собор у медного всадника

Исаакиевский собор и «Медный всадник».

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Приветствую всех и, как и обещала, продолжаю рассказывать о храмах Санкт-Петербурга.
На его берегах расположено более 200 церквей, храмов и соборов. Смогу ли я рассказать обо всех?))
Конечно, нет. Но сколько смогу…:-)

Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость – около 12 тысяч человек.
Он занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.
Купол собора венчает колоннада, где с высоты 43 метров посетителям открывается великолепная панорама на Санкт – Петербург и Финский залив. Летом в хорошую погоду я обязательно туда поднимусь с камерой и поделюсь с Вами впечатлениями!:-)
Внутри собора довольно просторно и потрясающе красиво.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу.
Я запомнила, что в отделке использовано более двадцати видов камня! Каменные колонны восхитительны,

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

как и мозаичные, и скульптурные творения, украшающие собор, завораживая посетителей своим великолепием и мастерством их создателей.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Здесь находится самый крупный в России витраж (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров, изображающий воскрешение Иисуса Христа.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Может кто-то не знает?;-) НО!
Санкт-Петербург назван не в честь своего основателя – Петра I, а во имя святого апостола Петра, и закладывался город по благословению архиерея воронежского Матрофания, полученному Петром еще в юности: «Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу – великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это». Конечно, изображение Святого Апостола Петра присутствует в соборе:

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Интересные факты:
— Во время Революции 1917 года и установления советской власти церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
— При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
— Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Официальное название собора – храм преподобного Исаакия Далматского,

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

в честь которого по указу Петра I в 1710 году и была возведена церковь. А в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной. (Позже строение было перенесено и перестраивалось 4 раза, о чём лучше прочитать на просторах интернета.)
А тогда храм находился на том месте, где теперь стоит ещё один знаменитый символ Санкт-Петербурга — памятник Петру Первому — «Медный всадник».

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг). Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II.
О чем и свидетельствуют надписи на гранитном постаменте: на одной стороне «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782», а на другой «PETRO primo СATHARINA secunda MDCCLXXXII»

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Сегодня два этих великолепных символа города на Неве разделяет Исаакиевский сквер, где прогуливаются многочисленные туристы с фотокамерами, потрясённые увиденной красотой…

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Я тоже немного поиграла с ракурсами Медного всадника и Собора.)

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Уходить не хотелось, и мы, перешли дорогу,

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

ещё немного погуляли по Английской набережной,

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

расположенной прямо напротив «Медного всадника», наслаждаясь красотой Невы…

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Хочу ещё, и всем рекомендую…;-)
Потом мы отправились к собору, где нас ожидал мой любимый Ружик всё это время… А куда же без него?;-)

Источник

Исаакиевский собор и Медный Всадник

Исаакиевский собор

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.

Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.

На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.

Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.

Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.

Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.

Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.

Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.

Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.

Медный Всадник

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург

Рядом с Исаакием стоит другой символ Петербурга — Медный Всадник. Он обращён лицом к Неве и смотрит на Васильевский остров. Туда, где по замыслу Петра и должен был находиться его дворец, но все планы спутал граф Меньшиков, построив свой собственный дворец.

За его спиной золотым трезубцем возвышается Исаакий. Когда впервые оказываешься здесь, на Сенатской площади, то просто не знаешь куда вперёд бежать. Правда, я был тогда ещё молод, романтичен и каждый день слушал Русский рок. Сейчас я спокойнее отношусь к главным символам Питера. Но каждый раз бываю здесь. И зачем-то каждый раз снимаю.

Гром-камень

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Медный Всадник, Сенатская площадь, Санкт-Петербург

Гром-камень

Начнём, пожалуй, не с самой скульптуры, а с её постамента. В качестве постамента решили использовать цельный камень, о поисках которого дали объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Такой камень был на примете у Семёна Вишнякова из деревни Конная Лахта. Сейчас эта деревня вошла в состав Санкт-Петербурга, а тогда она располагалась к северо-западу от города по направлению к Сестрорецку.

Такое интересное название камень получил, потому что, по местному поверью, в него ударила молния и он приобрёл свою необычную форму.

Гром-камень впечатлял своими размерами. В длину он был 13 метров, в ширину 8 метров, а в высоту 6 метров, а весил аж 2000 тонн. Он казался целой скалой, особенно в условиях плоского, как тарелка, Петербурга.

Камень был утверждён в качестве пьедестала для будущего памятника. Оставалось всего ничего — перетащить 2000 тонн в центр и Петербурга, а, самое главное, переправить его через Неву.

Сначала его откопали, и на его месте до сих пор есть водоём, который так и называется Петровский пруд.

При помощи домкратов и рычагов гром-камень погрузили на специальную машину, которая и обеспечивала транспортировку. За день камень перемещали на 20 — 30 шагов. На поворотах скорость снижалась. Машина представляла собой деревянную платформу, которая перекатывалась по двум желобам. Читай, колее. В колею были уложены 30 пятидюймовых шаров. Вот по ним-то платформа и двигалась.

И всё равно гром-камень пять раз слетал с платформы, и его заново приходилось откапывать.

Ещё интереснее была организована переправа гром-камня через Неву. Для этого построили судно типа беляны (по сути, промышленная версия плота), которое поддерживалась с двух сторон краерами (плоскодонными парусниками).

На такой плавучей конструкции гро-камень и был доставлен к Сенатской площади. За инженерным аттракционом с интересом наблюдало пол-Петербурга. Жители так были поражены увиденным, что после заказывали из обломков камня запонки и набалдашники.

У берега беляну притопили, и оно село на предварительно вбитые сваи. Эта уловка дала возможность сдвинуть гром-камень на берег.

Также, через притопление и осадку на сваи, камень и погружали на беляну.

В общем всё перемещение началось 15 ноября 1769 года, а закончилось 27 марта 1770 года.

Конная статуя Петра I

Саму скульптуру отливал Этьен Фальконе, порекомендованный императрице Екатерине II её «другом по переписке» Дени Дидро. Кстати, отливал Петра Фальконе не из меди, а из бронзы. Медным же он стал благодаря поэме Пушкина «Медный Всадник». В ней медный Пётр сходил со своего гром-камня и от увиденного главный герой Евгений окончательно сходит с ума, хотя и до того он был уже чуть повредившимся рассудком из-за скорби.

Гипсовую модель Фальконе с 1768 по 1770 год. Голову лепила его ученица Мари Анн Колло, а знаменитую змею у задних ног коня Фёдор Гордеев.

Далее следовала отливка. Судя по всему, Фальконе был нервенным французом и больше увольнял подчинённых, чем отливал памятник. В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Петербург, и работы по завершению Медного Всадника были поручены Фельтену.

7 августа 1782 года памятник был представлен Петербургу. Фальконе на открытие так и не был приглашён. Так же, как католик Монферран не смог войти в освящённый православный Исаакиевский собор.

Таковы истории двух визитных карточек города Питера. Кстати, сказать Медный Всадник не такой уж уникальный, как мы привыкли думать.

Мистика Медного Всадника

Медному Всаднику с самого начала отводилась центральная роль в Петербурге Мистическом. Наверное, начало этому положил Пушкин своей поэмой.

Однако апофеоз достигается в «Розе мира» Даниила Андреева. По нему, в одном из подземных, адских миров есть инфернальный двойник Петербурга. В нём Пётр восседает не на коне, а на драконе, а в руке держит вечно горящий факел. И этот факел — единственный источник света во всём подземном мире.

Источник

По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора — от Медного всадника к музею Ахматовой

12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.

Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»

23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)

Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.

С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

А к юго-востоку — видим Зимний дворец.

Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.

Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.

Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.

Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.

Ужасен он в окрестной мгле,

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь гордый конь.

И где опуститшь ты копыта?

О Мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

писал о нем А. С. Пушкин.

Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.

Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.

Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.

Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- » Пока я на месте, моему городу нечего опасаться.» И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.

Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.

За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад

Источник

Памятник «Медный всадник»

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Представить Санкт-Петербург без памятника «Медный всадник», посвященного Петру I, невозможно, также как без Зимнего дворца или Исаакиевского собора.

Вокруг его создания кипели нешуточные страсти, начиная от выбора проекта и до момента открытия. «Производственный» процесс заставлял находить необычные технические решения. Жители столицы и всей страны зачастую относились к монументу, как к одушевленному персонажу, а не застывшему изваянию.

Описание памятника «Медный всадник» и его символика

Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Сначала кажется, что у фигуры 3 точки опоры. Исследования ХХ века показали, что хвост коня, соединенный с изогнувшейся змеей – это не опора, а балансир. Жесткий каркас находится только в задних ногах коня.

Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя.

Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги.

Фигура императора выражает уверенность за будущее государства. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса.

Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.

Монумент в фактах и цифрах:

История создания памятника

Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.

Верное решение Екатерины

Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.

Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.

Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).

Новый проект

Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.

Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.

Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.

Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.

Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.

Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.

С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.

Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.

Поиски, доставка и установка «дикой скалы»

Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.

Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.

Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.

А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.

За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.

Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.

В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.

За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.

На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадникаВыгрузка Гром-камня в Санкт-Петербурге (картина Луи Бларамберга).

Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.

Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.

Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.

Отливка скульптуры

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).

Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.

Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.

Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.

К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.

Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.

У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.

Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…

Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.

Мифы, легенды, интересные факты

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.

Происхождение названия

Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.

Хранитель города

Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.

В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.

По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.

Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году

Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно, быстро стерли.

Миф о Петре и Павле

Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.

Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.

Показывают друг на друга

Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.

На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»

Всадник Апокалипсиса

собор у медного всадника. Смотреть фото собор у медного всадника. Смотреть картинку собор у медного всадника. Картинка про собор у медного всадника. Фото собор у медного всадника

Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.

Реставрации

Медного всадника реставрировали дважды – в 1909 и 1976 годах. В советское время статую даже исследовали рентгеновскими лучами.

Состояние памятника признали очень хорошим, небольшие трещины удачно ликвидировали, предварительно заложив капсулу с посланием потомкам и газетой периода проведения работ.

Как добраться?

Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Ближе всего к нему расположена Адмиралтейская станция метро. Следует идти к выходу на Малую Морскую улицу. По ней пройти до Исаакиевского собора, свернуть вправо, перейти Адмиралтейский проспект и через Александровский сад выйти прямо к памятнику (указатели по ходу движения имеются).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *