согласно учению будды гаутамы жизнь есть
Гаутама Будда
Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present
Т. С. Элиот «Четыре квартета»
Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.
История Будды Гаутамы
Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца — Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение — царствовать, — но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».
Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.
На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.
По некоторым источникам, Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным, он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.
Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.
Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.
Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед
Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.
Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.
В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.
День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды
По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», — день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.
Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.
Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.
Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.
Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.
Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.
Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.
Цветок Будды
Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.
Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.
В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, — это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.
Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.
Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени
Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.
Поза Будды
Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.
Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?
Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.
Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.
В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему
Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.
Сиддхартха Гаутама (Будда) как клинический случай депрессии
В этой статье я хочу осуществить реконструкцию жизни и опыта Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды, с ракурса развития депрессии, ее преодолении и формализации результатов собственного опыта в качестве систематического учения. Я рассмотрю основные аспекты учения буддизма в отношении избавления от депрессии, хронической тревоги, страха, сомнений, неуверенности в себе.
Я вовсе не хочу заявить о том, что буддизм сводится лишь к этим аспектам. Просто здесь я решил ограничиться только ими, отвечая исключительно на вопрос: «Как личный опыт Гаутамы Будды и выводы из этого опыта помогут каждому из нас справиться с депрессией и тревогой?»
Так как много статей на моем сайте посвящены депрессии, тогда как другие посвящены медитации, я думаю, данная статья отлично впишется в этот формат. А в силу того, что я сам имел опыт депрессии и опыт избавления от оной при помощи медитации, мне вдвойне интересна эта тема.
Многие, особенно на западе, считают, что буддизм – это философия, а не религия. На самом деле это и философия, и религия. В зависимости от традиции могут наблюдаться разные пропорции и того и другого. Хотя философский, нетеистический, выводимый из непосредственного опыта аспект буддисткой традиции занимает там очень важное место. Я посвящу эту статью в основном этому аспекту, оставляя за рамками вещи, которые либо не выводятся, либо выводятся из опыта с большим трудом, например, пантеон различных божеств, измерения реальности (миры голодных духов, асуров) и т.д. Можно было бы оставить также за рамками концепции кармы и реинкарнации, так как они тоже являются религиозными, вероятно, «внеэмпирическими» (по крайней мере для большинства из нас) концепциями. Но здесь я буду говорить о них. Потому что они, на мой взгляд, могут иметь очень практическое содержание.
Важно понимать, что я многое оставляю за скобками этой статьи, пытаясь в ней отразить только отдельный аспект учения Будды. Все, что я здесь напишу, является моим мнением и моей вольной интерпретацией.
Я не являюсь буддистом, также как не принадлежу к какой-нибудь другой религии, но, тем не менее, история и опыт Будды-Сиддхартхи являются для меня очень вдохновляющими, мотивирующими и любопытными вещами. И я бы хотел здесь провести небольшое их исследование. Начнем с анамнеза, то есть с биографии.
«Feast like a sultan I do
On treasures and flesh, never few.»
Конечно, Будда Шакьямуни – личность легендарная. Его биография как, пожалуй, жизнеописание любой крупной религиозной фигуры обросло гиперболами и символами. И я постараюсь взять из этой биографии то, что с наибольшей вероятностью может соответствовать задачам данной статьи. То, что с минимальной долей уверенности можно назвать фактами «реальными», а не мифологизированными.
Царевич Сидхартха Гаутама родился в семье кшатриев, индийского сословия воинов и правителей. Место его рождения – это территория современного Непала. По одному из преданий его отец, глава государства Шакьев, услышал пророчество, что его сын станет либо выдающимся правителем, либо великим святым. Отец, пожелав избавить сына от участи превратиться в религиозного деятеля, стал окружать отпрыска несметной роскошью, богатством и красотой, ограждая его от вида боли и страдания, которые в изобилии присутствовали как в древней Индии, так и в современной.
Как поет Тимати: «…золотой ребенок, в люксе жить привык с пеленок». Эти слова можно с легкостью отнести к раннему периоду жизни царевича Сиддхартхи.
У него было все, о чем только мог мечтать юноша. Родители подарили ему три прекрасных дворца, Сиддхартху окружала беззаботная и праздная жизнь, полная изысканных удовольствий. А будущее также виделось безоблачным: брак на девице знатного рода (который произошел, когда царевичу исполнилось 16), безмерное наследие и богатство, власть и слава. Юноша не знал ни горя, ни нужды. Не было недостатка в утонченных кушаньях, в красивых украшениях и в сладостной музыке, которым мог радоваться глаз и наслаждаться слух. А «заботливый» отец тщательно оберегал юношу от изучения религии и духовности, пророча ему славную судьбу правителя.
Но не только богатство и роскошь сопровождали жизнь молодого отпрыска рода Шакья. Гаутама также был очень талантливым и показывал небывалые способности в спорте, состязаниях, обучении. Он также демонстрировал поразительный талант к медитационному сосредоточению, погружаясь в медитацию, не зная ничего о ней в силу отсутствия духовного образования.
Но определило последовавшее за этим решение уйти из замка и посвятить жизнь духовным поискам, возможно, впечатление от четвертого «знака», который увидел Сиддхартха за стенами родного дома.
Чем же или кем была эта четвертая вещь? Прежде чем об этом рассказать, можно немного представить, какой раздор происходил у молодого кшатрия в душе. У него были богатство, семья, высокий общественный статус, радужные перспективы… Но не было чего? Не было счастья, удовлетворенности и гармонии в душе.
Все вещи, обладание которыми согласно общественным представлениям должно быть источниками небывалого счастья и внутреннего комфорта, не приносили никакой радости, казались бессмысленными. Вероятно, Гаутама подошел к тому рубежу, к которому и до и после него подходили и будут подходить очень многие люди.
Мне очень часто пишут комментарии из разряда: «Я молод, успешен, красив, у меня прекрасная семья, крепкое здоровье, но я абсолютно несчастлив!»
В таких вопросах просматривается какое-то недоумение, неприятное удивление и скрытое разочарование. «Почему те вещи, которые должны приносить счастье, его не приносят?»
Почти каждому человеку с детства говорят, что материальное богатство, престиж и влияние – это очень важные вещи. Нужно положить очень много усилий, чтобы их добиться, но когда ты их достигнешь это будет: «ВАУ! СУПЕР! Все будут завидовать, а ты обретешь источник неиссякаемого счастья».
Это убеждение подпитывается, с одной стороны, культурой, в которой мы растем. Рекламные ролики, фильмы, книги демонстрируют образ успешного человека, который достиг того, чего хочет и к чему должен стремиться каждый (хорошая престижная работа, деньги, удовлетворение желаний). С другой стороны, человеческие эмоции и ожидания также играют важную роль в формировании этого стремления. Когда мы покупаем новую машину, мы испытываем радость. Пускай она временная, но мы экстраполируем ее на все наше существование, обретая веру в то, что если у нас будет возможность постоянно покупать то, чего мы хотим и удовлетворять все свои желания, то мы будем счастливы всегда.
И вот именно это ожидание может породить горькое разочарование. Человек столько работал и трудился, старался быть первым в школе и институте, чтобы получить вожделенные блага, но они перестают дарить ему счастье!
Как такое возможно? И здесь возникает не только горечь, но и разочарование, обусловленное крушением идеалов и веры, а самое ужасное — это чувство безысходности! «Если это не приносит счастья, то его ничего не приносит».
(Здесь можно увидеть любопытную особенность. Часто агностики и атеисты насмехаются над верующими, говоря, что эти люди живут в иллюзии, стремятся к невидимому Богу, существования которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть, желают посмертной жизни, хотя никто не возвращался из-за чертогов смерти. И они могут противопоставлять этому человека, который живет «реальной» жизнью, стремится к материальным благам и приумножению богатства вместо того, чтобы думать о мифическом загробном царстве. Но разве такие люди живут не в иллюзии? Разве их ожидания о непрекращающемся счастье, начинающемся за чертогами богатства, можно назвать реальными? Многие светские люди окутаны большим количеством иллюзий, чем многие верующие.)
