сократят ли сроки обучения в колледжах москвы последние новости
Кравцов рассказал о сокращении сроков образования в колледжах
Министерство просвещения России намерено реализовать инициативу по введению нового уровня образования, который подразумевает сокращение сроков обучения в сфере среднего специального образования. Об этом сообщил глава российского Минпросвещения Сергей Кравцов.
Так, сроки обучения в колледжах по рабочим профессиям и специальностям сократятся до двух лет, а по более технологичным — до трех.
«Мы разработали экспериментальный проект «Профессионалитет», который содержит три ключевые инициативы. Первая — вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе — введение нового уровня образования «Профессионалитет», оптимизация сроков обучения до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных», — рассказал российский министр в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в своем интервью для ТАСС, опубликованном в воскресенье, 6 июня.
Рассказывая о третьей инициативе образовательного проекта, Кравцов заявил, что он затрагивает трансформацию колледжей:, в частности, их создание на базе коворкинг-пространства, центров молодежных стартапов и совместных общественных проектов.
На текущий момент сроки обучения в колледжах по ряду программ составляют от четырех до пяти лет.
Ранее, 3 июня, Сергей Кравцов поделился подробностями предстоящего учебного года и выразил надежду, что учебные заведения вернутся к традиционному очному формату обучения.
Он также добавил, что, несмотря на ситуацию с распространением коронавирусной инфекции, многие школы работали в очном формате.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Анонсированная Министром просвещения С. Кравцовым реформа среднего специального образования затронет сотни тысяч юношей и девушек, которые решили пойти в колледжи в надежде получить образование и специальность. Результатом этой реформы могут быть обманутые ожидания и несбывшиеся надежды.
Очередная оптимизация
Сегодня, 06 июля 2021 года, министр Просвещения Сергей Кравцов в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) анонсировал грядущие реформы в сфере среднего специального образования.
На этот раз речь идет о кардинальном изменении формата обучения в колледжах и техникумах.
Напомним, что сейчас сроки обучения зависят от специальности, по которой обучается ученик и от набора базовых (общеобразовательных) дисциплин, которые в своем большинстве остались еще со времен СССР. Срок обучения в колледже или техникуме по некоторым направлениям в настоящее время достигает 5 лет (при поступлении после 9-го класса).
Именно такой большой срок обучения и решено сократить в два раза (!), как не отвечающий современным требованиям подготовки рабочих специальностей.
ССУЗЫ — последние осколки образовательной системы СССР
В настоящее время популярность колледжей и техникумов растет небывалыми темпами и вызвано это несколькими причинами:
✅ Прежде всего, многие родители не в состоянии оплачивать дальнейшее обучение своих детей в вузе, на престижных факультетах которых, стоимость обучения достигает нескольких сотен тысяч рублей в год.
✅ Кроме того, многие начали понимать, что получение диплома о высшем образовании — еще не гарантия успеха в жизни, а большинство факультетов и вузов (особенно коммерческих) нацелены не на предоставление реальных знаний, а только на «выдачу» дипломов о высшем образовании.
Выпускники таких вузов, как правило, не работают по полученной специальности, а заветный диплом, полученный за большие деньги, так и будет пылиться невостребованным.
Упадок доверия к Российскому высшему образованию возник не вчера. Год за годом, видя качество и последствия обучения студентов, становится все меньше желающих повторять их ошибки. Сегодня диплом о высшем образовании уже не является таким показателем успеха, каким он был двадцать лет назад. Престиж высшего образования заметно упал и, к сожалению, продолжает это падение.
Немного истории
Если кто не помнит, что это такое, напомним.
Во времена СССР, наряду с вузами и техникумами, существовали еще и т.н. «ПТУ» — профессионально-технические училища. По своим функциям они представляли собой низшую ступень образовательного процесса послешкольного обучения.
Туда поступало много детей из особых категорий — асоциальные дети, часто с приводами в милицию в прошлом, из неблагополучных семей и т.д. Роль советского ПТУ была дать хоть какую-то специальность, чтобы такой подросток мог приносить пользу обществу и зарабатывать себе на жизнь.
Совсем другое дело — техникумы.
Техникум в СССР выпускал квалифицированных специалистов, которые составляли основной состав среднего технического персонала и высоко ценились на производстве. Этакий «золотой стандарт» высоковалифицированного сотрудника, который по статусу находился гораздо выше обычного рабочего и лишь немного ниже инженера (выпускника вуза).
В техникумах обучались до пяти лет. Если вчерашний школьник поступал туда после восьмого класса, то он с обучением по специальности проходил все школьные предметы за девятый и десятый класс. По окончании техникума он получал не только диплом специалиста, но и аттестат о полном среднем образовании, как если бы он закончил реальные десять классов обычной школы.
