собор в иркутске который разрушили
Как взрывали старый собор
16 сентября 2015 в 21:55 11242 просмотра
Все иркутяне знают, что на месте «серого дома» стоял когда-то уникальный Казанский кафедральный собор высотой в современный 20-этажный дом. Сегодня мы вспомним как взрывали собор и как проектировали на его месте Дом Советов.
Гибель нового собора
Итак, картины уничтожения Собора летом 1932 года из повести Дмитрия Сергеева «Залито асфальтом»:
«Соборную церковь взрывали летом. В ближних домах окна закрыли ставнями, позаклеивали газетами, чтобы не вышибло ударной волной. На перекрестках улиц, ведущих к собору, дежурили постовые, никого не пускали.
Почти все пацаны из нашего двора прятались под аркою на берегу Ангары. Милиционеру надоело прогонять нас, он удовлетворился тем, что мы не лезли ближе.
На паперти Старого собора толпились старухи и нищие, должно быть, со всего города. В смятении и ужасе смотрели они на пятиглавую громаду соборной церкви. С берега открывался весь собор, не было видно только одного купола на фронтальной стороне. Над церковью уже постарались — в ней давно не справляли служб, — наверху центрального купола зияли щели окон, в них кое-где посверкивали обломки разбитых стекол. И все же собор выглядел несокрушимой махиной. Коричневый цвет придавал ему мрачный вид, утяжелял стены.
Обеспокоенные стрижи кружились над своими гнездами — ими были сплошь облеплены карнизы и выступы куполов. Воздух оглашался их криками.
Народ на паперти Старого собора прибывал. В полумраке притвора маячила золоченая риза. Видимо, и сам поп томился ожиданием.
Стены собора будто кровоточили. Из пыльного хаоса слышались отчаянные крики птиц.
— Конец света! — вопил на паперти старик, колотя тяжелой палкой по каменным плитам. Всклокоченная борода тряслась, из-под бровей сверкали маленькие круглые глаза.
… Взорванный собор упрямо сопротивлялся истреблению. Кирпичи в его стенах так крепко были связаны раствором, что их легче было разломить, чем отделить друг от друга. Груды обломков и ни на что не годного лома долго еще возвышались на месте церкви. Мелкая крошка и кирпичный бой пошли на бутовку площади. Соборная ограда пустовала недолго, скоро в ней появились дощатые времянки и навесы».
Рудольф Берестенев в книге «Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени» пишет: «Когда собор разрушили, то уровень центральной иркутской площади от битого кирпича поднялся на один метр. Щебня было столько, что его хватило на отсыпку подъездного пути к мосту через Ангару.
Гольдфарб С.И. в книге «Иркутск, Иркутск… Рассказы из истории старого города»: «Новый железобетонный мост, взамен старому, Николаевскому» (т.е., понтонному), «начали возводить в 1932 году. … В это же время на главной площади города стали разрушать Казанский кафедральный собор, после взрыва которого скопилось много битого кирпича. По временной железнодорожной колее щебень доставлялся для отсыпки предмостной строительной площадки.»
«Собор» новой власти
Обратимся к Иркипедии, чтобы узнать о перипетиях проектировки и строительства Дома Советов («Серого дома»):
«В начале 1936 года объявляется всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов в Иркутске. Здание проектировалось на месте разрушенной православной святыни, и новая власть поставила перед архитекторами и строителями задачу — возвести грандиозное сооружение, которое по красоте и размерам не уступало бы Казанскому кафедральному собору.
В конкурсе победил проект, выполненный архитекторами из Новосибирска А.Крючковым и В.Масленниковым. Дом Советов представлял собой здание в виде раскрытого к площади полукружия фасада, с парадным вестибюлем, с конными скульптурными группами при входе и на парапете, со светлым объемом конференц-зала, обращенного в сторону парка на набережной Ангары.
На площади перед Домом Советов предполагалось устроить фонтан. Проект этого здания даже по современным меркам наиболее всего отвечал бы требованиям общественно-делового центра в Иркутске и вряд ли получил бы в народе название „серого дома“.
27 октября 1936 года в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 году его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949 года. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре.
