софийский собор питер фото
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР В ПУШКИНЕ
Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2002 год. Фото Анны Рымаревой с сайта Соборы.Ru |
Софийский собор в честь Вознесения Господня, лейб гвардии Гусарского Его Величества полка в Царском селе (Пушкинское благочиние Санкт-Петербургской епархии)
С основанием в январе 1779 года уездного города София (ныне часть города Пушкина в составе Санкт-Петербурга) императрица Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах.
В 1780 году архитектор Чарлз Камерон разработал проект Софийского собора на центральной площади Софии, и одновременно была изготовлена его деревянная модель. По настоянию Юрия Матвеевича Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено».
В 1782 году Камерон разработал второй проект Софийского собора, который и построили в последствии.
Трехпрестольный храм строился в течении шести лет архитектором Иваном Егоровичем Старовым по переработанному проекту Чарлза Камерона.
Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе |
20 мая 1788 года был освящён главный престол собора во имя Вознесения Господня митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.
В 1788 году Софийский собор по распоряжению Екатерины II был сделан капитульной церковью вновь учрежденного ордена святого равноапостольного князя Владимира.
В 1804 году был устроен и 6 ноября этого же года освящён левый придел Софийского собора, во имя святой великомученицы Екатерины.
В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.
В 1900 году на заводе Усачёва в Валдае для собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 тонны). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.
Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2003 год. Фото Александра Разумова с сайта Соборы.Ru |
В 1903-1904 годах к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.
В 1905 году, после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переосвящён во имя святой великомученицы Екатерины.
После революции в 1917 году Софийский собор стал приходским.
6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного районного исполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано 10 октября 1934 года. Находившиеся в храме картины были переданы в Русский музей, откуда, кaк выяснилось, исчезли без следa.
Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.
Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантский костёр, где утилизировались отходы производства.
Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.
Лишь в 1988 году образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, митрополит Ленингрaдский и Новгородский Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора.
13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.
Восстановление собора было начато с его колокольни. 5 августа 1990 года был отслужен молебен в честь святого Серафима Саровского по случаю начала реставрации колокольни. В апреле 1991 года реставрация колокольни была завершена.
В 1992 году к Софийскому собору была приписана церковь мученика Иулиана Тарсийского.
20 марта 1995 года указом президента Российской Федерации Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.
В 1998 году завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена, как память о прошлом собора. В этом же году были отлиты базы для гранитных колонн собора. Большая работа была проведена силами Балтийской строительной компании.
В мае 1998 года «Вятскими кустарными мастерскими» были изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось.
20 декабря 1998 года была включена архитектурная подсветка Софийского собора и колокольни.
20 мая 1999 года главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.
Архитектура
Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны. Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями. Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Колонны Софийского собора указывают на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма святой Софии в Константинополе.
Софийский собор
Фото и описание
Софийский собор – традиционное наименование Вознесенского собора в бывшем городе София (часть современного города Пушкин). Является объектом культурного наследия России.
В 1780 году императрица Екатерина II недалеко от Царского Села основала город София, который на короткое время стал уездным городом Санкт-Петербургской губернии. Город нуждался в храме и летом 1782 года состоялась закладка Софийского храма. Автор проекта – архитектор Ч. Камерон. Впоследствии к работе присоединился архитектор И.Е. Старов. В 1788 году состоялось освящение собора. Его настоятелем стал протоиерей А.А. Самборский. Главный придел был освящен в честь Софии, Премудрости Божией, 2 других – в честь святых Константина и Елены и святого князя Александра Невского.
Архитектурный облик собора удачно сочетает в себе пропорции и формы классицизма, с традициями русских канонов. Собор является архитектурным памятником строгого классицизма. В плане – квадрат, увенчан пятью куполами на низких цилиндрических барабанах. Фасады украшают портики дорического ордера. Монументальные 4-ехколонные портики, перекрытые фронтонами, придают собору торжественный облик. Центральный купол в храме устроен весьма необычно. Внутри него находится второй купол, меньший по размеру, напоминающий купол константинопольского Софийского собора. Этот купол и поддерживает второй барабан.
Интерьер здания также отличается торжественностью. В его архитектурном облике доминируют пропорции ионического ордера. Своды держатся на четырех массивных пилонах с пилястрами из цельного гранита красного тона, к которым примыкают 8 колонн из полированного гранита. Капители и базы колонн покрыты позолотой. Стены храма прежде были декорированы незамысловатым орнаментом, оконные проемы были окружены позолоченными орнаментальными тягами.
Информация о первых иконостасах отсутствует. В 1849-1850 годах здесь были установлены новые иконостасы. Проект для иконостаса центрального придела создал И.Д. Черник, а для боковых приделов – П. Егоров. Сейчас в соборе находятся копии дореволюционных иконостасов.
Собор задумывался как центр, архитектурная доминанта городка София, позже соединившегося с Царским Селом. Под сводами прекрасного храма молились Лермонтов и Пушкин, Кутузов и Суворов, выдающиеся ученые, художники, композиторы, здесь побывали почти все известные иноземцы, побывавшие в России.
В 1903-1905 годах в окружавшем собор саду была возведена двухъярусная колокольня по плану В.А. Покровского и Л.Н. Бенуа с маленькой церковью во имя Преподобного Серафима Саровского в нижнем ярусе колокольни.
В 1934 году храм был закрыт, его роскошное внутреннее убранство разграблено, разбито и уничтожено. Великая Отечественная война и последующие десятилетия запустения привели к полной утрате великолепнейших соборных интерьеров. В 1988 году полуразрушенное здание храма было возвращено верующим. Его настоятелем был назначен протоиерей Геннадий Зверев. В июне 1989 года, в праздничный день Вознесения Господня среди почерневших стен под осыпающимися сводами им была совершена I литургия.
Реконструкция собора была начата с ремонта колокольни, которую удалось восстановить к середине весны 1991 года. Параллельно восстанавливался и собор. В мае 1999 года состоялась торжественная церемония освящения храма.
Софийский Вознесенский собор (Пушкин)
Софийский Вознесенский собор построен в 1782-1788 годах, памятник архитектуры федерального значения. Храм на Софийской площади Пушкина относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, является центром Царскосельского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
С основанием в январе 1779 года уездного города София Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах. По замыслу времён «греческого проекта», храм должен был напоминать Софийский собор в Константинополе. Но экономические трудности не позволили воплотить его.
30 июля (10 августа) 1782 года в софийской деревянной церкви святых Константина и Елены в присутствии императорской фамилии была отслужена литургия по случаю закладки Софийского собора. Проектными и строительными работами руководил шотландский архитектор Ч. Камерон. Совместно с ним работал И. Е. Старов. Освящение храма состоялось 20 (31) мая 1788 года в присутствии Екатерины II, наследника и придворных. Богослужение возглавил Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Настоятелем нового собора был назначен духовник Александра и Константина Павловичей протоиерей А. А. Самборский.
С самого освящения и до 1845 года собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Владимира.
9 (22) сентября 1817 года «состоящий в городе Софии собор» был передан расквартированному с 1815 года поблизости лейб-Гусарскому полку (впоследствии лейб-гвардии Гусарский его величества полк). Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. В северном приделе в 1832-1899 годах находилась церковь лейб-гвардии Кирасирского его величества полка, в южном в разное время с 1850 года размещались храмы Образцового пехотного полка, лейб-гвардии 1-го и 2-го стрелковых батальонов.
Офицеры лейб-Гусарского полка в 1836 году преподнесли собору икону покровителя полка — святого Павла Исповедника — в серебряном вызолоченном окладе. Он был установлен в киоте-поставце у левого клироса центрального придела.
В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года.
В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.
Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Л. Н. Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского.
В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор.
С 1918 года Софийский собор стал приходским храмом.
6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райисполкома о закрытии собора. Подобное постановление Леноблисполкома было подписано только 10 октября 1934 года.
Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.
После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства.
Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.
Современное состояние [ править ]
Церковная община была образована в 1988 году. После чего митрополит Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.
8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня, протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая литургия. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.
20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.
В мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. После выдержки иконостасов в храме, все резные детали были позолочены.
17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.
12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий».
Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано «1240—1990»; на бюсте — «Александр Невский». Высота бюста — 0,8 м, высота постамента — 3,8 м.
В 2003 году с юга был установлен и 10 июня освящён памятный знак о лейб-гвардии Гусарском его величества полке. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург — военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.
Проект знака был разработан архитекторами архитектурной мастерской «Дарси» совместно с военными специалистами архитектуры из Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета (В. Н. Филиппов, В. В. Смолин, В. Н. Головкин, Е. Е. Лаврушин, В. И. Мухин). Изготовлен «Балтийской строительной компанией».
29 сентября 2015 года был торжественно открыт и освящён памятник погибшему в 1914 году князю императорской крови Олегу Константиновичу, служившему в рядах лейб-гвардии Гусарского его величества полка. Установка памятника состоялась по инициативе Фонда Людвига Нобеля. Памятник был изготовлен под руководством члена Московского Союза художников Ярослава Бородин по модели, созданной в 1915 году скульптором, академиком В.В. Лишевым.
Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе
Контакты
Расписание богослужений
Богослужения: ежедневно.
По будним дням – Литургия (9.00), исповедь (8.30);
по воскресным, выходным и праздничным дням – Литургия (10.00), исповедь – накануне во время Всенощного бдения и в 9.30.
Вечерние богослужения: 17.00.
Автор проекта: арх. Ч. Камерон при участии И. Е. Старова
Служения при храме
воскресная школа
лекторий
Ближайшие места
О храме
С офийский лейб-гвардии Гусарского полка собор Вознесения Господня построен в 1782–1789 (арх. Ч. Камерон при участии И. Е. Старова). Освящен в мае 1788 в присутствии Императрицы Екатерины II и всего двора во имя Вознесения Христова и Святой Софии, Премудрости Божией. Колокольня – 1903–1904, арх. Л. Н. Бенуа. В 1934 закрыт. Пострадал в годы войны. Действует с 1989. Повторно освящен 17 мая 1999 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Главный алтарь – Вознесения Господня; правый – св. блгв. вел. кн. Александра Невского (престольные праздники: 12 сентября и 6 декабря); левый – свв. равноапп. Константина и Елены (3 июня).
Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Восстановлен.
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России
+ материалы для распечатки и инфографика
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой Софии
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.