собор тверских святых список

СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ

Празднуется в 1-ю неделю после 29 июня (праздника свв. апп. Петра и Павла)

Собирание сведений о Тверских святых началось в 1897 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Владыкой Димитрием была составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году он освятил престол в честь Собора Всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.

Спустя 70 лет архиепископом Калининским и Ка­шинским Алексием (Коноплевым) была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед патриархом Московским и всея Руси Пименом, который в 1979 году благословил внести память Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую неделю после 29 июня.

собор тверских святых список. Смотреть фото собор тверских святых список. Смотреть картинку собор тверских святых список. Картинка про собор тверских святых список. Фото собор тверских святых список
Собор Тверских святых

В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих досоветского времени, и более 200 новомучеников XX века. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечал патриарх Пимен в поздравитель­ном послании к архиепископу Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». В Собор входят:

Молитвы

Величаем вас,/ страны Тверския покровители,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас/ Христа Бога нашего.

Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.

Источник

Собор Тверских святых

(воскресенье после Ин. 29)

Агриппина Ржевская, княгиня, супруга блгв. кн. Владимира Ржевского: †XIII; Ин. 23; Ил. 15
Акакий Тверской, еп.: †1567
Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская, княгиня, схимонахиня: †1368; Ин. 12; Ил. 21; Окт. 2
Антоний Краснохолмский, игумен: †1481; Ян. 17
Антоний Леохновский, Новгородский, игумен: †1611; Ил. 13; Окт. 17; 2-я пятн. после Ин. 29 || Новг.
Аркадий Вяземский, прп., ученик прп. Ефрема Новоторжского: †1077; Ил. 11; Ав. 14; Д. 13 || Смолен.
Арсений Новгородский, Христа ради юродивый: †1570; М. 8; Ил. 12 || Новг.
Арсений Тверской, еп.: †1409; Мр. 2; Ил. 2; воскресенье после Ин. 29
Варсонофий Тверской, еп.: †1576; Ап. 11; Окт. 4 || Казан.
Варсонофий Тверской, прп., брат прп. Саввы Тверского: †ок. 1459; Мр. 2
Василий (Василько’) Константинович Ростовский, князь, мч.: †1238; Мр. 4 || Влад.; Ростов.
Владимир Ржевский, князь: †XIII; Ил. 15
Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский, вел. князь: †1238; Ф. 4; Мр. 4 || Влад.
Георгий Угрин (венгр), Новоторжский, отрок, страстотерпец: †1015; Ян. 28
Герман Казанский, архиеп.: †1567; Ин. 23; С. 25; Н. 6 || Казан.
Гурий Казанский (в миру Григорий Григорьевич Руготин), архиеп.: †1563; Ин. 20; Окт. 4; Д. 5 || Казан.
Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий, князь: †1441
Дионисий Радонежский (в миру Давид Зобниновский), архим.: †1633; М. 12 || Моск.; Радонеж.
Евфросин Тверской, Оршинский, прп., ученик прп. Савватия Тверского: †ок. 1460; Мр. 2
Ефрем Новоторжский, архим.: †1053; Ян. 28; Ин. 11 || Новг.; Смолен.
Ефрем Перекомский, Новгородский, игумен, чудотворец: †1492; М. 16; С. 26 || Новг.
Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19 || Моск. Свт.; Ростов.
Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (в миру Иоанн Санин), игумен, чудотворец: †1515; С. 9; Окт. 18 || Моск.
Иулиания Вяземская, Новоторжская, княгиня, мц.: †1406; Ин. 2; Д. 21 || Смолен.
Константин Новоторжский: †XVI
Корнилий Комельский, Вологодский, прп., чудотворец: †1537; М. 19 || Волог.
Ксения Тверская, княгиня, мать блгв. кн. Михаила Тверского: †XIV
Ксенофонт Тутанский, прп.: †XVI
Макарий (в миру Матфей) Калязинский, игумен, чудотворец: †1483; Мр. 17; М. 26
Максим Грек, прп.: †1556; Ян. 21; Ин. 21 || Афон.; Моск.; Радонеж.
Михаил Александрович Тверской, князь: †1405
Михаил Ярославич Тверской, вел. князь: †1318; Н. 22
Моисей Новгородский, архиеп.: †1362; Ян. 25 || Новг.
Нектарий Бежецкий, Тверской, игумен: †1492-1494; Ап. 3
Нектарий Тобольский (Телятин), архиеп.: †1666; || Сибир.
Нил Столобенский, Новгородский, прп.: †1554; М. 27; Д. 7 || Новг.
Паисий Угличский, игумен: †1504; Ян. 8; Ин. 6 || Ростов.
Параскева Ржевская, игумения: †?; Окт. 13
Савва Вишерский, Новгородский, прп.: †1461; Окт. 1 || Афон.; Новг.
Савва Тверской, Сретенский, прп.: †1467
Савватий Тверской, игумен: †ок. 1434; Мр. 2
Серапион Сарайский, митр.: †1659; М. 2 || Тамб.
Симеон Полоцкий, Тверской, еп.: †1289; Ф. 3 || Белорус.
Тихон Воронежский, Задонский, еп., чудотворец: †1783; Ав. 13
Трифон (в миру Митрофан) Печенгский, Кольский, прп., просветитель лопарей: †1583; Ф. 1; Д. 15 || Карел.; Кол.; Новг.
Феодор Добрый, Тверской, еп.: †1367; Мр. 20
Феоктист Тверской, архиеп.: †1609
Филипп II Московский и всея Руси (в миру Феодор Колычев), митр., чудотворец: †1569; Ян. 9; М. 30; Ил. 3 || Карел.; Моск. Свт.; Новг.; Солов.

Источник

Собор Тверских святых

Дни памяти

Житие

С 1897 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го и Ка­шин­ско­го Ди­мит­рия (Сам­би­ки­на; † 17 мар­та 1908 г.) на­ча­лось со­би­ра­ние све­де­ний о Твер­ских свя­тых. Прис­но­па­мят­ным прео­свя­щен­ным Ди­мит­ри­ем бы­ла со­став­ле­на служ­ба всем Твер­ским свя­тым, под­го­тов­лен к пе­ча­ти Твер­ской Па­те­рик, из­дан­ный в Ка­за­ни в 1908 го­ду, а так­же по его прось­бе на­пи­са­на в 1902 го­ду ико­на Со­бо­ра Твер­ских свя­тых. В 1904 го­ду ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий освя­тил пре­стол в честь Со­бо­ра Твер­ских свя­тых во вто­ром яру­се ко­ло­коль­ни ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. С это­го вре­ме­ни на­ча­лось мест­ное по­чи­та­ние Со­бо­ра Твер­ских свя­тых.

На­ча­тое ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем де­ло по­лу­чи­ло свое за­вер­ше­ние через 70 лет бла­го­да­ря тру­дам ар­хи­епи­ско­па Ка­ли­нин­ско­го и Ка­шин­ско­го Алек­сия. Им бы­ла со­став­ле­на служ­ба всем Твер­ским свя­тым и воз­буж­де­но хо­да­тай­ство пе­ред свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си Пиме­ном со­вер­шать па­мять всех свя­тых, в зем­ле Твер­ской про­си­яв­ших, в пер­вый вос­крес­ный день по­сле празд­ни­ка свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен удо­вле­тво­рил хо­да­тай­ство и бла­го­сло­вил вне­сти па­мять Со­бо­ра Твер­ских свя­тых в ка­лен­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на­чи­ная с 1979 го­да.

В сон­ме свя­тых, под­ви­зав­ших­ся в пре­де­лах Твер­ской епар­хии, бо­лее 40 угод­ни­ков Бо­жи­их. Сре­ди них неко­то­рые не бы­ли на­став­ни­ка­ми и учи­те­ля­ми твер­ской паст­вы, но, как от­ме­ча­ет свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен в по­здра­ви­тель­ном по­сла­нии к ар­хи­епи­ско­пу Ка­ли­нин­ско­му и Ка­шин­ско­му Алек­сию, они «бы­ли при­част­ны к ней ли­бо по про­ис­хож­де­нию, ли­бо по кон­чине».

