содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Управление современной школой: какой должна быть команда

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Источник

Управление образовательной организацией в современных условиях

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.

Кто такой современный руководитель? Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями: быть юристом, экономистом, строителем, сантехником, электриком или педагогом?

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива.

Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются:
— местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни экономикой, политикой, сферами, как материального производства, так и духовной жизни;
— состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса.
Эти характеристики новой системы образования существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть, управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни.

Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием, как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.

Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы.

Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру.

Общая структура современной системы образования состоит из пяти системных блоков:
— Теоретико-методологическая подсистема.
— Педагогическая подсистема.
— Экономическая подсистема.
— Организационная подсистема.
— Технологическая подсистема.

Системные блоки находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Управление развитием новой системы образования эффективно только тогда, когда применение современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление соответствующих организационных структур и форм, разработка новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии.

Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.

Системность, целостность управления образованием во многом обеспечиваются развитием теоретических и методологических оснований сферы образования в современном мире. Если в эволюционные периоды развития сфер общественной жизни их методологические и общие теоретические основания обычно не подвергаются анализу и часто даже не рефлексируются, то в периоды революционных изменений, кризиса старых систем и возникновения принципиально новых, эти основания обычно обнажаются, подвергаются анализу и переосмыслению.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:
— организации доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);
— обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;
— повышения качества образования и достижения более полного его соответствия запросам общества;
— резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Роль предприятий в управлении сферой образования сейчас определяется тем, что они финансируют образование посредством системы налогообложения, непосредственно участвуют в финансировании учебных заведений, главным образом на высших уровнях образования. Они берут на себя образовательные функции, развивая на своей основе систему продолженного образования (в последние годы часто на базе открытого гибкого дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий).

Характерной особенностью управления современной образовательной системой должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.

Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.

Государственные образовательные стандарты фиксируют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, являются основой оценки уровня и качества полученного образования.

На базе государственных образовательных стандартов создается национальная система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования.

Особенностью управления современным образованием является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Источник

Статья «Управление образовательным учреждением в современных условиях»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Управление образовательным учреждением в современных условиях

Мир, в котором мы живем, стал очень сложным и динамичным. Современное общество стремительно меняется, а вместе с ним меняется и роль образовательного учреждения.

Новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к образованию, его результатам и поэтому потребовали внедрения нового поколения стандартов. Главная цель введения ГОС заключается в создании условий, позволяющих решить важнейшую задачу образования — повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В этих условиях по-новому ставятся вопросы управления учреждением образования. Становится актуальной проблема разработки эффективных инновационных технологий управления и их оценки, нормативно-правового аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы общего образования и каждого отдельного учебного заведения.

Управление школой на сегодняшний день – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и педагогов творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в трудовом коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебно-воспитательной работе.

Руководитель школы – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании.

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность трудового и ученического коллективов.

Успешное функционирование современного образовательного учреждения требует от руководителя не только активного участия в жизни школы, но и правовой грамотности. Руководитель школы должен разбираться не только в образовательном, но и в трудовом, хозяйственном законодательствах, поэтому он должен постоянно повышать свой уровень образования.

Одним из важных элементов эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления руководителя. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных и эффективность работы организации. Сегодня наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход управленца, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей

Итак, современный руководитель образовательного учреждения в настоящее время должен уметь делать следующее: правильно планировать деятельность образовательного учреждения; уметь осуществлять управленческие функции, требующиеся от руководителя координировать действия трудового коллектива; разрабатывать программы развития и совершенствования деятельности образовательного учреждения; осуществлять управленческую и практическую деятельность руководства образовательного учреждения.

Если руководитель будет успешно взаимодействовать с коллективом, результатом явится развитие у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя в учреждении, которое постоянно развивается – быть стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности учреждения.
Современный руководитель стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им.

Управленец –доминирующая роль, поэтому на нем лежит огромная социальная ответственность. Ведь руководитель призван представлять одновременно как интересы республики, так и интересы педагогического и детского коллективов, гармонизируя при этом эти, часто разнонаправленные, интересы.
Руководитель является лидером в системе управления, поэтому управление различными процессами в образовательном учреждении в решающей степени будет зависеть от его личностных качеств и профессиональных умений. Руководитель в школе – это человек, как правило, умеющий и желающий успешно претворять в жизнь идеи демократизации, оптимизации и модернизации управления. От его управленческой компетенции и профессионализма зависит успешное осуществление системы мер по организации педагогического процесса образовательного учреждения.

Таким образом, личностные качества руководителя играют основополагающую роль в принятии и реализации управленческих решений, которые являются основным фактором совершенствования управленческой деятельности. Каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей, поэтому то, насколько успешно и эффективно будет функционировать учреждение, прежде всего, зависит от руководителя
Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть, управление образованием должно осуществляться не только Министерством образования, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни.

Характерной особенностью управления современной образовательной системой должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся.

Особенностью управления современным образованием является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Таким образом, понятие управления, еще десяток лет назад трактуемое только как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов, а не трансляция приказов сверху вниз. Это делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов, ставка на компетентность и моральный авторитет.

Источник

Содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Современные тенденции управления системой образования в России

Микерова Галина Георгиевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования
Россия, Кубанский государственный университет
[email protected]

В статье характеризуются современные тенденции управления и руководства системой образования РФ. На основании нормативных документов раскрывается становление новой системы образования, под которой понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных организаций и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С позиций теории и практики показаны предпосылки развития управления педагогическими системами.

управление системой образования, государственное управление образованием, управленческо-организационные структуры, диверсикация образовательных организаций

Категории статьи:

содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Проблемы российской естественной науки в начале третьего десятилетия XXI века

содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Рынок добровольного медицинского страхования в Казахстане: анализ и перспективы развития

содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Опыт построения корпоративных коммуникаций в общественных органах самоуправления на примере студенческого совета

содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Взаимодействие образования, науки, бизнеса как инновационной структуры региона

содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях

Публично-массовые мероприятия в области науки и техники: функции, проблемы, направления развития

Статья также доступна (this article also available):

Введение

В современных условиях модернизации системы образования в РФ развиваются различные тенденции управления и руководства образовательной системой.

Содержание понятия об управлении и руководстве в педагогической теории раскрывается по-разному. Так, по мнению одних, управление по отношению к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство есть функция управления, считают управление прерогативой государственных органов народного образования, а руководство – сферой отдельного руководителя; третьи пользуются исключительно термином управление, понимая его как организованную и планомерную деятельность соответствующих органов (государственных и местных) и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование и развитие образования, школ и других учебно-воспитательных организаций. В последних исследованиях понятия об управлении и руководстве педагогическими системами рассматриваются в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса, а руководство связано с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6). Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Современная система управления образованием

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в «Законе Российской Федерации об образовании» [6]. В соответствии с ним сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принятая высшим органом законодательной власти – Федеральным Собранием РФ до 2020 года [5]. Она является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности. Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования имеются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные, ведомственные, республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – Совета школы. Высшим руководящим органом управления школой является Конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общественной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсикация образовательных организаций. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп. Диверсикация (в пер.с лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных заведений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляется непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.

Варианты управленческо-организационных структур в образовательной практике школ

В образовательной практике школ сегодня существуют различные варианты управленческо-организационных структур [2] с присущими им технологиями взаимодействия.

1. Управленческо-организационная структура, замкнутая на руководителе.

При этом варианте формально существуют несколько заместителей руководителя, однако у них практически нет полномочий на принятие управленческих решений даже по своему направлению. Получается ситуация, когда руководитель перегружен работой и фактически управляет образовательным учреждением в авторитарном режиме, заместители выступают лишь проводниками его указаний для своих подчиненных. Характерно, что функционал заместителей в этом варианте управленческо-организационной структуры может быть четко не дифференцирован по направлениям деятельности, то или иное поручение может быть адресовано любому из заместителей. При этом на руководителе замкнуты не только основные виды деятельности образовательного учреждения, такие, как обучение и воспитание, но и «вспомогательные» – хозяйственная деятельность, маркетинг и PR, работа с персоналом, начиная от поиска специалистов и заканчивая кадровым делопроизводством.

Такая ситуация складывается по двум причинам. Первая связана с объективными причинами сокращения управленческих кадров. Особенно это касается сельских образовательных учреждений, где у руководителя часто разрешен лишь один заместитель. Вторая связана с позицией самого руководителя, поскольку он должен самостоятельно «держать в руках» все направления работы. Эффективность такого варианта управленческо-организационной структуры спорная. Многое зависит от личности самого руководителя. Если руководитель – настоящий профессионал, то он, безусловно, может качественно выстроить работу по всем направлениям. Но при таком варианте низок уровень инициативы и творчества всех остальных субъектов образовательного пространства.