За основу строительства были взяты чертежи архитектора В.Гуркина, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московского начальства, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 году в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся».
Недавний мэр Кондрашов в начале своего управления предложил снести Серый дом, на его месте восстановить Собор, а здание администрации построить на территорию бывшей чаеразвески на ул. Сурикова. Если бы провели городской референдум, вы бы согласились на столь затратный проект?
Фото-загадка
Казанский собор (Иркутск)
Содержание
История
Предыстория
К середине XIX века старый кафедральный собор, построенный ещё в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор.
Основание собора
Евфим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, В 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске:
Строительство
В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе стрительства, между Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект.
Наблюдать за работами по возведению собора был приглашён инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь «монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле».
Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей.
Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню.
Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребён Вениамин. Летописи отмечают, что он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и сроители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году. Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из ели, пихты и сосны. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки. 25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. Интересно, что накануне, 3 января, проводилась репетиция, на которую публика приглашалась по билетам. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла «Коль славен». Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трёх протодиаконов.
Кафедральный собор
В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора. Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров. После октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 20-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стёкол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайствования Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.
Снос собора
Восстановление собора
Описание
Структура Казанского собора была строго симметричена. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие приделы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный купол в форме полусферы стоял на двенадцатигранном световом барабане.
Интересно, что вся верхняя часть собора, была выстроена в простых пропроциональных отношениях, свойственных принятым образцовым русско-византийским проектам. Преобладали соотношения объемов 1 к 1, 1 к 2 и 1 к 4: высота всего храма была равна высоте главного купола с барабаном и венчанием, высота малых куполов с барабанами была равна удвоенной высоте центрального купола, радиус полусферы купола четырежды укладывается в высоте купола с барабаном, ширина храма равна его высоте без венчания и т. п.
Казанский собор был крсиво оформлен, его стены украшали полуколонки, филенки, пояски, кокошники, сухарики, бегунки, кронштейны.
Отдельно от храма стояла колокольня, соединенная с главным объемом низкой длинной галереей.
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
Иркутск. Часть 22. Жизнь и гибель Иркутского кафедрального
К середине XIX века старый кафедральный собор, построенный еще в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор.
Ефим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, В 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске:
Кафедральный собор с отражением в Ангаре
«Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишениями и опасностями… Обет сей много лет носимый в душе моей… в том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор. Преисполненный сими чувствами, обращаюся к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою. Примите в распоряжение свое для издержек на построение Собора представляемый при сем капитал… Всего на сумму двести пятьдесят тысяч руб. серебром». При этом он не стал ставить каких-либо условий, а лишь скромно понадеялся, что «смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу».
Выбор места под строительство Собора длился с 1850 по 1872 годы. Первоначально предполагалось снести древнюю Спасскую церковь или Богоявленский собор, но горожане отвергли этот вариант. Наконец, в 1872 году для строительства отвели таможенную площадь, которая была перед этим расчищена от всех зданий, кроме Спасской церкви. Руководил строительством специальный комитет во главе с протоиереем П.Громовым, а после смерти последнего — с его преемником протоиереем А.Виноградовым. 17 апреля 1875 года новый Кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса, а также чиновников и горожан.
В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект.
Казанский собор. Проект фасада барона Г. В. Розена.
Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь «монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле».
Проект собора архитектора Г.В.Розена. Западный фасад и разрез по диагонали.
Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей.
Вид на собор из Сукачевского сквера. Фото начала ХХ в.
Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В.Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству[2]. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора.
Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню.
Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам.
Главный иконостас Казанского кафедрального собора
В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребен Вениамин. Летописи отмечают, что он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и строители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году.
Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из ели, пихты и сосны. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки.
Тихвинская площадь Кафедральный собор строится. Празднование прибытия в Иркутск наследника престола цесаревича Николая.1891
25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. Интересно, что накануне, 3 января, проводилась репетиция, на которую публика приглашалась по билетам. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла «Коль славен». Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов.
В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора. Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда.
Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров.
Иркутский кафедральный собор.1910
После октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года.
Тихвинская площадь после революции
В 20-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайствования Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.
Делегаты районной конференции «воинствующих безбожников». Фото. 1930-е.
В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности.
Документ о признании Кафедрального Собора не имеющем исторической ценности
Площадь III Интернационала (сквер Кирова). Узкоколейная железная дорога, проложенная для вывоза остатков взорванного Казанского кафедрального собора.
Остатками Казанского кафедрального собора была отсыпана площадь III Интернационала (сквер Кирова).
Жертва «воинствующих атеистов» — храм, возведенный на средства сибиряков, был разрушен до основания. 1932
В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области.
Как бы Собор выглядел сейчас
Структура Казанского собора была строго симметрична. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие приделы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный купол в форме полусферы стоял на двенадцатигранном световом барабане.Интересно, что вся верхняя часть собора, была выстроена в простых пропорциональных отношениях, свойственных принятым образцовым русско-византийским проектам. Преобладали соотношения объемов 1 к 1, 1 к 2 и 1 к 4: высота всего храма была равна высоте главного купола с барабаном и венчанием, высота малых куполов с барабанами была равна удвоенной высоте центрального купола, радиус полусферы купола четырежды укладывается в высоте купола с барабаном, ширина храма равна его высоте без венчания и т. п. Казанский собор был красиво оформлен, его стены украшали полуколонки, филенки, пояски, кокошники, сухарики, бегунки, кронштейны. Отдельно от храма стояла колокольня, соединенная с главным объемом низкой длинной галереей
Каток у Собора
Вид на Кафедральный собор со стороны Спасской церкви
Панорама Иркутска с левого берега Ангары. Фото 1894–1895 гг.
Казанская церковь в Иркутске: история, архитектура и значение храма иконы Казанской Божьей Матери
Казанская церковь в Иркутске (другие названия: Богородице-Иркутская церковь и Новый Казанский собор) воздвигнута во имя Казанской иконы Божьей Матери. Находится сооружение в Правобережном административном округе Иркутска в предместье Рабочее.
История собора
Храм был построен при помощи многих людей. Свои силы и средства в строительство вложили спонсоры и простой народ.
Основание и его причины
Первые населенные пункты у реки Ушаковка на юге Иркутской области появились в конце XVII—начале XVIII в. Православные люди нуждались в храме.
С 1803 года местом сбора прихожан стала Борисо-Глебская церковь, но желающих помолиться было очень много. Людям приходилось терпеть некоторые неудобства: не всем было слышно пение хора, при горении свечей в здании становилось душно. Назрела необходимость в строительстве нового храма.
Первоначально планировалось воздвигнуть храм в честь святого Николая, однако в результате решили выстроить церковь Казанской Божьей Матери, которая считается заступницей русского народа.
27 июля 1885 года была произведена закладка здания. Также в этот день прошел крестный ход, а освятил место архиепископ Вениамин.
Освящение уже готовой церкви епископом Макарием состоялось 9 апреля 1892 года.
Работа над первым проектом
Средства на новое сооружение выделил Александр Сибиряков (исследователь, предприниматель). Также пожертвования сделали Дмитрий Демидов, Александр Трапезников (оба являлись купцами, золотопромышленниками) и другие меценаты. От них поступило около 20 тысяч рублей. Силами прихожан было собрано еще 1500 рублей на строительство.
Построена церковь зауральскими зодчими в русско-византийском стиле. Над строительством и оформлением храма трудились многие мастера, но до нас дошли имена немногих из них.
Свою лепту в оформление храма внес и народ.
Люди приносили в новый собор много полезного:
Первыми служителями стали священник Федор Холмовский и диакон Александр Благообразов. Иван Яковлев — мещанин — являлся старостой.
Территория нового храма была обнесена красивыми ажурными решетками и воротами. Земля, принадлежащая церкви, сдавалась, а средства от аренды шли в храмовую казну.
Историческая судьба
К 1914 году общее число прихожан насчитывало около 3500 человек.
Среди них были люди из разных слоев населения:
Храм иконы Казанской Божьей Матери действовал вплоть до 1936 года.
После его закрытия здесь размещались:
В советские времена зданием владели разные хозяева, каждый из них старался оформить интерьер на свой лад. Вследствие этого церковь теряла свою самобытность, постепенно разрушалась.
