собор в питере на невском фото название
10 знаменитых соборов Санкт-Петербурга 🕔 1 мин.
Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.
Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.
Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург – это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО. Главная артерия – Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного – девять. Их проектировали умнейшие инженеры.
Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО
1. Казанский собор
Казанский собор – это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма – казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.
2. Исаакиевский собор
Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.
3. Владимирский собор
Владимирский собор – памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма – икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.
4. Петропавловский собор
Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь – храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент – карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.
5. Собор Воскресения Христова на Крови
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.
6. Никольский морской собор
Никольская церковь – памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей – нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней – во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне – колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.
7. Троице-Измайловский собор
Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.
8. Смольный собор
Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол – остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.
9. Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма – это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.
10. Андреевский собор
Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Лучшие соборы Санкт-Петербурга: названия, фото и описания
Храмы города Санкт-Петербург действительно являются свидетелями прошедших лет. Большинство из этих храмов простроены первыми императорами России, поэтому их можно считать памятниками архитектуры, аналогов которым не существует. «Лицо Санкт-Петербурга» — именно так называют Исаакиевский и Казанский соборы. Стоит отметить и то, что в городе находятся храмы и других религиозных представителей: лютеранские кирхи, буддистский дацан.
Большинство церквей Петербурга были закрыты по окончанию революции в 1917 году. Некоторые из этих церквей утрачены уже навсегда, однако до сих пор проводится восстановление сохранившихся храмов. Также открывают новые церкви – к примеру, в 2019 году произошло освящение храма св. Ксении Петербургской.
Казанский кафедральный собор
В 1811 году архитектором Воронихиным был создан Казанский кафедральный собор. История у этого храма действительно насыщенная: по окончанию войны в 1812 году его признали местом хранения реликвий победы русской армии, в этом же храме состоялось захоронение М.И. Кутузова. Только через 179 лет, в 1991 году, были возобновлены богослужения в правом приделе собора, а в 2000 году храм приобрел звание кафедрального собора.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2
Исаакиевский собор
На месте бывшей Исаакиевской церкви на данный момент находится Исаакиевский собор. Огюст Монферран начал возведение храма в 1818 году. В ходе возведения колонн храма были использованы гранитные монолит, а в роспись осуществляли лучшие художники того времени – Бруни, Брюллов и т.д. По завершению революции в соборе был открыт антирелигиозный музей. Возобновление церковных служб произошло лишь в 1990 году.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4
Спас на Крови
Название этого храма говорит о том, что он возведен на том месте, где погиб Александр II – Спас на Крови. Возведение собора было завершено в 1883 году, однако его освящение произошло лишь в 1907 году, поскольку большое количество времени заняли работы по отделке. После революции было принято решение о закрытии храма, а в 1997 году его открыли как музей. В 2000 году были возобновлены службы в храме.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2 А
Смольный собор
В 1748 году под руководством архитектора Бартоломео Растрелли было начато строительство Смольного собора. Из-за семилетней войны строительство было приостановлено, а в 1820 году, по указу Николая I, стройка продолжилась и в 1835 состоялось освящение собора. После завершения революции храм был использован как склад для декораций. Богослужения в храме начали проводится с 2009 года.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1
Петропавловский собор
В 1713 году было завершено строительство каменного Петропавловского собора, его местоположение – деревянная Петропавловская церковь. Стройка проводилась по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I издал указ, согласно которому строительство началось с колокольни, высота которой составляла 112 метров. По окончанию революции 1917 года собор переформирован под музей. В 2000 года богослужения в соборе возобновились.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 1
Николо-Богоявленский Морской собор
Строительство Николо-Богоявленского Морского собора проходило в период с 1753 по 1762 год. Храм состоит из двух церквей: верхняя Богоявленская и Никольская церковь. Этот храм принято считать главным местом торжественных богослужений в честь побед русской армии. Цусимский обелиск был воздвигнут перед Николо-Богоявленским Морским собором в 1908 году, а в 1966 году в соборе состоялось отпевание небезызвестной Анны Ахматовой.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Никольская площадь, 1, корп. 3
Собор Преображения Господня всей гвардии
Собор Преображения Господня всей гвардии – такое официальное название имеет этот храм. Название произошло из того, что он построен на месте «съезжей избы» — главного штаба лейб-гвардейского Преображенского полка. Указ о строительстве храма издала Елизавета Петрова в благодарность лейб-гвардейцам. Освящение собора прошло в 1753 году. В годы войны храм был использован как бомбоубежище. С 1946 по 1948 проходила реставрация храма.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Преображенская площадь, 1
Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка
Полное название этого храма – Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Построить собор было решено на месте полковой церкви Измайловского полка гвардейцев. Храм был построен в 1835 году, а после революции неоднократно поступали предложения по его сносу или перестройки в городской крематорий. Но в 1990 году он все-таки возвращен РПЦ.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Измайловский проспект, 7 А
Владимирский собор
Строительство Владимирского собора было завершено в 1769 году. Автором проекта был архитектор Христиан Кнобель. В 1828 было решено сделать собор местом отпевания Арины Родионовны (няня А.С. Пушкина). Ф.М. Достоевский был прихожанином этого собора, в связи с этим ежегодно в соборе проводятся панихиды по писателю.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, 20
Собор Феодоровской иконы Божьей Матери
В честь трехсотлетия династии Романовых было решено построить собор Феодоровской иконы Божьей Матери. Храм был построен в стиле начала XVII века (период воцарения Романовых). Освящение храма состоялось в 1914 году и на нем лично присутствовал Николай II. В 1932 году было принято решение создать на базе храма молокозавод, однако в 2005 храм вернулся в РПЦ.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, 1 В
Храм Святого Апостола Андрея Первозванного
На Васильевском острове расположен храм Святого Апостола Андрея Первозванного. Деревянная церковь была возведена в 1731 году согласно проекту Дж. Трезини, однако церковь сгорела в результате удара молнии. После этого было принято решение возвести каменный храм, строительство которого завершилось в 1780 году. Андреевский собор, как и большинство других, был закрыт после революции, а решение по его открытие вынесли лишь в 1992 году.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, 11
Крестовоздвиженский казачий собор
На том месте, где раньше жили ямщики вместе со своими семьями, сейчас находится Крестовоздвиженский казачий собор – Лиговский проспект. В связи с этим до 1991 года собор и назывался «Крестовоздвиженская Ямская церковь». В период с 1848 по 1852 год в храме проводились изменения под руководством архитектора Е.И. Диммертова. В 1938 церковь было решено переквалифицировать в завод, но уже в 1991 году храм передали в управление казачьего прихода.
Арес храма: г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 128
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи была возведена в стилистике «псевдоготика», а также относится к действующим памятникам архитектуры федерального значения. Строительство храма связывают с победой русской армии над турецким флотом в Чесменской бухте. С церкви были сняты все колокола в 1924 году. С 1930 года в церкви располагались столярные мастерские. Богослужения в храме возобновились в 1991 году.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12
Князь-Владимирский собор
Князь-Владимирский собор – это один из древнейших соборов города Санкт-Петербург, которые был выстроен в 1789 году под руководством архитектора А. Ринальди и И. Старова. Большинство специалистов считают, что при создании проекта храма архитекторы придерживались к стилям барокко и классицизма. В советский время храм не закрывали, а с 1940 года в нем располагалась Казанская икона Божией Матери, расположенная до этого в Казанском соборе.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26
Успенская церковь
Успенская церковь располагается на Васильевском острове, конкретнее на набережной Лейтенанта Шмидта. До этого здесь располагалось Псковское епархиальное подворье. Возведение храма для подворья началось в 1894 году, а уже в 1895 году строительство уже завершилось. По завершению революции церковь использовалась как портовой склад. В 1991 году собор был передан Оптиной пустыни.
Адрес храма: г. Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 27
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Собор Казанской иконы Божией Матери
Казанский собор в Санкт-Петербурге относится к числу крупнейших храмов города. Он находится в самом сердце Северной столицы и выходит фасадами на Невский проспект и канал Грибоедова. Казанский собор пользуется большой популярностью среди туристов – как отечественных, так и иностранных. Такое внимание обусловлено, в первую очередь, величественным внешним видом, архитектурой и внутренним убранством храма. Главная же особенность собора Казанской иконы Божией Матери – это второе название храма – в том, что он очень похож на собор Святого Петра в Ватикане. Такое сходство зачастую настолько впечатляет путешественников, что в какой-то момент начинает казаться, будто находишься не в Петербурге, а за 1000 км от него, возле самой известной святыни Вечного города.
Сэкономь на путешествии!
Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге
Основные моменты
Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.
Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.
История Казанского собора
Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.
В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.
Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.
После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.
С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.
Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.
Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.
Особенности архитектуры и внутреннее убранство
Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.
Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.
Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.
Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.
Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.
Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.
Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.
Богослужения в Казанском соборе
После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.
В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.
И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.
К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.
Время работы
Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.
Как добраться
Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.
Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».