собор воскресения христова в осташкове

Осташков. Собор Воскресения Христова.

Воскресенский собор

Карта и ближайшие объекты

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

Статьи

Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. До недавнего времени стоящая рядом с Воскресенским собором высокая столпообразная колокольня с шатровым завершением своими формами вызывала некоторое недоумение. Ее композиция и декор повторяют хорошо известные ярославские колокольни. Прямой аналогией для нее может послужить колокольня соборного комплекса в Коровниках в Ярославле, имеющая почти такую же композицию и декоративную обработку шатра с убывающими проемами слуховых окошек. Бесстолпный двусветный четверик храма с трапезной и приделами с севера и юга у Воскресенского собора увенчан двумя рядами кокошников и традиционным пятиглавием. Постаменты в основании барабанов пятиглавия также украшают кокошники. Композиция и особенно декоративное убранство фасадов характерны для многих посадских церквей Ярославля, вплоть до отдельных деталей декора, встречающихся только там. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Можно лишь констатировать, что дошедшие до нас храмы Осташкова последовательно повторяют свой прототип.

Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами.

Воскресенский собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города.

Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»

Источник

Воскресенская церковь в Осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

Воскресенская церковь в Осташкове Al Shipilin, Wikicommons

На живописном берегу Селигера расположился действительно уникальный ансамбль: две каменные церкви — затейливо претенциозная и аскетично строгая — с двумя колокольнями. Одна из них эффектно выделяется своей внушительной шатровой колокольней и богатым убранством — это и есть любимый осташковцами Воскресенский собор.

Историческая справка

Конец 17 века знаменуется активным возведением в Осташкове каменных храмов, самым первым из которых стал собор Воскресения Христова с колокольней — строительство церкви завершилось в 1689 г.

Немного позднее у него появился каменный сосед — Троицкий собор. В целом возведение сразу двух каменных церквей для скромного по размерам Осташкова стало событием действительно неординарным. В последующие годы Вознесенский собор несколько раз расширялся, завершающая перестройка последовала в середине 19 века, в результате чего древнерусский стиль церкви сменился на новый, более классический.

История храма в советские годы не выбивается из ряда других трагических историй, приключившихся с русскими церквями: с приходом советской власти собор Воскресения Христова закрыли, роскошную настенную роспись заштукатурили, а храмовые помещения отдали под склады Осташковторга.

Архитектурный облик Воскресенского собора

Первоначально Воскресенская церковь имела характерные черты знаменитого русского узорочья: затейливые формы, обилие и изящество декора, живописность силуэта.

В середине 19 века во время перестройки многие архитектурные детали были сбиты и заменены новыми, и храм приобрел более строгий современный облик, а вот колокольня собора свои древнерусские очертания сохранила: восьмигранный столп, выполненный в готическом стиле, венчает ажурный шатёр, а каждая из граней украшена арками, полуколоннами и оконными наличниками.

Соборная роспись

Собор Воскресения Христова расписывали осташковские мастера; живописцы сделали его интерьеры красочными и живыми (в отличие от соседнего Троицкого собора, где роспись была более формальной и сумрачной). В 1960—1980-х гг. в соборе проводились реставрационные работы по восстановлению закрашенной в советские годы настенной живописи, в результате чего были расчищены композиции на тему страстей Христовых, которые представляют огромную художественную и историческую ценность.

Вознесенский и Троицкий соборы — это единственные каменные постройки Осташкова, относящиеся к 17 веку, которые сохранились до наших дней.

Как добраться

Адрес: г. Осташков, ул. Володарского, 5.

Добраться до собора можно на автобусе № 3 (остановка «Речной вокзал»), оттуда необходимо пройти около 500 м.

Источник

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташковеnord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Довольно захолустный, но в то же время уютный районный центр в Тверской области на берегу озера Селигер неподалёку от истока Волги. Я приехал в Осташков в пол шестого вечера и затем ночевал там. Поэтому большая часть фотографий этого города сделана вечером.

Осташков впервые упоминается в 1371 году под именем Кличен (так называется остров в Селигере, на котором возник город), как пограничный город Московского княжества на границе с Новгородом в грамоте литовского князя Ольгерда константинопольскому патриарху Филофею. В 1393 году Кличен был разрушен новгородцами при набеге. По преданию, нынешнее название город получил по имени единственного оставшегося в живых при новгородском набеге жителя Кличена по имени Евстафий, а сокращённо — Осташко. В 1587 году в Осташкове был поставлен острог. Во время Смуты поляки не смогли взять город. В 1651-1653 годах был построен новый острог, простоявший до 1676 года. Следующая крепость сгорела в 1711 году и уже не восстанавливалась. Впоследствии Осташков был уездным городом в составе Тверской губернии. Его главной гордостью были местные обувные мастера, — осташковские сапоги высоко ценились и считались одними из лучших во всей России.

2. Итак, начинаем осмотр города. Как водится, с вокзала. Построен он в 1950-е годы:

3. Общий вид станции:

5. Раритетная съема железных дорог:

6. Водонапорная башня, в отличие от вокзала, сохранилась с начала XX века:

7. Рядом — автовокзал:

8. На Привокзальной площади стоит памятник уроженцу Осташкова партизану Константину Заслонову:

9. Движемся от вокзала в центр города:

10. Недалеко от вокзала находится гостиница «Селигер», в которой я ночевал:

11. Часовня преподобного Нила Столобенского, построенная в 2005 году в память жителей Осташкова, погибших на Великой Отечественной войне. В честь Нила Столобенского её освятили не случайно, — рядом, на острове в озере Селигер, находится монастырь Нило-Столобенская пустынь.

12. Углубляемся в центр города по его центральной улице — проспекту Ленина:

14. В Осташкове регулярная планировка улиц. Город был перепланирован указом Екатерины II в конце XVIII века. Ориентироваться в Осташкове довольно легко. Город расположен на мысу, выдающемся в озеро Селигер, и все улицы при этом прямые.

15. Город богат на старую деревянную застройку:

18. Краснокирпичный Вознесенский собор бывшего Знаменского женского монастыря. Построен в 1742 году, а свой нынешний вид приобрёл в 1868, когда был капитально перестроен после пожара:

20. Купеческие дома XIX века:

21. Есть и дома с лепниной и маскаронами:

22. Набережная на озере Селигер, по которой тёплым летним вечером прогуливаются осташи (так называются местные жители):

23. На набережной также находится пристань, и всех приплывающих в Осташков встречает Владимир Ильич:

24. Есть в Осташкове и вот такие жители:

25. В этом красном доме находится, по-моему, ЗАГС Осташковского района Тверской области:

26. За спиной Ленина стоит колокольня не сохранившейся Спасо-Преображенской церкви. Церковь была построена в середине XVIII века, колокольня — в 1787-1789 годах. Церковь была снесена в конце 1930-х годов, а колокольня так и стоит:

27. Рядом есть и военный мемориал с памятником партизанам Осташковского района:

28. Дальше рассматриваем уездные купеческие дома:

29. Некоторые из которых, к сожалению, пребывают в таком состоянии:

30. А кое-где застройка эпохи Российской империи соседствует с советской:

32. Вечер на Селигере:

33. А это — Житенный Смоленский монастырь, расположенный почти на оконечности мыса. На фото — церковь святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, построенная в стиле барокко в 1767-1768 годах:

34. Старейший сохранившийся храм Осташкова — собор Воскресения Христова, построенный в 1670-е годы:

35. А рядом с ним другой собор — Свято-Троицкий, чуть помладше. Построен в 1685-1697 годах:

36. Именно конец XVII века был временем расцвета Осташкова. А в XIX веке город постепенно стал приходить в упадок. Лишь открытие Бологое-Полоцкой железной дороги в 1907 году смогло немного его оживить.

37. Ещё один вид на вечерний Селигер:

39. Мезонин в Осташкове был в почёте. Это видно по многим домам.

40. Видите в окне плюшевого мишку?

41. Ещё одна интересная достопримечательность Осташкова — вальный столп. Колонна на месте, где проходил крепостной вал осташковского острога. На моей фотографии он стоит на фоне купеческого дома. в котором сейчас располагается осташковский краеведческий музей:

Город, безусловно, оставил положительное впечатление. Самобытный, красивый и по-своему уютный. Привести бы его в порядок, и было бы совсем хорошо.

Источник

Воскресенский собор (Осташков)

Контактная информация

В конце XVII века на месте ранее существовавших деревянных храмов, уничтоженных пожаром в 1676 г., в Осташкове возводятся каменные церкви. Первым каменным храмом стал пятиглавый Воскресенский собор с колокольней, строительство которого началось в 1677 году и было окончено в 1689 г. Собор являлся одним из самых больших, величественных сооружений на тверских землях того периода. Рядом чуть позднее (в 1685 г.) был заложен каменный Троицкий собор. Строительство почти одновременно двух каменных соборов в таком небольшом городе, каким был Осташков, было событием исключительным.

Вместе с храмом строились приделы – во имя Рождества Предтечи Господня Иоанна (по правую сторону) и во имя Успения Пресвятой Богородицы, преподобного Иосифа Волоцкого (по левую сторону). За Иосифовским приделом располагалась ризница, под Предтеченским приделом – два погреба. В 1750–1758 гг. Воскресенский собор значительно расширили, с юга и с севера устроили просторные приделы. Успенский придел был распространен, выстроен придел Рождества Христова.

Последнюю значительную перестройку собора произвели в 40-х гг. XIX века, в результате храм утратил свои древнерусские архитектурные формы, приобрел новый классический вид. В 1930-х гг. Воскресенский собор был закрыт, настенная роспись заштукатурена и закрашена, в помещениях храма в течение долгого времени размещался склад «Осташковторга».

Архитектура Воскресенского собора

Собор Воскресения Христова представляет собой перекрытый сомкнутым сводом бесстолпный четверик, увенчанный пятью главами. С западной стороны – двухстолпная трапезная, также перекрытая сомкнутым сводом, с восточной – полукруглые алтарные апсиды, с севера и юга – приделы. Колокольня при храме восьмиугольная готической архитектуры, островерхая и без крыши, до самой главы сложенная из кирпича. В каждом из трех ярусов сужающегося верха (шпиля) устроено по восемь окон. Когда в праздники устраивалась иллюминация, эти окна придавали колокольне особенно привлекательный вид. Всего колоколов в звоннице было 19, самые тяжелые весили 200 пудов, затем – 170 пудов и т.д. По свидетельству протоирея Феодора Прусавецкого, из-за размеренного подбора колокола издавали редкий звон.

В течение более чем трех веков своего существования Воскресенский собор неоднократно перестраивался, менялись размеры храма, его внешний вид и интерьеры. Изначально собор имел архитектурные особенности, свойственные «дивному узорочью» XVII века: наборные наличники, сложенные из фигурного кирпича, вход был обрамлен массивными порталами с резными «дыньками», углы четверика были сопровождены витыми полуколоннами, у основания барабанов – ажурные кокошники, а на барабанах – аркатурно-колончатые пояса. Все эти архитектурные детали украшали массивные стены храма, придавали изящество и особую теплоту его облику.

В результате последней перестройки середины XIX столетия, собор во многом лишился первоначальных древнерусских форм, вид его стал более классическим. Плоские стены храма отчетливо расчленены высокими окнами и пилястрами, четверик увенчан со всех сторон классическими треугольными фронтонами, с запада, севера и юга – небольшие колонные портики.

Колокольня Воскресенского собора сохранила до настоящего времени первоначальные древнерусские формы – высокий восьмигранный готический столп имеет широкий ярус звона и увенчан ажурным шатром с небольшим барабаном и главкой. Колокольня имеет простые и лаконичные формы, но украшена выразительным декором: арочками, небольшими полуколоннами, «наборными» наличниками окон. Она «играет» каждой своей гранью.

В Воскресенском соборе сохранилась монументальная настенная роспись. Живопись, восстановленная в 1960–1980-х гг., представляет уникальную художественную и историческую ценность. Собор с приделами Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, Иосифа Волоцкого и Иоанна Предтечи перестраивался неоднократно и украшался все новой настенной росписью, выполненной маслом.

Самая ранняя роспись, датируемая серединой XVIII века, была открыта в начале 1980-х гг., в ходе реставрационных работ. При расчистке свода четверика реставраторы обнаружили монументальные композиции на тему страстей Христовых: «Распятие с предстоящими» (1750–1760-е гг.), «Несение Креста», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» (1770–1780-е гг.). Все композиции многофигурные и динамичные, выполненные на высоком профессиональном уровне. Наибольшую ценность представляет композиция «Распятие с предстоящими», т.к. она имеет авторскую надпись художника Еремея Уткина и позволяет составить представление об особенностях художественной школы Осташкова XVIII столетия. Самая древняя часть собора – четверик – выстроен из большемерного кирпича. В отличие от других, роспись «Распятие с предстоящими» нанесена на тонкой известковой обмазке, а не на ровной штукатурке, вследствие чего через живопись хорошо просматривается структура кирпичной кладки. Эта композиция Е. Уткина – первая настенная роспись каменных храмов Осташкова. Роспись указывает на высокое мастерство художника, в ней прослеживается характерный стиль столичной барочной церковной живописи, который мастер освоил в совершенстве. Эта работа позволяет предположить, что заказчики росписи ориентировались на произведения столичных художников.

Большую ценность представляет и настенная живопись Воскресенского собора. Роспись стен четверика и центральных алтарных апсид выполнена в 1770–1780-х гг. Живопись, расположенная в несколько рядов, воспроизводит события из Нового Завета: «Христос и грешница», «Поклонение волхвов» и др. Откосы стен и окон украшены как сюжетами из Евангелия, так и образами Святителей и мучеников: «Мария Египетская», «Святая равноапостольная Фекла» и др. Особое место в тематике росписей занимают образы Святых Русской Православной Церкви – прославленные подвижники православной веры князья Борис и Глеб, князь Александр Невский, митрополит Московский святитель Алексий, убиенный царевич Дмитрий. На стенах также представлены образы князя Михаила Черниговского, Феодора боярина Черниговского, князя Петра Муромского, Кирилла Новоезерского, мученика Иакова Пермского, князя Михаила Тверского, святителя епископа Арсения Тверского. Особое место на западной стене занимает образ святого мученика Евстафия, заказчики росписей явно пожелали увековечить память о легендарном основателе города Осташкова – Евстафие по прозвищу Осташко.

Нижний ряд композиций создан в середине XIX века, когда были переписаны композиции, сохранившиеся с 1770 г. Роспись выполнена, скорее всего, тоже местными мастерами. На северо-западном склоне свода трапезной Воскресенского собора частично сохранилась орнаментальная роспись конца XVIII столетия, которая выполнена в технике гризайль. А в конце XIX века своды трапезной были украшены живописными композициями «Коронование Марии», «Встреча Марии с Елизаветой», «Отечество».

Троицкий и Воскресенский соборы, возведенные для прихожан Патриаршей и Иосифовской слобод – это сегодня единственные сохранившиеся каменные здания города Осташкова конца XVII века.

Барсегян Т. В. Земля Истока. Очерки культуры Верхневолжья. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Источник

Собор Воскресения Христова (Осташков)

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

собор воскресения христова в осташкове. Смотреть фото собор воскресения христова в осташкове. Смотреть картинку собор воскресения христова в осташкове. Картинка про собор воскресения христова в осташкове. Фото собор воскресения христова в осташкове

В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Сочетание этих причин способствовало тому, что в Монастырской слободе в 1677 году начали строить Воскресенский собор — один из самых больших в Тверском крае. Одновременно рядом с собором была построена колокольня. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, — событие исключительное.

Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. До недавнего времени стоящая рядом с Воскресенским собором высокая столпообразная колокольня с шатровым завершением своими формами вызывала некоторое недоумение. Ее композиция и декор повторяют хорошо известные ярославские колокольни. Прямой аналогией для нее может послужить колокольня соборного комплекса в Коровниках в Ярославле, имеющая почти такую же композицию и декоративную обработку шатра с убывающими проемами слуховых окошек. Бесстолпный двусветный четверик храма с трапезной и приделами с севера и юга у Воскресенского собора увенчан двумя рядами кокошников и традиционным пятиглавием. Постаменты в основании барабанов пятиглавия также украшают кокошники. Композиция и особенно декоративное убранство фасадов характерны для многих посадских церквей Ярославля, вплоть до отдельных деталей декора, встречающихся только там. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Можно лишь констатировать, что дошедшие до нас храмы Осташкова последовательно повторяют свой прототип.

Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами.

По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже — в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, — нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа (Рогожа. Спасо-Преображенская церковь).

Воскресенский собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города.

Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *