сокращение сроков обучения в спо мнения
Сокращение сроков обучения в спо мнения
Проект по актуализации ФГОС СПО (50 профессий и специальностей) за счёт оптимизации сроков освоения образовательных программ и интенсификации освоения их содержания, а также по информационному и экспертному сопровождению внедрения обновлённых ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях в 2019-2020 гг.
Авторизация на сайте
Ответы на часто задаваемые вопросы
В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к основным правам обучающихся и мерам их социальной поддержки и стимулирования относится обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15.12.2014) определено, что при получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Использование индивидуального учебного плана в рамках ускоренного обучения определено Методическими рекомендациями об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (направлены письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. N 06-846). Дополнительные разъяснения были направлены Письмом Минобрнауки России от 15 декабря 2017 года N 06-ПГ-МОН-52749 «О предоставлении права на обучение по программам СПО по индивидуальному учебному плану».
Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет возможность установления обучающемуся индивидуального учебного плана и прохождения ускоренного обучения, а также осуществляет зачет результатов освоения пройденных обучающимся учебных предметов в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В случае если в результате перезачета учебных предметов студентом освоена программа первого курса, по решению образовательной организации он может быть переведен на второй курс.
ИУП может, например, способствовать решению задачи по освоению наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в данной образовательной организации, а также в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Законом допускается освоение одновременно двух ОПОП СПО. Например, при освоении в очной форме ОПОП СПО по специальности студент может одновременно осваивать ОПОП СПО по профессии в очно-заочной форме. При этом составляется ИУП, позволяющий осуществить такое совмещение с достижением запланированных результатов по обеим программам.
При необходимости (как правило, это требования работодателей на последних курсах обучения студентов) возможно организовать с использованием ИУП освоение основной программы профессионального обучения или дополнительной профессиональной программы, дополняющей ОПОП СПО.
Проектная деятельность учащихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Использоваться проект может на любом этапе обучения, это может отдельно организованный проект или курсовая, дипломная работа в формате проекта. Чтобы достичь практической цели, учащиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. При этом существенно меняется роль преподавателя. Зависимость учащихся от педагога должна быть хотя бы частично сокращена или дополнена самоорганизацией. Педагог должен организовать учебную ситуацию. При этом он продолжает нести ответственность за процесс образования (обучения), но часть ответственности ситуационно переносится на учащихся. О методе проектов подробнее см.: Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ. — Любое изд. — 80 с.
«Смешанное обучение» (blended learning) – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Технология «смешанного обучения» основана на комплексе базовых принципов (персонализация, полное усвоение, среда высоких достижений, личная ответственность). Использование «смешанного обучения» позволяет преодолеть наиболее серьёзные педагогические недостатки дистанционного обучения: отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом, в процессе выполнения командных форм работы; падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью; трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических, в том числе профессиональных умений и навыков.
Стандартная методическая рекомендация по организации смешанного обучения предполагает, что обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, около 40% – на очные, а оставшиеся 20% выделять на самообразование.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) – вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала (в т.ч. в онлайн-форме) + закрепление в ходе практикоориентированной аудиторной работы». В настоящее время разработан целый ряд разновидностей «перевёрнутого обучения» (стандартное, дискуссионно-ориентированное, демонстрационно-ориентированное, «фальшивое», групповое, виртуальное, «перевёрнутый учитель» и т.д.), использование которых позволяет выстроить результативный процесс освоения различных типов образовательных программ и с различным контингентом обучающихся.
Какие нововведения ждут российские колледжи
О доплатах кураторам групп
— Задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с теми, что ложатся на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться.
О поступлении в колледжи
— В 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор «подрастет» еще на 50 тысяч. Примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на «короткие» программы и «добирают» себе новые компетенции.
Программы обучения «синхронизируют» с потребностями экономики
— Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.
Какие специальности исчезнут?
Сроки обучения сократят?
— Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.
При колледжах появятся малые предприятия, где студенты смогут зарабатывать
— Малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того, чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.
Как изменятся экзамены и дипломы
Что не так с общеобразовательной подготовкой в СПО и как это исправить?
Эксперты обсудили низкий уровень подготовки выпускников, опыт зарубежных стран и направления развития программ среднего специального образования.
На прошедшей в мае «Неделе образования» в секции «Современная повестка дня среднего профессионального образования в России» обсуждалась актуальная тема общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО.
Куратор секции Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, отметила три тенденции, важные для понимания существующих в этой сфере проблем:
Поэтому возникают серьёзные вопросы: как в этих условиях повысить качество общеобразовательной подготовки в СПО? В каком направлении следует двигаться? Как должны различаться общеобразовательные программы в техникумах/колледжах и школах?
Спикеры «Недели образования» рассмотрели эту проблему с разных сторон и поделились своими точками зрения.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Профессиональная ориентация образовательных программ
Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.
Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.
Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.
Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.
Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:
Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки.
Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.
Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.
Людмила Шаповалова,
канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области
Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы. В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%. Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.
Анализ зарубежных образовательных траекторий
В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.
Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).
В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.
Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.
Великобритания
Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.
После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.
В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.
Германия
В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.
В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.
Испания
В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.
После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.
Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.
Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.
Современные требования к компетенциям выпускников
Александр Кондаков, доктор педагогических наук и генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», в первую очередь отметил, что как руководителя IT-компании его не устраивает текущий уровень подготовки кадров — причём как в СПО, так и в высшем образовании. При этом, по словам спикера, ему совершенно не важно, сдал человек ЕГЭ или не сдал, есть ли у него диплом вуза или колледжа, — гораздо важнее то, что он умеет.
Когда мы говорим о компетенциях и навыках, личностных качествах работников, которые нужны сегодняшнему работодателю, это прежде всего навыки проектной, исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект и многое-многое другое, что сегодня мы называем функциональной грамотностью и закладываем в программу формирования и развития личности выпускника на уровне СПО.
Александр Кондаков,
д-р пед. наук, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО
Знания и умения выпускников, необходимые для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях, — это, по словам Кондакова, индикатор не только качества образования, но и инвестиционной привлекательности страны.
В отношении сокращения сроков обучения по программам СПО спикер допускает, что это не обязательно ухудшит общеобразовательную подготовку учащихся. По его мнению, получив базовые знания, умения и компетенции, выпускник сможет самостоятельно находить информацию, необходимую для решения конкретных задач, применять полученный опыт как в повседневной жизни, так и в проектно-исследовательской деятельности. Современность, как правило, ставит перед людьми задачи, находящиеся вне конкретных предметных областей, и в их решении вряд ли помогут фундаментальные знания сами по себе. Поэтому, считает Кондаков, крайне важно уметь адаптироваться в сложном и постоянно меняющемся мире, в том числе профессиональном. Поэтому натаскивание на конкретные задания, как в ОГЭ и ЕГЭ, очень неэффективно.
Таким образом, среди главных направлений развития общеобразовательных программ спикер выделяет четыре:
В заключение Кондаков отмечает, что если переориентировать образовательные программы с учётом особенностей развития экономики, современного общества и культуры, основывать их на проектной деятельности, то это может принести позитивные результаты.
Что будет дальше?
Дискуссия показала, что проблемы, с которыми столкнулась сфера СПО, очень глубокие и их решение требует системного подхода. Традиционные взгляды на общеобразовательную подготовку в техникумах и колледжах как на продолжение школьного обучения очевидно устарели.
Фокус на развитие личностных качеств учащихся, интеграция общеобразовательного модуля с профессиональным, переподготовка преподавателей СПО, внедрение новых образовательных методик и разработка актуальных учебных материалов — как рассказали эксперты, над всем этим уже ведётся работа. Принесут ли изменения положительный результат — покажет время.
Estrada Anton / Sebra / ESB Professional / Jure Divich / Shutterstock / Dana Moskvina Skillbox
«Зачем учить четыре года»: в России объявлена реформа колледжей
Их ждет серьезное сокращение программ и ускоренный выпуск
В ближайшее время российская система среднего профобразования изменится до неузнаваемости. Целью обучения в колледжах станет выпуск специалистов, а не всесторонне развитых личностей. А потому максимальные сроки обучения по большинству специальностей сократятся до двух лет; бюджетные места будут выделяться под диктовку местных рынков труда; а учебные программы станут суперсовременными и практико-ориентированными.
Фото: Алексей Меринов
Потихоньку вылезающая из ковидного кризиса экономика России как никогда нуждается в кадрах младшего и среднего звена. А их как не было, так и нет: гастарбайтеры и те разъехались по домам, и когда вернутся обратно, бог весть. Выход один — ускоренный выпуск из системы СПО, как это было с военными училищами времен войны. И нынешние власти такое решение приняли.
— Необходимо сокращать сроки обучения! Чтобы научить работе горничной, не нужны четыре года: научиться улыбаться можно за два месяца! — обозначила на слушаниях в Совете Федерации новый стратегический курс спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. — У нас нехватка трудовых ресурсов! Поэтому нужны новые короткие программы, надо открывать больше краткосрочных курсов по подготовке кадров, ввести ускоренную подготовку по рабочим профессиям!
Правительство, как оказалось, уже вовсю этим занимается:
— Мы обсуждаем сокращение сроков подготовки кадров в системе среднего профобразования примерно по 200 специальностям, — сообщила на тех же слушаниях вице-премьер Татьяна Голикова. — Но, конечно, не по медицинским направлениям! Кроме того, бизнес просит изменить содержание образования в сторону большей практико-ориентированности — например, за счет введения дуального обучения. И он готов поддержать такие новые программы!
Готовится к предстоящей реформе, как сообщил на недавнем заседании Совета законодателей в Госдуме глава Минпросвещения Сергей Кравцов, и его ведомство. Там не только уже прикинули, какие направления освободят от подготовки специалистов за два года (это будут здравоохранение, культура и военная техника), но и взялись менять программы колледжей с тем, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями регионов (пока, сетуют в министерстве, треть этих программ не имеет ничего общего с задачами местных экономик, но уже в следующем году этот вопрос будет решен).
Решить предполагается и другой важнейший вопрос: «Бюджетные места должны быть четко увязаны с потребностями местных рынков труда и давать твердую надежду на трудоустройство после окончания обучения! — заявила Матвиенко. — Ни один выпускник СПО не должен быть потерян для рынка труда!»
Итак, радикальное сокращение сроков обучения; максимально прикладной характер образовательных программ; ориентация на местных работодателей и реальные потребности рынка — вот главные стратегические направления реформ, которыми вот-вот двинется отечественная система СПО. А коснутся изменения очень многих, ибо уже «сейчас в СПО идут 65% выпускников школы, а к 2030 году, по нашим оценкам, будет 85%», — отметила Голикова. Однако не все так просто.
— Примерно с 2016 года поток девятиклассников, выбравших систему среднего профобразования, увеличился так сильно, что сейчас эта система перегружена. Многие семьи реально стремятся к более раннему выходу детей на рынок труда, и в том числе по финансовым соображениям. Так что реформировать систему СПО действительно надо. Но не будем забывать: там готовят два типа профессионалов — рабочие кадры и специалистов среднего звена, составляющих примерно пять шестых численности обучающихся. И тут потребуются серьезные решения, — заявила «МК» директор Центра непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
«Если вопрос, может ли мальчик или девочка в 15, а то и в 14 лет выбрать дело, которым будет заниматься всю жизнь, в принципе решаем, т.к. у них достаточно времени, чтобы выучиться за два года по одной специальности, попробовать себя в деле, а потом переучиться, то с готовностью работодателей взять на работу 16-летнего «специалиста» все сложнее, — предупреждает эксперт. — Да, скажем, в области медицины ускоренной подготовки не будет. Но можно ли взять несовершеннолетнего работника, скажем, в детский сад? Думаю, вряд ли. И аналогичных примеров можно привести много».
— Другой риск — создание тупиковых траекторий для самих учащихся колледжей. Пришел, скажем, в СПО выпускник 9-го класса. В школе он учился неважно. А тут ту же программу за 10–11-й классы ему придется пройти за год. Плюс предметы профподготовки. Потянет ли он это? А если такой выпускник позже захочет поступить в вуз? ЕГЭ-то он сдать, скорее всего, не сможет! Значит, придется возрождать что-то вроде школы рабочей молодежи советских времен? Короче говоря, есть целый клубок очень тонких проблем, которые надо прорабатывать одну за другой — и по гендерному признаку (юноша — девушка); и по возрастному; и по профессиям/специальностям, где все же надо сохранить четырехлетнее обучение; и т. д. и т. п., — предупреждает Клячко.