собор вознесения господня звенигород
Собор вознесения господня звенигород
благочинный Звенигородского церковного округа
Светское образование: среднее 1995 – СОШ
Духовное образование: семинария 1999 – Одесская ДС, магистратура 2003 – МДА
Хиротонисан: 19 января 2003 Архиепископом Верейским Евгением в Покровском Академическом храме
День тезоименитства: 19 декабря
— 2019 грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2017 медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»
— 2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования
— 2009 наперсный крест
— 2000 грамота Патриаршая
протоиерей Сергий Михайлович Кашевник, 1956
Клирик: Вознесенский собор Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Московская, д. 2 а
Светское образование: высшее 1988 – МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова
Духовное образование: семинария 2013 – Тульская ДС
Хиротонисан: 27 сентября 1989 архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном
День тезоименитства: 18 июля
— 2016 грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2014 крест с украшениями
— 2006 орден прп. Сергия Радонежского III ст.
— 1999 медаль св. блгв. кн. Даниила Московского
Звенигород
Храмы Московской области
Церковь Вознесения Господня
По документам Вознесенская на Посаде церковь известна с 1624 г.
В писцовых книгах этого года сохранилось описание храма: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское, а у церкви во дворе поп Стефан, во вдоре проскурница Авдотьица. »
В 1630 г. «Генваря в 15 день Великий Государь Святейший Партиарх Филарет Никитич Московский и всея Русии пожаловал в Звенигороде Вознесенскому попу Степану на молебен гривну, да тому же попу Степану дано за лукошко, что взято на водосвятную чашу 6 денег. »
В 1659 г. царю из Звенигорода писал воевода Власий Неронов: «Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Руси самодержцу из Звенигорода холоп твой Власко Неронов челом бьет. В нынешнем, государь, во 167 году майя во 8 день, судом, государь, Божиим под твоим государевым городом Нижний посад погорел весь, твое, государь, царское богомолье церковь Вознесения сгорела, и что в ней было церковной казны, образов и книг все погорело, а которые были у твоего государева у денежного сбора целовальники, сбирали твою государеву таможенную казну, у них твоя государева казна и книги погорели. а загорелось у посацкого человека у Степана с улицы, на воротах на верху, а не ведомо от чего, только, государь, кузница близкуо стояла против того двора, да человек сгорел лет в двадцать и свыше посацкой, отъимаючи церковь, Иван Микитин».
В 1784 г. был составлен регулярный план Звенигорода. По плану город развивался на восток и северо-восток. Вознесенская церковь стояла на главной, торговой площади, здесь же, на Верхнем посаде, разместились присутственные места и воеводский дом.
Каменный Вознесенский храм начал сооружаться вместо деревянного в 1792 г.
На планах 1796 и 1798 гг. Вознесенская церковь значится ещё деревянной. В приход храма Вознесения было причислено все население Нижнего посада, и поэтому в XIX в он воспринимается как главный городской храм.
В 1838 г. к небольшому храму тщанием церковного старосты купца Ивана Семеновича Стариченкова пристроены колокольня и просторная теплая трапезная в которой были устроены придельные храмы в честь Толгской иконы Божией Матери и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Родившийся в 1775 г Иван Семенович Стариченков с 1834 по 1846 г. четырежды исполнял должность городского головы, а по окончании последнего срока ему было «дозволено носить в отставке мундир должности Городского головы присвоенный». Получил он и звание почетного гражданина.
Являясь старостой главного городского храма Вознесения Господня, он пристраивает к нему теплую трапезную и колокольню, обносит территорию храма «каменною, с железными решетками и дверями, оградою».
В 1860-х гг. церковным старостой Вознесенского храма и заведующим богадельней при нем был купец 2-й гильдии Пётр Иванович Стариченков (1833-1890-е гг.).
Его дом стоял на Московской улице.
П.И. Старченков, его жена Александра Николаевна и дочери Анна и Любовь были похоронены у алтаря храма.
Любовь Петровна поступила актрисой в театр, играла в Малом театре, театре Корша под псевдонимами «Ольшанская» и «Александрова», потом вернулась в Звенигород и работала библиотекарем. Брат Петра Ивановича, Василий Иванович Стариченков, состоял блюстителем при Звенигородском духовном училище, а также содержал школу в с. Пятницы-Берендеево. За свою деятельность он неоднократно получал благодарности и награды от Святейшего Синода. Разумеется, Стариченкова нельзя поставить в один ряд с крупными купцами и предпринимателями того времени, деятельность которых разворачивалась в Москве и во многих уездных городах Московской губернии. Однако в Звенигороде он занимал первенствующее положение, и другие городские купцы не могли соревноваться с ним в предпринимательском успехе.
