собор воскресения христова истра
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Новоиерусалимский монастырь: как добраться и режим работы в 2021 году, адрес и официальный сайт
Новоиерусалимский монастырь — это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.
Адрес
Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2
Как добраться
Режим работы в 2021 году
С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и прочих.
Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.
Воскресенский собор и Константино-Еленинская церковь
Стоимость билетов в 2021 году
Описание
С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.
Купол в виде шатра с 60 окнами
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:
Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на неё пролилась кровь Христа.
Кувуклия в Воскресенском соборе
С западной стороны к зданию пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
Шатёр ротонды изнутри
В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.
Камень помазания в Воскресенском соборе
В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в постройку расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров.
Лестница из 33 ступеней соединяет собор с подземной церковью Константина и Елены
Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест.
Придел Обретения Честного Креста в Константино-Еленинской церкви
Церковь Константина и Елены на Святой Земле вырублен в скале.
Иконостас Константино-Еленинской церкви
Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:
Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители.
Трапезные палаты и церковь Рождества Христова
Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра.
Братский корпус и северная часть крепостной стены
Новый Иерусалим
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь — Русская Палестина. Образ Святой Земли в городе Истра (до 1930 года — Воскресенск), созданный по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси. В Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя. В 1657 году в Воскресенском монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящен первый деревянный храм.
Святейший Никон был патриархом Московским и всея Руси 14 лет (1652—1666 гг.). В 1666 году патриарх Никон осужден церковным Собором с участием Вселенских Патриархов, низложен и сослан простым монахом в другие монастыри. Умер Святейший Никон в 1681 году так и не увидев завершение строительства Нового Иерусалима. В наше время процесс «изгнания» Святейшего Никона назвали бы «политическим» — как оппозиционер стал неугоден царю. После осуждения и ссылки Святейшего Никона обитель пережила период разорения и запустения. Однако в 1685 году, когда совершилось освящение Воскресенского собора, в монастыре было уже 200 насельников.
В 1903 году монастырь посетил император Николай II со своей семьей. Воскресенский монастырь был царским богомольем, в соборе находились приделы в честь Небесных покровителей членов дома Романовых.
В революционное время в 1919 году Воскресенская святыня была закрыта, стала краеведческим музеем «Новый Иерусалим».
В 1941 году немецко-фашистские войска (саперы дивизии СС «Райх») взорвали собор Воскресения Христова. В советское послевоенное время монастырь восстанавливался в 1970-е годы. С 1994 года монастырь стал вновь действующим.
Если добираться до Нового Иерусалима на электричке, то лучше доезжать до станции «Новоиерусалимская», а не до станции «Истра». От станции до монастыря около 15–20 минут пешком.
Ново-Иерусалимский монастырь
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении дистанционного конкурса-выставки детского и юношеского творчества «Я созерцаю Божий мир…»
Дистанционный конкурс-выставка рисунков «Я созерцаю Божий мир…» (далее- конкурс) проводится Воскресенским Ново-Иерусалимским ставропигиальным монастырем при поддержке Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви.
Показать полностью.
2. Основная тематика:
— мир духовный и мир земной;
— красота родной природы;
— мой дом, моя деревня, мой город;
— моя семья и друзья.
3.Цели и задачи конкурса:
— приобщение к традиционной православной культуре, воспитание патриотизма и любви к культуре и истории России;
— воспитание любви к родному языку и родной культуре;
— развитие литературных, патриотических и культурных традиций;
— проповедь православных устоев жизни, нравственности и морали;
— привлечение к творчеству учащейся молодежи;
— поддержка одаренных детей;
— знакомство с историей Церкви, государства, города, памятниками старины, святынями России;
— формирование культурного пространства в окрестностях Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря.
4. Участники конкурса.
4.1. К участию в конкурсе приглашаются дети и юноши в возрастной категории 5-15 лет.
4.2. Участники будут поделены на две возрастные группы:
— старшая группа – 11 – 15 лет.
4.3. Участник на конкурс представляет 1 (одну) работу.
5. Требования, предъявляемые к работам.
5.1. Размер рисунка – разноформатный.
5.2. Допускается любая техника выполнения рисунка (карандаш, гуашь, акварель, пастель, масляные и акриловые краски и др.).
5.3. Соответствие тематике.
5.4. Рисунки должны быть новыми, нигде ранее не выставляющимися, не участвовавшие в других конкурсах, не заимствованные из других источников.
5.5. Участники конкурса гарантируют подлинность авторства представляемых на конкурс работ.
5.6. Рисунок должен сопровождаться этикеткой с лицевой стороны рисунка с указанием ФИО, возраста автора, наименование работы и название художественной школы, гимназии, студии, кружка и т.д. (для обучающихся конкурсантов).
6. Основные критерии оценки:
— мастерство в технике исполнения;
— композиция и цветовое решение;
— индивидуально-выразительное решение (оригинальность замысла);
— соответствие образа и темы;
— необычный подход: использование нестандартных техник, приемов и приспособлений.
7. Конкурсная комиссия.
7.1. Для подведения итогов конкурса-выставки будет создана конкурсная комиссия, в которую войдут братия, сотрудники Монастыря и Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
7.2. Конкурсная комиссия принимает решение о победителях путем арифметического подсчета большинства голосов в каждой возрастной группе и номинациях.
8.1. Рисунки на конкурс принимаются очно до 10 декабря 2021 года в будние дни с 10:00 до 18:00 часов по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2, канцелярия Монастыря, ответственное лицо Мартысевич Василий Васильевич (+7-916-161-81-14).
Доставка рисунков осуществляется самостоятельно родителями конкурсантов или преподавателями школ за свой счет.
8.2. конкурс-выставка будет действовать с 13 по 19 декабря 2021 года.
9.2. Результаты конкурса будут размещены на официальном сайте Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря не позднее 21 декабря 2021 г.
9.3. Победители отмечаются особыми памятными грамотами и ценными призами.
Получение призов осуществляется самостоятельно родителями конкурсантов или преподавателями школ в будние дни с 10:00 до 18:00 часов по адресу: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2, канцелярия Монастыря, ответственное лицо Мартысевич Василий Васильевич (+7-916-161-81-14).
Примечание: Организаторы имеют право производить фотосъемку всех выставляемых в рамках выставки работ, а затем использовать фотоматериалы по собственному усмотрению: предоставление в СМИ и т.д.
Желаем Вам успехов и победы в конкурсе!
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
В южной части подземной церкви находится придел, первоначально посвященный священномученику Кириаку, Патриарху Иерусалимскому.
Показать полностью. На северной стене придела сохранилась плита «каменного путеводителя» с текстом, относящимся к Иерусалимскому храму: «церковь святаго священномученика Кириака, иже бе прежде жидовин Иуда, иже указа Крест Христов; зде служат франки».
Посвящение придела связано с историей обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал святой царице Елене иудей по имени Иуда. Впоследствии он принял Святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и во время гонения на христиан при императоре Юлиане Отступнике скончался после пыток как мученик за веру.
В 1685 году в церкви священномученика Кириака уже находился изразцовый Крест «в подобие» Креста Господня. Ко второй половине 1680-х годов относится устроение в приделе изразцового иконостаса.
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
От Луки святое благовествование (16:19-31)
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
6 ноября 2021 года Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу.
День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.) был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.
Показать полностью.
Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевской».
Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2021 году.
Ново-Иерусалимский монастырь запись закреплена
Придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, первоначально устроенный к северу от главного алтаря подземной церкви святых Константина и Елены, в середине XVIII века был перенесен на второй ярус колокольни Воскресенского собора и благоукрашен на средства графа Ивана Ивановича Шувалова (1721-1797). Освящен в 1749 году.
Показать полностью.
Деревянный иконостас в стиле барокко изобиловал резными украшениями, частично вызолоченными, частично посеребренными. Иконы были написаны в технике масляной живописи, на холстах, наклеенных на доски. В местном ряду иконостаса напротив храмового образа помещался образ святых праведных Захарии и Елисаветы.
Зеленская Г. М. «Новый Иерусалим. Путеводитель»
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).
***
#новоиерусалимскиймонастырь #новыйиерусалим
Воскресенский собор
Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.
Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».
Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.
В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.
В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.
Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.
Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.
В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.
1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.
2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.
3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)
4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.
5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».