2. Управленческо-организационная структура, формально замкнутая на управленческой команде.

Это вариант управленческо-организационной структуры советской школы: директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Ответственность за основные направления деятельности школы распределена между ними. Во многих современных школах эта ситуация сохранилась и сейчас. Часто в них может быть также заместитель директора по хозяйственной части, по научно-методической работе, по информатизации, по безопасности. При этом при формальном наличии всех этих заместителей директора, реальные управленческие функции выполняют лишь заместители по учебной и воспитательной работе. Именно они и директор составляют управленческую команду. Поэтому здесь существует явное несоответствие между организационной и управленческой структурой.

3. Управленческо-организационная структура с расширенной управленческой командой.

При таком варианте с состав управленческо-организационной структуры включены много сотрудников образовательного учреждения. При этом не все они обязательно имеют формально управленческие должности, но несут ответственность за то или иное направление работы. В этой технологии взаимодействия управленческо-организационных структур направления деятельности учреждения достаточно узко дифференцированы, каждым направлением управляет отдельный специалист, руководитель и его заместители имеют функции общей координации деятельности, принятия особо важных управленческих решений. При таком распределении ответственности повышается эффективность реализации каждого из направлений деятельности, однако возникают трудности в координации действий, особенно если эти направления мало пересекаются. Отсюда высока вероятность конфликтов внутри управленческой команды, поскольку иерархия внутри неё не закреплена, каждый руководитель направления/подразделения склонен считать именно свое направление наиболее важным. Однако грамотная работа руководителя как «топ-менеджера» может нейтрализовать все эти возможные риски и сделать такую управленческо-организационную структуру эффективной и работающей.

4. Проектная управленческо-организационная структура.

Этот вариант структуры предполагает то, что основная роль в принятии решений и их реализации принадлежит проектным командам. При этом команды могут существовать более или менее длительно, в зависимости от задачи. Состав команды формируется из разных сотрудников, которые равны в своих правах, независимо от формальных должностей в образовательном учреждении. Специфика проектной структуры заключается в том, что проектную команду может входить не только специалист образовательного учреждения, но и ученик или родитель. Роль руководителя при такой структуре заключается в координации действий различных проектных команд, в реализации необходимых связей с управлением образования.

5. Модульная управленческо-организационная структура.

Автор этой структуры А.Н. Свиридов обозначил её как технологию социального взаимодействия в управлении общественными системами на мезо- и микро- уровнях. При этом мезоуровень – сфера деятельности специалиста, реализуемая им во взаимодействии с внешним социумом (другими педагогами, родителями, учреждениями социальной защиты, коррекционными центрами и т.д.), а микроуровень – сфера профессиональной деятельности, реализуемая специалистом индивидуально.

6. Управленческо-организационная структура взаимодействия в воспитательном коллективе.

Взаимодействие управленческо-организационных структур в воспитательном процессе осуществляется в воспитательном коллективе образовательного учреждения. А.С. Макаренко ввел понятие «воспитательного коллектива» т.е. единого коллектива педагогов и воспитанников, спаянного общим трудом, общим досугом, совместным культурным отдыхом. Позднее он сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», в которой устанавливалось: 1) равноправие воспитателей и воспитанников; 2) обязательное участие всех во всех функциях образовательного учреждения; 3) возможность подчинения воспитателей воспитанникам; 4) отказ педсовета от права законодательства.

Этому созвучны в настоящее время мысли Ш.А. Амонашвили: «По моему убеждению, – пишет он, – действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания себя. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели, – и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже не сверхглавными, а людьми, личностями» [3]. Управление и функционирование воспитательного коллектива осуществляется на двух уровнях:

Эти уровни управления выступают как иерархизированное единство, т.е. практическая деятельность осуществляется в постоянном взаимодействии этих уровней. Это означает, что социальные отношения осуществляются на основе личностных, персонализированные (личностные) отношения опосредованы социальными. Только в единстве воспитанников и воспитателей коллектив выступает как действительно полноправное явление общественной жизни, имеющее хозяйственную основу и правовой статус. Это обстоятельство позволяет каждому члену, педагогу и воспитаннику занять активно-творческую гражданскую позицию [2].

Системный подход к управлению образованием

Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость и сравнимость вариантов и функций органов управления [4].

В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам [3]. Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

Библиографический список

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Смотреть картинку содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Картинка про содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условиях. Фото содержание практики управления образовательной организации востребованные в современных условияхOpen Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *