софийский собор в великом новгороде фото
Софийский Собор в Великом Новгороде: про древние графити и старинные ворота
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великий новгород софийский собор фото
На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны
Голубь на крыше собора
На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.
Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.
В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.
В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.
Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было
Граффити на стенах
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Магдебургские врата
Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.
В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.
Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.
Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.
Фрески, которым 900 лет
Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).
Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось
От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.
Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.
Чудотворные Иконы
В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.
Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.
Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».
икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»
Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.
Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.
София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.
Мощи святых
По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.
В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.
Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.
Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.
В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.
С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
Интересные факты о храме
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.
Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.
Когда лучше приходить и когда в храм не попасть
График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
Софийский собор — святыня Великого Новгорода
Неправда ли — невероятная судьба у Софийского собора, словно кто-то свыше защищал этот первый на Руси образец пятинефного крестово-купольного собора всю эту бесконечную вереницу веков, десятилетий, лет. А теперь я, крошечная такая, стою благоговейно, едва дыша, перед величественным древним сооружением, которому скоро исполнится ТЫСЯЧА лет! Даже сосредоточенно вдумавшись, я и тогда и сейчас не могу до конца осознать всю полноту этой цифры, ее грандиозность, ее мощь и власть над временем. Как завороженная я снова и снова возвращалась к этой новгородской святыне, притягивающей меня словно магнит.
Невозможно представить, как 40-метровый, пока что единственный на Руси каменный храм, окруженный первыми дубовыми стенами Новгородского Кремля и их деревянными домами, воздействовал на жителей города в те далекие времена!
Молодому Новгороду, расположившемуся на берегу реки Волхов, уже ставшей частью оживленного торгового маршрута, был необходим новый собор.
На территории детинца уже была 13-главая деревянная церковь, но масштабы ее не были достойны Новгорода — так размышлял князь Ярослав Мудрый, находясь в своих киевских владениях. И вот, в 1046 году он и его жена — княгиня Ирина (Инигерда) собрались в дальнюю дорогу — им предстояло присутствовать на закладке нового каменного храма. То, что не сможет реализовать князь Ярослав, сделает его сын — Владимир Ярославович, правитель Новгорода.
Для строительства собора были приглашены самые лучшие мастера и зодчие из Киева и Византии. Возведение собора шло довольно быстро, а в 1049 году еще и деревянная церковь сгорела.
Предположительно в 1050–52 годах епископ Лука освятил новый пятинефный, трехапсидный, десятистолпный Софийский собор.
Посвящение собора святой Софии не случайно, это фактически посвящение Богу, которое обращается к храму премудрости, построенному царем Соломоном и Софии Константинопольской.
Изначально каменная кладка стен стены храма не была побелена, да и стены внутри тоже были открыты и лишь через сто лет, в 1151 году храм был побелен.
Собор был построен с пятью главами, по своей форме напоминающими древнерусские шлемы, шестая глава была пристроена гораздо позже.
За почти тысячелетие каменный Софийский собор углубился в землю на два метра. Его высота от уровня древнего пола и до вершины креста центральной главы — 38 метров. Стены храма, сложенные из известняка разных оттенков, имеют толщину 1,2 метра. Поверхность известняковых камней подтесана лишь на той стороне, которая выходит наружу, а между собой камни скреплялись известковым раствором с примесью толченого кирпича. Своды, арочные проемы внутри собора выложены из кирпича.
Росписи внутренних стен Софийского собора проводились в первой половине 12 века.
В 1136 году Софийский собор перестал быть княжеским храмом, с того времени и на протяжении нескольких веков он был главным храмом молодой Новгородской Республики.
Святая София для новгородцев имела осязаемый символ — Софийский собор, а их боевым кличем было: «Умрем за Святую Софию!».
На новгородских монетах того времени изображались не князья, а Святая София, ангел, представляющий собой мудрость.
Собор Святой Софии был не только духовным центром Господина Великого Новгорода и использовался не только для богослужений.
Собор был местом, где проходили торжественные церемонии и всевозможные государственные акты, устраивались приемы иностранных гостей. Под переливный звон колоколов Святой Софии на площади перед собором устраивались проводы воинов и встречи победителей. На площади перед собором собиралось народное вече, на котором решались все государственные вопросы.
Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию. После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление. Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».
А еще храм был своего рода хранилищем всего исторически ценного для новгородцев: здесь разместили архив древнего Новгорода, библиотеку, образцы мер и весов.
Собор Святой Софии имел патрональное значение для Новгорода и всей его земли, в нем хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству после смерти удостаивались такой чести, сложившие головы в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.
Невозможно переоценить значение Софийского собора для Новгорода, оно было столь велико, что новгородский летописец утверждал: «Где Святая София, тут и Новгород!»
На протяжении всей своей почти тысячелетней истории Софийский собор не перестраивался, до нас он дошел в неизменном виде.
Конечно же стены и купола собора задевали пожары и войны, но стены вновь покрывались штукатуркой, купола — свинцом и София вновь радовала жителей Новгорода своим величием.
В 15 веке при архиепископе Иване Калите главный купол собора был позолочен.
На западном портале Софийского собора находятся двери в храм, на протяжении веков служившие торжественным входом — это Магдебурские врата. Великолепная жемчужина храма — врата, покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, искусно изготовленными западноевропейскими мастерами.
Существует версия, что врата изготовлены в 1153 году в Магдебурге и стали военным трофеем новгородцев, в 1187 году совершавших поход в столицу Швеции Сигтуну. В 17 веке во время оккупации Новгорода шведами, шведский король отдал распоряжение главнокомандующему войсками вернуть Магдебурские врата на их родину. Но приказание было проигнорировано и парадные ворота Софийского собора остались на своем месте.
И вот настал век глобальных перемен, век, когда всем храмовым сооружениям России выпала сложная и порой жестокая судьба. В 1922-м году в процессе кампании по изъятию нажитых веками церковных ценностей, часть из них была из Софийского собора конфискована. В 1929 году собор был закрыт и в нем новые власти открыли антирелигиозный музей, в котором была выставлена экспозиция церковных сокровищ.
Во время немецкой оккупации в Новгороде разместился инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», а Софийский собор был значительно поврежден и разграблен. При отступлении испанцы сняли крест с главного купола собора и вывезли его в Испанию как военный трофей.
После войны Софийский собор очень быстро восстановили, и он стал отделом Новгородского музея — заповедника. В 1991 году собор был передан русской православной церкви.
В 2002 году новгородскому архиепископу каким-то образом стало известно, что святыня Софийского собора — крест, находится в Мадриде, в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Начались переговоры с испанским королем, в результате которых в 2004 году крест вернулся на свое исконное место- на купол Святой Софии.
Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг- Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056–1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Специально для ее хранения был построен уникальный Знаменский собор, о котором я расскажу позже.
Софийский собор был изображен на купюре номинации 5 рублей образца 1997 года.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами…
Монета мудрости
София, Премудрость Божья, есть одно из имен Христа. Однако во всех известных случаях присяги новгородцы целуют икону Богородицы. Это заставляет думать, во-первых, что в Средние века не существовало известного иконографического типа св. Софии в виде огненного ангела, а, во-вторых, что в Новгороде возобладало богородничное или женственное понимание Софии.
Интересно, что на новгородских монетах изображался не князь, а София (ангел, представляющий собой мудрость). На них стоит надпись „Великого Новгорода“, тогда как на монетах русских княжеств всегда стояли имена князей.
Под защитой Премудрости
Святая София имела у новгородцев осязаемый символ — Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!»
Новгород был республикой — Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.
Ярослав Мудрый
Софийский собор заложил Ярослав Мудрый. В 1046 году в Новгороде чуть севернее сгоревшей ранее 13-главной деревянной церкви. В это время город управлялся его сыном, Владимиром Ярославичем.
Ярослав Мудрый на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Стройка шла довольно быстро, и епископ Лука освятил собор уже в 1050-1052 годах. Сначала храм решено было не белить, и оставить кладку открытой. Стены внутри также остались открытыми. Полностью храм стал белым только через сто лет, в 1151 году.
Высокая честь
Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных церемонии, здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов.
Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Церковь Святой Софии имела патрональное значение для Новгорода и всей его земли.
Там хоронили владык, иногда князей и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили голову в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме Святой Софии считалось самою высокою честью.
Жребий брошен
Новгородского архиепископа избирали на вече. Имена кандидатов писали на жребиях, которые клали на престол собора Святой Софии. Служили литургию.
После окончания богослужения тянули жребий, который и определял имя нового владыки. Новгородцы считали, что именно таким образом лучше всего совершается божественное волеизъявление.
Они говорили: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».
Святая защита
В 1170 году Новгород был осажден суздальцами во главе с Андреем Боголюбским. Во время очередного штурма одна из стрел попала в икону Знамения. Из нее как из живой, потекли слезы, и Богородица повернула свой лик к новгородцам.
В 1570 году Иван Грозный силой захватил Новгород и отдал его на разграбление опричникам. По легенде, когда голубь увидел с высоты храма жуткое побоище, он окаменел от ужаса.
Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.
Странствия Креста
Во время немецкой оккупации в Новгороде был расквартирован инженерный корпус испанской «Голубой дивизии”. При отступлении крест с купола Софийского собора вывезли в Испанию как трофей.
Софийский собор в 1944г.
В 2002 году новгородскому архиепископу стало известно, что святыня находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. В результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста. И в 2004 году крест Софии вернулся в Великий Новгород.