая на мельницу, она вращала мельничные механизмы. Не зря мельницу называют вершиной соловецкой гидротехнической системы. Соловецкая мельница считается древнейшей каменной водяной мельницей в России. Она была построена в 1601 году на месте сгоревшей деревянной. Здесь зерно перемалывалось в муку, а также была установлена толчея для размельчения дубовой и березовой коры, служившей для выделки кож. До 1908 года все механизмы приводились в движение водяными колесами, затем их заменила водяная турбина.
Мельница одно из самых красивых знаний Соловецкого монастыря. Особенно нарядно смотрятся красные детали на белом фоне.
43. Часть стены Мельницы
44. Схема межозерных канальных систем на Большом Соловецком острове
45. Мельничные валы
47. Фрагмент внешней стены Мельницы
Существование тюрем при монастырях было широко распространенным в России явлением. В Соловецком монастыре узники содержались с начала XVI века. Соловки с их островным положением как нельзя лучше подходили для изоляции опасных для общества преступников. Строгость монастырского заключения способствовала наказанию виновного. Но в то же время, монастыри были благоприятным местом для перевоспитания заключенных. И некоторые узники оставались в обители после освобождения, пополняя ряды братии.
Тюрьма на Соловках была закрыта в 1903 году. За четыре столетия через ее стены прошло около 500 заключенных. Среди них сосланные «по делам веры» и государственные преступники. Самыми известными узниками монастырской тюрьмы были составитель «Домостроя» протопоп Сильвестр, выдающийся деятель Смутного времени Авраамий Палицын, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский, сенатор, дипломат, управляющий Тайной Канцелярией при Петре I граф Петр Толстой, его соратник, член Верховного Тайного Совета князь Василий Долгорукий, декабрист Александр Горожанский.
49. Одна из тюремных камер: тесно, сыро и холодно
50. Лестница с именами бывших заключенных
51. После посещения тюрьмы мельничные стены показались еще красивее 🙂
52. Художница за работой
54. Оригинальные часы 🙂 Днем они действительно показывают время
На этом экскурсия завершилась. Несмотря на длительность, экскурсия получилась насыщенной и интересной. Наступил вечер, и можно было любоваться одним из красивейших соловецких закатов. И я отправилась погулять по окрестностям монастыря.
Соловки — русская голгофа: чем жил древний монастырь и как выживали в нём заключённые первого советского концлагеря СЛОН
Почему российский сериал «Обитель» по роману Захара Прилепина стоит посмотреть. Лайф сделал подборку фактов из истории Соловецкого монастыря, который в эпоху становления советской власти стал полем для непростых экспериментов, а для тысяч заключённых — самым последним экзаменом в жизни (1923–1939 гг). Чем известна святая обитель, угодившая на весы кровавого Молоха, где отсчёт жизней вёлся в геометрической прогрессии, — сначала для бывших дворян и священников, а потом и самих красных комиссаров.
Фильм снят по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель», изданного в 2014 году, но лента практически не отступает от сюжета и основных линий. Автор смог примирить две России — царскую и советскую, попытался собрать в пазл крайне сложную и трагичную историческую правду. Уже в первой серии зритель наблюдает за теми, кто всего лишь пытается выжить, и теми, кто на костях решил построить «новый мир», когда верующие мужики снимают с кладбищ кресты, чтобы расчистить место для новой застройки, а главные революционеры пересыпают речь фразами на чистейшем французском.
В одном из своих интервью Захар Прилепин сказал, что в фильме «нет ни одного образа, который бы провис и потерялся». Звёздный состав сериала поддержали Сергей Безруков в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса, Евгений Ткачук, сыгравший главного героя — Артёма Горяинова, Александра Ребенок в образе чекистки, Виктор Добронравов, Виктор Раков — в образе заключённых и многие другие.
Сергей Безруков (справа) в образе демонического начальника лагеря Фёдора Эйхманиса. Фото © Wikipedia, «Обитель»
Фото © ТАСС / Шпикалов Георгий
Соловецкий монастырь, основанный в XV веке известным обличителем деяний Ивана Грозного святителем Филиппом, всегда занимал в истории России особое место. Соловки были не только местом молитвы, но и местом изгнания, ссылки, крепостью, стоявшей на самом краю земли и выдержавшей на своём веку немало осад. Сюда сами уходили из мира навсегда, сюда бежали в поисках спасения, сюда насильно отправляли жить и умирать бунтарей и старообрядцев, и не было в России края более далёкого, чем суровый Соловецкий остров. Бежать отсюда было некуда. Со временем Соловки стали настоящим символом России: далёкий холодный край, навсегда меняющий жизни и души, приближающий людей к Богу.
Со времён Ивана Грозного и до 1883 года в узких и холодных камерах монастыря находились узники — вероотступники и сектанты, изменники и заговорщики — всего около 500 человек. Самыми известными узниками стали сподвижник Петра I граф Пётр Толстой, сосланный вместе с сыном Иваном за заговор против Меншикова. Оба нашли последний приют на местном кладбище. Здесь же до казни содержался князь Василий Долгоруков — за заговор.
В 1776 году на Соловки был отправлен последний атаман Запорожской Сечи Пётр Калнышевский. В камере размером метр на два он провёл 26 лет, а после помилования отказался уезжать и умер через два года. С 1815-го по 1820 год здесь содержался шпион Наполеона Август Турнель. В 1827 году за сочувствие к декабристам в соловецкую тюрьму попал двоюродный дядя Александра Пушкина полковник Павел Ганнибал. Он вышел через шесть лет. Позже в тюрьме содержались мятежники и заговорщики.
Секс в царской России: почему жениться можно было «хоть на козе», как жили и работали элитные «камелии» и трактирные «хористки»
Но, конечно, самой горестной была судьба монастыря в советское время. В 1920 году его ликвидировали, в 1923-м там появился первый в СССР лагерь особого назначения — СЛОН, позже реорганизованный в СТОН — Соловецкую тюрьму особого назначения. В СЛОНе на первых порах политические зэки имели поблажки — они могли покупать продукты в магазине, их могли навещать родственники, им можно было отправлять продукты и одежду. В 1923 году там находилось 400 эсеров, анархистов, меньшевиков. Позже их место заняли белогвардейцы, интеллигенция и духовенство.
В 1927 году на Соловках из 12 896 зэков 9364 были русскими, 739 — евреями, 502 — белорусами, 353 — поляками, далее следовали украинцы, тюрки, грузины, татары, карелы, чуваши, чеченцы, ингуши, калмыки, греки и представители других национальностей. Были в лагере болгары, эстонцы, литовцы, венгры и турки — граждан других стран держали как заложников — для обмена в случае ареста коммунистов. Были даже индусы.
Возглавил СЛОН, а потом и систему соловецких лагерей 26-летний латышский стрелок Теодор Эйхманс — один из организаторов ГУЛАГа. По сути, он строил «государство в государстве» — систему со своими законами, своими СМИ и министерствами. Основными видами работ стали добыча торфа и лесоповал, но благодаря стараниям заключённого коммерсанта Нафталия Френкеля СЛОН превратился в настоящую страну со своей экономикой: зэки работали в мастерских, снабжали лагерь продукцией и даже отправляли её на экспорт.
Заключённые соловецкого лагеря особого назначения. Фото © Wikipedia
В СЛОНе была своя «валюта», существовало «высшее сословие» — зэки-чекисты, которые принимали участие в управлении.
Какие технологии западные страны выкрали в СССР
Сотрудники ОГПУ вели себя как князьки: сам Эйхман женился на девушке, приехавшей навестить отца. Латыш пообещал, что отпустит его. История умалчивает, сдержал ли он обещание.
Помогала лишь молитва
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Самым страшным местом на Соловках была Секирная гора. На ней умирали через два-три месяца. На макушке горы стояла церковь — её не топили и использовали как штрафной изолятор. Там зэка оставляли в нижнем белье. Спали штабелями, нижних задавливали до смерти. Заставляли сидеть на тонких жердях, а тех, кто падал, забивали дубинами. Забавой для охраны было привязать зэка к бревну и спустить с лестницы длиной в 300 ступеней. Окровавленный труп внизу отдирали от бревна и закапывали здесь же. Иногда устраивали соревнования: ставили заключённых гуськом и состязались — кто одним выстрелом убьёт больше человек.
За первые 10 лет на Соловках было загублено 7500 жизней. Самыми известными заключёнными лагеря стали учёный Дмитрий Лихачёв, протестовавший против реформы русской орфографии, философ и священник Павел Флоренский. Здесь же оказались иерархи, выступавшие против обновленчества: епископы Мануил Лемешевский, Игнатий Садковский, Нектарий Трезвинский и другие. Любопытный момент: всю историю существования лагеря в монастыре продолжалась церковная жизнь. Там жили монахи, они заведовали производством и молились.
В книге «Неугасимая лампада» Борис Ширяев писал, что заключённые тоже постились и причащались. Таинство евхаристии происходило в тёмном чулане театрального кружка, куда Дары приносили в солдатской кружке. На стрёме стоял турок Решад-Се-дад, который недавно был наркомом просвещения Аджаристана. Наказание за причастие было одно — гора Секирная.
В СЛОНе был учреждён даже Собор соловецких епископов — орган церковного управления. Его архиереями избирались архиепископы Евгений Зёрнов, Прокопий Титов, Иларион Троицкий, Петр Зверев. Все они были убиты и причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Что западные СМИ пишут о расстреле в Казани
Говорят, к Богу от земли всегда идёт вопль невинно убиенных, поэтому чего удивляться, что организаторы СЛОНа вскоре сами стали жертвами «большой чистки». Изобретатель ГУЛАГа Эйхманс был арестован в 1937 году как враг народа, обвинён в троцкизме и приговорён к расстрелу. Вы будете удивлены, но в 1956 году реабилитировали даже его.
Начальник СЛОНа Иван Апетер был уволен из НКВД за расстрел этапа в Карелии, затем арестован и расстрелян. То же самое случилось с его заместителем — Петром Раевским. Следующий начальник — Эдуард Березин, доведший количество зэков с шести тысяч до 30 тысяч, в 1938 году получил пулю в затылок от своих же «товарищей». Ещё один начальник тюрьмы — Мохов — помер во Владивостоке на пересылке.
В мае 1939 года заключённых разбили на две группы — тех, кто мог работать, отправили в Дудинку и Норильск, остальных, по слухам, погрузили на баржу «Клара» и затопили в ледяных пучинах Белого моря. Так окончилась судьба Соловецкого лагеря.
Только в 1967 году на Соловках был открыт музей-заповедник, а монастырь возобновил свою работу в 1990 году.
С чего всё начиналось
Фото © ТАСС / Сергей Яковлев
История монастыря началась с двух монахов — Савватия и Германа. Савватий некоторое время подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине, но потом избрал стезю пустынничества и ушёл сначала на Валаам, а оттуда — на север. Искал глухие места, где можно было бы спокойно посвятить жизнь Богу. В Карелии Савватий познакомился с монахом Германом, вдвоём они ушли дальше и поселились на острове в Белом море.
Там Савватий провёл последние годы жизни, а когда настала пора умирать, пришёл в ближайшее село, причастился и умер. Герман в это время ушёл в Поморье за продуктами. Вернулся он не один, а с монахом Зосимом, который тоже решил спасать душу вдали от мира. Постепенно община монахов разрасталась, и по указанию Зосимы они поставили первый деревянный храм во имя Преображения Господня.
Куда исчезло НЛО, упавшее в карельское озеро, и почему жители до сих пор боятся ходить в лес по ночам
Зосима, Савватий и Герман стали первыми святыми монастыря, первыми духовными «кирпичиками», заложенными в основание обители. Однажды монах Иосиф, поднявшись на гору на острове Кузов, увидел, как из середины Соловецкого острова к небу восходят огненные столпы. Братия объяснила ему, что это святые «сияют из гробов своих».
Но по-настоящему Соловецкий монастырь был отстроен и возвысился при игумене Филиппе — будущем митрополите всея Руси. Вырастал он на скудной, северной, каменистой земле под стать природе и самой России: кряжист, каменист — не храм, а крепость, способная и веру отстоять, и перед врагом не склониться. При нём монахи возвели каменные храмы, создали систему каналов между озёрами, поставили мельницы, кузницу, амбары, провели каменные дороги, обустроили ферму.
Отношения с властями были сложными, но монахи всегда называли себя «царскими богомольцами», подчёркивая принадлежность к России. Во времена Смуты Соловки стали настоящим духовным центром Руси. Поэтому немудрено, что они отказались принимать «новый обряд» и не подчинились царю Алексею Михайловичу, за что попали в долгую продовольственную блокаду.
Противостояние длилось восемь лет, и в 1677 году монастырь был взят за ночь: благодаря предателю стрельцы разломали в стене заложенное окно и ночью проникли в обитель. Расправа с монахами была жесточайшей — их резали, рубили головы, вмораживали в лёд. Местные крестьяне ещё долго находили по берегам моря тела страдальцев.
Но бывали и времена, когда монахи обители стояли насмерть, защищая рубежи Отечества. В XVI и XVII веках монахи отбили несколько нападений шведов, а в 1854-м до Соловков докатилась Крымская война и на горизонте появились два английских фрегата — «Миранда» и «Бриск». Арсенал Соловков состоял из бердышей и секир, оставшихся от стрельцов, и 20 старинных пушек. К счастью, в обитель успели привезти восемь 6-фунтовых пушек и 60 снарядов к каждой, осадных инженеров и артиллеристов. Очень помогла монахам инвалидная команда, охранявшая заключённых. Отставные солдаты установили пушки, соорудили береговые батареи и совершали вылазки против англичан.
Англичане предъявили ультиматум и предложили «гарнизону крепости» сдаться, а после отказа начали бомбардировку монастыря, но единственное, что смогли сделать, это разбить сарай и разбомбить кладбище. В конце концов им пришлось уйти несолоно хлебавши. Впрочем, «цивилизованные» европейцы отыгрались, разорив сёла на берегу Белого моря и разграбив Онежский Крестный монастырь.
Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества.
1429 — как всё начиналось
До первой четверти XV столетия Соловецкий остров был необитаем. К диким берегам изредка причаливали промысловики и укрывались от штормов проходящие корабли. Первыми поселенцами стали соловецкие чудотворцы Герман и Савватий. Герман был отшельником на Корельском берегу, Савватий — пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Для иноческих подвигов они в 1429 году переправились через Белое море, поставили крест в 12 верстах от нынешнего местонахождения монастыря и поселились в хижине. Молились, трудились, с трудом находя себе пропитание. На шестой год жизни на Большом Соловецком Герман отлучился на материк. Савватий, понимая, что приближается час его смерти, также переправился на берег, причастился и скончался близ деревни Сороки.
Преподобный Герман встретил новгородского отшельника Зосиму и вернулся на остров уже вместе с ним. В 1436 году иноки соорудили себе келию, и у Зосимы было видение — в каком месте основать монастырь.
Скоро к отшельникам начали стекаться из разных мест иноки и миряне, которые просили принять их. Началось строительство келий. На том месте, где Зосиме было видение небесной обители, поставили небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая. Новгородский архиепископ Иона дал благословение новосоздавшейся обители и назначил игумена Феодосия.
Первое время новгородцы и жители Корельского побережья относились к инокам враждебно — им не нравилось, что на землях, которые они считали своими, где привыкли промышлять зверя, появились новые хозяева. Были попытки и монахов выжить, и монастырь уничтожить. Но Зосима вместе с братьями терпели, смирялись и всеми силами старались обитель свою развивать. Им удалось с помощью состоятельных новгородцев приобрести большие участки земли с различными промыслами и угодьями. Одной из щедрых благотворительниц монастыря была известная новгородская посадница Марфа Борецкая. Наконец Зосима выхлопотал от Великого Новгорода грамоту монастырю на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами. С этого времени Соловецкая обитель начала быстро возвышаться. Когда игуменом был назначен сам преподобный Зосима, он смог и определить устав, и дать окончательное устройство иноческой жизни, и перевезти в монастырь мощи преподобного Савватия. Нетленные мощи были погребены за алтарем Успенской церкви в 1465 году. Монахи построили трапезную, поварню, пекарню, определив уже основные элементы будущего соборного комплекса.
1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев
Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.
В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии.
Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате!
Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь.
Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.
Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить на Соловках два больших каменных собора: Успенский и Преображенский. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право. Монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. В 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка в пользу царской казны.
В 1560 году в Соловецкий монастырь заточили протопопа Сильвестра, бывшего духовника Ивана Грозного и то ли популяризатора, то ли автора знаменитой книги «Домострой» (тут мнения историков расходятся).
В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия (то есть настоятель имел уже сан не игумена, а более высокий — архимандрита, и это означало повышение статуса монастыря). До марта 1682 года, когда учредили Холмогорскую епархию, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.
В 1565 году царь Иван Грозный вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Дальнейшая история печальна — святитель Филипп не побоялся обличить жестокие репрессии царя, за что в 1568 году был смещен с кафедры, арестован и заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где через год был задушен ближайшим сподвижником Ивана Грозного, Малютой Скуратовым. Общецерковное почитание митрополита Филиппа как святого началось с 1652 года, когда мощи его были перенесены в Москву.
1571 — шведы впервые напали на Соловки. Монастырь становится военной крепостью
В 1570 году шведский 3-тысячный отряд атаковал Кемский посад. В следующем году группа шведских, немецких и голландских кораблей напала на Соловецкие острова. По другим источникам, в 1571 году в открытом море вблизи Соловков появились шведские корабли, которые хотели напасть на монастырь. Нападение не состоялось, но шведы много раз пытались атаковать Соловецкую обитель. Чтобы укрепить монастырь, в 1578 сюда прислали воеводу Михаила Озерова со стрельцами. Они должны были поставить деревянный острог, способный отражать нападения. Вокруг монастыря встала деревянная крепость с земляными валами и девятью пушками. Гарнизон острова составляли 150 стрельцов и казаков. В конце XVI — начале XVII веков стрельцам не раз приходилось отбивать нападения и финнов, и шведов, и датчан. В 1584 году вокруг монастыря начали строить каменную стену по плану монаха Трифона Кологривова.
Таким образом, Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных рубежей России. В 1595, а позже — в 1617 годах Россия заключала со шведами мирные договоры, по которым Швеция обязывалась не нападать более на Соловецкий монастырь, но договоры эти через некоторое время нарушались. В начале XVII века соловецкие монахи стали единственными защитниками Крайнего Севера. Иностранные соседи воспринимали настоятелей монастыря как государственную власть на севере России и заключали с ними перемирия. Военное дело в монастыре стало постоянной обязанностью монахов с того момента, как соловецкий игумен принял командование у соловецкого воеводы.
1668 — началось «соловецкое сидение»
Будущий Патриарх Никон, из-за которого Соловки стали «мятежными», сам был выходцем из Соловецкого монастыря. В 30 лет он принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту. Но в 1639 году из-за конфликта с начальством бежал с Соловков.
Став Патриархом, Никон в 1650-х годах затеял церковные реформы. Они были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской Церкви, что повлекло возникновение старообрядчества.
Соловецкий монастырь осудил реформы Никона как ересь. Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Правительство восприняло это как бунт и приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.
Годом позже на Соловки прибыли царские полки под командованием воеводы Мещеринова. Противостояние вылилось в долгую осаду. Так называемое «соловецкое сидение» продолжалось почти восемь лет — с 1668 по 1676 годы. По свидетельствам, монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов. Но хозяйство соловецкое было крепким и самодостаточным, монастырь великолепно укреплен, монахи, крепкие в своих убеждениях, защищались смело — у них было 300 орудий и припасов на 30 лет, и, если бы не предательство одного из монахов, «сидение» продолжалось бы и дальше. Но в 1676 году крепость взяли царские войска. Почти все мятежники или погибли в схватке, или были позже жестоко казнены.
В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. А Соловецкий монастырь после «никонианского» разгрома смог оправиться только к началу XVIII века.
1694 — на Соловки впервые приехал Петр I
Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России.
Вот как описывает первый визит государя в 1694 году известный историк XIX века Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте “Св. Петр” в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже Св. Таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: “Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694”».
Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году на Вавчуге Петр спустил на воду два боевых фрегата, названных им «Святой Дух» и «Курьер». Он заложил новый фрегат «Святой Илия».
Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. После посещения монастыря Петром I к Соловецкому было приписано еще несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.
Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем прежде всего военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных — приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу.
Крымская война 1853–1856 годов велась не только в Крыму. 7 июля 1854 года, когда настоятелем был архимандрит Александр (Павлович), произошло нападение на монастырь двух английских паровых 60-пушечных фрегатов «Бриск» и «Миранда». В монастыре было 50 человек воинской команды, восемь небольших орудий на стенах и два трехфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего по монастырю был открыт огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась девять часов. Оба полевые орудия под прикрытием берегового холма отвечали на неприятельский огонь. Вечером англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы и попортив кое-где стены Преображенского собора: ни убитых, ни раненых в монастыре не было.
1880 — на Соловках открывается первая биостанция на Белом море
Соловки и прилегающие к ним районы Белого моря изучали на протяжении столетий. Научная работа велась и на самих островах.
В XVIII–XIX веках проводились гидрографические съемки Соловков и прилегающего к ним района Белого моря. Изучалась природа Соловков, в конце XIX века начали организовываться научные экспедиции, работающие непосредственно в районе Соловецких островов. И наконец, в 1880 году решился вопрос об организации на Соловках первой биологической станции на Белом море.
Настоятель монастыря, архимандрит Мелетий (Шергин), увлекался естественными науками, и открытие биостанции было его инициативой. Биостанция исследовала флору и фауну Белого моря, здесь трудились виднейшие ученые. В 1885 году на Соловках открыли и метеостанцию. Также у Соловецкого монастыря была и собственная гидроэлектростанция. Ее установили на канале между Святым озером и Сухим доком в 1911 году, и долгое время она обеспечивала остров электричеством, пока не была разрушена уже в советское время.
1920 — монастырь закрыт. Вместо него — концлагерь
В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.
После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей. Вывозили золото, серебро, драгоценности. Варварски разрушались произведения искусства. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.
В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря.
В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты.
После закрытия в 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940–1957 годах хозяином Соловков стал Учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов.
Конец 1950-х — Соловки стали доступны для посещения
Приезжавших поражало бедственное состояние монастыря. Все громче стали раздаваться голоса в защиту Соловков, которые нужно было срочно спасать от разрухи. В том, что власти обратили внимание на Соловки, большая заслуга директора местной школы П. В. Виткова, президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, ученых А. А. Преображенского, Г. Г. Фруменкова, А. А. Спасского, С. Э. Шноля, писателей Ю. Казакова, В. Бианки и др.
С середины 1960-х годов на Соловках начались ремонтно-консервационные, а затем и реставрационные работы. Были восстановлены трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, крепость, портная и чоботная палаты, частично святительский корпус и другие памятники.
В 1967 году был образован Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник. В конце 1974 года он был реорганизован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
В 1991 году комплекс памятников архитектуры Соловецкого архипелага включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
1990 — возобновление монашеской жизни
25 октября 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено: «Возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа (Чеботаря)». Эта дата и считается днем возобновления Соловецкой обители.
С этого момента в монастыре появляются первые послушники. С 1992 года наместником монастыря назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). В августе 1992 года мощи соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа, хранившиеся в Санкт-Петербурге, были перенесены в монастырь. С этого дня 22 августа в Русской Православной Церкви появился новый праздник — собор Соловецких святых. С 2009 года наместником монастыря назначен епископ Порфирий (Шутов).
Соловецкий монастырь — ставропигиальный, то есть подчиняется не местной епархии, а непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, который имеет сан священноархимандрита.
Современная жизнь монастыря не ограничивается одними лишь богослужениями. Соловецкий монастырь издает немало православной литературы, в монастыре собрана огромная библиотека (12 тысяч томов), пользоваться которой могут не только монахи, но и паломники, и жители поселка Соловецкий. Действуют в монастыре и воскресные школы — и детская, и взрослая, а также детская музыкальная школа.