соборы европы в готическом стиле
Это список готических соборов в Европе, которые являются действующими христианскими соборами (резиденциями епископов ), но также включает бывшие соборы и церкви, построенные в стиле соборов, которые имеют важное значение своим готическим стилем архитектуры. Таким образом, некоторые из перечисленных здесь зданий являются приходскими церквями или используются для других целей.
Список должен быть по возможности полным.
СОДЕРЖАНИЕ
Готические соборы в Европе
собор | Архиепископия или епархия | Место нахождения | Страна | Преданность | Примечания | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Церковь Матьяша (Церковь Богоматери) |
Dóm svätej Alžbety
Kostel Matky Boží před Týnem (Týnský chrám)
Костёл Мариацкий (Kościół archiprezbiterialny Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny)
Топ-10: Увлекательные примеры готической архитектуры в мире
Готическая архитектура больше, чем просто удивительна. Она неподвластна времени и зачастую захватывает дух. Не стоит и говорить, что Готическая архитектура была одним из самых экстремальных самовыражений человечества. Дело в том, что вы никогда не знаете, когда и где вы столкнетесь с этим уникальным стилем архитектуры. От американских церквей до грандиозных соборов и даже некоторых гражданских зданий, Готическая архитектура по-прежнему любима людьми и сегодня, но ничто не сравнится с классической готической архитектурой, о примерах которой мы расскажем в этой статье.
Существуют несколько различных типов, но все они прекрасны. От французского до английского и итальянского стиля, Готическая архитектура не идёт ни в какое сравнение с любой другой. Франция была местом зарождения Готической архитектуры, и, если посмотреть на историю готической архитектуры, то она почти духовная. Вот почему вы часто видите соборы 12 века, и даже современные церкви, построенные в прекрасном стиле готической архитектуры. Это один из самых пленительных архитектурных стилей известных на сегодняшний день. Красота заключается в чрезвычайной сложности конструкций и в каждой мелкой детали отделки. Эти произведения искусства выдержали испытание временем.
Это лишь некоторые из многих замечательных дизайнов готической архитектуры, которые доступны для публичного обозрения. Эти строения опять-таки просто неописуемы. Если у вас когда-нибудь появится шанс увидеть одно из этих чудесных произведений искусства, тогда вы сможете понять истинное величие, ностальгическую историю или реалистичность призрачных образов, которые, казалось бы, блуждают по неописуемо красивым залам этих потрясающих зданий. Ничто не сравниться с тем, что вы почувствуете, стоя перед одним из этих замечательных строений.
10. Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), Вена
Собор Святого Стефана, который был построен в 1147 году, стоит на развалинах двух церквей, которые раньше находились на этом месте. Это прекрасный пример всего того, что может предложить готическая архитектура. На самом деле он считается метрополией великой Римско-католической архиепархии Вены, и служит также в качестве места пребывания архиепископа. Это самое важное религиозное здание в Австрии.
Собор Святого Стефана вынес испытание временем и стал свидетелем многих исторических событий. Он покрыт красиво окрашенной крышей, которая в настоящее время выступает в качестве одного из самых уникальных и узнаваемых религиозных символов города. Изысканная крепость является отличительной особенностью венского горизонта.
Местные жители также называют вход в здание «Riesentor» или «дверь гиганта». Колокола, которые были когда-то размещены в Heidentürme (южной башне) были навсегда утеряны во время Второй мировой войны. Тем не менее, на северной башне есть колокольня, которая всё ещё функционирует. Самыми старыми частями собора Святого Стефана являются его римские башни и дверь гиганта.
9. Мирский замок (Mir Castle)
Мирский замок это захватывающий дух пример готической архитектуры 16-го века, расположенный в Гродненской области. Он является одним из самых важных туристических достопримечательностей в Беларуси. Знаменитый князь Ильинич построил его в начале 1500-ых годов. Однако строительство этого 3-этажного замка началось как строительство готического произведения искусства. Оно было позже закончено его вторым владельцем Миколаем Радзивиллой в стиле эпохи Возрождения. Замок был когда-то окружён рвом, и у его северной стены разбиты прекрасные итальянские сады.
Мирский замок перенёс значительный ущерб во время наполеоновских войн. Николай Святополк-Мирский купил его, и начал его восстановление, прежде чем передать его своему сыну для полного завершения. Сын Мирского нанял хорошо известного архитектора по имени Теодор Бурсзе (Teodor Bursze), чтобы исполнить пожелания отца, и его семья владела Мирским замком до 1939 года.
Замок когда-то служил гетто для евреев после их ликвидации нацистскими силами. Впоследствии он стал жилищным фондом, ну, а сегодня Мирский замок является объектом Национального наследия. Это огромная часть местной и национальной культуры, и феноменальный фрагмент готической архитектуры, которым могут любоваться как местные жители, так и туристы.
8. Собор Антверпенской Богоматери (Antwerp Cathedral)
Антверпенский Собор, также известный как Собор Антверпенской Богоматери, является Римско-католическим зданием в Антверпене (Antwerp), Бельгия. Строительство этого выдающегося шедевра готической архитектуры началось в 1352 году и продолжалось до 1521 года. Строительство было прекращено в 1521 году и на сегодняшний день остаётся не завершённым.
Собор стоит там, где с девятого по двенадцатый век находилась небольшая часовня Богоматери. Теперь он является самой большой и самой захватывающей церковью в готическом архитектурном стиле в Нидерландах.
Глядя на это царственное строение, сложно себе представить, что в 1533 году огонь разрушил его и это, по сути, явилось причиной того, что он не был закончен. Тем не менее, благодаря его удивительной красоте, он стал собором архиепископа в 1559 году. С начала 1800-х годов до середины 1900-х годов, он вновь пустовал и даже был повреждён во время нескольких местных войн.
Удивительное строение перенесло испытания временем, войной, огнём и его история обрела счастливый конец, когда в 19-ом веке благодаря реставрации оно было полностью восстановлено. В 1993 году, наконец, закончилась реставрация, которая началась в 1965 году и этот впечатляющий шедевр готической архитектуры и произведение искусства, был вновь открыт для публики.
7. Кёльнский собор (Cologne Cathedral)
Какой величественный шедевр готического архитектурного искусства! Его строительство продолжалось с 1248 по 1473 год, затем оно остановилось и возобновилось лишь в 19 веке. Как и многие здания его статута, Кёльнский собор является Римско-католической церковью и находится в Кёльне, Германия. Он служит резиденцией любимого народом архиепископа, а также архиепархией. Этот памятник является маяком и символом, как немецкого католицизма, так и выдающейся и запоминающейся готической архитектуры. Кёльнский собор также находится в списке объектов Всемирного наследия, и является самой посещаемой туристической достопримечательностью Германии.
Готическая архитектура, представленная в этом строении просто удивительна. Это самый большой готический собор в Северной Европе со второй по высоте сферой. У этого здания также имеется самый большой фасад из всех церквей по всему миру на сегодняшний день. Соотношение ширины к высоте клироса по сравнению с другими средневековыми церквями ставит его на первое место и в этой категории.
В этом неописуемо прекрасном здании есть так много прекрасных вещей, на которые можно посмотреть, что для того, чтобы по-настоящему оценить их, вам нужно посмотреть на них своими глазами.
Его дизайн был основан на дизайне собора Амьенской Богоматери (Amiens Cathedral). Он повторяет конструкцию с латинским крестом и высокими готическими сводами. В соборе можно увидеть прекрасные витражи, высокий алтарь, оригинальные крепления и многое другое. Его поистине можно назвать современным сокровищем.
6. Бургосский собор (Cathedral of Burgos)
Этот пример Готической архитектуры 13-го века опять-таки предстаёт перед нами во всей красе. Бургосский собор это безукоризненно построенный и отделанный изысканными мелкими деталями собор, находящийся в Испании и занимаемый католиками. Он посвящён Деве Марии. Это огромный архитектурный шедевр, строительство которого было начато в 1221 году и продолжалось до 1567 года. Собор построен во французском готическом стиле. Позже в 15-м и 16-м веке, в его структуру были также внесены элементы архитектурного стиля эпохи Возрождения. Он был включён в список соборов, считающихся предметами Всемирного наследия соборов и Готической архитектуры в конце 1984 года, став, таким образом, единственным испанским собор, носящим этот статус.
5. Собор Святого Вита (St Vitus Cathedral)
Этот великолепный образец готической архитектуры находится в Праге. Собор Святого Вита гораздо прекраснее, чем можно описать словами. Собор построен в строго готическом стиле. Он просто потрясающий. Если у вас когда-либо появится шанс посмотреть на него – обязательно сделайте это. Такая возможность совершенно точно предоставляется лишь один раз в жизни!
Собор является не только замечательным примером готической архитектуры, сама церковь является самой почитаемой и важной в стране. Он также является самым крупным собором. Он расположен рядом с Пражским Градом (Prague Castle) и гробницами императоров Священной Римской империи, кроме того, там покоятся останки чешских королей. Весь комплекс, конечно же, находится во владении государства.
4. Вестминстерское аббатство (Westminster Abbey)
Вестминстерское аббатство также известно как Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Collegiate Church of St Peter at Westminster). По большей части аббатство построено в готическом стиле и является одним самых заметных религиозных зданий Лондона.
По преданию, в конце 1000-х годов на том месте, где сейчас находится Вестминстерское аббатство, стояла церковь под названием Торн Ей (Thorn Ey). Строительство Вестминстерского аббатства, по легенде было начато по просьбе Генриха III в 1245 году для подготовки места его захоронения. В аббатстве было проведено более 15 королевских свадеб.
Это удивительное произведение Готической архитектуры было свидетелем многих исторических событий, войн, оно понесло свою долю ущерба, и пережило много дней славы. Сейчас оно является постоянным напоминанием событий давно ушедших дней.
3. Шартрский собор (Chartres Cathedral)
Шартрский собор также известен как Собор Шартрской Богоматери (Cathedral of Our Lady of Chartres). Это римский, средневековый католический собор, который находится во Франции. Большая его часть была построена с 1194 по 1250 годы, и он прекрасно сохранился. В 13 веке в конструкцию этого выдающегося произведения Готической архитектуры были внесены незначительные изменения, но в основном он остался практически таким, каким он был изначально. Святая плащаница Девы Марии хранится в Шартрском соборе. Считается, что плащаница была на Марии во время рождения Иисуса. Это строение и реликвия, хранящаяся в нём, являются популярными туристическими достопримечательностями, которые привлекают множество христиан.
2. Замок Рейнштайн (Burg Rheinstein)
Замок Рейнштайн является величественным замком, приютившимся на склоне холма в Германии. Он представляет собой просто незабываемое зрелище, а стиль готической архитектуры, применённый при его постройке, не идёт ни в какое сравнение с другими строениями того же временного периода.
Он был построен в период между 1316 и 1317 годом, но к 1344 году он начал приходить в упадок. Тем не менее, в 1794 году он был куплен и восстановлен персидским принцем Фридрихом (Prince Fredrick of Persia), который прожил в нём до 1863 года.
1. Ратуша Ауденарде (Oudenaarde Town Hall)
Наконец мы подошли к описанию Ратуши Ауденарде. Это восхитительно красивая ратуша в Ауденарде (Oudenaarde), Бельгия. Архитектором, создавшим этот шедевр, является Хендрик ван Педе (Hendrik van Pede) и она была построена между 1526 и 1537 годами. На это строение обязательно должны посмотреть все те люди, которые любят историю и прекрасное искусство или старые здания.
Самые красивые готические соборы Европы: топ 5
Готические соборы Европы узнаваемы во всем мире. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Типичная готическая архитектура и готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романского стиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. Например, сайт об архитектуре tartle.net с проектами домов, выполненных в самых разных архитектурных стилях. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение в искусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлением в Европе в течение почти 400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов. Этот стиль получил название архитектура неоготики.
Основы готической архитектуры
Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.
Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.
Самые красивые готические соборы Европы:
Кельнский собор (Германия). О д но из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.
Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.
Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.
Готические соборы: архитектура, дизайн 19 159 Раздел в процессе наполнения и корректировки
Для краткого руководства по эволюции архитектурного дизайна, см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Для обзора декоративно-прикладного искусства в средние века, пожалуйста, смотрите: Средневековое искусство (c.450-1450).
Архитектурная терминология, см.: Архитектурный словарь.
Архитектура готического собора: как строились соборы?
Примерно в середине 12-го века из соборов северной Франции начала распространяться новая художественная чувствительность с новыми архитектурными принципами. Романская церковь уступила организму, который заменил строительную систему, основанную на толстых несущих стенах, в пользу структуры, называемой скелетной системой, которая освободила строения от всех лишних частей, идентифицируя силы, действующие на внутреннюю часть – своды и вес крыши и стен – чтобы направить их по заранее определенным маршрутам. Это преобразование происходило в течение немногим менее столетия и началось в Иль-де-Франс (парижский регион), где стремление построить очень высокие нефы привело к пристальному вниманию к техническим и формальным аспектам строительства. Это предпочтение высоких нефов, унаследованных от определенных архитектурных течений романского искусства – от Клуни до великих османских соборов – стало центральным композиционным элементом церквей, что привело к новому способу восприятия пространства и его восприятия после геометрического разделения, отмеченного вертикальными формами колонн, идущих на полную высоту и заостренные арки.
Как часть «скелетной системы», ребра сводов образуют арочный каркас, который концентрирует усилие сверху и передает его в точки, которые внешне усилены парящими арками, которые, в свою очередь, уравновешиваются легкими опорами, которые передают вес на землю. С формальной точки зрения, взлет вверх внутренней структуры, бухта, используемая в качестве модуля для создания внутреннего пространства, сочленение стен и большие пространства окон приводят к расступлению стен («прозрачная система»). Автономность частей уменьшается в пользу большего пространственного слияния, а множественность визуальных линий приводит к вызывающим эффектам расширения. Эта гибкая и эластичная структура освобождает стены от их несущей функции, делая возможным широкие пространства окон с полихромным стеклом, которые приносят лучи цветного света в интерьер церкви, заполняя это пространство изменчивыми затенениями.
Этот свет, столь отличающийся от полумрака романских церквей, стал фундаментальным элементом в фигуративной теории готической архитектуры, которая физически и метафорически использует свет для раскрытия логических и конструктивных процедур – организованных в соответствии с схоластическим мышлением периода – которые поддерживают строительство собора. По мнению средневекового богословия, готический собор был выражением космического порядка и символическим образом нематериальной субстанции Бога, отраженной в гармонии пропорций здания и его светимости. Шпили, вершины и башни фасада подчеркивают преобладание вертикали, символизирующей напряжение в отношении божественного; Дверь неба освещена, и она освещает интерьер благодаря вставке огромного розового окна, истинной мистической мембраны между светом Божьим и сердцем верующих.
Готический собор также является выражением новой городской цивилизации, которая его создала. Эти вздымающиеся вверх, огромные, захватывающие дух церкви воспринимаются как идеальный образ самого периода. Таков был фундаментальный стимул для этих зданий и это привело к еще более амбициозным конструкциям.
Отпечаток, который готика оставила в более поздней образной и архитектурной культуре Европы, стал причиной горячих критических дебатов, и, начиная с итальянского гуманизма в 15-м веке, многие мыслители негативно относились к явно антиклассическим аспектам готики. В эпоху ренессансной архитектуры на манери деи Готи («стиль готики») смотрели свысока как на произвольную и варварскую, но с появлением архитектуры в стиле барокко ряд великих барочных архитекторов – главным образом Франческо Борромини (1599-1667) и Камилло-Гуарино Гуарини (1624-83) – начинали понимать технические качества и формальную оригинальность готических структур, в то время как романтика 19-го века от всего сердца охватывала готику, с новой любовью рассматривая ее и переоценивая ее широкий выразительный горизонт, благодаря таким фигурам, как Джон Раскин (1819-1900) и Виолье-ле-Дюк (1814-1879).
Происхождение дизайна готического собора
Великие французские соборы
Архитектурная эволюция собора с ранней до поздней готики сопровождалась усилением света и связанного с этим открытия стен благодаря использованию витража. Строители были немедленно привлечены к строительству парящих опор, которые сделали возможным это открытие, и их понимание мощных структурных последствий этих опор подтверждается быстрым распространением их использования во все более сложных и сложных вариациях. В самых больших конструкциях они используются в перекрывающихся группах, расположенных последовательно; они поддерживаются все более мощными опорами, увенчанными вершинами и шпилями, которые радикально преобразуют внешний вид конструкции, разбивая объемы в своего рода перспективном калейдоскопе или повторяя ритмическую модуляцию внутренних отсеков. Статуя колонны стала характерной чертой экстерьера, также как и повествовательная рельефная скульптура вокруг дверей и порталов. Были не менее важные внутренние изменения, поскольку использование летающих опор позволило увеличить высоту нефа до технически возможного значения без использования трибун над проходами; разделение нефа теперь достигло своей зрелой формы, сформулированной на возвышениях с тремя уровнями большого размера благодаря ликвидации галереи.
Именно на двух больших рабочих площадках в Бурже и Шартре, где работа началась примерно в то же время в середине 1190-х годов, перспективы улучшения, ставшие возможными благодаря удалению трибуны – неудобной и едва функциональной – использовались для достижения нового монументального облика, полного баланса и гармонии между частями и целым.
Монументальная концепция великих соборов является выражением восхождения на французский престол Капетяна Филиппа II (1165-1223), в то время как распространение готики по всей Европе связано с растущим влиянием французской политики и культуры на протяжении всего 13-го века.
Искусство Готического Собора
Как уже упоминалось, типичный готический собор был наполнен различными видами искусства, призванными прославить Бога и вдохновить собрание. Готическая скульптура использовалась по всему собору, особенно в форме повествовательных рельефов вокруг дверных проемов, иллюстрирующих истории из Библии. (Примечание: см. Английскую готическую скульптуру и немецкую готическую скульптуру для сравнения с французскими работами.) Кроме того, колонны-статуи стали важным декоративным дополнением к экстерьеру. Внутри собора кафедра и хор часто украшались сложной резьбой по дереву в различных фигуративных и абстрактных стилях. Витраж был еще одним очень важным видом католического искусства внутри церкви, с целыми стенами, казалось бы, посвященными ему. Лучшим примером, вероятно, является Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже. Библейская иллюминация была еще одной важной церковной художественной формой. Рукописи с готической подсветкой не имели себе равных среди других типов средневековой живописи и у каждого собора было множество изысканных текстов Евангелий, освещенных мастерами. Кузнечное дело было также очень неочевидно, либо в виде реликварий для святых мощей, либо литургических чаш, крестов, распятий и тому подобного. Художники нанимались для создания разнообразных алтарных произведений искусства, а также гобеленов, росписей и многого другого. Короче говоря, типичный французский готический собор – это не просто архитектурный шедевр, это еще и сокровищница, полная средневекового христианского искусства.
10 величайших готических соборов во Франции
Страсбургский собор (1015-1439)
Несмотря на то, что собор Нотр-Дам в Страсбурге является частью романского стиля (большая часть романского строения сгорела в 1176 году), он считается одним из лучших примеров позднеготической архитектуры. Немецкий архитектор Эрвин фон Штайнбах внес основной вклад в новый готический дизайн в период 1277-1318 гг. У него только один шпиль высотой 142 метра, который сделал собор самым высоким зданием в мире с 1647 по 1874 год. Он также известен своим розовым цветом, который происходит от особого типа песчаника Вогезы, использованного при его строительстве. Тем не менее, собор является самым известным за красочный оттенок его интерьера, вызванный солнечным светом, льющимся через его огромные витражи.
Базилика Сен-Дени (начало 1135 г.)
Первоначально большая средневековая аббатская церковь, ныне собор, Сен-Дени считается первой готической церковью. Расположенная на месте более ранней церкви Сен-Дени-де-ла-Шапель – построенной около 475 года в Сен-Женевьев и в которой хранятся мощи Сен-Дени, покровителя Франции, – базилика стала местом захоронения почти каждого французского короля из с 10-го по 18-й век, и привлекала паломников со всей страны. Новая Базилика была начата в 1035 году при Аббате Сугере (1081-1151), который перестроил части старой церкви в романском стиле, используя ряд революционно новых структурных элементов. Действительно, это была первая церковь, в которой вес конструкции был сконцентрирован на относительно тонких столбчатых опорах. Первоначально известный как «французский стиль», позднее он получил название «готика». Сен-Дени в настоящее время признан самым ранним примером крупной структуры, которая будет спроектирована и построена в готическом стиле. Кроме того, его неф 13-го века, построенный аббатом Одо Климентом, также является прототипом архитектуры Районнант-готик и архитектурной моделью для соборов и аббатств на всем континенте.
Лаонский собор (1160-1235)
Вместе с Буржским собором и Собором Парижской Богоматери, Лаонский собор является одним из наиболее ярких образцов раннеготической архитектуры 12 и 13 веков. Нынешняя структура началась с ранней секции хора и была закончена до восточной стороны трансепта к 1174 году. Вторая строительная кампания продолжалась с 1180 по 1235 год. Неф был возведен с четырьмя ярусами фонарей, трифориума и трибуны под сексторонними пролетами, а затем первоначальный хор был заменен значительно расширенным нынешним хором. План этажа собора крестообразный, а хор заканчивается прямой стеной, а не апсидой. Его западный фасад с тремя порталами, каждый из которых украшен библейской скульптурой, и его розовое окно, датируемое 1210 годом, стоит в одном ряду с фасадом Нотр-Дама (Париж) в готическом стиле. Его пространственное расположение подчеркивается, например, колоссальными размерами отверстий и огромным центральным розовым окном. Церковно-артикулярное сочленение фасада обогащено деталями, в том числе необычайной изобретательностью башен.
Собор Нотр-Дам, Париж (1163-1345)
Нотр-Дам, один из самых известных в мире готических соборов, был одним из первых зданий в мире, где использовалась арочная внешняя опора, известная как «парящая опора». Его трансепты были позже переработаны в стиле Rayonnant Жаном де Шеллем, а затем Пьером де Монтре. Его сокровищница известна многочисленными священными реликвиями, включая терновый венец Христа и фрагмент Истинного Креста. К сожалению, во время Французской революции значительная часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена, хотя это не помешало Наполеону Бонапарту быть коронованным Императором в соборе 2 декабря 1804 года. Обширная программа ремонта, проводимая под руководством эксперта-реставратора Eugene Viollet-le-Duc началась в 1845 году. Нотр-Дам был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
Собор Святого Гатьена (1170-1547)
Святого Гатьена в Туре является ярким представителем стиля готической архитектуры 15-го века, хотя он включает в себя элементы трех архитектурных школ – готики, романской и ренессансной. Он известен прежде всего своим возвышенным витражным искусством и богато украшенным западным фасадом. Нынешнее здание заменило романское сооружение 12-го века, части которого (включая часть нефа и опоры башни) все еще остаются. Готический южный трансепт и башни были возведены около 1170 года, а алтарь (и территория вокруг алтаря) был перестроен в период 1236-1279 годов архитектором Этьеном де Мортаньем. Большая часть нефа, прохода и часовни были построены в 14-м веке, в основном архитектором Симоном дю Маном, хотя неф был закончен только в 15-м веке, благодаря архитекторам Жану Папену, Жану де Дамартину и Жану Дюрану, а также щедрости Карла VII и герцога Бретани.
