соборы святой софии в мире

Соборы святой софии в мире

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Собор Святой Софии в Стамбуле по указу президента Турции становится мечетью. В христианском мире воцарилась печаль. В России есть несколько прекрасных храмов Софии Премудрости. Хочу рассказать о них.

НОВГОРОД: «УМРЁМ ЗА СВЯТУЮ СОФИЮ!»

София — олицетворение мудрости Бога. Посвящение храмов святой Софии — древняя традиция, берущая начало из Византии. Её имя носят соборы многих городов мира: Софийский собор в Константинополе, собор С вято й Софии в столице Болгарии Софии, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгород е.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Наиболее древний на территории современной России собор Святой Софии Премудрости Божией — София Новгородская. Этот собор в Новгороде — реальное воплощение Премудрости Божией.

Расписывали собор тоже мастера из Греции. Как гласит предание, они изобразили Христа, как и положено, благословляющего мир правой дланью. На следующий день мастера увидели, что ладонь Господа Бога нашего сжата в кулак. Длань «поправили», но история повторилась. Трижды художники исправляли ладонь Христа, однако наутро находили её сжатой в кулак. Когда на четвёртый день они снова взялись за кисти, чтобы поправить работу, послышался голос Бога. Он сказал, что, пока держит в своей руке Новгород Великий, будет с городом всё в порядке, но если разомкнётся ладонь Его, настанет городу конец.

В Новгороде же написали первую икону Премудрости Божией ( XV век ). На ней Огненный ангел восседал на золотом престоле, а по сторонам к нему склонялись Богоматерь и Иоанн Креститель. Премудрость в новгородской версии — красного цвета. Она символизирует кровь, жертву Христову. В позднейшей русской иконографической традиции Софию стали изображать в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к Небу. На груди у Неё — благословляющий Предвечный Младенец.

Новгородцам то и дело приходилось отстаивать свой город от завоеваний. В эпоху разделения княжеских земель богатый торговый Новгород представлял собой лакомый кусок и для иностранных врагов, и для внутренних. Идя в бой, жители города, согласно легенде, кричали: «За Бога, за Софию Новгородскую!»

ВОЛОГДА: ГДЕ ЗАПАД — ТАМ СЕВЕР, А ГДЕ СЕВЕР — ВОСТОК!

Вологодский собор Софии Премудрости Божией — одна из крупнейших построек эпохи государя Иоанна Грозного: он хотел иметь подобие московского Успенского собора и в своей северной резиденции. План Софийского собора напоминает предшествующие ему шестистолпные храмы: ростовский Успенский собор (1508 1512 годы), Преображенский собор Хутынского монастыря (1515 год), новгородскую церковь Никиты Мученика (сер. 1550-х годов) и другие. А отсутствием аркатурно-колончатого пояса Софийский собор напоминает Успенский собор постройки 1515 года в Тихвине.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Закладка Вологодского кремля началась в 1567 году по царскому указу: «Великий государь царь Иоанн Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения пречистыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому, и делали ю два года, а колико зделают, то каждого дня покрывали лубьем и другими орудии, и того ради оная церковь крепка на разселины соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить вн утри города у архиерейского дому». Софийскую, потому что с XVI века в Вологде уже существовала церковь Успения (позднее — Успенский собор Горне-Успенского монастыря), один из древнейших храмов города, давших наименование его Успенской трети, подчинявшейся Новгороду наряду с «московской» Владимирской третью (по Владимирской церкви) и «ростовской» — по Мироносицкой.

Строительство каменного собора внутри кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. Археологические раскопки 2000 года в этом районе подтверждают существование построек, датируемых 1560 15 70 годами. По другим сведениям, Архиерейский двор перенесли позднее к уже строящемуся Софийскому собору.

Вологодский Софийский собор — прямоугольный пятикупольный храм с сильно выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Внутреннее пространство разделено столпами на три нефа и освещается двумя ярусами узких окон с воронками.

Первоначальная кирпичная алтарная преграда в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века. В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада.

Ось «главный вход — алтарные апсиды» ориентирована на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращённых апсидами на восток. Существует версия: такое смещение оси вызвано тем, что Иван Грозный хотел, чтобы собор был обращён к реке, которая расположена севернее.

Стены Вологодского кремля и А рхиерейского двора , ориентированные на Софийский собор, имеют не совсем корректные с географической точки зрения названия: северная стена называется восточной, западная — северной и т. д.

Царь лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу жил в Вологде. Он посетил собор и после завершения основных строительных работ в 1570 году. Но через год скоропоспешно покинул Вологду и больше туда не возвращался.

Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.

Летописец Иван Слободской, 1716 год

Так собор на долгое время оказался заброшенным. Но в 1587 году освятили главный престол, а затем придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в южной части алтаря: сын Грозного Феодор помнил, что Иван IV хотел иметь здесь придел своего патронального святого (Грозного крестили в день памяти Предтечи). Освящение провёл Антоний, епископ Вологодский и Великопермский. Придел располагался в дьяконнике, помещении для хранения церковной утвари, литургических книг и одежд, вплоть до капитального ремонта интерьера 1848 1850 годов. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским получил наименование «Дом святой Софеи». Храмовая икона Софии Премудрости Слова Божия, написанная изографами Жданом Дементьевым и Василием Новгородцем, стала епархиальным символ ом (сейчас она находится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике ).

Большинство сюжетов связано с образом Христа. Художники сочетали традиционное письмо с передовыми идеями того времени: фигуры святых и других людей изображались в идентичных историческому отрезку времени интерьерах и одеждах, в пейзаж ввели долины, озёра, рощи, коров, лошадей, ослов, свиней и других животных. По небу были пущены облака. Появились изображения крепостных стен и домов. Жестам, чертам лиц персонажей придали эмоциональную окраску.

На западной стене во всём великолепии глазам верующих предстал Страшный суд. На фреске — второе пришествие Христа и жизнь будущего века, то есть соединение двух самостоятельных сюжетов — «Второе пришествие» и «Суд и воздаяние по делам». Это самая большая фреска на данный сюжет в России. Она занимает площадь около 400 кв. м. В верхней части композиции восседает на троне и творит Суд Вседержитель. Ниже расположены сцены взвешивания грехов и добродетелей человеческой души. В левой части во главе праведников — апостол Пётр с ключом от дверей рая. Грешники, представленные иноверцами в одеждах иностранцев того времени, восточными старцами и женщинами в ярких платьях, расположены слева. Внизу композиции в правой части изображён извивающийся змей с символами пороков, грехов и пламени ада, в левой части композиции — трубящие ангелы, призывающие воды и земли отдать на Суд своих мертвецов.

Во второй пол. XVII века у стен Софийского собора даже проводились инсценировки Страшного суда! За алтарём под открытым небом на специально сооружённое возвышение ставились икона «Страшный суд» и вода для освящения. Устраивался крестный ход, и читались соответствующие места из Евангелия.

О работе артели Плеханова осталась запись в книге Архиерейского двора: « 1686 г. марта 23 подрядился на Вологде Соборную церковь и с алтарем и со пределы подписать стенным письмом Ярославец иконописец Дмитрей Григорьев сын Плеханов. Ряжено ему от того всего стенного писма 1500 рублев, дано ему по рядной записи наперед 400 рублев. Да ему ж иконописцу Дмитрию Григорьеву к тому стенному писму дано на покупку гвоздья на восемьдесят тысяч 50 рублев » .

В 1698 году и в 1724-м собор основательно горел. После второго пожара, в 1737 – 1744 годах, установили новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

В 1966 – 1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора Владимира Баниге провели реставрационные работы. В результате собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроили закомарное покрытие из оцинкованной стали, установили новые купола, восстановили узкие окна в соборе, разобрали каменные притворы и восстановили порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Николая Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год осуществлена комплексная реставрация собора.

ЛАИШЕВО — ДИТЯ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

Первое каменное здание храма во имя Софии Премудрости Божией было возведено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. Собор возвели в византийском стиле, из красного кирпича под единым куполом, рядом воздвигли звонницу.

К сер. XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году закончилось новое строительство, и 20 августа состоялось освящение великолепного каменного пятипрестольного собора. В помещении главного храма располагались приделы Святой Екатерины и Пророка Ильи — их освятили в 1895 году. В холодной трапезной — приделы Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери, освящённые соответственно в 1855 и 1858 годах. Над западным входом в храм выстроили массивную колокольню. Стены собора расписал известный мордовский художник-скульптор Степан Эрзь я (Нефёдов). Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе, — икона Казанской Божьей Матери («в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена»).

После прихода советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. За подстрекательские действия против «красного» режима и «оказание помощи белогвардейцам» настоятеля храма Леонида Скворцова расстреляли в алтаре.

А в 1956-м храм переоборудовали в кинотеатр «Заря».

Источник

Храмы Святой Софии

Имя София (древнегреческий σοφ?α ) означает «мудрость, разумность, наука».

«Мир в бытии своем есть создание Божие, он положен творческим да будет. Но в содержании своем он не есть произвольное измышление, каприз абсолюта, за каковой мир принимается в системах религиозного детерминизма или предопределения, но он имеет божественное основание и божественное содержание, вмещает некую божественную реальность. Эта реальность есть Божественная София, образ которой и есть основание мира, как тварной Софии. Иными словами, мир содержит в себе нечто божественное и для Бога, как Его самооткровение. И поэтому он не случаен, не произволен в своем существовании, но в себе имеет для бытия своего «достаточное основание», нерушимое в божественности своей и для самого Творца. Взаимодействие Бога с миром основано на взаимоотношении Софии Божественной и тварной. Мир сотворен, но и не только сотворен, ибо в своем первообразе, в своей идее, он и вовсе не сотворен, но предвечно есть в Боге, как Его же Божественный мир в Премудрости Божией, как слово Его Слова и как дыхание Его Духа». (Протоиерей Сергий Булгаков «АгнецБожий»).

София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

София — это не только духовная категория, но и женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Предание описывает праведную жизнь глубоко верующей во Христа вдовицы Софии и её трёх горячо любимых и также укоренившихся в вере дочерей. Император Адриан, правивший Римом во II веке и являвшийся почитателем культа богини Артемиды повелел привести мать с детьми к себе. После того, как посулы даров не смогли склонить скромную семью вдовы к отречению от Христа, император решил принять жесткие меры, стараясь пытками и истязаниями склонить их к отречению. Но как мать, так и дочери были слишком преданы своей вере, за что и поплатились своими жизнями. Все три девочки не пережили пыток, а София, предав их растерзанные тела земле, умерла на их могилах спустя три дня.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи, до 1453 года всего православного мира. Первые христианские храмы в главных городах Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Полоцке — были также посвящены Святой Софии.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Собор Святой Софии в Константинополе был и остается самым величественным памятником какое видело человечество.

Он стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественной Византийской империи. Над строительством собора трудилось около десяти тысяч рабочих. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было; везли мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.

Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, помимо прочего при создании храма использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

Византийский историк Прокопий Кесарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …».

Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам он образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.

Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от сильного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Огромный урон нанесли храму католики-крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы; великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

После завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Мехмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Изображения животных и людей на фресках и мозаиках замазали известью. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.

Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Софийский собор, Собор Святой Софии, Айя-София (тур. Ayasofya) в Трабзоне (Трапезунде) — выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, крупнейший храм Трапезундской империи, известный своими фресками XIII века.

Собор был построен в 1238—1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть.

Здание собора использовалось как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город был занят русскими войсками.

Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958—1964 с помощью Эдинбургского университета.

В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арыч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть. В апреле 2013 года храм был превращен в мечеть.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Церковь была построена в VІ веке, во время византийского императора Юстиниана (годы правления 527-565) на основах 4 более старых христианских храмов ІV века.

Церковь Святой Софии была построена на месте некрополя города Сердика (старинное название Софии) и других более старых храмов ІV в. и десятков каменных гробниц. В ходе археологических работ были найдены фрагменты мозаики одного из более старых храмов. Считается, что здание может вместить до 5 тыс. человек.

В период XI – XIV вв. церковь Святой Софии была митрополитской и ее слава была столь велика, что в XIV в. дала название городу.

В XVI в. во время османского ига, храм был перестроен в мечеть, а стенописи были уничтожены. Согласно одному поверью, в XVI в. перед церковью был заживо сожжен золотых дел мастер Георги, который отказался принять ислам. Крупные землетрясения 1818 и 1858 гг. разрушили минарет и повредили здание, а согласно одному поверью, во время второго землетрясения в здании находились двое сыновей ходжи, которые погибли. Мусульмане восприняли это как дурной знак и покинули храм. Долгое время он пустовал, а после Освобождения Болгарии от османского ига (1878 г.) был превращен в склад.

Здание реставрировалось несколько раз, а с начала ХХ в. здесь проходят археологические исследования. В данный момент вид храма приближается максимально к его аутентичному облику времен поздней Античности и раннего Средневековья. Недалеко от храма в 1873 г. был казнен революционер Васил Левски (1837 – 1873 гг.). А за церковью находится могила великого болгарского писателя Ивана Вазова (1850 – 1921 гг.).

Сегодня рядом с храмом находится Памятник неизвестному солдату – символ преклонения перед памятью всех болгарских воинов, погибших за родину.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Возведён в 20-ые гг. XI века и освящен в 1032 году. Собор был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Первый русский митрополит Илларион восхищенно сказа о Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства: здесь проводились церемонии «посажения» великих киевских князей, собиралось киевское вече, размещалась первая на Руси библиотека.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Фасады этого гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, а также фресками.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими» (Повесть временных лет»).

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Кроме Ярослава Мудрого в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

За тысячелетнюю историю собор пережил много бед: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только иноземные агрессоры, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич Смоленский содрал оклады с икон и похитил драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. После взятия Киева ханом Батыем в 1240 году храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Лишь в 1640-х годах митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков.

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками.

соборы святой софии в мире. Смотреть фото соборы святой софии в мире. Смотреть картинку соборы святой софии в мире. Картинка про соборы святой софии в мире. Фото соборы святой софии в мире

Собственных традиций каменного строительства церквей в Новгороде того времени не было (все строилось из дерева), поэтому храм воздвигался под руководством опытных византийских зодчих. К сожалению, письменные источники не донесли до нас имена этих людей, но можно предположить, что это была та же артель, которая незадолго до закладки новгородского собора построила киевский храм Святой Софии. Сходство между ними бросается в глаза (так, например, оба храма являются крестово-купольными и пятинефными), укрепляя предположение, что возглавлял строительство квалифицированный византийский зодчий, но идея соборов принадлежала русским князьям, а воплощать ее в жизнь греческому мастеру помогали грамотные русские мастеровые. В 1050 г., через пять лет после начала строительства, храм был «свершен», а 14 сентября 1052 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, освящен.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны создалась угроза окружения Новгорода. Поэтому в спешных, экстремальных условиях из него была вывезена лишь небольшая часть церковно-музейных ценностей, и в августе 1941 г. город был оккупирован немцами. К концу оккупации Софийский собор оказался практически полностью разграбленным.

По окончании Отечественной войны Новгород, решением Государственной комиссии, попал в список городов, подлежавших немедленному восстановлению. Софийский собор был полностью отреставрирован и передан Новгородскому музею-заповеднику, став музейно-просветительским центром. Следующая страница его истории открылась в начале 1990-х гг., когда Софийский храм, со всеми имевшимися в нем художественными и историческими ценностями, передали Русской Православной церкви. 16 августа 1991 г. собор, освящённый Патриархом Алексием II, вновь возложил на себя нелегкую, но в то же время такую знакомую для него и радостную христианскую службу.

Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу.

В 1108-1109 гг., в период расцвета Новгородского княжества, интерьер Святой Софии был богато украшен фресками, часть из которых сохранилась в соборе до наших дней. Искусствоведческий анализ дает основание утверждать, что это работа византийских изографов. Интересно, что во фресках начала XII в., наряду с типично византийскими, уже явственно проглядывают и русские мотивы. Это позволяет утверждать, что в росписи участвовали местные иконописцы. Главным изображением данной росписи была фреска Христа Вседержителя в скуфье центрального купола, практически полностью уничтожена прямым попаданием артиллерийского снаряда в 1942 г. От купольной росписи после войны лишь частично уцелели фигуры архангелов и – в простенках окон барабана – фигуры пророков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *