содержание обучения в предметной области технология включает в себя следующие составляющие ответ
Обновление содержания предметной области технология
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Презентация Хныкин СОШ № 3.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование» Хныкин Д.И. Учитель технологии Акбулакской СОШ № 3
КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы ЦЕЛЬ Концепции – создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации
У нас почти полностью обновляется содержание предмета «Технология». Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Министр просвещения РФ
. цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами. Для эффективного ответа на вызовы времени на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии:
Технология. Под ред. Казакевича В.М. (5-9) Альтернатива Технология. Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. (5-8) (Вентана-Граф) Технология. Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И., Дж. Питт / Под ред. Сасовой И.А. (5-8) (Вентана-Граф) Технология. Казакевич В.М., Молева Г.А., Кожина О.А. и др. (5-8) (Дрофа) Технология. Синица Н.В., Симоненко В.Д. и др. (5-9) (Вентана-Граф) Исключённые из ФПУ учебники
УЧЕБНИКИ ПО МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ С учетом данного понимания сущности технологии учебники по предметной области «Технология» должны системно представить новое содержание. В учебнике для каждого класса должны содержаться следующие темы: Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности Основы производства Общая технология Техника Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов Технологии обработки пищевых продуктов Технологии получения, преобразования и использования энергии Технологии получения, обработки и использования информации Технологии растениеводства Технологии животноводства Социальные технологии Это должна быть дидактически препарированная информация о техносфере и распространённых технологиях получения, преобразования, использования и утилизации использованных материалов, энергии, информации, объектов живой природы или социальной среды. 11 модулей изучаются всеми учащимися, независимо от территориальной принадлежности образовательной организации или гендерных особенностей учащихся.
№ п/п Содержание5 класс Кол-во часов Дата проведения Группа А Группа В 1 Методы и средства творческой проектной деятельности 4 4 2 Основы производства 4 4 3 Современные и перспективные технологии 6 6 4 Элементы техники и машин 6 6 5 Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 20 14 6 Технологии обработки пищевых продуктов 6 12 7 Технологии получения, преобразования и использования энергии 2 2 8 Технологии получения, обработки и использования информации 6 6 9 Технологии растениеводства 4 4 10 Технологии животноводства 4 4 11 Социальные технологии 6 6 Общее количество часов 68 68
Федеральный проект «Современная школа»: обновление программ общего и среднего образования по предметной области «Технология»; обновление программ повышения квалификации педагогов по направлению «Технология»; реализация проекта «Урок «Технологии» на базе высокотехнологичных организаций, в т.ч. на базе детских технопарков «Кванториум». Федеральный проект «Учитель будущего»: повышение уровня профессионального мастерства педагогов предметной области «Технология» по работе в условиях безопасной, здоровьесберегающей, личностноориентированной цифровой образовательной среды, реализация персональных образовательных траекторий, постоянное обновление необходимых для жизни и продолжения образования цифровых компетенций; освоение педагогами предметной области «Технология» новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс  Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования Благодарю за внимание!
Выбранный для просмотра документ обновление содержания предметной области технология.docx
Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование»
Хныкин Д.И., учитель технологии
МБОУ «Акбулакская СОШ № 3»
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: Обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» в рамках национального проекта «Образование».
В июне этого года на базе ОГПУ прошел семинар учителей технологии, на котором обсуждались вопросы преподавания предмета «технология».
В соответствии с майским указом президента РФ. В.В. Путина № 204 от 7 мая 2018 года, одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в сфере образования, это задача обновления содержания и совершенствование методов обучения предметной области технология.
На основании данного указа была разработана «Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
ЦЕЛЬ Концепции – создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Первая версия Концепции была негативно встречена сообществом педагогов технологического образования, в первую очередь по причине преобладания информационных и цифровых технологий в предлагаемом содержании учебного материала, а также явной нацеленностью на объединение предметов технология и информатика с последующим устранением традиционных разделов для уроков технологии с 60—70-х годов двадцатого века. После многочисленных обсуждений Концепции на научно-практических конференциях, круглых столах, деловых программах крупных мероприятий для общественного обсуждения была представлена вторая версия Концепции развития предметной области «Технология». Обсуждение Концепции проходило с 17 по 31 января 2018 года на платформе «Преобразование».
Представленный вариант Концепции можно считать в какой-то степени компромиссным между сторонниками традиционных материальных технологий и сторонниками высоких и перспективных технологий, так как концепция учитывает предыдущие предложения и обсуждения.
Как сказала Министр Образования Р.Ф. Ольга Юрьевна Васильева: « У нас почти полностью обновляется содержание предмета «Технология». Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда.»
Для эффективного ответа на вызовы времени на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии,
технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии,
современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами.
Исходя из этого, сегодня нужно по-новому рассматривать преподавание предмета Технология, и на этом я бы хотел остановиться поподробнее. Я хочу показать сравнительную характеристику на этапах начального, среднего и общего образования как есть, и как прописано в концепции.
На этапе начального общего образовании на изучение технологии дается 1час урочной деятельности + 1 час внеурочной деятельности на усмотрение ОО. На этапе основного общего образования дается в 5,6,7 классах 2 часа урочной деятельности, в 8 классе 1 час урочной деятельности, в 9 классе предметная область «Технология» не является обязательным предметом, но может даваться за счет части ФГОС для организации предпрофильной подготовки учащихся 1 час. Внеурочная деятельность дается на усмотрение образовательной организации. На этапе среднего общего образования идет разделение на базовый и технический уровень. Базовый уровень строится по принципу изучения основ организации производства товаров или услуг в выбранной сфере деятельности и направлен на профессиональное самоопределение учащихся. Профильный уровень направлен на освоение политехнических и технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки. Но также как и в 9 классах предметная область «технология» в 10-11 классах не является обязательным предметом.
Посмотрите пожалуйста на слайд, что же представляет собой современный урок, согласно концепции 70 процентов должно уделяться содержанию в предметной области технология и 30 процентов должно уделяться изучению вариативных модулей, разделенных по направлениям: инженерно технологическое, агротехнологическое и сервис-технологическое. Содержание обновленного урока технологии предусматривает обязательное ведение внеурочной деятельности.
Различия «Концепции предметной области технология» и ФГОС вы можете увидеть на слайде.
Данная программа предусматривает разделение учебников каждого года обучения на 11 модулей. Это должна быть дидактически препарированная информация о техносфере и распространённых технологиях получения, преобразования, использования и утилизации использованных материалов, энергии, информации, объектов живой природы или социальной среды.
11 модулей изучаются всеми учащимися, независимо от территориальной принадлежности образовательной организации или гендерных особенностей учащихся.
Подводя итог своему выступлению хочу сказать, что для реализации концепции нужна обновленная материально-техническая база, а как мы с вами можем заметить, практически в каждой школе материальная база оставляет желать лучшего. Но хочется надеяться, что благодаря особому вниманию к предмету «Технология» материальная база будет постепенно обновляться.
Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования.
Концепция преподавания учебного предмета «Технология»
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Настоящая Концепция предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века,
в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту – технологическое образование) в образовательных организациях.
Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
II.Значение технологического образования
Высокий уровень исследований и разработок, постоянно возрастающая значимость усвоения и практического использования новых знаний для создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Для реализации указанных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые, как показывает опыт многих стран, формируются в
школьном возрасте.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе (далее – НТИ), являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке. Для эффективного ответа на вызовы времени с учетом взаимодействия человека и природы, человека и техники, социальных институтов глобального конвергентного развития, в том числе через использование методов гуманитарных и социальных наук, на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами.
Накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» при этом является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
IV.Основные направления реализации Концепции
Реализация Концепции требует достижения указанных в настоящем разделе ориентиров, основанных на системно-деятельностном подходе.
1. Общие направления
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, навыков XXI века, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях.
Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:
ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
владение проектным подходом;
знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач;
знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов;
знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения;
овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности;
базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту;
умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения.
Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование, а также проект «Урок «Технологии» на базе высокотехнологичных организаций, в том числе на базе мобильных детских технопарков «Кванториум», проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», систему открытых онлайн уроков «Проектория». При этом учитывается специфика образовательной организации, привлекаемого ею кадрового потенциала, ее социально-экономического окружения, включая систему дополнительного образования. Целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать преподавание информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» и преподавание ИКТ в предметной области «Технология» при расширении доли ИКТ в технологии в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся.
Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:
2. Начальное общее образование
Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим при решении мотивирующих обучающегося задач формируется настойчивость и трудолюбие.
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые
для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
3. Основное общее образование
Важнейшими элементами образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» являются:
Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации
и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все перечисленные направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов Ворлдскиллс) и специфики и потребностей региона.
На уровне основного общего образования базовые элементы ИКТ и их применение во всех учебных предметах могут также осваиваться в предметной области «Технология».
4. Среднее общее образование
Обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением среднего общего образования (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули среднего профессионального образования
и высшего образования в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций профессионального образования и высшего образования.
Одним из решений может стать разработка модулей на основе компетенций Ворлдскиллс с учетом специфики и потребностей региона. Из большого разнообразия модулей для рабочей программы учебного предмета «Технология» могут быть выбраны те, которые наиболее востребованы и значимы для региона.
В партнерстве с системой профессионального образования можно использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую в Ворлдскиллс.
5. Поддержка технологического творчества
Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.
создание условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации;
представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.;
оценивание результатов проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования;
модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения;
введение командного формата соревнований, в том числе инженерных, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики;
создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся;
расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
6. Подготовка кадров и эффективное использование человеческого потенциала
Технологическое образование в образовательных организациях должно опираться на кадровые ресурсы учителей технологии, информатики и ИКТ, преподавателей дополнительного образования, профессионального образования
и потребности экономики региона проживания обучающихся.
Совершенствование содержания и методов технологического образования требует опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования, учитывающих разрабатываемые примерные рабочие программы по технологии для общего образования, а также современные образовательные технологии и ресурсы, включая дистанционные, технологии автоматизированного сбора и анализа данных об учебном прогрессе обучающихся.
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) (Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки));
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), ориентированных на осуществление выпускниками одновременно научной и педагогической деятельности;
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), ориентированных на специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современными технологическими процессами и оборудованием;
разработку и реализацию программ повышения квалификации в области владения современными технологиями педагогических работников, преподающих учебные предметы в рамках предметной области «Технология» в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
создание системы поддержки работающих с детьми профессионалов, обладающих компетенциями и опытом в области технологического образования;
профессиональную переподготовку в области образования лиц, владеющих современными технологическими процессами, опытом проектной деятельности и работы с техническими устройствами, с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
поддержку регионов, развивающих целевую подготовку учителей технологии в программах педагогического образования;
создание программ грантовой поддержки образовательных организаций для участия в выставках современных образовательных технологий;
поддержку образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), осуществляющих целевую подготовку учителей технологии;
развитие института наставничества, в том числе разработку образовательных программ для наставников в предметной области «Технология» и привлечение наставников из предприятий для работы с обучающимися в рамках уроков «Технология» и «Информатика и ИКТ».
7. Модернизация материально-информационной среды общего образования
Будут разработаны и апробированы:
учебно-методические комплексы для учебного предмета «Технология» и межпредметной проектной деятельности;
примерный перечень оборудования с учетом стандартов Ворлдскиллс и рекомендации по формированию функциональных зон образовательной деятельности предметной области «Технология»: проектная, производственная, сборочная.
Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков.
V. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.