солотчинский монастырь официальный сайт посещение
История
Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан в конце XIV столетия в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку.
В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.
После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.
Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.
Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.
Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь.
Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким.
Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.
Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле.
Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.
Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей.
Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единствен¬ный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Солотчинской церкви мы видим не орнаментные мотивы, а четыре крупных панно с изображениями Евангелистов.
В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.
Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.
В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.
В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом.
В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).
Стараниями игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя много еще предстоит потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.
Именно в таких тихих обителях, как в Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы, лучше всего чувствуется русская старина и особый неповторимый монашеский дух.
Мир и благодатная тишина сходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в обитель, чтобы помолиться Пречистой Богородице, вдохнуть здешний благодатный и чистый воздух. А потом с новыми силами вернуться в обычную многотрудную жизнь…
Мы приглашаем всех желающих посетить это святое место, помочь возрождению обители Рождества Пресвятой Богородицы, потрудиться во Славу Божию.
Требы
К требам относятся как таинства:
крещение,
исповедь,
причащение,
елеосвящение,
венчание,
так и церковные обряды:
отпевание,
погребение,
освящение квартиры и проч.
Кроме того, сюда входят и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер, которые, в отличии от общих богослужений (литургия, вечерня, утреня), совершаются по «требованию», «заказу» прихожан.
К частным чинам относятся:
молебен (о живых) и
панихида (об умерших).
Молебен может быть совершен Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию. Призывая помощь Божию через молебен, христианин уповает (надеется) на ее получение, и полностью положившись на Волю Божию, не творит свою волю, а Господь по обетованию подает по милости Своей все, что у него просят, если просимое направлено не во вред душе. Бог благоволит, чтобы люди получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и Святым угодникам Божиим.
Разовое поминовение (записка) подается как за здравие, так и за упокой, при этом принято имена для поминовения живых и усопших писать на разных записках.
В отличии от разового поминовения, сорокоуст — это поминовение живых и усопших христиан на 40 дней. Существует также поминовение на полгода, на год и вечное поминовение. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Самое большее, что можно сделать для усопших близких, — это подать на вечное поминовение на литургии, однако, сделав это, не стоит забывать молиться о них дома (келейно).
Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь
Солотчинский монастырь — православная женская обитель в микрорайоне Солотча примерно в 20 км к северу от центра Рязани.
Начало монастырю на берегу реки Солотча было положено в 1390 году. Основал его рязанский князь Олег, и на протяжении долгого времени монастырь не только был духовной обителью, но и выполнял роль северной сторожевой крепости города Переяславля-Рязанского, из которого и образовалась современная Рязань. От князя Олега началась и традиция щедрой поддержки монастыря, который к 1570–1580 годам значился среди главнейших на Руси.
Есть в истории Солотчинского монастыря и темные страницы: в 1618 году обитель была опустошена польским войском. Однако уже к концу XVII века монастырю удалось вернуть часть былого величия, именно тогда в основном и сложился его современный архитектурный облик. В 1768 году утрачен Покровский храм: вместе с участком стен он обрушился при наводнении Оки.
Сохранившиеся до наших дней храмы Солотчинского монастыря: церковь Святого Духа (Духовская, Святодуховская, 1688—1689 гг.), Рождественский собор (1691 год) и Иоанновская надвратная церковь (1695 год). Другие исторические монастырские постройки — настоятельный корпус и сами крепостные стены. Считается, что архитектором храмов в стиле нарышкинского барокко был Я. Г. Бухвостов. Украшением надвратной церкви занимался прославленный мастер Степан Полубес (Иванов).
В наши дни храм остается местом паломничества верующих. В нем хранятся мощи святых и чудотворные иконы. Весь список реликвий — на официальном сайте.
Расписание богослужений в Солотчинском монастыре, все новости о жизни обители — на главной странице сайта монастыря.
Видео о Солотчинском монастыре