соборование в даниловом монастыре
Даниловский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Свято-Троицкий Данилов монастырь – это одна из уникальных обителей, основал которую «отец Москвы», князь Даниил, сын Александра Невского. В некрополе этого монастыря был похоронен Николай Гоголь, многие другие известные люди. Сегодня обитель привлекает немало паломников, которые хотят приложиться к мощам Даниила, а также к башмачку Спиридона Тримифунтского, который тоже находится в Даниловском монастыре. На территории монастыря размещены Синодальная резиденция, резиденция Патриарха, Отдел внешних церковных связей. Каков же адрес Данилова монастыря, когда лучше побывать в обители, что о ней стоит знать?
Адрес Даниловского монастыря
Как лучше добраться до Свято-Даниловского монастыря
Посещение обители, режим работы
Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00.
Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:
У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.
Расписание богослужений
День недели | Богослужение | Время начала | Храм |
Понедельник-пятница | Полунощница Часы, Литургия Часы, вечерня, утреня | 6.00 7.00 17.00 | Храм Святых Отцов |
Суббота | Часы, Литургия Всенощное бдение | 6.45 8.45 17.00 | Храм Святых Отцов Троицкий собор Троицкий собор |
Воскресенье | Часы, Литургия Вечерня, утреня, часы | 6.45 8.45 17.00 | Храм Святых Отцов Троицкий собор Троицкий собор |
В дни Великого поста в храме Святых Отцов Свято-Данилова монастыря меняется расписание богослужений: Литургия совершается вместе с вечерней по средам, пятницам и дням, накануне которых проходило полиелейное богослужение, а с воскресенья по четверг утреня и повечерие начинаются в 16.30.
Где остановиться неподалеку
При самом монастыре нет гостиницы для паломников. Здесь также не принимают на ночлег. Неподалеку от обители построена гостиница «Даниловская», которая принимает и паломников, и туристов. Здесь есть одно- и двухместные номера, апартаменты, полулюкс. Можно забронировать места заранее, в том числе и на сайте.
История создания обители
Архитектурные и культурные достопримечательности
Святыни Данилова монастыря
В Даниловском монастыре сегодня находятся многие святыни: это и раки и ковчеги с мощами, и иконы с частицами мощей, и чтимые иконы. Значительная их часть была передана обители после возрождения, в середине 80-х годов.
Фото и видео Свято-Даниловского монастыря
Данилов монастырь – это обитель, история которой изобилует чудесами, яркими страницами расцвета и черными датами упадка. Она раз за разом возрождалась, а количество святынь в ней увеличивалось. И сегодня сюда едут паломники, чтобы поклониться мощам святых, хранимых здесь.
Общее расписание богослужений
Расписание богослужений на ближайшую неделю представлено в разделе «Расписание богослужений» (оно уточняется в конце предыдущей недели).
Повседневные
С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов:
— 6:00 Братский молебен, полунощница (совершаются, если служба накануне вечером не является всенощным бдением).
— 7:00 3-й и 6-й часы, Божественная литургия.
— 17:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час.
Великим постом, в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов:
— 6:00 Братский молебен, полунощница, часы, изобразительны, вечерня.
В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.
— 16:30 Повечерие, утреня, 1-й час — с воскресенья по четверг.
В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.
В субботу:
— 6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
— 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.
— 17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе.
В воскресенье:
— 6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
— 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.
— 17:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
В дни больших праздников:
Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписании праздничных богослужений. Братский молебен и полунощница в день праздника не совершаются.
Молебны и акафисты
Акафисты, совершаемые с третьей недели по Пятидесятнице до недели свв. праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
— благоверному князю Даниилу Московскому — по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
— преподобноисповеднику Георгию Даниловскому — каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) — в Покровском храме;
— перед иконой Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно — по пятницам в 17:00 в Троицком соборе;
— пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
— акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
Заказные молебны, акафисты и панихиды
По воскресеньям и большим праздникам, когда в монастыре совершаются две Литургии, по окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 водосвятный молебен с акафистом св. блгв. кн. Даниилу Московскому в Покровском храме.
Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
Краткий молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и св. блгв. кн. Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади Серпуховская Застава (вблизи северного выхода из метро «Тульская») совершается еженедельно по средам в 17:00, кроме дней, когда в монастыре служится всенощное бдение.
Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» совершается по вторникам и пятницам в 10:00 в храме прп. Серафима Саровского.
Таинство Исповеди
С понедельника по пятницу в 7:00 в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
По воскресеньям и большим праздникам:
— 6:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
Накануне больших праздников, когда совершается всенощное бдение с литией, в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
Таинство Елеосвящения (Соборование) совершается только во время Великого поста (кроме первой седмицы) по четвергам в 17:00 в Троицком соборе. На Страстной седмице — в Великий Вторник.
Беседа со священником
Беседы со священником временно не проводятся.
В монастыре не совершаются: Крещение, Венчание, отпевание.
Заказать молитвы о здравии и упокоении
В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках, а также через Интернет можно заказать следующие молитвы:
— Записка на Литургию (на полгода, на 1 год, на 2 года, на 5 лет), в одной записке может быть указано до 15 имен;
— молебен с акафистом прп. князю Даниилу Московскому;
— молебен с акафистом;
— молебен;
— панихида;
— сорокоуст;
— Псалтирь (Псалтирь читается на подворье прп. Сергия Радонежского в с. Михеи Рязанской области и не является «неусыпаемой», т. е. не читается круглосуточно).
Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не поминаются.
Среда второй седмицы Великого поста
Традиционно, в дни Великого Поста, по четвергам (кроме первой седмицы) в Троицком соборе Данилова монастыря совершается таинство Елеосвящения (Соборование). Елеосвящение (молитвомаслие) — одно из семи таинств Православной Церкви. Оно называется также соборованием, поскольку обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. К сожалению, до сих пор с этим таинством связаны некоторые предрассудки и заблуждения: считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством, в чем его суть?
Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16:18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами.
Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). С тех пор у христиан и совершается таинство Елеосвящения.
Первоначально оно совершалось через возложение рук совершителя (см. Деян. 28:8-9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой по совершении таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. Уже в апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому, как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием и право совершать таинства было предоставлено и священникам.
Существует заблуждение, что приступать к таинству Соборования надо лишь при тяжких заболеваниях и чуть лишь не на смертном одре. Это заблуждение пришло к нам с Запада, где веками рассматривали Соборование как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти», а в средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому таинству наложило, на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия.
Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о этом Таинстве. Мы должны вернуться к святоотеческой мысли о Соборовании как таинстве исцеления.
Таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров, из чего объясняется и наименование таинства Соборованием. Однако, в случае крайней надобности его совершает один священник, однако от лица собора пресвитеров.
Соборование в даниловом монастыре
С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов
В субботу
В воскресенье
Молебны и акафисты
Акафисты, совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец
(предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
Заказные молебны, акафисты и панихиды
По будням в Покровском храме:
По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:
Заказные молебны и панихиды НЕ совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.
Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и субботам в 14:00.
Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
По субботам:
По воскресеньям и большим праздникам:
Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.
В монастыре не совершаются:
Крещение, Венчание, Отпевание.
Заказать молитвы о здравии и упокоении
В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках можно заказать следующие молитвы:
Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.
Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.
Просфорня Данилова монастыря
Просфорня Данилова Монастыря работает кроме праздничных дней
— с понедельника по пятницу — с 10:00 до 17:00,
— в субботу — с 11:00 до 13:00.
По предварительной договоренности возможна доставка.
Главнейшее христианское богослужение — Божественная литургия, во время которого совершается таинство Евхаристии, не может обойтись без просфор. Ведь и Агнец, который во время таинства непостижимым образом пресуществляется в Тело Христово, и четыре служебные, а также великое множество малых просфор, из которых священник во время священнодействия вынимает частичку в воспоминание всех живых и мертвых православных христиан, суть «хлебы приношения».
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в нем — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина
В 1984 году, практически одновременно с монастырем, была открыта и просфорня Данилова монастыря. Она разместилась в правой крытой галерее Покровской церкви, на первом этаже храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. У истоков Даниловского просфоропечения стояли приснопоминаемые бывший духовник монастыря архимандрит Даниил (Воронин), наместник Свято-Лукиановой мужской пустыни архимандрит Досифей (Даниленко), а также архимандриты Соловецкого монастыря Мефодий (Морозов) и Иосиф (Братищев). Все они, будучи выходцами из богатой духовными традициями Троице-Сергиевой лавры, перенесли в Данилов монастырь традицию благоговейной и правильной выпечки церковно-служебных просфор.
Кроме них, в разное время на монастырской просфорной проходили послушание будущие епископы: Евстафий (Евдокимов), Ипполит (Хилько), Иоанафан (Цветков), схиигумен Рафаил (Шишков) и многие другие.
В первые годы после открытия Свято-Даниловой обители служба в монастыре совершалась всего раз в неделю: по воскресеньям. В то время просфорня располагалась в одной небольшой комнате, и, кроме проходивших здесь послушание насельников монастыря, здесь работали всего двое мирян. По мере того, как монастырских богослужений становилось все больше, а нужда в просфорах для вновь открывающихся храмов Москвы и ближнего Подмосковья стремительно возрастала, к работе в просфорне все чаще стали привлекать мирян.
За эти годы на этом месте сменилось немало народу. Для некоторых это было началом церковной жизни. Человек хотел послужить Богу, приходил работать просфорником, а потом ему предлагали более серьезное дело: он становился священником или уходил в братию. Для многих просфорня стала началом алтаря, некоторые диаконы, которые несли здесь послушание, сейчас — епископы и архимандриты. А есть те, кто, придя много лет назад, так и остались работать здесь.
Поскольку просфора — жертва, приношение Богу, она должна быть самого лучшего качества. Всем хорошо известно, что качество получаемого продукта зависит от качества исходного сырья. Даниловские богослужебные хлебы —просфоры и артосы — выпекаются исключительно из высококачественной муки.
Конечно, качество сырья очень важно, но в просфорне важно другое — люди, их отношение к своей работе. Согласно преданию Православной Церкви, просфоры выпекаются из теста, замешанного на дрожжах или специальной закваске («квасной хлеб»). Казалось бы, что тут особенного: мука, вода, дрожжи, соль, да и в технологии выпечки ничего особенно сложного нет. Но с просфорой всё не так просто, просфора — это не хлеб для еды. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней, а за кажущейся простотой ее изготовления скрывается множество тонкостей, нюансов пекарного искусства, личного опыта, секретов, полученных от коллег.
Качество просфоры во многом зависит от того, как просфорник относится к своему послушанию. В мире ли он с Богом, с окружающими, с самим собой. И, конечно же, молитва, без нее не начинается ни один рабочий день. В настоящее время в монастырской просфорне работают девять человек. Это труд, связанный с большими физическими нагрузками, поэтому, учитывая и объемы производства, в Даниловом монастыре просфоры пекут мужчины. Руководит работой старший просфорник Руфат Юсиф оглы Зейналов (в крещении Александр). Он пришел в монастырь в конце 1980-х годов, и за эти долгие годы освоил все тонкости профессии, но сам скромно говорит, что по-прежнему продолжает учиться. Ему предлагали сменить профессию, но он решил, что его служба Богу — это работа на просфорне.
Двадцать лет назад вышла в свет книга диакона Олега Старкова «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое. », которая стала учебником для тех, кто желает научиться выпекать просфоры. Но многие просфорники по-прежнему считают, что практика, личный опыт, который передается «из рук в руки», а главное — вера, молитва, благоговейное отношение к порученному послушанию остаются самыми важными в таком ответственном деле как приготовление богослужебных хлебов.
Просфорня Данилова ставропигиального мужского монастыря выпекает богослужебные хлеба для своих нужд и на продажу православных приходам в других городах и весях России, ее продукцию хорошо знают в ближнем и дальнем зарубежье — Греции, Израиле, Франции, Испании, даже в далеком Перу.