содержание профессионального образования и профессионального обучения

Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.

В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Профессиональное образование как система

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

дошкольное (детский сад);

начальное общее (1-4 классы);

основное общее (5-9 классы);

среднее общее (10-11 классы).

среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);

высшее (вузы, институты, академии):

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);

дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

среднее профессиональное образование (СПО);

высшее образование (ВО);

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;

тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;

10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;

8% — профессиональное обучение;

6% — тренинги по психологии и эзотерике;

3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;

2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;

2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО: отличия

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Профессиональное обучение (ПО)

Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение

Каких работников готовят

Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).

Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.

Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.

Программы подготовки

Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.

Количество часов обучения не регламентировано.

Кто может обучаться

Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование

Нет требований к уровню образования

Как обучаться

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.

Документ об образовании

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,

где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).

У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;

повышения пенсионного возраста;

низкого престижа рабочих специальностей;

роста рынка онлайн-образования;

устаревания отдельных профессий.

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год

Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год

IT — 2,2 млрд руб. в год

Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год

Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

Источник

Педагог профессионального образования

Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения

1. Единый тарифно-квалификационный справочник

ЕТКС служит для тарификации и нормирования работ, в нем перечисляются квалификационные разряды в соответствии с диапазоном сложности конкретного труда. Тариф – это система ставок, определяющая размер оплаты за труд.

На основе ЕТКС разрабатываются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям (Смотри 2 лекцию).

Научное описание характеристики профессии оформляется в профессиограмме.

Государственный образовательный стандарт

Государственный образовательный стандарт бывает следующих видов:

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Федеральные компоненты образовательных стандартов, определяют в обязательном порядке:

· Цели, выделенные по направлениям:

-получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

· Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

· Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

· Требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный образовательный стандарт обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Утверждается 1 раз в 10 лет.

Государственный образовательный стандарт является основой базисного учебного плана.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Базисный учебный план – документ, отражающий перечень учебных дисциплин и предметов, их последовательность и ориентировочное количество часов на их изучение. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет время каждой образовательной дисциплины на количество часов изучаемых в неделю. Выделяет время на изучение курсов по выбору и факультативов.

В состав учебного плана входит график учебного процесса, который наглядно демонстрирует распределение курсов по учебным неделям и полугодиям, очередность и длительность семестров, сессий, каникул, практик.

В учебном плане также выделяется рекомендуемая по каждому курсу отчетность (т.е. экзамены, зачеты, курсовые работы и т.д.)
содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

На основе базисного учебного плана каждое образовательное учреждение составляет рабочий учебный план, с учетом местных условий.

Рекомендации по разработке рабочего учебного плана образовательного учреждения профессионального образования

· Рабочий учебный план образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением в соответствии с ГОСом и базисным учебным планом, утверждается директором учебного заведения.

· При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что переутверждение его в течение учебного года не допускается;

· Недельная нагрузка студентов учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

· Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать 54 часов в неделю;

· При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение имеет право увеличивать или уменьшать объем часов в пределах 5%, без превышения недельной учебной нагрузки при сохранении минимального содержания ГОСа;

· Имеет право вводить дисциплины по выбору;

· Имеет право использовать резерв учебного времени на реализацию национально-регионального компонента;

· Имеет право определять форму и сроки промежуточной аттестации.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

Содержание профессионального образования – это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.

Содержание образования регламентируется следующими нормативными документами:

— Государственным образовательным стандартом;

— Учебной и учебно-методической литературой.

Выделяются следующие принципы отбора содержания образования:

1. Принцип соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства. Этот принцип предполагает регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современным развитием производства, потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.

2. Принцип учета требований Единого тарифно-квалификационного справочника. Этот принцип реализуется в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые представляют собой цели образования и составляют модель профессиональной деятельности специалиста.

3. Принцип соответствия содержания профессионального образования современным тенденциям развития образования.

На сегодняшний день этот принцип включает в себя следующие перспективные направления:

3.1 Гуманитаризация содержания образования.

3.3 Информатизация содержания образовани.

3.4 Учет международных тенденций развития образования.

4. Принцип научности.

5. Принцип системности и доступности учебного материала.

6. Принцип политехнизма. Обеспечивает фундаментализацию профессиональной подготовки, возможность мобильного переучивания и приобретения новой профессии. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.

7. Принцип учета межпредметных связей.

8. Принцип единства практического обучения и производительного труда.

9. Принцип преемственности содержания образования на разных образовательных уровнях. Предусматривает сопряженность учебных планов заведений разных образовательных уровней (общего образования, начального профессионального, среднего и высшего).

10. Принцип структурирования содержания образования. Заключается в выделении инвариантной части и вариативной.

Инвариантная часть содержит стабильную унифицированную информацию для сходных групп профессий.

Вариативная часть содержит знания, которые присущи конкретной профессии, причем эти знания быстро изменяются в условиях научно-технического прогресса и современного развития.

11. Принцип блочно-модульного содержания. Модуль это завершенный блок информации, в который входят четко обозначенные цели, само содержание и методические руководства по достижению поставленных целей. Содержание каждого модуля в свою очередь состоит из отдельных блоков. Подбор блоков в модуль осуществляется с учетом требования логической завершенности и относительной самостоятельности модуля. Преимущества программы имеющей модульную структуру в том, что модули могут меняться местами в последовательности их изучения, могут быть дополнены или заменены новыми.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе определились следующие направления развития содержания профессионального образования:

— Совершенствование перечня специальностей профессионального образования. Эта деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей, в котором укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, обеспечена сопоставимость специальностей начального и среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе.

— Дифференциация содержания. Проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ, наличии базового и повышенного уровня профессионального образования.

— Расширение гибкости и вариативности содержания. Вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы. Гибкость достигается за счет введения в программы дидактических единиц, обеспечивающих обновление содержания образования в соответствии с современным уровнем развития. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.

содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть фото содержание профессионального образования и профессионального обучения. Смотреть картинку содержание профессионального образования и профессионального обучения. Картинка про содержание профессионального образования и профессионального обучения. Фото содержание профессионального образования и профессионального обучения

— Информатизация содержания. Предусматривает изучение большого объема материала в области информатики, ее средств и методов.

— Усиление связи общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Обеспечивает понимание закономерностей, взаимосвязей характерных для общенаучной и общепрофессиональной подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Общеобразовательный цикл дисциплинПрофессионально-технический цикл дисциплин
Гуманитарный блокЕстественно-научный блокОбщетехнический блокСпециальный блок
· русский язык · история · и т.п.· математика · физика · химия · и т.п.· черчение · экономика · охрана труда · и т.п. содержание общетехнической подготовки делится по группам следующим образом: 1гр. 40-50%-техническое оснащение 2гр. 30-40%-технология 3гр. 10-15%- материаловедение 4гр. 8-10%-организация и экономика производства(связанный с профессиональной деятельностью включает дисциплины конкретной профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Производственное обучение (проводится в учебно-производственной мастерской учебного заведения)Производственная практика (проводится на предприятиях)Выпускная квалификационная работа
(для производственного обучения создается перечень учебно-производственных работ)· учебная · технологическая · квалификационная(Выполняется на заключительном этапе обучения, является основой для получения квалификации)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

— Общеобразовательный блок (в зависимости от профиля подготовки возможны различные модификации перечня общеобразовательных дисциплин, различные их объемы, объединения учебных предметов).