Справка. в СССР было десятилетнее образование, а поступить в техникум можно было как после десятого, так и после восьмого класса.
С дипломом техникума ему были открыты двери всех вузов страны, а во многих он получал еще и преимущество при зачислении по сравнению с обычными абитуриентами, поступающими сразу после десятого класса.
Опасная реформа. Сокращение сроков обучения в колледжах превратит их в ПТУ
И вот сейчас, когда среднее специальное образование перехватывает пальму первенства у вузов по популярности, возникло желание «оптимизировать» и этот сегмент образования.
Как мы помним, еще несколько лет назад было объявлено, что стране не надо столько «юристов и бухгалтеров». В государстве не хватает рабочих рук — именно тех специалистов, которых выпускают современные колледжи и техникумы. Составлен даже список специальностей, на которые можно поступать без школьного аттестата (без ОГЭ), только со справкой об окончании восьмого класса. Так зачем тратить деньги на полноценное образование студентов колледжей и техникумов? Достаточно обучить профессии и все.
Как заявил министр Просвещения Сергей Кравцов, Минпросвещения России намерено реализовать инициативу по введению нового уровня образования, который подразумевает сокращение сроков обучения в сфере среднего специального образования.
Так, сроки обучения в колледжах по рабочим профессиям и специальностям сократятся до двух лет, а по более технологичным — до трех.
«Мы разработали экспериментальный проект «Профессионалитет», который содержит три ключевые инициативы. Первая — вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе — введение нового уровня образования «Профессионалитет», оптимизация сроков обучения до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных», — рассказал российский министр в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в своем интервью для ТАСС, опубликованном в воскресенье, 6 июня.
За счет чего предполагается сокращение сроков обучения не Сергей Кравцов не уточняет, но нетрудно догадаться, что это будут, в первую очередь, общеобразовательные предметы.
Совершенствование любой системы образования должно быть направлено в сторону прогресса, а не регресса. «Бухгалтерский» подход к среднему специальному образованию грозит его развалом, а современные коллежди и техникумы превращением в те самые ПТУ.
* Сохранить ссылку на статью у себя в браузере можно нажав на клавиатуре (Ctrl+D)
Какие нововведения ждут российские колледжи
О доплатах кураторам групп
— Задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с теми, что ложатся на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться.
О поступлении в колледжи
— В 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор «подрастет» еще на 50 тысяч. Примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на «короткие» программы и «добирают» себе новые компетенции.
Программы обучения «синхронизируют» с потребностями экономики
— Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.
Какие специальности исчезнут?
Сроки обучения сократят?
— Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.
При колледжах появятся малые предприятия, где студенты смогут зарабатывать
— Малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того, чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.
Как изменятся экзамены и дипломы
Голикова анонсировала сокращение сроков обучения в 70% колледжей в России
70% российских колледжей перейдут с 2024 года на сокращенные сроки обучения, сообщила зампредседателя правительства, курирующая социальную сферу и образование, Татьяна Голикова. Об этом она заявила на совещании президента России Владимира Путина с членами кабинета министров и руководством партии «Единая Россия». Трансляцию оттуда вел телеканал «Россия 24».
«С 2024 года мы планируем, что 70% колледжей перейдут на сокращенные (с четырех до двух лет) сроки обучения, а каждый второй выпускник получит две и более квалификации», — сказала Голикова.
Вице-премьер отметила, что правительство планирует изменить механизм взаимодействия колледжей с отраслями промышленности и «сформировать отраслевую систему подготовки кадров, отвечающую запросам рынка труда». На эти цели планируется выделить 30 млрд руб.
По словам Голиковой, интерес к профессиональному образованию растет, «сейчас его выбирают более 60% детей после девятого класса».
Подобные сведения в 2019 году подтверждали эксперты РАНХиГС. В своем исследовании они тоже отмечали рост интереса к среднему специальному образованию у молодых людей. По оценкам Минпросвещения на 2019 год, количество учащихся в колледжах и техникумах за шесть лет увеличилось на 10%, до 3 млн человек.
В марте первый замглавы Минпросвещения Дмитрий Глушко заявлял, что министерство планирует сокращение сроков обучения в колледжах по отдельным программам «где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев». По словам замминистра, это будет сделано для повышения интенсивности практического обучения.
«Зачем учить четыре года»: в России объявлена реформа колледжей
Их ждет серьезное сокращение программ и ускоренный выпуск
В ближайшее время российская система среднего профобразования изменится до неузнаваемости. Целью обучения в колледжах станет выпуск специалистов, а не всесторонне развитых личностей. А потому максимальные сроки обучения по большинству специальностей сократятся до двух лет; бюджетные места будут выделяться под диктовку местных рынков труда; а учебные программы станут суперсовременными и практико-ориентированными.
Фото: Алексей Меринов
Потихоньку вылезающая из ковидного кризиса экономика России как никогда нуждается в кадрах младшего и среднего звена. А их как не было, так и нет: гастарбайтеры и те разъехались по домам, и когда вернутся обратно, бог весть. Выход один — ускоренный выпуск из системы СПО, как это было с военными училищами времен войны. И нынешние власти такое решение приняли.
— Необходимо сокращать сроки обучения! Чтобы научить работе горничной, не нужны четыре года: научиться улыбаться можно за два месяца! — обозначила на слушаниях в Совете Федерации новый стратегический курс спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. — У нас нехватка трудовых ресурсов! Поэтому нужны новые короткие программы, надо открывать больше краткосрочных курсов по подготовке кадров, ввести ускоренную подготовку по рабочим профессиям!
Правительство, как оказалось, уже вовсю этим занимается:
— Мы обсуждаем сокращение сроков подготовки кадров в системе среднего профобразования примерно по 200 специальностям, — сообщила на тех же слушаниях вице-премьер Татьяна Голикова. — Но, конечно, не по медицинским направлениям! Кроме того, бизнес просит изменить содержание образования в сторону большей практико-ориентированности — например, за счет введения дуального обучения. И он готов поддержать такие новые программы!
Готовится к предстоящей реформе, как сообщил на недавнем заседании Совета законодателей в Госдуме глава Минпросвещения Сергей Кравцов, и его ведомство. Там не только уже прикинули, какие направления освободят от подготовки специалистов за два года (это будут здравоохранение, культура и военная техника), но и взялись менять программы колледжей с тем, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями регионов (пока, сетуют в министерстве, треть этих программ не имеет ничего общего с задачами местных экономик, но уже в следующем году этот вопрос будет решен).
Решить предполагается и другой важнейший вопрос: «Бюджетные места должны быть четко увязаны с потребностями местных рынков труда и давать твердую надежду на трудоустройство после окончания обучения! — заявила Матвиенко. — Ни один выпускник СПО не должен быть потерян для рынка труда!»
Итак, радикальное сокращение сроков обучения; максимально прикладной характер образовательных программ; ориентация на местных работодателей и реальные потребности рынка — вот главные стратегические направления реформ, которыми вот-вот двинется отечественная система СПО. А коснутся изменения очень многих, ибо уже «сейчас в СПО идут 65% выпускников школы, а к 2030 году, по нашим оценкам, будет 85%», — отметила Голикова. Однако не все так просто.
— Примерно с 2016 года поток девятиклассников, выбравших систему среднего профобразования, увеличился так сильно, что сейчас эта система перегружена. Многие семьи реально стремятся к более раннему выходу детей на рынок труда, и в том числе по финансовым соображениям. Так что реформировать систему СПО действительно надо. Но не будем забывать: там готовят два типа профессионалов — рабочие кадры и специалистов среднего звена, составляющих примерно пять шестых численности обучающихся. И тут потребуются серьезные решения, — заявила «МК» директор Центра непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
«Если вопрос, может ли мальчик или девочка в 15, а то и в 14 лет выбрать дело, которым будет заниматься всю жизнь, в принципе решаем, т.к. у них достаточно времени, чтобы выучиться за два года по одной специальности, попробовать себя в деле, а потом переучиться, то с готовностью работодателей взять на работу 16-летнего «специалиста» все сложнее, — предупреждает эксперт. — Да, скажем, в области медицины ускоренной подготовки не будет. Но можно ли взять несовершеннолетнего работника, скажем, в детский сад? Думаю, вряд ли. И аналогичных примеров можно привести много».
— Другой риск — создание тупиковых траекторий для самих учащихся колледжей. Пришел, скажем, в СПО выпускник 9-го класса. В школе он учился неважно. А тут ту же программу за 10–11-й классы ему придется пройти за год. Плюс предметы профподготовки. Потянет ли он это? А если такой выпускник позже захочет поступить в вуз? ЕГЭ-то он сдать, скорее всего, не сможет! Значит, придется возрождать что-то вроде школы рабочей молодежи советских времен? Короче говоря, есть целый клубок очень тонких проблем, которые надо прорабатывать одну за другой — и по гендерному признаку (юноша — девушка); и по возрастному; и по профессиям/специальностям, где все же надо сохранить четырехлетнее обучение; и т. д. и т. п., — предупреждает Клячко.