Причт Вознесенского храма издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря.
По клировой ведомости 1849 г. в Вознесенском храме служил протоиерей Кирилл Васильевич Воскресенский, 58 лет, сын священника Московской губернии Коломенской округи, обучался в Славяно-греко-российской академии, был определен при Его Высокопреосвященства Московском и певческом хоре инспектором, певчих учителем.
До 1821 г. он обучал певчих латинскому языку, катехизису, священной истории, арифметике и писанию, произведен во священника к Вознесенскому храму. По всем присутственным местам избран увещателем. В Звенигородском Духовном правлении был избран присутствующим, определен благочинным.
С 1832 по 1834 г. был смотрителем городских Духовных училищ. Определен законоучителем в Звенигородское уездное училище. Произведен в протоиереи и утвержден цензором проповедей, произносимых в Саввино-Сторожевском монастыре учеными священниками, состоявшими в Звенигородской округе. Утвержден членом попечительного о тюрьмах Комитета. Награжден наперсным крестом.
В семье о. Кирилла было трое детей. В это время Дьяконом в Вознесенском храме служил Григорий Иоаннович Соколов, Дьячком Григорий Иванович Остроумов. Дома у священно-церковнослужителей были собственные на церковной земле.
В 1-й округ входили храмы Звенигорода и 10 храмов в сёлах, которые в наше время Расположены на землях Одинцовского и Истринского районов.
В 1870-х т. настоятелем храма был священник Николай Фивейский.
В 1910-х гг. настоятелем Вознесенского храма, заведующим Звенигородской церковно-приходской школой, законоучителем звенигородской женской прогимназии был священник Лазарь Гниловский.
В 1900 г. была открыта Звенигородская церковно-приходская школа. Школа помещалась в собственном здании. Заведовал школой настоятель Вознесенского храма священник Лазарь Гниловский, попечителем был коллежский секретарь В.П. Антонов. Эта школа была одноклассной, и ее открытие состоялось 2 сентября 1900 г.
Школа помещалась в одном из четырех леревянных домов принадлежавших церкви. Деревянные дома причта Вознесенской церкви сохранились.
В 1906 г. церковным старостой Василий Семёнович Некрасов (родился в 1846 г.)
Василий Семёнович владел суконной фабрики в с. Петровском, после того как фабрика сгорела, он переехал в Звенигород, где в 1887 г. открыл бакалейную лавку.
Сын Василия Васильевича Некрасова, Александр, в 1914 г. окончил Московскую Духовную семинарию.
В 1896 г. в Звенигороде была открыта Верхнепосадская церковно-приходская школа. Она помещалась в здании, построенном на средства городского Звенигородского управления.
В 1909 г. в школе было 60 учащихся. Заведующим школой был священник Александр Дмитриевич Соловьев, попечителем звенигородский мещанин С.С. Чернышев.
Отец Александр Соловьев служил при Вознесенском храме с 1880-х гг., сначала диаконом, потом был рукоположен во священника, в 1890-х гг. был членом городской думы.
19 мая 1916 г. в Вознесенском храме служил митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий (1836-1926), в семинарии он получил прозвание – Невский, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа).
Положение Вознесенской церкви определило ее участь во время гонения на Церковь,
В мае 1922 г. в Вознесенском храме происходило изъятие ценностей, согласно акту храма были отобраны: две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, 8 лампад, 2 евангелия в серебряных окладах, украшенных аметистами.
В том же году Вознесенская церковь первой из городских церквей, была закрыта. В здании было устроено зернохранилище, затем гараж. Для въезда в храм была проломлена боковая стена.
В мае 1941 г. Вознесенская церковь была разрушена. На месте храм был поставлен памятник Сталину, разрушенный менее чем через два десятилетия.
В наше время Вознесенский храм строится вновь.
Собор вознесения господня звенигород
благочинный Звенигородского церковного округа
Светское образование: среднее 1995 – СОШ
Духовное образование: семинария 1999 – Одесская ДС, магистратура 2003 – МДА
Хиротонисан: 19 января 2003 Архиепископом Верейским Евгением в Покровском Академическом храме
День тезоименитства: 19 декабря
— 2019 грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2017 медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»
— 2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования
— 2009 наперсный крест
— 2000 грамота Патриаршая
протоиерей Сергий Михайлович Кашевник, 1956
Клирик: Вознесенский собор Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Московская, д. 2 а
Светское образование: высшее 1988 – МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова
Духовное образование: семинария 2013 – Тульская ДС
Хиротонисан: 27 сентября 1989 архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном
День тезоименитства: 18 июля
— 2016 грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2014 крест с украшениями
— 2006 орден прп. Сергия Радонежского III ст.
— 1999 медаль св. блгв. кн. Даниила Московского
— 1997 наперсный крест
протоиерей Николай Геннадиевич Бабин, 1965
Настоятель: Покровский храм Одинцовский район, дер. Болтино Преображенский храм Одинцовский район, с. Крымское, стр. 12
Светское образование: МГУ, 1989 г.
Хиротонисан: Хиротонисан 03 февраля 1991 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием
День тезоименитства: 19 декабря
— 2017 медаль «За усердное служение» I ст.
— 2015 крест с украшениями
— 1998 наперсный крест
протоиерей Николай Серафимович Ерёменко, 1956
Светское образование: высшее 1984 – КГМИ
Хиротонисан: 07 апреля 1996 Епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом в Казанской церкви г. Сыктывкар
День тезоименитства: 19 декабря
— 2005 грамота Архиерейская
— 2004 наперсный крест
Протоиерей Александр Николаевич Карлюк, 1977
Настоятель: Александроневского храма Иоакимоанновского храма г. Звенигорода
Светское образование: среднее, 1994
Духовное образование: МДС, 1998; МДА СЗО, 2012 г
Хиротонисан: 12 апреля 1998 года архиепископом Верейским Евгением в Покровском Академическом храме
День тезоименитства: 12 сентября
— 2018 — грамота Благодарственная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2016 — грамота Благословенная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
— 2015 — медаль «В память 1000-летия преставления равноап. вел.кн. Владимира»
— 2012 — медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»
— 2010 — грамота «За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования»
— 2008 — сан протоиерея
— 2007 — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.
— 2003 — орден прп. Сергия Радонежского III ст., наперсный крест
— 2000 — грамота юбилейная, камилавка
протоиерей Александр Иванович Антошкин, 1959
Настоятель Христорождественский храм, Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Калинина, д. 88, Введенский храм
Светское образование: высшее 1994 – ММСИ; 1982 – АГМИ
Духовное образование: семинария 2013 – КДС
Хиротонисан: 09 августа 1998 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря
День тезоименитства: 12 сентября
— 2020 крест с украшениями
— 2018 орден прп. Серафима Саровского III ст.
— 2018 грамота Благословенная митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
Собор Вознесения Господня (Звенигород)
Контактная информация
Вознесенский собор был построен в 2007 г. к 600-летию со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Большая роль в деле возведения собора принадлежит главе городского округа Звенигород Леониду Оскаровичу Ставицкому. 27 июля 2007 г. состоялось торжественное освящение собора Вознесения Господня митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. И в тот же день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию. Место, на котором выстроен собор, отличается красивым пейзажем, храм стоит на открытом пространстве и хорошо виден издалека.
Холм, на котором расположен Вознесенский собор, с незапамятных времен был местом, на котором строили храмы. Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI веке. После периода Смуты в начале XVII века, когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде.
Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму.
В XVIII веке, согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан.
В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Современный собор Вознесения Господня, освященный в 2007 г., в архитектурном плане значительно отличается от храма конца XVIII века. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.
Во время обозрения храмов Звенигородского уезда в конце XIX – начале XX вв. Звенигород часто посещали московские епископы и митрополиты, которые, как правило, служили в Вознесенском соборе. В августе 1914 г., когда в храме пребывал епископ Можайский Димитрий, было объявлено о начале Первой мировой войны. Преосвященный Димитрий, стоя перед собором, призвал звенигородцев «на защиту веры, Царя и Отечества». На городской площади собралось много народа: жители Звенигорода и окрестных селений, призываемое ополчение – тысячи людей. Обращаясь к ополчению, епископ сказал: «Не столько надейтесь на острие своих мечей и меткость ваших пуль, сколько на силу Креста Господня…». В эту минуту, поистине высокую и святую, отовсюду слышались крики благодарности и радости. В заключение всего по благословению епископа Димитрия воинам раздали иконки с изображением преподобного Саввы.
Судьба собора в советское время
После революционных событий 1917 г. имущество собора было национализировано, а в 1922 году храм был закрыт для прихожан. В здании церкви разместили пункт заготовки зерна, а для того, чтобы зерно было удобно подвозить, сломали боковую стену со стороны реки. С 1939 по 1941 гг. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки.
В апреле 1941 г. было принято решение о разрушении Вознесенского собора, а кирпич от сломанных стен было решено использовать для строительства. В мае 1941 г. храм был полностью разобран, а на его месте установлен памятник Сталину, в свою очередь уничтоженный через несколько лет. Интересно, что даже несмотря на нехватку места под строительство, холм, на котором стоял храм, не застраивался. Проекты застройки этой территории, разрабатываемые городскими властями, так и не были реализованы. Три дома притча в перестроенном виде сохранились до настоящего времени. В советское время в них располагались скорая помощь, детский сад, жилые квартиры.
С уничтожением Вознесенского храма Звенигород потерял и духовный центр, и значимую архитектурную доминанту. Но Вознесенский холм не случайно оставался незастроенным, словно ожидая своего возрождения. В 1998 г. здесь была построена небольшая часовня, в которой хранили икону праздника Вознесения Господня. А в 2007 г. на холме был выстроен новый собор. После его постройки Звенигород в значительной степени изменился, границы исторического центра города теперь очерчены двумя замечательными храмами – князя Александра Невского и Вознесения Господня.
Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности. Путеводитель – М., 2009.
Звенигород. Церковь Вознесения Господня (старая).
Вознесенская церковь
Сейчас на месте храма находится Вознесенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1998 году вместо храма поставлена небольшая памятная часовня. В 2003-2007 годах на старом месте выстроена новая кирпичная церковь с теми же тремя престолами. Здание церкви представляет собой четырёхстолпное пятикупольное кирпичное здание в неовизантийском стиле.
По документам, Вознесенская на Посаде церковь известна с 1624 г. Каменный Вознесенский храм начал сооружаться вместо деревянного в 1792 г.
Существовавшая ранее церковь Вознесения Господня на посаде в городе Звенигороде.
Время построения Вознесенской церкви неизвестно. В писцовых книгах 1624 г. Звенигородского уезда значится: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, книги, клепало и всякое церковное строение мирское; … а земля церкви дана десятинная, и ту церковную землю дозирал великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкий в 1620 году и пустовые церковные земли дозирал он же в том же году, и те пустовые земли отдает в оброк староста поповской церкви села Козина Никольский поп Герасим».
Вознесенская церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1628 по 1740 гг. и в переписных книгах 1677 г. архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима.
В 1624 г. в Звенигороде на посаде находилось 18 дворов посадских, да на городской стороне 29 мест пустых, да Москвою рекою 14 дворов посадских, на посадской земле в Звенигороде 5 дворов, а живут в них звенигородский поп и дети боярские. Под 1678 г. значится Вознесенская слобода, в ней 28 дворов посадских, людей в них 135 человек и двор протопопа.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.
Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде.
Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму.
В XVIII в., согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан.
В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.
Во время обозрения храмов Звенигородского уезда в конце XIX – начале XX в.в. Звенигород часто посещали московские епископы и митрополиты, которые, как правило, служили в Вознесенском соборе. В августе 1914 г., когда в храме пребывал епископ Можайский Димитрий, было объявлено о начале Первой мировой войны. Преосвященный Димитрий, стоя перед собором, призвал звенигородцев «на защиту веры, Царя и Отечества». На городской площади собралось много народа: жители Звенигорода и окрестных селений, призываемое ополчение – тысячи людей. Обращаясь к ополчению, епископ сказал: «Не столько надейтесь на острие своих мечей и меткость ваших пуль, сколько на силу Креста Господня…». В эту минуту, поистине высокую и святую, отовсюду слышались крики благодарности и радости. В заключение всего по благословению епископа Димитрия воинам раздали иконки с изображением преподобного Саввы.