Осо­бо чти­мы­ми свя­ты­ми Твер­ской епар­хии яв­ля­ют­ся по­ка­зав­ший при­мер пат­ри­о­ти­че­ско­го слу­же­ния и по­дви­га ис­по­вед­ни­че­ства свя­той бла­го­вер­ный князь Твер­ской Ми­ха­ил Яро­сла­вич († 1318; па­мять 22 но­яб­ря/5 де­каб­ря) и его су­пру­га свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Ка­шин­ская († 1338; па­мять 12/25 июня и 2/15 ок­тяб­ря). Из­вест­ны свя­тые ар­хи­пас­ты­ри Твер­ской епар­хии: пер­во­на­чаль­ник Твер­ских свя­ти­те­лей епи­скоп Си­ме­он († 1289; па­мять 3/16 фев­ра­ля), епи­скоп Фе­о­дор, про­зван­ный Доб­рым († 1367; па­мять 20 мар­та/2 ап­ре­ля) и епи­скоп Ар­се­ний († 1409; па­мять 2/15 мар­та), ко­то­рым при­шлось управ­лять епар­хи­ей в тя­же­лые вре­ме­на меж­до­усо­биц и мон­го­ло-та­тар­ско­го ига.

Осо­бый ряд Твер­ских свя­тых со­став­ля­ют учи­те­ли, про­све­ти­те­ли и про­по­вед­ни­ки Хри­сто­ва уче­ния, ко­то­рые на про­тя­же­нии мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии Твер­ской епар­хии под­дер­жи­ва­ли бла­го­че­стие и свя­тость на этой зем­ле. Сре­ди них ос­но­ва­тель Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Еф­рем Но­во­торж­ский († 1053; па­мять 28 ян­ва­ря/4 фев­ра­ля и 11/24 июня); пре­по­доб­ный Ар­ка­дий Вя­зем­ский и Но­во­торж­ский († 1053; па­мять 13/26 де­каб­ря); бла­жен­ный Кон­стан­тин Но­во­торж­ский (пред­по­ло­жи­тель­но XVI в.), ос­но­ва­тель Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Са­а­ва († 1467) и его брат пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий († ок. 1459); ос­но­ва­тель Свя­то-Тро­иц­кой оби­те­ли пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, игу­мен Ка­ля­зин­ский († 1483; па­мять 17/30 мар­та, 26 мая/8 июня); ос­но­ва­тель Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Нек­та­рий Бе­жец­кий († 1494); ос­но­ва­тель Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Сав­ва­тий († ок. 1434); ос­но­ва­тель Ор­шин­ско­го Сав­ва­ти­е­ва мо­нас­ты­ря пре­по­доб­ный Ев­фро­син († ок. 1460); ос­но­ва­тель Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни пре­по­доб­ный Нил, Сто­ло­бен­ский чу­до­тво­рец († 1554; па­мять 7/20 де­каб­ря, 27 мая/9 июня); свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Твер­ской и Ка­шин­ский († 14 ян­ва­ря 1567 г.); свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской, чу­до­тво­рец Ка­зан­ский († 1575; па­мять 11/24 ап­ре­ля, 4/17 ок­тяб­ря); уби­тый по­ля­ка­ми свя­ти­тель Фео­к­тист, ар­хи­епи­скоп Твер­ской († 1609); ос­но­ва­тель Ни­ко­ло-Ан­то­ни­е­во­го Крас­но­холм­ско­го мо­нас­ты­ря пре­по­доб­ный Ан­то­ний Крас­но­холм­ский († 17 ян­ва­ря 1642 г.).

Наи­боль­шую из­вест­ность из всех мо­на­сты­рей Твер­ской епар­хии по­лу­чил Успен­ский От­роч мо­на­стырь, ос­но­ван­ный в кон­це XII ве­ка. Здесь был по­стри­жен в мо­на­ше­ство свя­ти­тель Мо­и­сей, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский и Псков­ский († 1362; па­мять 25 ян­ва­ря/7 фев­ра­ля); здесь про­жи­вал в за­то­че­нии бо­лее двад­ца­ти лет зна­ме­ни­тый уче­ный пре­по­доб­ный Мак­сим Грек († 1556; па­мять 21 ян­ва­ря/3 фев­ра­ля); сю­да был со­слан ца­рем Иоан­ном Гроз­ным и умерщ­влен оприч­ни­ком Ма­лю­той Ску­ра­то­вым свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си († 1569; па­мять 9/22 ян­ва­ря); здесь на­сто­я­тель­ство­вал в те­че­ние несколь­ких лет свя­ти­тель Ти­хон, епи­скоп Во­ро­неж­ский и Елец­кий, чу­до­тво­рец За­дон­ский († 1783; па­мять 13/26 ав­гу­ста).

Жиз­не­опи­са­ния мно­гих по­движ­ни­ков и угод­ни­ков Бо­жи­их свя­за­ны с ис­то­ри­ей Твер­ской зем­ли. В пре­де­лах Твер­ско­го кня­же­ства был убит в бит­ве с та­та­ра­ми свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский Ге­ор­гий Все­во­ло­до­вич († 1238; па­мять 4/17 фев­ра­ля), здесь же и в том же го­ду за от­каз при­нять та­тар­ские обы­чаи был убит свя­той бла­го­вер­ный Ва­си­лий, князь Ро­стов­ский. Ро­дом из Ка­ши­на Твер­ской епар­хии был пре­по­доб­ный Сав­ва Ви­шер­ский, Нов­го­род­ский († 1460; па­мять 1/14 ок­тяб­ря), здесь же ро­дил­ся пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский, Нов­го­род­ский чу­до­тво­рец († 1492; па­мять 16/29 мая, 26 сен­тяб­ря/9 ок­тяб­ря). Из то­го же го­ро­да был ро­дом свя­ти­тель Се­ра­пи­он, мит­ро­по­лит Сарс­кий и По­дон­ский († 1659). В го­ро­де Рже­ве Твер­ской епар­хии ро­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний Нов­го­род­ский († 1570; па­мять 12/25 июля), в Торж­ке – пре­по­доб­ный Три­фон Пе­ченг­ский, Коль­ский чу­до­тво­рец († 1583; па­мять 15/28 де­каб­ря), в Тве­ри – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский († 1611; па­мять 17/30 ок­тяб­ря).

Под­ви­за­лись в мо­на­сты­рях Твер­ской епар­хии пре­по­доб­ный Па­и­сий Уг­личс­кий († 1504; па­мять 6/19 июня); пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий († 1515; па­мять 9/22 сен­тяб­ря, 18/31 ок­тяб­ря), пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский († 1537; па­мять 19 мая/1 июня). На­сто­я­те­лем Свя­то-Тро­иц­ко­го Се­ли­жа­ров­ско­го мо­на­сты­ря Твер­ской епар­хии был неко­то­рое вре­мя свя­ти­тель Гу­рий, ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский и Сви­яж­ский († 1563; па­мять 20 июня/7 июля, 4/17 ок­тяб­ря, 5/18 де­каб­ря); нас­то­я­тель­ство­вал в Ста­риц­ком Успен­ском мо­на­сты­ре свя­ти­тель Гер­ман, ар­хи­епис­коп Ка­зан­ский († 1567; па­мять 6/19 но­яб­ря, 23 июня/6 июля), в этом же мо­на­сты­ре свя­ти­тель Гер­ман по­стриг в мо­на­ше­ство свя­тей­ше­го Иова, впо­следст­вии пер­во­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си († 1607; па­мять 19 июня/2 июля), ис­по­вед­ни­ка и пат­ри­о­та, ко­то­рый в кон­це сво­ей жиз­ни был за­то­чен са­мо­зван­цем Лже­д­мит­ри­ем I в эту же оби­тель, ру­ко­во­ди­мую уже пре­по­доб­ным Ди­о­ни­си­ем Ра­до­неж­ским, бу­ду­щим ар­хи­манд­ри­том Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры († 1633; па­мять 12/25 мая). На­сто­я­тель­ст­ве­вал в Ни­ло­вой Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни свя­ти­тель Не­кта­рий, ар­хи­епи­скоп То­боль­ский и Си­бир­ский († 15 ян­ва­ря 1667 г.).

На иконе Со­бо­ра Твер­ских свя­тых изо­бра­же­ны ли­ки несколь­ких свя­тых, чтив­ших­ся ра­нее мест­но: бла­го­вер­ная кня­ги­ня Твер­ская Ксе­ния (XIV в.) – мать свя­то­го кня­зя Ми­ха­и­ла Твер­ско­го; бла­го­вер­ный князь Бе­жец­кий Ди­мит­рий Юрье­вич Крас­ный († 1441); бла­го­вер­ный князь Ржев­ский Вла­ди­мир (XIII в.; па­мять 15/28 июля) и его су­пру­га кня­ги­ня Агрип­пи­на (XIII в.; па­мять 23 июня/6 июля и 15/28 июля); пра­вед­ная Па­рас­ке­ва, игу­ме­ния Ржев­ская (па­мять 13/26 ок­тяб­ря).

Про­слав­ле­ние всех свя­тых, в зем­ле Твер­ской про­си­яв­ших, име­ет огром­ное зна­че­ние. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь мо­жет мо­лить­ся в осо­бо уста­нов­лен­ный день всем Твер­ским свя­тым, чтобы они, как пи­шет в сво­ем по­сла­нии свя­тей­ший пат­ри­арх Пи­мен, «не остав­ля­ли этой цер­ков­ной об­ла­сти сво­им бла­го­дат­ным по­кро­ви­тель­ством и по­мо­га­ли ее свя­щен­но­на­ча­лию, чле­нам кли­ра и цер­ков­но-при­ход­ским со­ве­там бла­го­устра­и­вать жизнь каж­до­го при­хо­да и всей епар­хии по об­ра­зу сво­ей небес­ной со­бор­но­сти, за­пе­чат­лен­ной на иконе се­го­дняш­не­го празд­ни­ка и при­зы­ва­ю­щей пас­ты­рей и па­со­мых, снис­хо­дя друг ко дру­гу лю­бо­вью, со­хра­нять един­ство ду­ха в со­ю­зе ми­ра (Еф.4,2-3)».

В сон­ме свя­тых, под­ви­зав­ших­ся в пре­де­лах Твер­ской епар­хии, бо­лее 40 угод­ни­ков Бо­жи­их пред­со­вет­ско­го вре­ме­ни и бо­лее 200 но­во­му­че­ни­ков XX ве­ка. Сре­ди них неко­то­рые не бы­ли на­став­ни­ка­ми и учи­те­ля­ми твер­ской паст­вы, но, как от­ме­чал пат­ри­арх Пи­мен в по­здра­ви­тель­ном по­сла­нии к ар­хи­епи­ско­пу Алек­сию, они «бы­ли при­част­ны к ней ли­бо по про­ис­хож­де­нию, ли­бо по кон­чине». В Со­бор вхо­дят:

Источник

По святым местам Твери. Записки паломницы. Ч. 1

Столичного паломника сегодня трудно удивить: реклама наперебой предлагает ему самые разные маршруты по России и зарубежью. Мы совершаем далёкие поездки, преодолевая сотни, тысячи, десятки тысяч километров. И даже не подозреваем о том, как много храмов и святынь находятся гораздо ближе к Москве. Всего два с половиной часа езды электричкой — и вы оказываетесь в Твери, одном из древнейших городов Центральной России. Основанная в начале XII века, Тверь в последующие два столетия была влиятельным княжеством, соперничавшим с Москвой в объединении русских земель. А потом, после присоединения к Московскому княжеству, — крупным торговым и ремесленно-промышленным городом. У Твери — многовековые православные традиции. Здесь подвизались святые, строились храмы и монастыри, здесь сложилась своя школа иконописи. Здесь после огненного советского лихолетья возрождалась церковная жизнь. Какая же она, нынешняя православная Тверь?

Мы отправились в Тверь электричкой с Ленинградского вокзала. Будни, поэтому в поезде было немноголюдно, никакой суеты. А настроение у нас замечательное, пасхальное: сегодня Вторник Светлой седмицы. И природа, казалось, тоже торжествовала распускающейся майской зеленью деревьев. Проехали живописный пруд, где-то недалеко от Подсолнечной. Но самое сильное впечатление по дороге оставил пейзаж Московского моря (Иваньковского водохранилища): безлюдные водные просторы и ощущение какого-то таинственного плавания поезда прямо по волнам.

А вот, наконец, и Тверь. От железнодорожного вокзала пешком идём в центр. До заезда в гостиницу у нас еще пара часов, можно немного посмотреть город. Мы идём по проспекту Чайковского. Ветрено, пыльно, и сначала Тверь нас не особенно впечатляет. Но всё же теплится в душе чувство, что где-то там, впереди, — заветные волжские берега и пейзажи старого города.

На проспекте Чайковского, 19 заходим в нарядную часовню в неорусском стиле. Построена она была в 1913 году в честь трёхсотлетия царствования Дома Романовых на средства Оршина Вознесенского монастыря (древней обители недалеко от Твери). Архимандрит этого монастыря Иосиф в 1613 году подписал грамоту об избрании на царство основателя династии Михаила Фёдоровича Романова. После Октябрьского переворота 1917 года часовня была закрыта. Сначала здесь устроили керосиновую лавку, а потом — магазин «Сувениры». После передачи Русской Православной Церкви в 1990 году часовню освятили во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и отреставрировали. Здесь, недалеко от железнодорожного и авто- вокзалов, хорошо молиться паломникам по прибытии в Тверь и перед отъездом из города.

Идём дальше по проспекту Чайковского, который переходит в Тверской проспект. Слева, где-то за деревьями, золотятся купола. У нас ещё есть время, и мы можем посмотреть, что это за храм. Излучина узкой реки. Это Тьмака, правый приток Волги, впадающий в неё в центре города. А исток Тьмаки находится в Старицком районе Тверской области.

Этимологию названия «Тьмака» мне не удалось выяснить. Предполагают лишь, что оно — древнего, финно-угорского происхождения (очевидно, из языка племени меря) и видимо связано с понятием «земля». Но ассоциации это слово вызывает самые причудливые, как и название всей местности — «Затьмачье». А вот и храм, купола которого мы увидели с Тверского проспекта, — Покрова Пресвятой Богородицы в Затьмачье. Нарядный, светлый, обнесённый оградой. Его считают лучшим из сохранившихся в городе памятников культового зодчества в стиле барокко.

Когда-то здесь стояла деревянная церковь Афанасьевского девичьего монастыря. А в 1765-1774 годах на средства прихожан и купца Григория Жижина из кирпича и белого камня был построен новый Покровский храм. Позже его обнесли оградой с четырьмя угловыми башнями, с западной стороны устроили святые ворота. В XIX веке церковь перестроили, соорудили новую колокольню.

А в 1930-е годы храмовый комплекс был частично разрушен, после войны использовался как склад. В 80-90-е годы здесь провели реставрационные работы, и в 1992 году здание было передано Русской Православной Церкви.

В храме три придела: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери, а южный — во имя святого Афанасия Великого и Казанской иконы Божией Матери. Росписи в храме, хоть и новые, но создают ощущение «старины». Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень, Казанского — в русском торжественном стиле, с позолотой и более объёмной резьбой. В главном приделе на диаконских дверях (необычно!) изображены родители Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким и святая праведная Анна.

Здесь, в Покровском храме, есть ковчеги с частицами мощей трёх святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, а также двух местных святых — преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) и преподобного Макария Калязинского. Много интересных икон, как, например, Смоленский (предположительно, XVI века), Почаевский, Казанский (XIX века) образы Божией Матери, образ благоверной княгини Анны Кашинской и князя-страстотерпца Михаила Тверского с частицами мощей. Большая икона «Святой Ангел-Хранитель града Твери». Нежданная радость: икона моей святой покровительницы мученицы Наталии. В тот день в храме также пребывала икона благоверных князей Петра и Февронии с частицами их святых мощей.

Очень хорошо в этой Покровской церкви, но нам нужно собираться в путь. Идём дальше в центр города. У пересечения Тверского проспекта и улицы Советской мы выходим к жёлто-белому собору Вознесения Господня (адрес — улица Советская, 26), возведённому в первой трети XIX столетия. Деревянные храмы, стоявшие на этом месте прежде, сгорели. Два заново воздвигнутых в середине XVIII века каменных придела тоже пострадали от пожара. В 1768 году было восстановлено внутреннее убранство храма. А в первой трети XIX века церковь расширили, и в ней стало три придела: Вознесенский, Богоявленский, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм, в возведении которого использовался белый камень, стал украшением центра Твери.

Но в 1935 году советские власти закрыли Вознесенскую церковь. Здесь располагался музей. Осенью 1941 года в храме временно возобновились богослужения, но в 1972 году тут разместили выставочный зал. Здание было значительно перестроено. В 1991 году, по просьбе верующих, началась передача храма Русской Православной Церкви, и 7 января 1993 года, на Рождество Христово, здесь прошло первое богослужение. Собор был отреставрирован и получил статус архиерейского подворья.

