сокращенные сроки обучения в вузе после колледжа
Сокращенная программа обучения: сколько лет учиться в вузе после колледжа
Выгодно ли поступать в вуз после 11 класса? Или иногда все же есть смысл пойти в колледж? И какие преимущества выпускники колледжей получают, если решат продолжить свое образование?
Вопросов много, но ответы на них есть. Больше полезной информации на нашем телеграм-канале, а о скидках и акциях – в группе.
Кто может поступать в вуз после колледжа по сокращенной программе?
Обучаться по сокращенной программе могут не все, даже если вы окончили лицей, гимназию или узкопрофильную школу и получили золотую медаль в придачу.
Получать высшее образование по ускоренной программе обучения в вузе могут только выпускники после колледжа и техникумов (СПО) – средне-специальных заведений со свидетельством оконченного образования и успешной сдачи всех предметов по специальности.
Кроме того, учиться по сокращенной программе в вузе могут только те выпускники колледжей и техникумов, кто продолжает обучение по специальности или учится смежной профессии.
Например, обладатели диплома колледжа со специальностью учитель немецкого языка могут пойти только на такую же специальность в вузе или выбрать специализацию «переводчик немецкого языка».
Перед поступлением в вуз узнайте, поддерживает ли выбранное учебное заведение сокращенную программу. Есть учебные заведения, которые не предоставляют такую возможность, даже если вы окончили колледж с отличием.
Выпускники с дипломом начального профучилища не могут обучаться по сокращенной программе.
Сокращенное высшее образование после колледжа: почему студенты учатся меньше?
У каждой специализации есть свой набор предметов – обязательных и условно факультативных. Например, студенты технических специальностей должны изучать высшую математику, учащиеся на банковском деле – экономику, будущие преподаватели – филологию и методику преподавания.
Колледж – это место, где дают знания и прививают навыки для определенной профессии. И в конце обучения студенты сдают госэкзамены, чтобы проявить все привитые навыки и умения.
Программа обучения вуза построена по такому же принципу. И чаще всего на первых курсах предметы колледжа и вуза совпадают.
Выпускникам колледжа нет смысла учить одни и те же предметы.
Что касается школьных предметов за 10 и 11 класс, то их учащиеся колледжа тоже проходят в течение первых двух курсов. Об этом свидетельствует диплом государственного образца. Вот почему выпускники колледжа могут рассчитывать на сокращенное обучение в вузе.
Но есть один нюанс: чтобы продолжить обучение по сокращенной программе, ваш колледж должен сотрудничать с выбранным вузом.
Как начать учиться по сокращенной программе вуза после колледжа
Просто иметь диплом колледжа или прохождения стандартного собеседования недостаточно. Для поступления в вуз нужно выполнить ряд условий.
Испытания могут меняться в зависимости от вуза. Теперь каждое учебное заведение самостоятельно определяет, на каком основании будет зачислять выпускника колледжа: на основании одного диплома, тестирования или дополнительных вступительных испытаний.
Выпускник колледжа может поступить двумя способами:
При этом число внутренних испытаний должно соответствовать количеству экзаменов, которые сдают выпускники 11 класса (обычно 3-4 экзамена по общеобразовательным дисциплинам).
Что говорит закон
Из Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:
«При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе профессионального образования, организация высшего образования может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом N 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно.»
Если вы поступаете на то же направление, которое изучали в колледже, вуз может пойти навстречу и заменить один общеобразовательный экзамен профильным.
Например, вы изучали в колледже финансовые науки. И вуз может в качестве бонуса заменить обязательное обществоведение на комплексное тестирование с вопросами по бухучету, налогообложению, банковскому делу, финансированию и пр.
Есть целый ряд специальностей, где абитуриенты должны сдавать творческие испытания (например, по направлению дизайна, архитектуры, телевидения, музыкально-театрального искусства и пр.).
Независимо от образования абитуриентов их результаты будут оценивать по 100-балльной шкале. С учетом итогового балла уже можно принимать участие в общем конкурсе на равных основаниях с выпускниками школ.
Если вы хотите поступать на основании результатов ЕГЭ, можно сдать лишь пробный экзамен. По его результатам можно получить сертификат с рекомендациями для поступления в вуз.
Выпускники колледжей могут поступить на сокращенное обучение в вуз ТОЛЬКО в течение первого года после окончания учебы.
Что представляет собой ускоренное обучение
Многие представляют себе, что ускоренное обучение – это сразу переход на 2-3 курс вуза после окончания колледжа. На самом деле все обстоит иначе: абитуриента зачисляют на первый курс. А переход на ускоренное высшее образование после колледжа возможен только в ходе учебы.
Студенту вуза с дипломом из колледжа придется написать заявление в деканат с просьбой перевода на ускоренную программу обучения. Если ответ вуза будет положительным, вам выдадут индивидуальный план обучения на 3-3,5 года вместо положенных 4-5 лет.
На какую форму обучения можно поступить
Если вы планируете поступить после колледжа на сокращенную программу, форма обучения не имеет значения. Это очень удобно для тех, кто собирается совмещать работу и учебу.
Узнавайте о наличии мест на интересующем отделении (вечернем, заочном, дневном или дистанционном) и подавайте документы
При этом выпускники вузов могут рассчитывать на все те же льготы и бонусы, что и другие: стипендию и общежитие. Зато после окончания у вас будет целых 2 диплома и 2 профессии (если специальности были смежные). А это сделает вас более желанным и востребованным специалистом.
Как выглядит сокращенная программа обучения
В зависимости от возможностей вуза, учащемуся могут предложить одну из следующих форм обучения по сокращенной программе:
Вечерняя форма обучения является самой распространенной. При этом студенты проходят обучение по вечерам в будни отдельно от основной массы.
Срок обучения в институте/университете после колледжа будет зависеть от самого вуза и выбранной специальности. Продолжительность сокращенной программы может варьироваться от 2,5 до 3,5 лет. Например, студенты-медики вынуждены будут учиться по сокращенной программе дольше, чем учащиеся гуманитарных направлений.
Как видите, есть все же и свои плюсы в поступлении в вуз после колледжа. Хотя вполне возможно, что учиться так будет несколько сложнее. Просто ускоренное получение высшего образования после колледжа предполагает обучение по раздельности с основной массой, и при желании не получится затеряться в основном потоке. Впрочем, для учебы у вас всегда есть сервис студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Обучение в ВУЗе выпускников техникума на три года, вместо пяти
Ранее закончил учебное заведение по направлению средне-профессионально образование с квалификацией техник. Отучился четыре года. Сейчас планирую поступать в ВУЗ и хотел бы воспользоваться возможностью заочного платного обучения, по сокращённой программа на базе техникума по моему направлению в течении трёх лет вместо установленных пяти. Мне навязывают договор, где прописаны оплаты за пять лет, а ранее уверяли, что по факту написанного мною, при подаче документов, заявления будет рассмотрена возможность такого обучения и заключено дополнительное соглашение к договору. После двух месяцев ожидания и вступительных экзаменов, забирая подготовленный договор, мне сообщают, что такой возможности у меня нет, без внятного обоснования причины.
Подскажите, пожалуйста, существует ли законодательное обоснование, предоставления услуги обучения, которое даёт возможность на базе техникума, обучатся в ВУЗе три года, вместо пяти? И могу ли я оспорить договор, который мне навязывают, ссылаюсь на законодательство?
PS Договор на руках, но ещё его не подписал. Вопрос даже не в цене, если честно, а во времени, которое придётся потратить в итоге.
Получить высшее образование в сокращенные сроки имеют возможность выпускники колледжей и техникумов, имеющие среднее профессиональное образование и планирующие поступать на профильные направления в вуз. В этом случае учебная программа высшего профессионального образования реализуется с сокращением срока обучения благодаря перезачету и переаттестации тех дисциплин, которые изучались ранее в колледже и присутствуют в дипломе о среднем профессиональном образовании.
В зависимости от количества предметов и количества академических часов, которые эти предметы изучались студентом, срок обучения по программам с сокращением срока может составить от 2,5 до 3,5 лет.
ВАЖНО: выпускники колледжей и техникумов, получающие только начальное профессиональное образование (уровень бывш. профессиональных училищ), согласно порядку приема в вузы РФ, не имеют возможности поступать на сокращенную форму.
Стоит принять к сведению, что в соответствии с современным законодательством зачисление студентов в институт или университет, поступающих после колледжа или техникума на сокращенное обучение, реализуется на 1 курс, а не на 3 курс, как это было ранее. Ключевым отличием является тот факт, что раньше выпускников средних профессиональных учебных заведений просто присоединяли к готовым группам, сформированным ранее из состава выпускников 11 класса. Сейчас же, вузы должны формировать цельные группы, состоящие из выпускников со средним профессиональным образованием и вести учебный процесс с первого курса.
Так называемое обучение по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования может быть использовано при наличии диплома среднего профессионального образования профильного учреждения.
Сокращенная форма обучения на базе среднего профессионального образования регулируется Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», а также иными нормативно-правовыми актами.
Приказ Минобразования РФ от 13.05.2002 N 1725 Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки
3. Сокращенная основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее — сокращенная программа) может реализовываться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения.
При этом под соответствующими профилями понимаются:
— в среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании — такие основные образовательные программы этих уровней профессионального образования, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин;
— в высшем профессиональном образовании — такие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), которые близки по содержанию (до 55 — 60% и выше).
Слово «может» говорит о праве ВУЗа осуществлять такие формы обучения и только при наличии вакантных мест.
6. Освоение лицами сокращенной или ускоренной программы осуществляется на добровольной основе на основании заявления поступающего или студента.
Желание обучаться по сокращенной программе может быть изложено также после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения путем подачи заявления на имя ректора (декана) вуза.
Решение о возможности обучения студента по сокращенной программе принимается ученым советом вуза (факультета) и оформляется локальным актом.
7. Прием на обучение по сокращенным или ускоренным программам осуществляется в соответствии с действующим порядком приема в высшее учебное заведение.
7.1. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам в специально формируемых вузом группах осуществляется на первый курс. При этом высшее учебное заведение имеет право изменять по сравнению с поступающими на полный срок обучения количество, перечень, формы проведения вступительных испытаний.
Оспорить договор Вы не сможете, так как по результатам проведенных вступительных экзаменов ученым советом ВУЗа было принято решение о приеме Вас на полную форму обучения.
Как получить диплом быстрее чем за четыре года?
Я бросила университет на четвертом курсе и пошла работать. Сейчас у меня за плечами 13 лет профессионального опыта и свой бизнес.
Хочу поступить в магистратуру или на MBA, но на все хорошие программы требуется диплом. Заново учиться четыре года кажется непозволительной роскошью, отсюда вопрос: можно ли как-то по-быстрому получить высшее образование?
Без диплома о высшем образовании действительно не получится поступить в магистратуру или на программу МВА в российский вуз. Хорошие новости в том, что высшее образование в России можно получить быстрее чем за четыре года. Расскажу, как это сделать.
Почему без диплома не обойтись
По закону, чтобы поступить в магистратуру, требуется высшее образование любого уровня: бакалавриат или специалитет.
Обучение по программам MBA регламентируется государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования». Эти требования устанавливают, что на программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием по любой специальности.
Получается, если хотите учиться в России, сначала придется получить диплом.
Стандартный срок обучения на очном бакалавриате — четыре года. Вот как его сократить.
Попробовать восстановиться в своем университете
В некоторых случаях закон позволяет восстановиться на курс обучения, с которого вас отчислили. Так потраченные на обучение годы не пропадут. Порядок восстановления зависит от причины отчисления.
Если вы отчислились по собственному желанию или, например, по болезни, то вправе восстановиться с сохранением прежних условий обучения в течение пяти лет после отчисления. Но только при наличии свободных мест в вузе.
Если вас отчислил университет, например из-за неуспеваемости, то ваше восстановление зависит от его внутренних правил. По закону они должны быть опубликованы на официальном сайте вуза, в подразделе «Документы». По внутренним правилам срок возможного восстановления может быть больше пяти лет.
Пройти ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану
Еще один способ получить диплом быстрее стандартного срока — перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану.
По закону индивидуальный учебный план утверждается для конкретного студента, учитывает его особенности и образовательные потребности. А еще содержит порядок и сроки освоения образовательной программы.
Вот что надо сделать, чтобы перевестись на индивидуальный план:
Но это именно рекомендации, а не жесткие требования. Поэтому все зависит от вуза и вашей способности договариваться: есть шанс, что подойдет и диплом онлайн-курса.
Насколько можно сократить срок обучения
Срок ускоренного обучения зависит от того, сколько дисциплин вам зачтет вуз. Чем меньше осталось пройти по программе, тем меньше придется учиться.
У каждой дисциплины свой объем, который измеряется в зачетных единицах.
Образовательная программа — это набор дисциплин. У нее есть общий объем, годовой объем и максимальный годовой объем при ускоренном обучении. По закону превышать последний нельзя. То есть вы не можете выучить и сдать за год больше определенного количества зачетных единиц. Но в это ограничение не входят ранее сданные дисциплины — именно за их счет срок учебы сокращается.
Общий объем образовательной программы — 240 зачетных единиц. Годовой объем по очной форме обучения — 60 зачетных единиц. Годовой объем при ускоренном обучении — не больше 75 зачетных единиц.
Таким образом, без ранее зачтенных дисциплин минимальный срок обучения составит три года и два месяца: 240 / 75.
Как еще облегчить получение диплома
Напомню, что высшее образование в России бесплатно, если получаешь его впервые. Неоконченное высшее в этом смысле никак не ограничивает: пока диплома нет, его можно получать бесплатно.
Если диплом нужен чисто формально, то для бакалавриата можно выбрать специальность, которая хорошо соотносится с вашим профессиональным опытом и в которой вы, скорее всего, уже хорошо разбираетесь. То есть что-то в духе менеджмента, управления или экономики.
Что с зарубежными программами
В каждом государстве установлены свои требования к учебе по программе МВА. И как правило, наличие высшего образования в них входит. Так, для поступления на МВА в Гарвард потребуется диплом аккредитованного американского вуза или его эквивалент из другого государства. Сходные требования установлены и в бизнес-школе Стэнфордского университета.
Но бывают исключения. Например, мне удалось найти программу MBA в Manchester Worldwide Institute of Higher Education (South East Asia): для обучения на ней признанный диплом можно заменить управленческим опытом от 8 до 10 лет.
Так что если вы еще не настроились на конкретные бизнес-школы, то можете поискать подобные программы. Про алгоритм поиска мы рассказывали в статье «Как получить образование МВА».
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.