согласно учению ч дарвина формирование вида в природе происходит благодаря
Согласно учению ч дарвина формирование вида в природе происходит благодаря
Исходным материалом для естественного отбора служит
У особей в результате мутаций накапливаются изменения, которые вступают в борьбу за существование и нужные признаки отбираются естественным отбором.
Направляющий фактор эволюции
Направляющий фактор эволюции — естественный отбор.
1 и 4 – это ненаправленные факторы эволюции, все эти факторы могут привести к видообразованию.
Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора
При состязании побеждает более сильный самец, а значит он передаст более хорошие признаки будущему поколению, это половой отбор.
Половой отбор — это естественный отбор на успех в размножении. Выживание организмов является важным, но не единственным компонентом естественного отбора. Другим важным компонентом является привлекательность для особей противоположного пола. Дарвин назвал это явление половым отбором. «Эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собой или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола». Признаки, которые снижают жизнеспособность их носителей, могут возникать и распространяться, если преимущества, которые они дают в успехе размножения, значительно выше, чем их недостатки для выживания.
Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
Стабилизирующий отбор действует в одинаковых условиях среды, оставляя особей со средним значением признака.
В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
Опушенные листья меньше нагреваются солнцем, меньше испаряют воды, поэтому выживают в засушливых условиях. Признак сформировался под действием естественного отбора.
Естественный отбор — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов.
Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски
Эффективность естественного отбора понижается при
Чем меньше мутаций, тем меньше новых признаков, меньше материала для естественного отбора.
Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
Движущими силами эволюции по Дарвину является изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
Естественный отбор — процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям окружающей среды, и гибели в ходе эволюции менее приспособленных к ней организмов.
Искусственный отбор — избирательное допущение к размножению животных, растений или других организмов с целью выведения новых сортов и пород, обладающих желаемыми признаками.
Наследственная изменчивость — изменчивость (разнообразие признаков и свойств у особей и групп), обусловленная возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях.
Модификационная изменчивость — это эволюционно закрепленные реакции организма на изменения условий внешней среды при неизменном генотипе. Обычно способствует положительной адаптации организмов к условиям окружающей среды — улучшается реакция генотипа на окружающее и возникает перестройка фенотипа (например, увеличивается число эритроцитов у человека, поднявшегося в горы).
Таким образом, крупный клюв вьюрков закрепился в ходе естественного отбора.
Согласно учению ч дарвина формирование вида в природе происходит благодаря
Причина БЗС: организмов рождается гораздо больше, чем может выжить, поэтому для них всех не хватает пищи и территории.
Определение БЗС: это совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.
Формы БЗС:
Определение ЕО: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.
Формы ЕО:
Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям. При изменении условий приспособленность может стать бесполезной или даже вредной.
Тесты
1. Пример внутривидовой борьбы за существование
А) конкуренция между кротом и землеройкой из-за пищи
Б) уничтожение мышей лисицами
В) отношения между лосями и зубрами из-за корма
Г) отношения между волками из-за корма
2. Наиболее остро борьба за существование происходит между
А) особями одного вида
Б) особями одного рода
В) популяциями разных видов
Г) популяциями и абиотическими факторами
3. Пример внутривидовой борьбы за существование
А) соперничество самцов из-за самки
Б) борьба с засухой растений пустыни
В) сражение хищника с жертвой
Г) поедание птицами плодов и семян
4. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают
А) межвидовую
Б) внутривидовую
В) с неблагоприятными условиями среды
Г) с антропогенными факторами
5. Причины борьбы за существование
А) изменчивость особей популяции
Б) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
В) природные катаклизмы
Г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
6. Каково значение борьбы за существование в эволюции
А) сохранение особей преимущественно с полезными изменениями
Б) сохранение особей с любыми наследственными изменениями
В) создание материала для отбора
Г) обострение взаимоотношений между особями
7. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она
А) увеличивает разнообразие видов
Б) насыщает популяции мутациями
В) обостряет конкуренцию
Г) приводит к изоляции популяций одного вида
8. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной
А) естественного отбора
Б) дрейфа генов
В) формирования приспособленности
Г) борьбы за существование
9. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют
А) естественным отбором
Б) искусственным отбором
В) видообразованием
Г) борьбой за существование
10. Какую форму борьбы за существование считают наиболее напряженной?
А) с факторами неживой природы
Б) с вредителями сельского хозяйства
В) внутривидовую
Г) межвидовую
11. Причина борьбы за существование
А) изменчивость особей популяции
Б) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение особей
В) природные катаклизмы
Г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
12. Конкуренция между растениями пшеницы на поле за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления
А) идиоадаптации
Б) взаимопомощи
В) межвидовой борьбы
Г) внутривидовой борьбы
13. Ведущий фактор, определяющий направленность эволюционного процесса
А) борьба за существование
Б) внутривидовые взаимоотношения
В) наследственная изменчивость
Г) естественный отбор
14. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
А) мутаций
Б) внутривидовой борьбы
В) межвидовой борьбы
Г) естественного отбора
15. Исходным материалом для естественного отбора служит
А) борьба за существование
Б) мутационная изменчивость
В) изменение среды обитания организмов
Г) приспособленность организмов к среде обитания
16. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
А) освоения видом новых территорий
Б) прямого воздействия среды на организм
В) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
Г) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками
17. Направляющий фактор эволюции
А) дрейф генов
Б) видообразование
В) естественный отбор
Г) географическая изоляция
18. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о
А) дивергенции
Б) естественном отборе
В) дегенерации
Г) искусственном отборе
19. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
А) движущим
Б) методическим
В) стихийным
Г) стабилизирующим
20. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
А) соотносительной изменчивости
Б) модификационной изменчивости
В) естественного отбора
Г) искусственного отбора
21. Эффективность естественного отбора понижается при
А) усилении внутривидовой борьбы
Б) изменении нормы реакции
В) ослаблении мутационного процесса
Г) усилении мутационного процесса
22. Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
А) дрейфу генов
Б) мутационному процессу
В) экологической изоляции
Г) естественному отбору
23. Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
А) естественным отбором
Б) искусственным отбором
В) модификационной изменчивостью
Г) наследственной изменчивостью
24. Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину
А) естественный отбор
Б) изменчивость
В) приспособленность
Г) наследственность
25) Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
А) искусственным отбором
Б) борьбой за существование
В) естественным отбором
Г) видообразованием
26. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека
А) движущий
Б) стабилизирующий
В) массовый
Г) методический
27. Приспособительные изменения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений возникают вследствие
А) дрейфа генов
Б) движущей формы отбора
В) внутривидовой формы борьбы
Г) мутационного процесса
28. Исходным материалом для естественного отбора является
А) модификационная изменчивость
Б) наследственная изменчивость
В) борьба особей за условия выживания
Г) приспособленность популяций к среде обитания
29. Приспособление вида к среде обитания есть результат
А) заботы о потомстве
Б) упражнения органов
В) отбора случайных наследственных изменений
Г) высокой численности особей популяций
30) Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
А) высокой плодовитости
Б) модификационной изменчивости
В) сохранения мутаций естественным отбором
Г) искусственного отбора
Согласно учению ч дарвина формирование вида в природе происходит благодаря
Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
Исходным материалом для естественного отбора служит
Направляющий фактор эволюции
Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора
Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски
Эффективность естественного отбора понижается при
Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину
Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
Исходным материалом для естественного отбора является
Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом
Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют
Естественный отбор — это
Действие естественного отбора приводит к
Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы
Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего
Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы
Появление устойчивости к ядам у тараканов — это следствие
В результате естественного отбора возникает
Стабилизирующая форма естественного отбора
Движущая форма естественного отбора
Индустриальный меланизм у бабочек появился под давлением
Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
Действие естественного отбора в популяции растений приводит к
Естественный отбор, в отличие от искусственного,
Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует
Естественный отбор, в отличие от искусственного,
Результатом естественного отбора является
Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего,
Примером действия искусственного отбора является
На каком из графиков представлено схематическое изображение сути стабилизирующего естественного отбора?
На каком из графиков представлено схематическое изображение сути движущего естественного отбора?
Значение теории Ч. Дарвина заключается в том, что она впервые
1) объяснила механизмы возникновения жизни на Земле
2) доказала космическое происхождение жизни
3) выявила причины разнообразия и приспособленности организмов
4) опровергла идею самозарождения организмов
Итоговое тестирование по биологии(Эволюция,11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
11класс Итоговое тестирование по биологии : Эволюционное учение. (1 вариант)
1.Первая эволюционная теория принадлежит: 1)К.Линнею 2)Ж.Б. Ламарку 3) Ч.Дарвину
2.Бог выражает себя через естественнонаучные законы, которые могут быть изучены и познаны, так считал: 1)К.Линней 2)Ж.Б.Ламарк 3) Ч.Дарвин
3.Кто из ученых отнес Человека к классу млекопитающих и отряду приматов: 1)К.Линней 2)Ж.Б. Ламарк 3)Ч.Дарвин
4.К какому критерию вида относят область распространения северного оленя: 1) экологический 2)географический 3)морфологический
5.Виды-двойники малярийного комара отличаются друг от друга, главным образом, по критерию: 1) генетическому 2)морфологическому 3)экологическому
6.Наиболее остро борьба за существование происходит между: 1)особями одного рода 2)особями одного вида 3)популяциями разных видов
7.Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря:1) дрейфу генов 2)мутационному процессу 3) естественному отбору
9.В процессе микроэволюции образуются: 1)виды 2) классы 3)семейства
10.Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон: 1) биогенетический 2)расщепления 3)независимого наследования
11.Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня-это: 1) идиоадаптация 2)ароморфоз 3) общая дегенерация
12.Примером аналогичных органов могут служить: 1)крыло летучей мыши и крыло бабочки 2)рука человека и нога лошади 3)роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи
13.Примером ароморфоза может служить: 1)возникновение ползучего стебля у земляники 2)появление плода у покрытосеменных 3)появление изогнутого клюва у орла.
14.Причиной экологической изоляции может стать:1)разная окраска покровов 2)разделение ареала ледником 3)различный характер питания
15.Расширению ареала вида способствует:1)наличие в нем большого числа популяций 2)генетическое родство особей 3) отсутствие генетического родства особей
16. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора:1)организм 2)вид 3)популяция
17. Пример ароморфоза у млекопитающих: 1)теплокровность 2)гетеротрофное питание 3)аэробное дыхание
18. У человека к рудиментарным относят зубы: 1)резцы 2)малые коренные 3)мудрости
1 вариант Часть Б. 1. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.
1) сохранение темных бабочек в результате отбора
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
4) уничтожение светлых бабочек птицами
5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
2) вид Капустная белянка
3) отряд Чешуекрылые
4) тип Членистоногие
5) род Огородные белянки
6) семейство Белянки
3. Определите хронологическую последовательность появления научных теорий в области эволюционной биологии.
1) теория трансформизма
2) эволюционная теория Ламарка
3) эволюционное учение Дарвина
4) теория креационизма
5) синтетическая теория эволюции
4. Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
5. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
A) возникновение семени у растений
Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых
B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте
Г) утрата пищеварительной системы у цепней
Д) приспособленность растений к опылению ветром
Е) появление копыт у лошадей
3) общая дегенерация
11 класс Итоговое тестирование по биологии: Эволюционное учение (2 вариант)
1.Установил принцип соподчиненности систематических категорий:1) К. Линней 2) Ж.Б. Ламарк 3) Ч.Дарвин
3.Расшифровал и датировал геологическую историю Земли: 1)Р. Мальтус 2)Ч. Дарвин 3) Ч. Лайель
4.Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида: 1) географическому 2)физиологическому 3) морфологическому
5.Древесный образ жизни квакши обыкновенной соответствует критерию вида: 1) экологическому 2)географическому 3) физиологическому
6.Причина борьбы за существование: 1)изменчивость особей популяции 2) ограниченность ресурсов среды и интенсивность размножения 3)природные катаклизмы
7.Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют: 1)движущим 2) стабилизирующим 3) дизруптивным
8.Пример экологического видообразования: 1)сибирская и даурская лиственницы 2) заяц-беляк и заяц – русак 3)популяции севанской форели
9. Многообразие организмов на Земле – это: 1)результат эволюции 2)направление эволюции 3)причина эволюции
10.К палеонтологическим доказательствам эволюции относят: 1)наличие рудиментов и атавизмов 2) наличие окаменелостей переходных форм 3)сходство островной и материковой фауны
11. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример: 1) ароморфоза 2)рудимента 3) атавизма
12. Гомологичными считают органы: 1)сходные по происхождению 2) различные по происхождению 3)утратившие свои функции
13.Примером идиоадаптации может служить: 1) появление теплокровности у птиц и млекопитающих 2) появление семян у голосеменных 3) появление толстого слоя жира у животных Крайнего Севера
14.Конвергентными признаками являются: 1) клюв журавля и клюв цапли 2) форма тела акулы и дельфина 3) плавники щуки и плавники камбалы.
15.Основным критерием возникновения нового вида является: 1)географическая изоляция популяции 2)репродуктивная изоляциями между популяциями 3)экологическая изоляция популяций
16. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху — пример: 1)биологического прогресса 2) биологического регресса 3)идиоадаптации
17. Синтетическая теория эволюции считает единицей эволюции: 1)род 2)вид 3) популяцию
18. Укажите пример ароморфоза:1) видоизменённые листья верблюжьей колючки 2) обтекаемая форма тела рыб 3) млечные железы млекопитающих
2 вариант Часть Б. 1. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
2.Установите последовательность действия движущих сил эволюции.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
5) формирование приспособленности к среде обитания
4) вид Петунья гибридная
5) семейство Пасленовые
4. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался.
A) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
Тест по биологии на тему «Эволюционное учение Ч. Дарвина», 11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме « Эволюционное учение Ч. Дарвина ».
1. Основатель научной систематики:
а) Д. Рей; б) К. Линней; в) К. Линней; г) Ч. Дарвин.
2. Искусственные системы классификации организмов отражают:
а) степень родства различных видов; б) внешнее сходство различных видов; в) внутреннее сходство различных видов; г) внешнее и внутреннее сходство различных видов.
3. Согласно взглядам К. Линнея, виды организмов, существующие в природе, в основном возникли в результате:
а) Постепенного усложнения в ходе эволюции; б) прямого приспособления к изменяющимся условиям среды; в) акта Божественного творения и скрещивания между собой; г) скрещивания между собой и постоянного влияния условий среды.
4. Движущие силы эволюции, по Ж. Ламарку:
а) постепенное усложнение организмов в ходе градации; б) наследование благоприобретенных организмами признаков; в) стремление организмов к совершенствованию и влияние условий среды; г) упражнение и неупражнение органов организмами в ходе эволюции.
5. Согласно взглядам Ж.Б. Ламарка, развитие подводных, плавающих и воздушных листьев у стрелолиста – результат:
а) прямого приспособления к влиянию условий среды; б) упражнения органа под влиянием условий среды; в) изначальной целесообразности в строении органа; г) стремления организма к совершенствованию.
6. Главный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов…» впервые вышел в свет в:
7. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:
а) наследственность; б) изменчивость; в) естественный отбор; г) борьба за существование.
8. Согласно взглядам Ч. Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе:
а) несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов среды; б) ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор; в) отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды; г) постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.
9. Согласно взглядам Ч. Дарвина, сущность естественного отбора заключается в:
а) формировании приспособлений у отдельных особей к условиям среды; б) выживании в поколениях отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды; в) разнообразных формах борьбы за существование, происходящих между отдельными особями во внешней среде; г) появлении у отдельных особей, наиболее приспособленных к условиям среды, новых межвидовых признаков.
10. Согласно взглядам Ч. Дарвина, образование новых видов в природе происходит:
а) только от одного общего родоначального предка; б) только расчленением родоначальной формы на два и более дочерних вида; в) сближением родственных видов до слияния их в ходе скрещивания в один вид; г) от одного общего родоначального предка либо расчленением родоначальной формы на два или более дочерних вида.
11. Согласно современным представлениям об эволюции, не могут эволюционировать следующие объекты и признаки:
а) рыбы в аквариуме; б) бык в стаде коров; в) окраска популяции бабочек в окрестностях города;
г) бактерии, обитающие в кишечнике одного человека.
12. Элементарный материал для эволюции:
а) генофонд особей популяции; б) генотип отдельной особи в популяции; в) фенотип отдельной особи в популяции; г) генотипическая изменчивость особей популяции.
13. К генотипической изменчивости относят:
а) появление световых и теневых листьев у растений одного вида; б) появление темноокрашенных особей в популяции одного вида; в) различия в массе и размерах тела у животных одного вида; г) различия в высоте стебля и густоте листьев у растений одного вида.
Обобщение по теме « Эволюционное учение Ч. Дарвина».
1. Первое определение в науке понятию «вид» дал:
а) Д. Рей; б) К. Линней; в) К. Линней; г) Ч. Дарвин.
2. Естественные системы классификации организмов отражают:
а) степень родства различных видов; б) внешнее сходство различных видов; в) внутреннее сходство различных видов; г) внешнее и внутреннее сходство различных видов.
3 . Автор первого эволюционного учения:
а) К. Линней; б) Ч. Дарвин; в) Ж. Бюффон; г) Ж. Ламарк.
а) прямого приспособления к влиянию условий среды; б) упражнения органа под влиянием условий среды; в) изначальной целесообразности в строении органа; г) стремления организма к совершенствованию.
5. Согласно представлениям Ж. Ламарка об эволюции, появление полезных признаков у организмов – результат:
а) стремления организмов к совершенствованию; б) наследования признаков, приобретенных организмами в ходе эволюции; в) прямого приспособления к условиям среды, упражнения и неупражнения органов в ходе эволюции; г) постоянного влияния изменяющихся условий среды в ходе эволюции.
6. Движущие силы эволюции, по Дарвину:
а) изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; б) наследственность, борьба за существование, естественный отбор; в) изменение условий среды, наследственность, борьба за существование, естественный отбор; г) наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;
7. Согласно взглядам Ч. Дарвина, для эволюции не имеет значения изменчивость:
а) комбинативная; б) коррелятивная или соотносительная; в) определенная, или групповая;
г) неопределенная, или индивидуальная;
8. Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая, б) внутривидовая; в) межвидовая и внутривидовая; г) с условиями неорганической природы.
9. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к:
а) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей; б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей; в) возникновению приспособленности у организмов к условиям существования; г) изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.
10. Элементарная единица эволюции:
а) отдельный вид; б) совокупность видов, объединенных родством, в) отдельная популяция какого-либо вида; г) генотип отдельной особи какого-либо вида.
11. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:
а) свободное скрещивание особей друг с другом; б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом; в) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом; г) общая территория, занятая особями в природе.
12. Фенотипическая изменчивость особей в популяции обеспечивает в эволюции:
а) изменение генофонда всей популяции; б) изменение генотипов отдельных особей в популяции одного вида; в) выживание отдельных особей популяции и вида в целом; г) появление новых форм, из которых могут возникнуть новые виды.
13. К фенотипической изменчивости относят:
а) появление листьев-колючек у барбариса и кактуса; б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде; в) различия в размерах и форме листьев у растений разных видов; г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.