Реставрация здания
В 1980-е гг. народными депутатами Иркутска было принято решение восстановить религиозный памятник. Реставрационные работы начались в 1988 году. Автором проекта выступила Л.И. Гурова — главный архитектор иркутских реставрационных мастерских.
Восстановление проводилось длительное время и на добровольные пожертвования.
Современное положение
На сегодняшний день это один из самых популярных иркутских соборов. Он собирает несколько тысяч прихожан.
Архитектура и убранство сооружения
Церковь окружают низкие постройки. На их фоне она выглядит особенно величественно и удивляет колоссальностью своих форм.
Внешний вид
Сооружение отличают особая объемная композиция и исключительная симметрия, которую несколько нарушает лишь пристройка к колокольне. Церковь выглядит компактно из-за того, что все элементы примыкают к центральному столпу.
Барабан из 12 граней с куполом украшает центральную часть. Барабаны из 8 граней украшают приделы пониже, колокольню и апсиду.
Дополняют очертания небольшие башни с шатрами, расположенные по диагоналям.
Особенности декорирования здания
Благодаря обилию разнообразных элементов декор имеет насыщенный вид. Детали создают ощущение праздничности и торжественности.
В оформлении «Красной церкви» превалирует золотой цвет, благодаря ему убранство выглядит довольно богато. Купол украшают росписи одухотворенных ликов святых.
Декор фасадов
Вид храма достаточно яркий: синий и красный цвета создают эффектный контраст. Вход в церковь украшают фигуры святых.
Фасад имеет сложные формы и изящные элементы, свойственные архитектуре конца XIX века:
Внутреннее оформление
При посещении стоит обратить внимание на приделы церкви. Они украшены искусными иконостасами и клиросами с золоченой резьбой. Мастером является Владимир Федорович Каратаев.
Автором росписей является иркутский живописец Максим Зязин, который работал и над фресками Вознесенского монастыря. «Евангелисты» в куполе Казанской церкви, написанные им, завораживают своей красотой.
Иконостас
В 2011 году установлен 12-метровый иконостас, вес которого составляет 70 тонн. Материал — красно-кофейный гранит — привезен из Индии. В колоннах использован уральский змеевик.
Святыни храма
Царские врата и иконостасы обрамлены золотой изысканной резьбой. Основной иконостас украшает посеребренное изображение Святого Луки. К 1892 году полностью закончились работы по отделке и украшению.
Чудотворная икона Божьей Матери, во имя которой строилась церковь, впервые явилась в 1579 году в Казани. По преданию, девочке Матрене во сне показалась Богородица и повелела вынуть из земли икону. Богородица точно указала на место. Икону нашли и передали церкви. Многие помолившиеся иконе чудесным образом исцелялись. Вскоре ее признали чудотворной.
Как проходят богослужения
Собор открыт с 8 утра до 19 часов вечера. Проводятся утренние и вечерние богослужения. Во время главных христианских праздников проходят торжественные службы. Праздник Пасхи в последние годы отличается запуском фейерверка.
Колокольня храма
Колокольня с открытыми арочными проемами и шатром выстроена в лучших традициях зодчества. При посещении стоит обратить внимание на колокола. Тяжелейший из них весит пять тонн и известен самым громким звоном.
История строительства
Колокола были отлиты в Ярославской области:
Главный колокол сделан в городе Тутаеве на Шуваловском заводе. Отливают колокола там по старинным технологиям.
Внешнее оформление
Внушительную колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в виде беседок под куполами. Реставрационные работы над ними и в целом верхней частью были завершены в 1996 году. Именно тогда купола стали ярко-синими.
Послушайте завораживающий колокольный звон церкви.
Значение собора
Храм во все времена играл очень важную роль в православной жизни Иркутска. Он является главным собором в городе и привлекает не только прихожан, но и туристов.
Казанская церковь выступает в качестве кафедрального собора Иркутской и Ангарской митрополии.
Как добраться до церкви
Собор Казанской Божьей Матери в Иркутске находится по адресу: улица Баррикад, дом 34/1.
Видео о посещении храма Патриархом РПЦ
В ролике рассказывается о посещении храма Патриархом Кириллом.