собор в монреале палермо
Но это будет потом. Сначала самое главное. В апреле 2012 года премудрые отцы города Монреале совершили акт насилия над приезжающими туристами и запретили рейсовым автобусам подъезжать непосредственно к собору. То есть все мои прежние рассказы, где выходить из автобуса и где искать автобус, ушедший из-под носа, аннулируются. Помимо этого, расписание городского автобуса 389 резко ухудшилось: теперь он, согласно вывешенному расписанию, ходит раз в 40 минут (ранее было 20), а с учетом страшных пробок на корсо Калатафими расписание превращается в фикцию. Но теперь, помимо рейсового 389 автобуса в Монреале ходит автобус фирмы AST, но он дороже, и в нем талончики не действуют.
Итак, два автобуса едут по совершенно разным маршрутам и кольцуются в совершенно разных местах. Скорее всего, стОит действовать по простейшему рецепту: на каком автобусе приехали, на таком и возвращайтесь.
Ну вот теперь с работой путеводителя завязал, начинаем любоваться. Прежде всего, обойдем собор еще раз, но уже медленно (не надо торопиться на обратный автобус в Катанию) и внимательно поглядим. Напоминаю, что в ру-Вики написана огромная статья «Собор Монреале», при работе над которой автор использовал все доступные ему источники.
Портик XII века, к сожалению, не сохранился: рухнул, бедолага, в 1770 году. Его отстроили заново, в соответствии с новыми вкусами, но, как считают искусствоведы, неплохо: он удачно соединил и стянул в единое целое несимметричный фасад. Проектировал неведомый мне Антонио Романо, а вот выполнил Иньяцо (Игнатий) Марабитти: его работ на Сицилии сохранилось немало, а погребли мастера в Катакомбах капуцинов (по тогдашним меркам, верх аристократизма)
Я честно попытался сфотографировать врата по частям в надежде, что мы с вами, читатели, сумеем прочесть все представленные эпизоды из священной истории. Фотографировал снизу вверх:
Я там что-то начинаю понимать только с третьего снизу ряда: Благовещение, встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово с пастухами, поклонение волхвов.
Выше: Ирод с воинами, бегство в Египет, Сретение, Крещение
Продолжение на следующей фотографии:
Несомненно Преображение справа в нижнем ряду.
Выше: Тайная вечеря, арест Иисуса, Распятие и, наверно, Сошествие во ад.
Еще выше: три воскресных эпизода (по логике, только вот не пойму, какие именно) и Вознесение.
В самом верху: Богородица и Христос на престолах, окруженные ангелами.
Еще раз подчеркиваю: к вратам доступа нет. Если у кого-то есть оптика помощнее, Вам повезло: для Вас загадок не будет)))
Северный фасад, мне кажется, я уже демонстрировал, но на всякий случай:
Кафедральный собор Монреале (Duomo di Monreale, Santa Maria Nuova)
Кафедральный собор Монреале — значимая и широко известная архитектурная достопримечательность острова Сицилия, располагающаяся в центральном районе Монреале, пригороде Палермо, у подножия горы Капуто. Храм освящен в честь Рождества Богородицы и известен также как Санта Мария Нуова (Santa Maria Nuova). С июля 2015 г. он входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии.
За свою многовековую историю собор не раз подвергался реставрации, скрупулезно восстанавливался мастерами после пожара, но сумел почти полностью сохранить свой исторический вид и элементы внутреннего убранства, признанные произведениями искусства. В архитектуре храма прослеживается смешение норманнских, византийских и арабских традиций. В частности, на наружных стенах и западном фасаде легко узнается переплетение орнаментов, традиционных для исламского искусства. А интерьер собора славится богатыми византийскими мозаиками.
После завершения строительства храм Duomo di Monreale стал центром, вокруг которого начал формироваться город и епископство. Жители Монреале с почтением называют свой собор La Matrice — Мать, подчеркивая его значение для зарождения города. Архиепископскую кафедру богатой епархии в разные годы занимали представители монарших фамилий и известных аристократических родов: Фарнезе, Медичи, Борджиа, Колонна, Орсини.
Мозаики и интерьер храма Duomo di Monreale
Мозаичное оформление базилики Santa Maria Nuova является его главной достопримечательностью. Мозаиками покрыты практически все стены храма. Византийское искусство мозаичного украшения церковных интерьеров было популярным на Сицилии в Ⅻ в. Великолепные образцы сохранились и в других знаменитых памятниках архитектуры на острове — Палатинской капелле, соборе Чефалу, Адмиральской церкви Марторано.
Сцены из Ветхого и Нового заветов покрывают стены собора Монреале на площади 6500 кв. м. Главное и доминирующее изображение находится в центральной апсиде — это Иисус Пантократор (обычно переводится «Всемогущий», а в русском православии — «Вседержитель»). Фигура Христа на мозаике поражает размерами, голова с бородой по вертикали — 3 м, размах правой руки — 7 м, а полные размеры изображения — 7 м в высоту и 13,3 м в ширину. Окружающие поверхности апсиды заполнены фигурами святых, пророков и апостолов, под Пантократором находится восседающая на троне Богородица с младенцем.
Мозаики над колоннами центрального нефа иллюстрируют ветхозаветную книгу Бытия. В трансепте и предалтарном пространстве изображены сцены земной жизни Иисуса, а в боковых нефах — чудесные деяния Христа и сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла. Кроме того в соборе множество орнаментальных мозаичных композиций бордюров и медальонов. В мозаиках Duomo di Monreale использована «золотофонная» византийская технология. Кубики прозрачной смальты покрывали с внутренней стороны сусальным золотом и монтировали в раствор с разным наклоном. В результате создавались чудесные преломления и отражения света, особенно эффектные в полумраке соборов.
Отдельного внимания заслуживают деревянные потолки базилики. Они выполнены арабскими мастерами в сложной технике из наборных элементов, их декор напоминает украшения мечетей в исламских странах Магриба. В пожаре 1811 г. потолок полностью сгорел, но был восстановлен по сохранившимся изображениям. Полы собора сделаны из белого сицилийского мрамора Таорминского месторождения и инкрустированы порфиром и гранитом.
Позднейшие пристройки ⅩⅤ-ⅩⅧ в. появились за пределами основного нефа и не нарушили архитектурную целостность. Это ризница ⅩⅤ в., капелла Santo Castrense (Святого Кастренце — покровителя монреальской епархии) в стиле ренессанса ⅩⅥ в., капелла Распятия в стиле барокко ⅩⅦ в. и новый элегантный портик ⅩⅧ в. на западном фасаде, объединивший в единое целое несимметричные норманнские башни. Одна из них не была достроена, шпиль второй был разрушен прямым попаданием молнии в 1804 г.
Архитектурный стиль и история строительства
Работы по возведению собора начались по приказу короля Вильгельма II Доброго в 1174 г. и были завершены через 10 лет. В 1183 г. папой Люциусом III в. храме учреждено архиепископство, здесь поселяются первые монахи-бенедиктинцы, появляются склепы усыпальниц королевской фамилии.
Величественный собор Монреале возводился в комплексе с королевским дворцом и монастырем. Вильгельм Второй придавал значение этому строительству, как символу единения папской церкви и нормандской монархии. После освящения храма, проведенного в 1267 г., продолжалась его внутренняя отделка, хотя большая часть мозаик была сделана в кратчайшее время, между 1183 и 1189 гг.
Собор в Монреале построен в эклектичном стиле, возникшем на Сицилии на стыке нескольких культур. Это так называемый арабо-греко-нормандский стиль, появившийся в результате толерантной политики правящих монархов, при которых не ущемлялись, а имели возможность развиваться разные этнические общины, населявшие Сицилию, включая греков-христиан, арабов-мусульман и эмигрантов из материковой Европы латинского церковного обряда. Результатом стало появление в Ⅻ-ⅩⅢ вв. множества строений, в чертах которых одновременно просматриваются элементы арабского, греческого, романского и нормандского стилей искусства.
Собор Монреале — один из немногих памятников архитектуры, доживших до наших дней и сохранивших этот уникальный стиль, который называют еще норманнско-сицилийским. Уцелели и другие памятники, которые построены в этой же манере в Палермо — Кафедральный собор «Cattedrale di Santa Maria L’Assunta», церковь отшельников Сан Джованни «S. Giovanni degli Eremiti», Палатинская капелла и еще несколько соборов и дворцов. Остальные произведения арабо-норманнского зодчества были разрушены или перестроены в пришедшем на смену готическом стиле.
Здание храма в плане представляет латинский крест длиной 102 м и шириной 40 м. Это трехнефная базилика с широким центральным нефом и узкими боковыми. Последние приделы отделены от главного нефа рядами поддерживающих стены колонн. Стены украшенны до самых потолочных перекрытий мозаикой и оформлены арками. Западный фасад и обращенная к востоку апсида с внешней стороны орнаментированы стрельчатыми переплетенными арками и арабскими орнаментами, с применением туфа и лавы разных оттенков. Уникальными произведениями искусства являются северные и западные бронзовые врата собора, изготовленные итальянскими мастерами в Ⅻ в. Порталы украшены многочисленными панно по ветхозаветным и евангельским сюжетам.
Клуатр и епархиальный музей
К южному фасаду собора примыкает клуатр бенедиктинского монастыря. построенного одновременно с базиликой. Это квадратный в плане внутренний двор, ограниченный по периметру галерей с уникальной колоннадой. 208 установленных попарно колонн имеют разнообразный декор и капители выполненные искусными резчиками.
Колоннада и устройство внутреннего двора восходят арабской архитектуре и принципам оформления мечетей, а капители украшены библейскими сюжетами, сценами из жизни, изображениями Вильгельма Второго, рыцарскими турнирами и языческими ритуалами. Сами колонны изготовлены из лавы и туфа, и украшены резьбой, мраморными инкрустациями и мозаикой. Исследователи считают, что здесь работали не менее пяти мастеров из Прованса и даже идентифицировали их по манере исполнения и излюбленными сюжетам. В одном из углов клуатра находится типичный для мечетей Магриба фонтан для омовений.
Стоит посетить музей-сокровищницу собора Монреале. В ней представлена драгоценная церковная утварь, одежды епископов, собрание живописи на библейские сюжеты разных времен. Часы работы музея могут отличаться от работы храма. Уточнить расписание можно на официальном сайте музея.
Часы работы
Собор Duomo di Monreale является действующим архиепископским собором католической церкви. В нем проводятся ежедневные службы и ритуалы. Посетить собор можно по будням с 09:30 до 12:30 часов и с 15:00 до 16:30 часов, а в праздничные дни с 08:30 до 09:30 часов и с 15:00 до 16:30 часов.
Во время мессы доступ в некоторые части храма может быть ограничен. Для посещения следует выбрать скромную одежду, доступ в храм в шортах не разрешен. Одновременно в собор разрешается войти не более 350 туристов. Время посещения — 30 минут, плата за вход составляет 4 евро.
Собор Монреале на панораме Google
Как добраться
Город Монреале считается пригородом Палермо, до него можно доехать за полчаса на рейсовом автобусе, расстояние — около 10 км.
От остановки на площади Piazza Indipendenza, расположенной рядом с воротами Porta Nuova, идет автобус № 389. На нем нужно доехать до конечной остановки «Fontana Del Drago» и до собора пройти пешком по Via d’Acquisto около 8 минут.
Можно приехать к храму Duomo di Monreale с организованными экскурсиями или на арендованном автомобиле.
Поездка в собор Монреале из центра Палермо на такси обойдется примерно в 10 евро. Свои услуги в этом регионе Сицилии предлагают более тридцати сервисов такси.
Монреале — город и его выдающийся собор
23-й отчет. О самостоятельном путешествии по Сицилии. Начало отчетов ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете мы начали знакомство с Палермо, о чем можно прочитать здесь «В Палермо — столицу острова Сицилия»
10-й день. 24 июля 2016 года. Монреале. (Monreale).
В Монреале я поехал после того, как осмотрел несколько важных достопримечательностей в Палермо и постепенно вышел на площадь расположенную за Норманнским дворцом. Площадь эта называется Piazza Indepedenza, в ее центре расположен небольшой парк со стеллой (на фото)
Здесь же находится и остановка автобуса № 389, на котором я уехал в Монреале (О том, как добраться до Монреале — я подробно написал здесь).
Ехать около 20 минут — расстояние 7 километров. Билет в одну сторону — 1.30 евро.
На верхнем фото — остановка автобуса, это конечная куда приходит маршрут, с нее же возвращаемся назад — на фото видно что в город ведет прямая единственная дорога — 10 минут пешком и мы будем у Кафедрального собора, но сначала немного осмотримся.
Слева — обрыв и прекрасный вид на долину в которой расположен Палермо, вдали даже можно увидеть Тирренское море.
А справа здание церкви San Gaetano, как раз напротив автобусной остановки.
Но сама церковь была закрыта, она кстати является частью монастыря Святой Катерины
Я потопал не по прямой улице в город, а стал подниматься по ступенькам и кривым улочкам, но Монреале город небольшой (всегот 30 тысяч жителей), поэтому все дороги все равно приведут на Площадь Дуомо перед Кафедральным собором, который является главной достопримечательностью Монреале уже 900 лет!
Десять минут и я оказался у Северного фасада Кафедрального собора с пристроенным внизу портиком Гаджини. Собор назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Duomo di Monreale).
Кафедральный собор в Монреале считается самой прекрасной норманнской церковью на Сицилии и был построен в 1172–1186 годах. Точне по велению короля Сицилии Вильгельма ll Доброго был возведен целый комплекс — состоящий из собора, бенедиктинского монастыря с монастырским двором и королевского дворца
Существует старинная легенда, рассказывающая, что Дева Мария явилась королю Вильгельму Доброму во сне. Она указала место, где его отцом Вильгельмом Первым Злым были спрятаны сокровища и повелела воздвигнуть храм в свою честь. Этим местом стало поселение на возвыщающей над Палермо в семи километрах от города горе Монте-Капуто, бывшей любимым местом охоты арабских эмиров и сменивших их норманских королей. Сокровища так и не были найдены, но собор был построен по средневековым меркам просто стремительно — за какие-то 15 лет.
К сожалению, я немного опаздал и собор был закрыт на послеобеденный перерыв с 12.45 по 14.30.Но я знал, что он скоро откроется и поэтому стал осматривать пока собор снаружи.
На фото — статуя в портике Гаджини, король Вильгельм Добрый преподносит собор в дар Богородице.
Я стал обходить собор и передо мной предстал — Западный или главный фасад собора — на нижнем фото
В Монреальском соборе сочетаются черты различных архитектурных стилей — местные, античные, арабские, византийские, норманнские традиции тесно переплелись как в архитектуре, так и в убранстве собора.
Пройдя по узкой улочке — виа Торрес
Я вышел уже на южную сторону собора, где располагался внутренний двор бывшего бенедиктинского монастыря и небольшой сквер
Кафедральный собор Палермо 3. Королевские гробницы и не только
Собор Палермо известен уникальным комплексом королевских и императорских гробниц XII—XIV веков. Здесь покоятся:
— Рожер II (1095—1154) — первый король Сицилийского королевства (1130—1154).
— Констанция Норманнская (1154—1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 г., императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI.
— Генрих VI (1165—1197) — император Священной Римской империи (с 1191 г.), король Германии (с 1190 г.), Италии (с 1186 г.), Сицилийского королевства (с 1194 г.).
— Фридрих II (1194—1250) — император Священной Римской империи (с 1220 г.), король Сицилийского королевства (с 1197 г.) и Иерусалима (с 1225 г.).
— Констанция Арагонская (1179—1222) — дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии.
— Педро II (1304—1342) — король Сицилийского королевства (с 1338 г.).
— Вильгельм (Гульельмо) Арагонский (1312—1338) — один из братьев Педро II, номинальный герцог Афин и Неопатрии (с 1317 г.).
Гробницы Рожера II, Констанции Норманнской, Генриха VI и Фридриха II представляют собой порфировые саркофаги под балдахинами. Эти гробницы являются уникальными для средневековой Италии как по использованному материалу, так и по качеству и манере исполнения ( Почему-то не упоминается, что манера это византийская). Балдахины и поддерживающие их колонны гробниц Генриха VI и Фридриха II также изготовлены из порфира, а у Рожера II и Констанции Норманнской — из белого мрамора и покрыты золотой мозаикой.
Гробница императрицы Сицилии Констанции
Порфировый саркофаг императрицы Сицилии Констанции
Гробница Констанции Арагонской
Констанция Арагонская была погребена в роскошной золотой тиаре, богато убранной жемчугом и драгоценными камнями. Изъятая в 1491 году из гробницы тиара Констанции представлена в настоящее время в Сокровищнице собора.
Византийская корона Констанции Арагонской
Гробница Фридриха II, императора Священной Римской империи, XIII в.
Порфировый саркофаг Фридриха II
Гробница Рожера II Сицилийского, XII в.
Гробница Генриха VI, XII в.
Крипта
Раннехристианский (?) саркофаг в крипте Собора
Саркофаг Фридриха Антиохийского ( 1223 – 1255)
Во второй части поста вы увидите наши фотографии интерьера, прежде всего произведения в стилях ренессанс и бароко.
Ренессансный гротеск. Здесь еще много https://ornament-i-stil.livejournal.com/260468.html
Единственное фото общего плана. Общий вид интерьера смотрите в Википедии.
Две очень красивые ренессансные кропильницы перед входом работы Доменико Гаджини и Джузеппе Спадафора.
Несколько деталей декора капелл и алтарей
Мозаики в стиле сицилийского барокко я уже показывала