Шартрский собор (1194-1250)
Шартр, один из лучших примеров французского стиля высокой готики, необычен тем, что сохранился в значительной степени нетронутым. Его архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала 13-го века, в то время как большая часть его величественного витража датируется периодом между 1205 и 1240 годами: четыре ланцета содержат панели из романского стекла, которые пережили пожар 1195 года. Большая часть его каменной скульптуры также выжила. Например, сотни фигур, которые украшают его три великих фасада – Западный, Северный и Южный трансепты – все датируются 13-м веком. В 1979 году Шартр был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Буржский собор (1195-1230)
Наряду с Нотр-Дамом (Париж) и Лаоном, Буржский собор является великолепным образцом раннеготической архитектуры. Необычно, у него нет трансептов, которые пересекают неф в большинстве готических соборов, но есть двойной проход. Отсутствие трансепта позволило архитектору Буржа оформить проходы как два ступенчатых зала, которые обвивают апсиду без перерыва. Внешняя структура отмечена толстыми стенами и множеством тонких парящих опор – арочных внешних опор, которые поглощают вес хранилища и нефа. Их крутой угол позволяет им эффективно направлять тягу к внешним опорам. Буржский собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
Реймский собор (1211-1275)
Амьенский собор (1220-1270)
Амьен, один из крупнейших готических соборов во Франции, стоит на холме с видом на реку Сомму в регионе Пикардия. Он был разработан Робертом де Люзаршем вместе с Томасом и Рено де Кормонтом. Каменное пространство нефа имеет высоту 42 метра (138 футов), уступая только собору Бове. Хотя большая часть его оригинального витража была утеряна, собор известен своей рельефной скульптурой 13-го века на западном фасаде и порталом южного трансепта. В центре внимания западного фасада находится розовое окно, но крайняя высота нефа помещает окно в очень высокое положение, оставляя порталы первого этажа для соединения с трифориумом посредством двух наложенных друг на друга галерей, которые дополнительно подчеркивают тесную связь между экстерьером и интерьером. В целом, в результате получается сильно сочлененный фронт – прорезанный глубокими тенями и загруженный элементами на разных уровнях – в резком контрасте с суровой простотой интерьера. Амьенский собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года.
Собор Бове (1225-1600 гг., незаконченный)
Известный своими структурными разрушениями, собор Бове также отличается своим прекрасным хором, который Юджин Виолье-ле-Дюк назвал «Парфеноном французской готики», а также изысканными витражами 13-го, 14-го и 16-го века, некоторые из которых были созданы ренессансным художником Engrand Le Prince, уроженцем города. (См.: Витражное искусство: Материалы и методы.) Начались работы в соборе под руководством епископа Мило де Нантея после нескольких пожаров в предыдущей базилике с деревянной крышей. Хор был закончен в 1272 году, с самым высоким сводом из всех соборов в Европе – его высота 48 метров (157 футов), значительно превышает 42-метровый неф Амьенского собора. К сожалению, в 1284 году часть свода над хором рухнула – в основном из-за того, что сооружение было слишком высоким. Несмотря на эту неудачу, строение было перестроено на ту же высоту, хотя с дополнительными опорными колоннами и новой структурой секционного свода, заменяющей старую четырехстороннюю. Строительство продолжалось в 16 веке с новым трансептом и амбициозной центральной башней высотой 153 метра. Затем в 1573 году башня рухнула, после чего было сделано несколько дополнений. Собор Бове также известен своими деревянными дверями северного и южного порталов, вырезанными в готическом и ренессансном стилях, соответственно, а также коллекцией гобеленов XV века. Бове считается оригинальным примером, так как крушение его хранилища в 1284 году ознаменовало конец эпохи и с тех пор строители и меценаты отказались от стремления к все более высоким структурам, которые были ключевой характеристикой готической архитектуры. Бове считается завершением развития стиля, установленного в Шартре и Реймсе.