собор во флоренции брунеллески
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Один из самых прославленных шедевров средневековой архитектуры, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Basilica di Santa Maria del Fiore) является пятым по величине собором в Европе после Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Кафедрального собора Севильи и Миланского собора. Благодаря смелости создателей его конструкции, пышности декораций и авторской уникальности, собор был признан в 1982 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История собора и его конструкция
В 1285 году во Флоренции было решено расширить старую и уже обветшалую церковь Санта-Репарата, построенную в 6-м веке, функции которой между 9-м и 11-м веком выполнял баптистерий. Проект был поручен архитектору и скульптору Арнольфо ди Камбио (14 век), который заложил первый камень в 1296 году. Новый собор был посвящен Деве Марии и освящён в 1412 году в честь Санта Марии дель Фьоре. Строительство здания заняло почти два столетия, не считая строительства нынешнего фасада, который был выполнен только в девятнадцатом веке.
План флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре представляет из себя продольный корпус с тремя нефами и четырьмя пролётами в общем восьмиугольном пространстве. Три стороны восьмиугольника открываются нишами, увенчанными в свою очередь часовнями.
Этот проект является результатом тщательного изучения Арнольфо классической архитектуры: его восьмигранная форма отсылает к поздним античным строениям, а тема соединения продольного корпуса с центральным напоминает Римский Пантеон.
Колокольня Джотто
В 1334 году начались работы над колокольней. Спроектировать эту великолепную башню было поручено художнику Джотто (Giotto). Джотто, будучи уже в то время признанным художником, был также назначен архитектором и ответственным за строительство собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это был первый случай в истории, когда столь важные обязанности были возложены на художника.
Башня, отделенная от корпуса церкви, имеет квадратное строение и компактную конструкцию, усиленную по углам прочными контрфорсами с восьмигранным сечением. Её строительство, которое после смерти Джотто дошло до первого каркаса, продолжил Андреа Пизано и закончили в 1357 году Франческо Таленти и Нери ди Фиораванте. Снаружи и собор, и колокольня облицованы полихромным мрамором, с утонченным рисунком на башне, соответствующем замыслу Джотто, и более крупным на стенах собора, имитирующим полосчатый мотив, украшающий Баптистерий.
Фасад собора
Нынешний фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре является не готическим, а неоготическим, поскольку он был построен в 19 веке. В конце 19 века в Италии были проведены конкурсы по завершению некоторых известных незаконченных средневековых памятников: Сан Петронио в Болонье, Кафедральный собор Милана, Кафедральный собор Амальфи. В 1864 году во Флоренции по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883) было решено завершить работы над фасадом собора Арнольфи. Строительство фасада было выполнено в период между 1880 и 1888 годами по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883).
Структура, выполненная из полихромного мрамора, хроматически гармонирует как с боковыми возвышенностями Собора, так и с близлежащими зданиями, то есть с колокольней и баптистерием. Современность фасада, который в комплексе почти идеально гармонирует со всем собором, выдаёт только избыточное присутствие декораций. Кроме того, по сравнению с боковыми сторонами собора, в фасаде преобладает «красный сиенский» мрамор, выбранный из патриотических соображений. Это были годы объединения Италии, и триколор фасада служил манифестом нового государства.
Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре
Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.
Трудная задача
Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.
Проект Брунеллески
Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.
Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.
Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.
Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.
Лантерна купола и мертвые трибуны
Лантерна
Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.
Мертвые трибуны
У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Самой красивой и популярной достопримечательностью Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.
Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!
Стиль и история собора
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.
О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.
Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.
Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.
Строительные работы
Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.
Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.
Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi)
Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.
В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.
В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.
Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.
Внутреннее убранство собора
Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления Лоренцо Медичи Великолепного, в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.
Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино. Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса.
Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.
Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.
Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.
Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.
Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:
Баптистерий Сан-Джованни
В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит баптистерий (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista), и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.
Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах
Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.
Отдельно стоит зачитать параметры удивительного купола Дуомо:
Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!
Практическая информация
Как добраться
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: Соборная площадь (Piazza del Duomo), здание № 17.
Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.
Время работы собора
Полюбоваться куполом собора можно:
Время работы музея
Стоимость билетов
С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.
Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.
В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.
Альтернативные варианты:
Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.
Не пожалейте времени и выделите целый день для прогулки по Соборной площади и экскурсии в собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Внешняя красота и колоссальная историческая ценность Дуомо создают непередаваемую атмосферу причастности к чему-то вечному.
Желающих влюбляться в красоты Флоренции с командой Италия для меня, приглашаем на наши авторские экскурсии.
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Собор Санта Мария дель Фьоре: история, интересные факты, купол Брунеллески, Музей Дуомо
Это величественное сооружение в центре Флоренции, являющееся одним из самых выдающихся архитектурных шедевров средневековой Европы, в 1982 году было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. История строительства кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре насчитывает в общей сложности почти 600 лет. Над его возведением работали знаменитые архитекторы прошлого, такие как Арнольфо ди Камбио, Джотто, Филиппо Брунеллески, Франческо Таленти, Андреа Орканья и многие другие. Сегодня Дуомо является одним из символов Флоренции и пятым в Европе по величине после Собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Миланского Дуомо и Севильского кафедрального собора.
История Санта Мария дель Фьоре
Нынешнее здание собора стоит на фундаменте раннехристианской церкви Санта Репарата, которая со времен Римской империи являлась главным религиозным центром города. Первый камень в основание новой базилики был заложен в сентябре 1296 года автором проекта – архитектором и скульптором Арнольфо ди Камбио.
Главной задачей, поставленной синьорией перед архитектором, было создание более вместительной базилики, чем в соседних городах – Пизе и Сиене. Она должна была превзойти культовые строения не только по размерам, но и по красоте. Строительство длилось почти полтора столетия, а первоначальный проект Арнольфо, скончавшегося около 1301 года, был частично изменен в XIV веке сначала архитектором Франческо Таленти, а затем Джованни ди Лапо Гини.
Купол Брунеллески
К 1380 году было закончено возведение всех стен собора, однако из-за трудностей, возникших со строительством купола, работу приостановили на 40 лет. Водружение грандиозной конструкции по проекту Арнольфо технически было просто не осуществимо и многие архитекторы того времени ломали голову над решением этой непростой задачи. Работы доверили Филиппо Брунеллески, который, перебирая незаконченные эскизы Арнольфо, нашел правильное решение, внеся некоторые корректировки технического характера. Кроме того, при возведении конструкции он разработал также специальные механизмы, позволившие поднимать строительные материалы на высоту. Гениальные находки Брунеллески настолько поразили его современников, что авторство купола было присвоено именно ему.
Конструкция купола Брунеллески представляет собой пустотелый двойной купол, в основе которого лежат 8 главных и 16 дополнительных ребер, соединенных кольцами. Его внутренний диаметр в основании равен более 45 м, а наружный – около 55. Каркас, имеющий вытянутую стрельчатую форму, равномерно распределяет нагрузку верхней оболочки и не дает куполу обрушиться под собственным весом, который составляет около 9 тыс. тонн. Купол собора Санта Мария дель Фьоре до сих пор является самым большим из подобных сооружений в мире, построенных когда-либо в технике кирпичной кладки. В 1572-1579 гг. его внутренний свод был украшен знаменитыми художниками Джорджо Вазари и Федерико Дзуккари, расписавшими фресками площадь порядка 3600 квадратных метров. С наружной стороны, у расположенного на высоте 60 метров основания, находится панорамная терраса с видом на город.
Интересные факты о Дуомо Флоренции
Грандиозные строительные работы возобновились в 1420 году и продолжались без заметных перерывов в течение следующих 15 лет. 25 марта 1436 года папа Евгений IV торжественным благословением освятил здание, чем было официально отмечено завершение его строительства. С тех пор главная церковь города всегда использовалась для собрания горожан при проведении торжеств в религиозные и самые важные флорентийские праздники.
На протяжении длительного времени собор Санта Мария дель Фьоре оставался без фасадной части. В 1587 году, при Франческо I Медичи, существовавший декоративный фасад был разрушен по предложению Бернардо Буонталенти. Он выдвинул более «современный» проект, который, однако, так и не был реализован. В последующие века Дуомо Флоренции для важных торжеств оборудовался эфемерными фасадами, и только в 1871 году, после международного конкурса, оживленных дискуссий и ожесточенных дебатов начал строиться настоящий фасад по проекту и под руководством Эмилио де Фабриса. После его смерти работы продолжил Луиджи дель Моро, завершив их в 1887 году.
Санта Мария дель Фьоре внутри
Довольно простой и строгий интерьер собора, представляющего собой великолепный пример флорентийской готической архитектуры, впечатляет пустотой колоссального внутреннего пространства. Высокие своды пролетов, которые всего лишь на три метра ниже сводов готического Собора Бове (самый большой готический собор, находящийся во Франции), покрывают огромное пространство с очень незначительным количеством опор.
При посещении Дуомо Флоренции стоит обратить внимание на некоторые достопримечательности его интерьера:
В многочисленных часовнях Собора находятся не менее достойные внимания произведения средневекового искусства, а на нижнем уровне базилики можно увидеть гробницы с захоронениями Джотто и Брунеллески – великих флорентийских мастеров, участвовавших в его возведении. Однако подлинные сокровища Санта Мария дель Фьоре хранятся в музее Дуомо, где собраны шедевры Микеланджело, Донателло, Луки делла Роббиа, Антонио дель Поллайоло, Верроккьо и некоторых других знаменитых мастеров.
Санта Репарата в Дуомо Флоренции
Под Санта Мария дель Фьоре находится древнее сердце Флоренции – остатки раннехристианской церкви Санта Репарата, которая являлась первым собором города. Археологические раскопки, проводившиеся с 1965 по 1973 гг., выявили многочисленные надгробия священнослужителей, в том числе могилы двух пап – Стефана IX (Фридрих Лотарингский, 1010-1058) и Николо II (Gerard de Bourgogne, 980-1061), который был епископом во Флоренции до 1058 г., а также гробницу Филиппо Брунеллески.
Согласно одной из древних легенд, церковь построили в честь победы над остготами во главе с королем Радагайзо. Решающая битва произошла 8 октября 406 года, в день Святой Репараты. По преданию, молодая 12-летняя девушка из Кесарии (провинции Римской империи в Палестине) подверглась жестоким пыткам и обезглавливанию при римском императоре Траяно Дечио (Traiano Decio, 201-251гг.) за отказ приносить пожертвования языческим богам. Почитаемая католической церковью как святая, Репарата Кесарийская оставалась главной покровительницей Флоренции до 1298 года, когда город был отдан под покровительство Иоанна Крестителя и Богородицы.
Внутри Дуомо, с правой стороны от центрального нефа, находится лестница, которая ведет к раскопкам древнего собора, где сохранились его стены и великолепный пол, выложенный полихромной мозаикой. Путешествие в прошлое дополняет представленная здесь экспозиция керамики, римского стекла и предметов из мрамора, обнаруженных при археологических раскопках Санта Репарата.
Музей собора Санта Мария дель Фьоре
Здание нынешнего музея, расположенное с тыльной стороны собора, использовалось для размещения Оперы дель Дуомо – светского учреждения, основанного Флорентийской Республикой в 1296 году. Оно занималось управлением возведения главного церковного храма города. После завершения его строительства в 1436 году и на протяжении всех последующих столетий основной задачей Оперы являлось поддержание сохранности всего комплекса зданий на Пьяцца дель Дуомо, включающего в себя собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто.
Здание Оперы дель Дуомо использовалось, также, художниками и скульпторами в качестве мастерской. В 1501-1504 гг. Микеланджело Буонарроти изваял здесь свою знаменитую статую Давида. Скульптура высотой более 5 метров, изображающая библейского героя перед встречей с Голиафом, первоначально была размещена на Пьяцца делла Синьория как символ Флорентийской Республики, победившей врагов. Считающаяся мировым шедевром и одним из символов Флоренции, сегодня она хранится в Галерее Академии.
С 1891 года для публики была открыта часть помещений, в которых демонстрировалась коллекция экспонатов, представлявшая историю возведения собора: различные модели проектов фасада XVII века, средневековые механизмы и приспособления, использовавшиеся при строительстве, а также древние оригинальные скульптуры Арнольфо ди Камбио, украшавшие первоначальный фасад собора.
Сегодня в Museo dell’Opera del Duomo, занимающего три этажа древнего здания, представлено большое количество шедевров, демонстрирующих развитие флорентийской скульптуры с XIV по XVI век. Среди наиболее важных экспонатов, которые обязательно стоит увидеть – одна из последних незаконченных работ Микеланджело «Пьета Бандини» (1555 г.), деревянная скульптура Донателло «Кающаяся Магдолина» (1453 г.), оригинальные бронзовые панели со сценами из Ветхого Завета, отлитые в 1452 г. скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия и известные как «Porta del Paradiso» (Врата Рая). Кроме того, в музее хранятся многочисленные древнеримские артефакты, использовавшиеся при строительстве флорентийских храмов и находившиеся в них ранее. Особую значимость имеют некоторые оригинальные украшения собора, которые по причинам сохранности были удалены из их первоначального местоположения и заменены копиями.
Посещение комплекса Кафедрального собора
Вход в собор Санта Мария дель Фьоре бесплатный. Посещение Музея Собора и раскопок древней базилики Санта Репарата осуществляется по единому билету, в стоимость которого входит, также, посещение баптистерия Сан Джованни, колокольни Джотто и купола Брунеллески. Он действителен в течение 30 календарных дней со дня покупки и на протяжении 72 часов с момента первого посещения обозначенных в нем исторических достопримечательностей.
Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре
Кафедральный собор Флоренции находится в историческом центре города на площади Пьяцца дель Дуомо. Кратчайший пеший маршрут от центрального ж/д вокзала, занимающий не более 20 минут, – по via Panzani до пересечения с улицей Cerretani, которая выводит на соборную площадь.
Кроме того, добраться до собора Санта Мария дель Фьоре можно на автобусах линий С1,С2 и С4, которые следуют по специальным историческим маршрутам Флоренции.
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!