После революционных событий 1917 г. имущество собора было национализировано, а в 1922 г. храм был закрыт для прихожан. В здании церкви разместили пункт заготовки зерна, а для того, чтобы зерно было удобно подвозить, сломали боковую стену со стороны реки. С 1939 по 1941 г.г. в храме Вознесения размещался гараж, рассчитанный на пять автобусов и грузовик. В помещении была прорыта смотровая яма, а в алтаре устроена слесарная мастерская, в которой установили верстаки.
В апреле 1941 г. было принято решение о разрушении Вознесенского собора, а кирпич от сломанных стен было решено использовать для строительства. В мае 1941 г. храм был полностью разобран, а на его месте установлен памятник Сталину, в свою очередь уничтоженный через несколько лет. Интересно, что даже несмотря на нехватку места под строительство, холм, на котором стоял храм, не застраивался. Проекты застройки этой территории, разрабатываемые городскими властями, так и не были реализованы. Три дома притча в перестроенном виде сохранились до настоящего времени. В советское время в них располагались скорая помощь, детский сад, жилые квартиры.
С уничтожением Вознесенского храма Звенигород потерял и духовный центр, и значимую архитектурную доминанту.
Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности. Путеводитель – М., 2009.
Первоначально храм Вознесения был деревянным. Дата его строительства точно нигде не зафиксирована, но можно довольно уверенно утверждать о его существовании в XVI в. Первое упоминание 1624 г. говорит о том, что храм находится в достатке, у него есть своя земля, а настоятеля звать Стефаном. 8 мая 1659 г. храм и часть Нижнего посада сгорела. Храм и вся утварь пропали безвозвратно. В XVII-XVIII в.в. Вознесенский храм становится главным храмом города. С 1792 г. на месте деревянной Вознесенской церкви начинает возводиться новый кирпичный храм. В 1812 г. через Звенигород проходил 3 и 4 корпус французской армии, и храмы были разграблены. В Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены.
Иван Семенович Стариченков, который долгое время являлся старостой храма, на собственные средства пристроил к храму теплые приделы в честь Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, а также к 1838 г. высокую колокольню. Он пожертвовал также деньги на каменную ограду храма с железными решетками. В 1898 г. были обновлены два иконостаса и росписи храма.
Согласно акту описи по изъятию церковных ценностей от 16 мая 1922 г., у Вознесенского храма были отобраны: две серебряные чаши, кресты, дарохранительница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных одеяний, два евангелия в серебренных окладах, украшенных аметистами.
Опустевшая церковь была закрыта, потом в ней разместили пункт заготовки зерна. Дальнейшие сведения о судьбе храма известны со слов жителя Звенигорода В.Е. Кутюгина, который сообщил следующее: «Для удобства подвозки зерна со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 г.г. в церкви Вознесения был гараж для пяти автобусов и грузовика. Внутри прорыли смотровую яму, в алтаре соорудили слесарную мастерскую, установили верстаки».
В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства. В мае 1941 г. церковь была разобрана полностью.
Промыслом Божьим священный холм Вознесенской церкви сохранился. Всё это время на этом месте был парк. В нём был установлен памятник Сталину, который кем-то довольно скоро был сброшен в реку. Несмотря на желание властей застроить очень удобное и красивое место, планы не были осуществлены: холм на протяжении более чем пятидесяти лет не застраивался. Сохранились до нашего времени три дома причта из четырёх (в 2000-е гг. самый большой из них был уничтожен пожаром) и богадельня. Возрождение храма можно отсчитывать с 1998 г. В парке была воздвигнута часовня-памятник, а в 2003 г. усилиями главы Звенигорода Л. О. Ставицкого был собран попечительский совет и началась активная подготовка к строительству. Храм решено было строить на его историческом месте. Для этого перед началом работ был проведён научный анализ исторического слоя, а найденные останки погребённых были перезахоронены в общей могиле у восточной ограды. 14 декабря 2003 г. митрополит Ювеналий совершил закладку первого камня. А 29 июля 2007 г., в воскресенье, он же, в сослужении архиепископа Можайского Григория, совершил великое освящение нового храма. По завершении чина освящения первую Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На данный момент Вознесенскому собору всего 13 лет, в нём служат 5 священников, и он по-прежнему является значимой духовной, культурной и административной единицей растущего города.
Из статьи: Священник Вознесенского собора Виталий Фомиченко «Из истории Вознесенского храма в Звенигороде» в журнале: «Московские Епархиальные Ведомости». Выпуск №2/2020.