софийский собор в полоцке 11 век
Собор святой Софии в Полоцке — рассмотрим по полочкам
Величественная достопримечательность Беларуси – Софийский собор в Полоцке. Он был воздвигнут в 11 веке, претерпел ряд пожаров, разрушений, изменений, реконструкций, но по-прежнему служит людям – как архитектурная, историко-культурная ценность и как культовое сооружение.
Оригинальная постройка
Макет первоначального облика Софийского собора
После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
Краткое описание
В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.
Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта
Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.
С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.
Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина
В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.
В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.
Вид на фасад собора
Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.
Фрагмент фасада собора
История
Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.
Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.
Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.
Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.
Туристы чаще всего приезжают в Полоцк из Витебска. Если вы планируете осмотреть все достопримечательности этих городов, рекомендуем остановиться на несколько дней в любой из гостиниц Витебска.
Рядом есть агроусадьбы!
Посмотрите все варианты размещения в нашем каталоге агроусадеб, коттеджей и баз отдыха. Природа, гостеприимство и национальная кухня!
Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора
Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.
Главный вход в собор
Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.
Между двух конфессий
Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.
Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.
Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.
Софийский собор сегодня
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.
Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:
Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).
Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).
Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке
Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.
Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.
Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).
Современное состояние
После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.
В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).
Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.
В Софии Полоцкой выявлены надписи XI века. В фундаменте на большом плоском камне процарапаны имена людей, которые строили собор: «Довыдь, Тоума, Микуола», а также «Петьрь, Воришь».
Достопримечательности вблизи Софийского собора
Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.
В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:
В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:
Концертный зал и музей
Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.
Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.
Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.
Музей истории архитектуры Софийского собора
Собор был построен в середине XI в. по инициативе князя Всеслава Брячиславича и освящён во имя Святой Софии. Слово «софия» в переводе с греческого означает «мудрость». Софийский собор — храм во имя Премудрости Божией.
Возводя у себя в столице Софийский собор, князь Всеслав придерживался политических целей — заявлял о силе и независимости Полоцкой земли, могуществе княжеской власти. Собор стал духовным, политическим и административным центром Полоцкого княжества. В соборе проводились церемонии посажения князя на престол, принимали важных гостей, послов, подписывали мирные договоры.
Софийский собор был важным культурным центром. Здесь велось летописание, переводились и переписывались книги. Известно, что в Полоцкой Софии за первые несколько веков её существования была собрана уникальная, древнейшая на белорусских землях библиотека рукописных книг.
Собор XI в. представлял собой крестово-купольную постройку в византийском стиле, имел в объёме форму куба с ребром 26,4 метра. По христианским канонам храм был ориентирован главным алтарём на восток. Венчали собор 7 шлемовидных куполов.
До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно изменённом виде, так как на протяжении своей многовековой истории неоднократно подвергался разрушениям, пожарам и перестройкам, принадлежал христианам православной и униатской конфессий.
На рубеже XV—XVI вв. собор был перестроен в храм оборонительного типа. В 1705 г. во время Северной войны Софийский собор был закрыт, а в 1710 г. сильно пострадал от взрыва порохового склада, который в нём располагался. Последняя перестройка собора, в стиле виленского барокко, осуществлённая под руководством Яна Криштофа Глаубица, относится к середине XVIII в. Все уцелевшие фрагменты древнего храма были гармонично включены в структуру нового.
Богослужения в Софийском соборе проходили до начала 20-х годов XX в. Затем храм использовали как зернохранилище, книжный склад, архив.
В 70-е годы XX в. в соборе проводились научно-реставрационные работы и архитектурно-археологические исследования. Реставрацию осуществляли Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Министерства культуры БССР. Автором проекта реставрации Софийского собора стал известный белорусский архитектор Валерий Григорьевич Слюнченко (1945—1992).
Первоначальный вид Софийского собора нам известен благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, которые проводила экспедиция Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) Государственного университета под руководством кандидата искусствоведения Валентина Александровича Булкина (1937—2016).
В 1987 г. была открыта экспозиция Музея истории архитектуры Софийского собора. В экспозиции можно увидеть фрагменты кладки XI в., практически полностью сохранившийся древний фундамент, фрагменты фресковой росписи конца XI в. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры самой древней каменной постройки на территории Беларуси, о многочисленных перестройках и последней реставрации памятника.
Помимо основной экспозиции, в музее представлена «Выставка деревянной культовой скульптуры XVIII—XIX вв.», а также проходят сменные выставки из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Софийский собор в настоящее время — головной музей Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Это бренд города Полоцка, его визитная карточка. Более 100 тысяч посетителей из разных стран мира музей принимает ежегодно. Софийский собор вошёл в современную жизнь как центр культуры, искусства, воплощение творчества, вдохновения и красоты. Он напоминает нам о прошлом, связывая его с настоящим, утверждая вечные человеческие ценности.
Собор внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и охраняется государством.
В 1983 г. в Софийском соборе был открыт концертный зал камерной музыки, а в 1985 г. установлен орган, изготовленный чешской фирмой «Rieger Kloss».
Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 200 концертов. Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки и Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» пользуются большой популярностью у слушателей. Традиционно каждое воскресенье в Софийском соборе проходит концерт органной музыки в исполнении солистки концертного зала, лауреата международного конкурса, заслуженной артистки Республики Беларусь Ксении Погорелой.
Концертный зал с его уникальной акустикой органично сочетается с экспозицией Музея истории архитектуры Софийского собора.
Хранителем экспозиции музея является старший научный сотрудник отдела фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Калбеко Л.Г.
Софийский собор (Полоцк)
Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии. Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.
После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11 веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.
По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».
11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии[4].
В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.
После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.
В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.
Современное состояние [ править ]
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.
В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).
Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.
Описание [ править ]
После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: улица Замковая 1, Полоцк, Беларусь
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.