— общепрофессиональный блок (обеспечивает фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Включает в себя дисциплины одинаковые для ряда родственных специальностей в пределах одной профессиоанальной группы)

— специально-предметный блок (отражает конкретное содержание профессиональной деятельности, направлено на подготовку к выполнению определенных профессиональных функций)

Дисциплины общенаучной подготовкиОбщепрофессиональные дисциплиныУправленческие дисциплины
(дают знания тех наук, на которые опираются специальные предметы)(дают основополагающие знания по предмету)(являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и т.п.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФ. ОБУЧЕНИЯ

Производственная практика · учебная · технологическая · преддипломная (квалификационная)· Практические занятия · ПрактикумыКурсовое и дипломное проектирование

СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Соотношение общепрофессиональной и общенаучной подготовки

Уровень профессионального образованияПроцент соотношения
Начальное профессиональное образованиеВ основном знания общенаучного характера даются в рамках профессиональной подготовки
Среднее профессиональное образованиеОбщенаучная подготовка составляет 10 – 15% учебного времени
Высшее профессиональное образование и послевузовскоеОбщенаучная подготовка составляет 50% учебного времени

Соотношение теории и практики

Уровень профессионального образованиятеорияпрактика
Начальное профессиональное образование50%50% (была 70%, но развитие технологий привело к увеличению доли теоретического обучения)
Среднее профессиональное образование60%40%
Высшее профессиональное образование80%20%
Послевузовское профессиональное образование95% теоретико-методологическая подготовка5%

ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Благодаря планированию учебного процесса:

— занятия по темам распределяются в логической последовательности;

— раскрывается связь между содержанием технологии и других учебных предметов;

— осуществляется своевременное материальное обеспечение учебного процесса;

— при подведении итогов учителю легко проверить выполнение учебной программы в результате сопоставления запланированного объема работ с фактически выполненным.

При планировании учебной деятельности учителю технологии необходимо знать:

— нормативные документы по предмету технология (стандарт, программы, инструкции);

— обязательный минимум содержания данного предмета;

— возможности материально-технической базы учебного заведения (т.е. наличие оборудования, материалов, а также соответствие помещений мастерских санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);

— сведения о разных видах программ (необходим критический анализ программ с целью выявления их преимуществ и недостатков, а также обязательного их соответствия стандартным требованиям).

При планировании учителю необходимо разработать ряд документов:

1.Сводный учебный план и приложения к наиболее сложным разделам программы.

2. Календарно-тематический план по классам.

Сводный учебный план и приложения к нему

Сводный учебный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем курса технологии с разбивкой его по классам и по разделам.

При его планировании учитываются требования и объемные показатели федерального компонента государственного образовательного стандарта, в вариативной части которого могут быть внесены дополнения или изменения в соответствии с национально-региональным и школьным компонентами.

Сводный учебный план составляется совместно всеми учителями технологии, работающими в одном образовательном учреждении, для того чтобы соблюсти преемственность и сформировать систему в подаче и усвоении учащимися учебного материала. Т.к. чаще всего учителя работают по параллелям и не всегда наблюдается согласованность содержания курса от класса к классу.

Сводный учебный план представляется в табличной форме следующего вида:

№ п/пНаименование разделов и подразделовКоличество часов
Классы
Основы технологии
2.1технология приготовления пищи
2.3технология изготовления швейных изделий
итого

Исходными данными для расчета времени, в соответствии со стандартными требованиями следует брать 34 недели в год, длительностью урока 90 мин. (два академических часа).

Приложения к сводному учебному плану

Набор приложений по различным разделам программы разрабатывается также совместно группой учителей данного предмета, работающих в одной школе.

В приложениях обычно в наглядной форме представляется в эскизах (или прорисовывается) видеоряд объектов труда по каждому разделу или подразделу для всех классов.

При этом обязательно учитываются следующие требования:

— проектирование и обработка предлагаемых в видеоряде объектов труда должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;

— работа, связанная с изготовлением данных изделий должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;

— видеоряд изделий составляется с учетом преемственности и постепенного их усложнения от класса к классу. Учителю необходимо проанализировать, чтобы знания, умения и навыки, сформированные при изготовлении изделий в младших классах, послужили основой для изготовления изделий в следующем классе;

— изделие должно быть общественно, полезным, чтобы учащиеся были заинтересованы в его изготовлении;

— должна учитываться материальная база школы, а также спец. профессиональная подготовка учителей.

Календарно тематический план

Календарно-тематическое планирование осуществляется каждым учителем индивидуально. Выполняется для каждого класса на полгода или целый учебный год.

Оформляется в отдельной тетради следующим образом:

1. На первой странице необходимо отвести место для фиксирования проверки тематического планирования курирующим администратором. Для этого выполняется таблица:

№ п/пФ.И.О., должность проверяющегоДата провер- киЗамечанияРоспись проверяющего

2. На следующей странице делается фрагмент сводного учебного плана также в табличной форме.

Таблица

Сводный тематический план изучения раздела «Сопротивление материалов» дисциплины «Техническая механика»

№ п/пНазвание темыКоличество часовНомера занятий
Основные понятия сопротивления материалов и задачи курса.Л1
Виды нагрузок и основные деформации. Напряжения (касательные и нормальные)Л2 Л3
Деформация растяжения – сжатия.Л4 Л5 Пр6 Пр7 Пр8
Деформация сдвига (среза).Л9 Пр10 Пр11 Пр12
Геометрические характеристики плоских сечений.Л13 Пр14 Пр15
Деформация кручения.Л16 Пр17 Пр18 Пр19 Пр20
Деформация изгиба.Л21 Л22 Пр23 Пр24 Пр25 Пр26 Пр27
Деформация продольного изгиба.Л28
Понятие об усталости материалов. Предел выносливости.Л29 Пр30
ИТОГО

3. Весь материал, составляющий содержание данной темы учитель распределяет на 2-х часовые занятия и составляет план в виде таблицы на развернутом листе тетради. Единой канонизированной формы календарно-тематического планирования не существует. Может быть предложен следующий вид:

№ п/пТема урокаДатаЦели: 1.Обучающие 2.Развивающие 3.Воспит-ныеОсновное содержание темы (понятия, термины)обеспечение занятия МТО ДО МОЛабораторно-практическая работа (упражнения)

В таблице могут быть добавлены следующие разделы:

— форма организации деятельности учащихся;

В конце года обязательно делается анализ календарно-тематического планирования, оценивается рациональность разбивки времени для каждой темы, объем содержания, реализуемость поставленных целей, достаточность МТО и т.д.

Тематическое планирование позволит учителю своевременно подготовить наглядные пособия, инструменты, приспособления, а также собрать теоретический дополнительный материал, необходимый для более полного и интересного освещения темы.

Собранную информацию целесообразно систематизировать по разделам курса, при этом на каждой вырезке или ксерокопии ставится дата публикации, и наименование издания. При подготовке к новому учебному году все собранные материалы просматриваются, устаревшие и ненужные исключаются.

Одним из основных документов по планированию производственного обучения является перечень учебно-производственных работ по профессии

Перечень учебно-производственных работ определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.

Данный перечень составляется на учебные полугодия или на весь год зам. директором по производственному обучению или наиболее опытным мастером. Обязательно утверждаются методическими комиссиями. Учебно-производственные работы подбираются из производственных заказов или из работ для нужд данного учебного заведения.

Пример оформления перечня:

Время (месяц) изучения темы№ темыНаименование темыВремя на изучение темы в часах (минутах)Учебно-производственные работы
ВсегоНа инструктажНа упражнениеНа производственную деятельностьНаименование РаботСложность (разряд)Рабочая норма времениУченический коэффициентУченическая норма времениКоличество работ (в шт.) на одного учащегося

При отсутствии условий для фронтального выполнения работ в учебных мастерских и на производстве дополнительно составляется график перемещения учащихся по рабочим местам

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

1. Свернутый план-конспект.

2. Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

— номер урока по календарно-тематическому плану;

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

— Дать начальное (или первичное) представление о …;

— Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

— Закрепить понятия (знания) …;

— Обобщить (систематизировать) знания …;

— Углубить следующие представления …;

Примеры формулировки воспитательных задач:

— Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

— Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

— Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

— Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

— Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

— Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

— Развивать у учащихся профессиональные интересы;

— Содействовать развитию специальных способностей;

— Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

материально-техническое оснащение урока:

— оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

— инструменты и приспособления;

учебно-методическое оснащение урока:

— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

— ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

— оформление классной доски;

— структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

— ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *