собор в шпейере план
Достопримечательности Германии: Шпайерский собор
Самая крупная в Германии по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле – Шпайерский собор (Speyerer Dom) находится в городе Шпайер (Speyer), что в земле Рейнланд-Пфальц. В 1981 году собор стал объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Шпайерский собор был построен императорами священной Римской империи еще в 1030-1061 годах. Строительство было начато в 1030 году кайзером Конрадом II, после его смерти стройку продолжил его сын Генрих III и закончил внук Генрих IV. В то время в Шпайере жило коло 500 человек и считалось, что собор был одним из самых крупных зданий в мире.
flickr.com/photos/kittischoen
В былые времена в соборе справляли службу до семидесяти священников. Храм был настолько огромным, что только в крипте под храмом насчитывалось семь алтарей. В течение тысячи лет собор неоднократно реставрировался и дополнялся, меняясь снаружи.
flickr.com/photos/kittischoen
Общая длина Собора – 134 метра, длина нефа – 38 метров, высота среднего нефа – 33 метра. Высота западных башен – 66 метров, восточных башен – 71 метр. В соборе был также установлен орган.
flickr.com/photos/kmlawson
Самое большое разрушение постигло собор в 1689 году. Солдаты французского короля Людовика XIV практически разрушили его и осквернили захоронения, которые находились в соборе.
flickr.com/photos/wisigreter
В 1846 году собор был полностью реставрирован на средства баварского короля Людвига I.
В крипте собора захоронены восемь немецких императоров и королей.
Шпайерский собор — культурное наследие Германии
Говоря о самых главных достопримечательностях Германии, таких как монастырь Reichenau на Bodensee, самая высокая в мире церковь, стоит рассказать, что символом немецкого города Шпайер (нем. Speyer) стал великолепный Шпайерский собор (Speyerer Dom), выполненный в стилистике романской культуры.
Заложено величественное здание было в 1030 году по приказу Конрада II, чтобы оно стало императорской усыпальницей потомков Карла Великого.
Сейчас Шпайерский собор стал крупнейшей романской церковью в Европе.
Храм построен из песчаника на огромном холме около Рейна (Rhein).
Четыре угловые башни монументального здания придают ему внушительный вид.
В давние времена здесь было святилище богини по имени Нантосвелта, а потому место всегда считали священным.
В 1061 году строительство закончили, и храм был назван во имя Девы Марии, однако по желанию Генриха IV его стали переделывать. В результате увеличилась высота основного нефа, были заменены деревянные перекрытия.
Несмотря на перестройки, первоначальный план Шпайерского собора не изменился: здесь всё так же есть трёхнефная огромная базилика в виде латинского креста, четыре красивые башни и западный притвор.
Высота восточных башен равна 71,2 м, а западных — 65,6 м. Они являются подобием оригинальных колоколен–кампанил.
Шпайерский собор: самый большой романский храм в мире
О святом месте
Собор в городе Шпайер был заложен в 1030 году по указанию императора Конрада II как фамильная усыпальница правящей династии саллических франков, ведущей своё родословие от Карла Великого. Амбициозная стройка имела целью возведение крупнейшего собора в Европе тех времён; по этой причине собор приобрел поистине имперский размах. Его длина — 134 метра, ширина — 37,6 метра, а высота по главному нефу — 33 метра. Шпайерский собор и сегодня превосходит размерами другие известные памятники романской архитектуры, например, знаменитый собор в Пизе.
Монументальный храм из красноватого песчаника, возвышающийся над Рейном, виден издалека благодаря четырем высоким башням, расположенным по его углам. Место, выбранное для его возведения, не случайно: именно здесь на протяжение тысячи лет до постройки собора находились сперва святилище одной из кельтских богинь, затем, с приходом римлян — Капитолий, и, наконец, в середине IV века — первая в этих местах христианская церковь.
В истории самого Шпайерского собора и сегодня много неясного и запутанного. В 1061 году его завершили и посвятили Деве Марии. Несколько десятилетий спустя уже другой император, Генрих IV, затеял перестройку фактически нового собора. Высота главного нефа была увеличена, а его деревянные перекрытия заменили на каменные крестовые своды. Опоры последних усилили дополнительными колоннами. При этом каждый пролет сводов главного нефа был равен по величине двум пролетам нефов боковых. Это архитектурное новшество, привнесенное в местную архитектуру мастерами из Ломбардии и известное как связанная система, впоследствии многократно применялось при строительстве других германских храмов. Резьба, обрамляющая окна трансепта и аркатурные пояски на фасадах собора, видимо, также имеют итальянское происхождение.
Вопреки перестройкам — этой и последующим — план собора остался таким же, каким он и был замыслен: трехнефная базилика в виде латинского креста, имеющая вместительную крипту, притвор с западной стороны и четыре уже упомянутых башни. Высота двух западных башен — 71,2 метра, восточных — 65,6 метра.
На соборной площади располагается каменный бассейн емкостью 1560 литров. Если верить старинным источникам, во времена средневековья он по праздникам до краёв заполнялся вином — его хватало, чтобы все желающие жители Шпайера и приходящие в город богомольцы могли от души угоститься им совершенно бесплатно. Интересно, что бассейн служил своего рода межой между юрисдикцией имперского города Шпайера и местной епископией: у края бассейна власть светская заканчивалась и вступала в свои права власть церковная. Именно последняя и наполняла на праздники вместительный бассейн знаменитым рейнским вином — упиться им трудно, а вот настроение оно, как известно, поднимает отменно.
Любой посещающий Шпайерский собор непременно стремится попасть в его крипту. По захоронениям в этом величественном подземном сооружении можно изучать историю Европы времен Высокого средневековья — ну, или хотя бы той её части, которая зовется Германией. В крипте собора покоятся германские императоры и императрицы, короли и епископы. Конрад II, три Генриха подряд — III, IV и V, а также представители династии Штауфенов — вторая жена Фридриха Барбароссы императрица Беатрис, его дочь Агнесса и сын — король Филипп Швабский. Здесь же, но несколько позже, на рубеже XIII и XIV веков, нашли покой короли Рудольф Габсбург и Адольф Нассауский.
Кафедральный собор в Шпайере прямо связан и с историей крестовых походов. Под его сводами в 1146 году прозвучала известная проповедь великого цистерианского аббата Бернара Клервосского, который призвал императора Конрада III и его вассалов — несколько тысяч немецких рыцарей — принять участие во II крестовом походе.
Во внутреннем дворике собора — клуатре — строго посередине находится скульптурная группа «Елеонская гора». Её первая версия, созданная в XV веке не сохранилась, поэтому вместо неё в середине XIX столетия скульптором Готфридом Ренном была создана новая.
Всё то в соборе, что уцелело во время Реформации и затяжной череды религиозных войн, в конце XVIII века постигла новая напасть. Войска революционной Франции, вошедшие в Шпайер в 1784 году, подвергли величественный собор разграблению и осквернению. Алтари храма были разбиты, а в нём самом безбожники устроили конюшню. Время было смутное, и в 1806 году собор начали было потихоньку растаскивать на стройматериалы.
Только после окончания Наполеоновских войн и завершившего их эпоху Венского конгресса 1815 года, когда Пфальц отошел к королевству Бавария и Шпайер снова стал центром епископии, началось восстановление старинного собора. По указу короля Людвига I Баварского в период с 1846 по 1859 год здесь прошли масштабные восстановительные работы. Художники Иоганн Шраудольф и Йозеф Шварцманн украсили интерьер собора искусной росписью. А архитектор Генрих Хюбш воссоздал западный фасад — разумеется, в неороманском стиле.
Век спустя в соборе снова была предпринята большая реставрация. В конце пятидесятых годов ХХ столетия были удалены многие позднейшие переделки, искажавшие первоначальный облик храма. Реставраторы расчистили пол собора до его первоначального уровня, и величественный храм вновь обрёл внутреннюю завершенность, былой объем и свои изначальные пропорции.
Одна из главных достопримечательностей Шпайерского собора — его большой орган с уникальным звучанием. С историей этого храма связаны имена выдающихся немецких органистов Людвига Дёрра и Лео Кремера.
В 1981 году состоялся акт исторической справедливости: кафедральный собор в городе Шпейер был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако собор с почти тысячелетней историей — не только монументальный памятник романской архитектуры, но и действующий католический храм. Его стены помнят молитвы многих тысяч паломников, побывавших в нём уже в новейшее время, торжественные богослужения, которые здесь совершали римские папы Пий XI и Иоанн Павел II, а также визиты глав государств многих стран мира. В XXI веке ежегодное число посетителей Шпейерского кафедрального собора заметно выросло — во многом благодаря усилиям, предпринятым бывшим канцлером Германии Гельмутом Колем, до своей смерти в 2017 году возглавлявшего попечительский совет этого исторического храма.
Самый крупный из сохранившихся, величественный романский Шпайерский собор, считается главной архитектурной достопримечательностью на побережье Рейна и всей Германии. Символ города Шпайер (нем. Speyer) виден издалека, а крипта собора – самая красивая усыпальница в мире.
Шпайерский собор, история возведения
Собор в Шпайере, бывшем имперском городе в среднем течении Рейна, в области Пфальц, был заложен около 1030 года по повелению императора Конрада II (1024—1039 гг.) как фамильная усыпальница императоров из династии салических франков (1024—1125 гг.), потомков Карла Великого.
Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы, его внушительные размеры (длина — 134 м, ширина — 37,6 м, высота центрального нефа — 33 м) должны были соответствовать престижу императорской власти. На сегодняшний день это самая большая из сохранившихся романских церквей. Другой любопытный собор в романском стиле — Пизанский собор. Также из кафедральных соборов Германии могут быть интересны Кельнский собор и Аахенский собор.
Построенный на высоком холме над Рейном, сложенный из красноватого песчаника, монументальный, с четырьмя башнями по углам, храм имеет на редкость внушительный вид. Он стоит на месте, на протяжении тысячи лет считавшемся священным.
Во времена кельтов здесь находилось святилище богини Нантосвелты; римляне, основавшие на месте будущего Шпайера свою колонию Цивитас Неметум, построили здесь традиционный Капитолий, а в 360 году его сменила первая христианская церковь города.
История строительства Шпайерского собора довольно запутанна. Он был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, но затем, по инициативе императора Генриха IV (1080—1106 гг.), здание начали перестраивать. При этом строители увеличили высоту центрального нефа и заменили деревянные перекрытия каменными крестовыми сводами, каждый пролет которых соответствовал двум пролетам боковых нефов (так называемая связанная система).
Опоры сводов усилили дополнительными колоннами. Это конструктивное решение впоследствии послужило образцом для других германских церковных построек.
Считается, что технику возведения сводов принесли в Шпайер итальянские мастера. Известно, что в строительстве собора в начале XII века принимали участие мастера из Ломбардии, и источники называют даже имя одного из них — Донатус. Итальянское происхождение, вероятно, имеет и пышная орнаментальная резьба, обрамляющая окна трансепта, и характерные аркатурные пояски на фасадах.
Архитектура собора в Шпайере
Несмотря на все перестройки, план собора остался неизменным — это большая трехнефная базилика, имеющая в плане форму латинского креста, с большой криптой, западным притвором и четырьмя башнями. Собор впечатляет своей монументальностью.
Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь и напоминают ломбардские колокольни-кампанилы. Высота восточных башен составляет 71,2 м, западных — 65,6 м.
Огромный каменный бассейн, вместимостью 1560 л, стоит на площади перед главным фасадом собора. В далекие времена на праздники чашу до краев наполняли вином, которым могли угоститься все горожане Шпайера. Эта купель отмечает пролегавшую здесь в эпоху Средневековья символическую границу между Шпайерской епископией и городом: за ней городская юрисдикция кончалась и начиналась власть епископов.
В крипте собора, построенной в 1030—1041 годах (ее размеры составляют 65 х 71 м, высота — 6,5 м), сохранились гробницы германских императоров и королей, императриц и шпейерских епископов. Здесь похоронены император Конрад II (ум. в 1039 г.), его супруга императрица Гизела (ум. в 1043 г.), императоры Генрих III (ум. в 1056 г.), Генрих IV (ум. в 1111 г.), Генрих V (ум. в 1125 г.); представители династии Штауфенов: императрица Беатрис — вторая жена знаменитого Фридриха Барбароссы (ум. в 1184 г.), Агнесса, дочь Фридриха Барбароссы (ум. в 1184 г.), и его же сын король Филипп Швабский (ум. в 1216 г.), а также король Рудольф Габсбург (ум в. 1291 г.) и король Адольф Нассауский (ум. в 1309 г.).
С собором в Шпайере связана одна из известных страниц истории Крестовых походов: в 1146 году в его стенах выступил с проповедью известный цистерцианский аббат Бернар Клервоский (1091—1153), призвавший императора Конрада III и несколько тысяч немецких рыцарей к участию во Втором крестовом походе.
Центр клуатра — внутреннего дворика собора — отмечает скульптурная группа «Елеонская гора». Существующий памятник создан скульптором Готфридом Ренном в середине XIX столетия, так как его первоначальный вариант, относившийся к XV веку, был разрушен в последующие времена.
Шпайерский собор, увы, знал и весьма суровые времена. В 1689 году город был захвачен армией французского короля Людовика XIV. Собор был жестоко разграблен, могилы императоров вскрыты, и весь этот вандализм завершился сильнейшим пожаром, от которого рухнула западная часть храма. Только в 1758 году начались восстановительные работы, которые продолжались двадцать лет.
Но едва успели они завершиться, как собор постигла новая большая беда: в 1794 году в Шпайер вошли войска революционной Франции. Собор был снова варварски разграблен, алтари разрушены, а само здание обращено в конюшню. В полном запустении храм простоял несколько десятилетий, в 1806 году его даже начали разбирать на стройматериалы.
После Венского конгресса (1815 г.) вся область Пфальц отошла к Баварскому королевству, и с 1818 года Шпайер снова стал епископским городом. Собор постепенно начал восстанавливаться, а в 1846—1859 годах по распоряжению короля Людвига I были проведены большие работы по его реставрации. В 1846—1853 годах живописцы Иоганн Шраудольф и Йозеф Шварцманн заново расписали интерьеры собора, в 1854—1859 годах архитектор Генрих Хюбш заново возвел западный фасад, придав ему неороманские черты.
Новая большая реставрация собора была проведена в конце 1950-х годов. Было удалено множество позднейших наслоений, исказивших монументальный облик храма, расчищен первоначальный уровень пола, благодаря чему внутреннее пространство собора приобрело прежнюю величественность и гармоничность.
Шпайерский собор является одним из самых значительных памятников средневековой архитектуры в Германии, ярким образцом романского строительного искусства. В 1981 году он был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сотни тысяч посетителей входят под своды древнего храма. Здесь побывали папы Пий XI и Иоанн Павел II, короли и президенты многих стран мира. В последние годы популярность Шпейерского собора еще более возросла благодаря личному патронажу бывшего канцлера ФРГ Гельмута Коля, который входит в состав попечительского совета храма.
Большой имперский собор в городе Шпайер ( ЮНЕСКО № 168)
Уже в 1981 году собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 168.
Кафедральный собор в городе Шпайер
Кафедральный собор в Шпайере — базилика с четырьмя башнями и двумя куполами — была заложена Конрадом II в 1030 г. и реконструирована в конце XI в. Это один из наиболее значительных памятников в романском стиле периода Священной Римской империи. Собор был местом погребения германских императоров в течение почти 300 лет. (whc.unesco.org/en/list/168)
Строительство собора на месте деревянной христианской церкви начал в 1030 году римо-германским императором Конрадом II, достроил и освятил его в честь Девы Марии уже в 1061 году внук Конрада Генрих IV.
На момент открытия Шпайерский собор был самым крупным в мире зданием, символизируя мощь кайзера.
Есть предположения, что именно вид этого собора предопределил появление в Древней Руси белокаменного зодчества.
На входе перед собором стоит огромная каменная чаша, вмещающая 1500 литров жидкости. Оказалось, это не традиционная купель для крещения, как я подумал, увидев ее. В далекие времена во время праздников эту чашу до краев наполняли вином, которым могли угоститься все горожане Шпайера. Местоположение чаши определяло границу между городской и церковной властью.
Как это часто случается со мной, мы попали внутрь собора не через центральный вход.
. а боковой со стороны стоянки, где нашли свободное место.
Размер конечно впечатляет: общая длина — 134 м,
высота среднего нефа — 33 м,
высота башен 71,20 м.
К недостатку правильной подготовки к поездкам было мое незнание о наличии в соборе крипты, которую некоторые источники (и это не Википедия:))) признают самой красивой усыпальницей в мире. В крипте похоронены четыре императора Священной Римской империи, четыре короля Германии, множество других исторических личностей. Но это я к сожалению пропустил, успев полюбоваться только интерьером самого собора.
Очень трудно судить, что простота внутреннего убранства, это изначальная задумка создателей, или последствия его разрушения французскими войсками Людо́вик XIV ( ну не мог же он для всех быть «солнцем»), когда в 1689 году от собора остались только стены (при этом были осквернены могилы императоров).
Собор дважды восстанавливался, последний раз в середине 19 века на средства баварского короля Людвига I.
Тогда же в соборе появились росписи интерьера, выполненными живописцами Йозефом Шварцманом и Иоганном Шраудольфом.
Но что заставило их разместить свои творения так высоко, что их с пола практически невозможно рассмотреть! Неужели скромность? 🙂
В соборе установлен орган. Ну сразу видно, что хороший:))) Но и видно, что не старинный.
Как я упомянул, крипту собора мы не посетили.
. а вышли через другие боковые двери и пошли гулять по Шпайеру.