Так вот, с такой же безысходностью встретился и наш Сиддхартха. Ему было 29 лет, когда он столкнулся с симптомами уныния и депрессии. Но страдания его молодого сердца не вылились в непрекращающуюся безысходную грусть, потому что он увидел, что путь и спасение есть. И этот путь он узрел в «четвертом знаке», святом отшельнике, у которого не было и миллионной доли тех богатств, которыми владел принц, но зато весь его облик озаряли неиссякаемая гармония и согласие с миром и с собой.
После того, как Гаутама увидел это сияющие лицо, он решил покинуть замок и отправиться на поиски…
Можно было бы завершить эту главу красивой фразой: «И он отправился на поиски себя!» Но это не соответствует правде. Скорее, будущий Будда ушел из своего родового замка не чтобы найти себя, а чтобы наоборот, свое Я потерять или чтобы понять, чем это Я не является.
«Prayed like a martyr dusk to dawn.
Begged like a hooker all night long.
Tempted the devil with my song.
And got what I wanted all along.»
Большинство людей в наше время, когда сталкиваются с депрессией, не понимают, что настала пора менять себя и свой образ жизни. Вместо этого они хотят жить по-старому, только без депрессии. И на этом желании и построена вся индустрия психо-фармакологии. Врачи выписывают таблетки, принимая которые, люди могут вновь вернуться к своей нелюбимой работе, семье, в которой царит непонимание и раздор и заглушить свои внутренние конфликты действием препаратов. Современная психиатрия не заинтересована в том, чтобы вылечивать людей, ее задача – это вернуть к социальной жизни примерного члена общества.
Перед психиатрами не стоит проблема человеческого несчастья. Главная беда для них – это отрицательный экономический эффект депрессии, который, согласно официальной статистике, весьма существенный. Люди не выходят на работу, или их рабочая производительность и мотивация падает из-за хронического уныния.
А что произошло бы, если бы все, сталкиваясь с депрессией, стали бы отправляться «на поиски себя» и на этом пути обнаруживали то, что счастье состоит не только в непрерывной, изматывающей работе и поездкам по магазинам по выходным? Возможно, это могло бы плохо отразиться на экономике и ВВП. Мы бы увидели на полках супермаркетов меньше продуктов. «Страшная перспектива», не правда ли?
Поэтому и придуманы «таблетки от депрессии».
Антидепрессанты – это смазка для неисправного винтика. Он еще может чуть-чуть поработать на износ, но потом его все равно придется выкидывать.
Но во времена Будды не было врачей, которые при помощи волшебных снадобий помогли бы ему и дальше наслаждаться красивыми танцовщицами в своем роскошном замке. Пан или пропал. Или ты уходишь в леса искать причину своего страдания, вытравливая ее из себя кровью и потом, постом и дисциплиной, размышлением и медитацией. Или ты живешь в горе и унынии, спиваешься или кончаешь с собой.
Сиддхартха выбрал первый путь.
В те времена в Индии было множество странствующих учителей, гуру, йогинов. Они путешествовали по жарким пустыням, непроходимым джунглям, холодным и неприветливым горам индийского субконтинента, собирая учеников и последователей. К нескольким таким группам и примыкал в разное время царевич Гаутама, желая найти способ растворить свое страдание в своем поту и крови, посте и дисциплине, размышлении и медитации.
Под руководством аскетов будущий Будда достигал небывалых высот медитационного сосредоточения в силу своих выдающихся способностей. Он занимался убийством своей плоти, следовал суровым постам, истощив свой организм настолько, что один раз чуть не утонул от слабости, пока мылся в реке.
Но он понял, что все эти жестокие методы не приводят его ближе к истине и пониманию причин страдания, а только высасывают из него энергию и здоровье.
Избавление от депрессии
Тогда он сел под раскидистыми ветвями фикуса и, поклявшись себе в том, что не двинется с места, пока не достигнет просветления, погрузился в медитацию.
Согласно преданиям, он медитировал 49 дней, пока не пробудился, осознав причину страданий и способ их преодоления, получив представление о своих прошлых жизнях, законе кармы и реинкарнации.
Это значило также личное выздоровление, полное избавление от страданий и обретение непреходящего счастья и внутренней гармонии, не зависящих от внешних обстоятельств.
Другими словами, Сиддхартха получил не только мудрость, «инсайт» в природу вещей, но и обрел счастье, к которому так стремился. Впрочем, мудрость и знание неразрывно связаны с счастьем, и в каком-то отношении являются одним целым с ним. Тогда как страдание является следствием глубочайшего заблуждения.
Под раскидистыми ветвями фикуса 35-летний мужчина Сиддхартха Гаутама стал Буддой, что значит «пробужденный».
Так рассуждал Сиддхартха, но потом передумал, решив, что часть людей все же за ним последует и спасется от страданий этой жизни. И он стал, по словам одного из моих читателей, первым психотерапевтом. Человеком, который помогал людям избавиться от их непреходящей депрессии, сомнений и неуверенности, тревоги и страхов.
Будда путешествовал по Индии и к нему притягивались ученики, привлеченные учением, в котором отсутствует сословное неравенство, не провозглашается авторитет браминов и их монополия на духовное знание и даются четкие инструкции обретения счастья и гармонии. Каждый, согласно Будде, мог достичь его состояния, приблизившись к совершенству и истине.
В своем подходе к людям просветленный Сиддхартха отличался небывалой психологической гибкостью. Он не привязывался к аспектам собственного учения и к религиозной догме, а говорил людям то, что им нужно было услышать для того, чтобы стать более счастливыми и свободными от страдания. Поэтому его слова, сказанные разным людям, могут противоречить друг-другу. В учении нет истины, это только палец, указывающий на Луну, но сама Луна высоко в небе, а не в устах человека, даже если он просветленный!
Будда проповедовал свое учение 45 лет, пока не умер мирной смертью в возрасте 80 лет, окруженный своими учениками.
Впоследствии из его проповедей выросла одна из мировых религий, которая наиболее распространена в странах Азии. На территории России буддизм является религией регионов Тувы и Бурятии. В родной Индии, где родился и проповедовал Будда, буддизм не стал популярной религией, уступая не только Индуизму, но и Исламу, Христианству, Сикхизму. Буддисты составляют всего 0,8% от всего населения этой страны. Хотя в Гималаях есть прекрасные уголки, где все еще живет эта религия. Находясь в одном из них, я пишу эту статью.
Так что же такое открыл Будда, пока медитировал? Что является причиной страдания и как от него избавиться? Если это открытие было таким важным и революционным, то почему многие все еще страдают?
Ответить на последний вопрос не сложно. Начну с первой его части, с самого «открытия». Алан Уоллас в своей книге Minding Closely пишет, что во времена исторического Будды по Индии странствовало множество всеразличных йогинов и учителей. Многие из них имели своих последователей и свои учения. Также они могли обладать феноменальными способностями медитационного сосредоточения: вводить себя в глубокую медитацию и пребывать в ней длительное время без пищи и питья. В том факте, что Будда медитировал 49 дней, не было по меркам того времени большого достижения.
Его выделяло на фоне других учителей то, что он утверждал, что сидеть в позе лотоса под деревом, сохраняя неподвижную концентрацию на протяжении дней и ночей – это даже не полдела! Это только необходимая ступень к чему-то большему. При помощи неподвижной медитации мы развиваем важный навык отстранённой концентрации для того, чтобы проникнуть в суть вещей, познать страдание и преодолеть его!
Если мы приступим к этому без соответствующего навыка, то наши попытки будут походить на попытки слепого хирурга с трясущимися руками сделать сложную операцию!
Я пока здесь остановлюсь, но это важный вывод, который можно применить к избавлению от депрессии или тревожности. Для того, чтобы избавиться от этого, недостаточно просто сидеть и медитировать! Необходимо применять навыки концентрации и осознанности для того, чтобы увидеть, что стоит за этими недугами и убрать их причину!
Так почему люди все еще страдают?
Будда сделал серьезное открытие о причине страданий. Да, он не использовал точные приборы измерения, он просто наблюдал работу собственного сознания и делал выводы. Но все же лично я считаю продукт его средоточения открытием, не меньшим по масштабам, чем открытие атома или гравитации. И к выводам этого открытия только недавно стала приходить новейшая наука о сознании человека. Так почему же все пользуются тем, что открыли Коперник и Ньютон на практике? Даже без теории относительности Эйнштейна не обходится построение системы спутниковой навигации. А открытия Будды до сих пор не стали общеизвестными, общепринятыми.
Ответить на этот вопрос не сложно.
Кто из читающих эту статью слышит историю Гаутамы впервые? Я думаю, большинство. У части людей, если и есть какие-то представления об учении Будды, то они относятся к каким-нибудь стереотипам из разряда: «буддизм учит отказываться от всего и уходить в горы и медитировать», «буддисты уничтожают свою чувства», «буддисты медитируют на пустоту, погружая себя в ничто, их идеал — это смерть».
Другая причина, по которой так происходит, состоит в том, что действительно опыт Будды, выраженный в учении (мы должны понимать, что буддизм – это меньше свод догм, а больше выражение опыта конкретного человека – «религия чистого опыта» по классификации религиоведа Е. А. Торчинова) является контр интуитивным и в чем-то парадоксальным. Вместо того, чтобы искать новые способы услады своих чувств и находить иные пути бегства от неудовольствия, Сиддхартха встретился со своим страданием, стал изучать, познавать его!
Согласитесь, это меньшее, что хочется делать человеку, который страдает, в частности, находится в депрессии. Он хочет, чтобы боль прошла как можно скорее, вместо того, чтобы наблюдать и изучать как ее саму, так и то, из чего она образуется. И в этом, как бы это не звучало парадоксально, и лежит одна из причин человеческого страдания.
И третья, самая главная причина непопулярности методов Будды лежит в том, что они подразумевают регулярную и упорную практику. Недостаточно просто принять на веру какие-то догмы, поверить в некую божественную концепцию, полностью опираясь на священные тексты. Для обретения хотя бы части состояния Будды требуется практика, практика и еще раз практика, подкрепленная самостоятельными исследованиями собственного ума, ценный продукт которых можно получить только из самостоятельного опыта, а не из чтения священных текстов.
Учение о преодолении страдания
Рассматривать учение Будды как систему преодоления страдания вообще и депрессии в частности не будет таким уж большим преувеличением. Будда говорил: «Я учил одной и только одной вещи, это страданию и преодолению страдания».
Во время своей 49-дневной медитации Будда проник своим умом в сущность страдания и осознал, как можно его преодолеть. Многие люди, особенно люди с Запада, услышав эту историю, могут подумать, что Сиддхартха, впав под деревом в глубокий транс, испытал на себе силу какого-то божественного откровения, постиг какую-то высшую, запредельную истину, полностью трансцендентную этому бренному существованию.
Но это не совсем так. Благодаря тому, что Гаутама обладал исключительными навыками концентрации уже с детства, имея явный талант к медитации, вдобавок он существенно усилил эти навыки, когда учился у йогов и святых, он мог вводить себя в состояние такого чистого, ясного, свободного от эмоций и пристрастий восприятия, что при помощи него, имел способность постигать истинную природу вещей. Нет, никто вроде не говорит, что он мысленно заглядывал в другие галактики или видел строение атома. Объектом его сосредоточения был его собственный ум, его собственная внутренняя реальность и его собственное страдание.
И это опять же может вызывать недоумение и непонимание у западного человека. Мы привыкли, что предметом научных исследований в основном является мир вокруг нас: атомы, электроны, электромагнитное взаимодействие, планеты, гравитация, что составляет так называемую «объективную реальность».
А, то, что происходит внутри нашего сознания, для науки не является таким же «реальным». Мысли, эмоции, страхи, сомнения – все это продукты «субъективной реальности» или просто результат взаимодействия физических сил, которые стоят за ними. Я говорю, например, об электрических импульсах внутри нейронной сети, которые, согласно современной науке, являются физическим субстратом наших мыслей, более достойным исследованиям, чем сами мысли.
Исследуя сознание человека, наука очень часто изучает его как бы «извне», измеряя увеличение или уменьшение активности в тех или иных областях человеческого мозга, выброс гормонов и нейромедиаторов. Результатом такого подхода в психиатрии стало применение антидепрессантов, действие которых нацелено на изменение биохимии мозга, а не на работу с конкретными феноменами сознания (переживания, мысли, эмоции, обиды, комплексы).
Эффективность такого подхода я считаю не очень высокой, особенно, когда антидепрессанты используются как единственный вид «лечения» без применения терапии. Я могу сказать, что современная наука знает очень мало о сознании человека и о том, как сделать это сознание счастливым сознанием. Подтверждением тому, опять же, может быть количество прописываемых людям антидепрессантов. Мы не знаем, что делать с человеческим душевным страданием, так давайте его пока заглушим, подавим и замаскируем, как мы зачищаем скопившуюся в квартире грязь под диван.
Отражение всех этих тенденций мы можем увидеть в культуре, которая нас окружает. Чему нас только не учат в школе и в институте, какие науки мы только ни изучаем! Но нас не учат самому главному: как избавиться от того, из-за чего мы страдаем, гнева, сомнений и зависти? Как очистить свой ум от пристрастий и мгновенных эмоций, чтобы увидеть реальность, такой, какая она есть? Как обрести спокойствие, концентрацию и ясность, чтобы разобраться в своих внутренних проблемах, как это сделал Сиддхартха и стать счастливым человеком?
Западная наука давно стала исследовать внешний мир. Физика образовалась много лет назад, тогда как наука о человеке, психология появилась сравнительно недавно.
Почему так важно исследовать собственный ум?
Это нужно делать не только для того, чтобы преодолеть собственное страдание. Но и потому, что наш ум – это все, что у нас есть. Это единственный посредник, медиум между нами и внешней реальностью. Мы не можем воспринимать ее как-то по-другому, кроме как через наш ум. И западные исследователи посвящали себя в основном исследованию воспринимаемого, а не того, что воспринимает и обуславливает само восприятие. Изучив особенности собственного ума, мы также лучше поймем окружающую действительность, потому что она содержит отпечаток нашего собственного сознания, как неотделимого от процесса познания органа восприятия.
И этот опыт не был каким-то абстрактным и глубоко трансцендентным существующей реальности. Его может обрести каждый. Любой человек может достичь состояния Будды и проверить, прав был Сиддхартха в своих выводах или нет. В своих проповедях бывший принц настаивал на том, чтобы люди не принимали его слова за истину в слепой вере. Чтобы они проявляли здоровое сомнение в его словах и стремились самостоятельно проверить их истинность на практике. Если они ложны, то открытия Будды просто не раскроются перед людьми в пространстве их собственного опыта и не приведут к избавлению от страдания. А если они истинны, то они сработают и помогут решить поставленную проблему, проблему человеческого страдания.
Будда не отрицал необходимость веры. Любые попытки исследовать реальность как вокруг нас, так и внутри требуют определенную долю личной убежденности в результате, а именно веры. Изобретению микроскопа предшествовала вера в то, что на микроуровне реальность может выглядеть по-другому, чем это нам показывает наш глаз, который видит предметы цельными и твердыми без пустот внутри.
Будда заглянул в пространство своего ума и рассказал людям, что он там обнаружил. Но он предложил каждому вооружиться собственным микроскопом и посмотреть, что там происходит, сохраняя при этом минимальную часть веры для того, чтобы поддерживать свой исследовательский интерес и не сбиться с пути. Опираясь на чужой, готовый опыт, но не следуя ему слепо, получить опыт свой! То, что истинно, то есть. То что ложно, того нет! Вот и вся наука!
Что же за открытия совершил Будда? Как они могут помочь нам избавиться от депрессии? Об этом читайте в следующей части статьи.
(автор Николай Перов, опубликовано на личном сайте)