Сегодня в Вознесенской церкви много святынь. Одна из них — местночтимая икона Божией Матери «Тучная Гора» (в Москве такой образ можно увидеть разве что в храме в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках). На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей в руках храм, стоящий на высокой горе. История этой святыни началась в XVII веке. Тверскому горожанину, сыну крещёных татар, Косме Волчанинову в благодарность за отлично выполненную работу в одном из местных монастырей предложили взять в дар какую-нибудь икону. Косма выбрал образ Божией Матери, который стоял в соборе на полу за клиросом (видимо, «за излишеством»). Волчанинов завещал своим потомкам почитать эту икону и, когда прервётся его род по мужской линии, передать в храм. Но уже внук Космы пренебрёг завещанием деда и отнёс икону на чердак. Семейный образ напомнил о себе неожиданно. С невесткой внука Космы произошло чудо. Измученная грубостью и самодурством мужа, она в отчаянии задумала наложить на себя руки. Внезапно женщину окликнул неизвестный инок и посоветовал ей помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Взволнованная женщина рассказала об этом близким. Семейную реликвию нашли и отслужили перед ней всенощное бдение. Жизнь в семье наладилась.

После того, как род Волчаниновых по мужской линии прервался, икону отдали в Смоленскую кладбищенскую церковь, находившуюся на самой высокой точке Твери — «на горе»: там в сильные наводнения собирались городские жители. Явившая многие чудеса исцелений, икона исчезла после закрытия Смоленского храма (разрушен в 1930-е годы). В 1993 году, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, образ «Тучная Гора» был написан заново, и возобновилось его почитание: именно этот чтимый список сегодня находится в Вознесенском храме.

Здесь можно помолиться также перед иконой святителя Николая Чудотворца, обильно украшенной разнообразными драгоценностями (преподнесёнными в благодарность за помощь святого), перед образом благоверной княгини Анны Кашинской с частицей её мощей. Есть и мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и местных: преподобного Нила Столобенского, преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).

Одна из главных святынь Вознесенского собора — рака с мощами священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. В этом волжском городе святой провёл последние девять лет своей жизни, здесь же в 1937 году он принял мученическую кончину. По воспоминаниям современников, владыка Фаддей был человеком необычайной монашеской красоты: смиренным, аскетичным и очень добрым к людям. Он много служил, замечательно проповедывал, из-под его пера вышла работа по дидактике — общей методике Закона Божьего и славянского языка для церковно-приходских школ.

Первой архиепископской кафедрой, которую возглавил владыка, была Владимиро-Волынская. После прихода к власти там большевиков архиепископ Фаддей был арестован и в 1922 году как «политически вредный элемент» был выслан с Волыни. А вскоре, уже в России, он был обвинён во враждебном отношении к советской власти, в том, что якобы способствовал распространению воззвания митрополита Агафангела (Преображенского) к российской пастве. Во владимирской тюрьме владыка Фаддей сидел в тяжёлых условиях, рядом с уголовниками, но всегда сохранял поразительное спокойствие духа и молитвенную сосредоточенность. Из Владимира архиепископа сослали на год в Зырянскую область.

После освобождения из ссылки владыка Фаддей был назначен в 1923 году в Астраханскую епархию. Астраханцы так полюбили нового архиепископа, что его фотографии ставили в домах рядом с иконами, а дорогу, по которой владыка ходил в храм, потом ещё долго называли фаддеевской. Через несколько лет владыка получил новое назначение — возглавить Саратовскую епархию. А в 1928 году был переведён на архиепископскую кафедру в Тверь.

Владыка Фаддей жил на тихой тверской улочке в доме с маленьким садом. Часто, особенно вечером, ходил по тропинке в саду вдоль забора и молился. После молитвы благословлял на все стороны город и уходил в дом. Сохранились сведения о благодатной помощи архиепископа простым тверичанам. Он никому не отказывал в помощи, и народ его очень любил. Владыка обладал даром прозорливости, предвидения будущего, а также даром исцелений.

В Твери, как и на предыдущих кафедрах, архиепископ Фаддей много служил, проповедывал. Но власти один за другим отбирали у православных храмы. Летом 1937 года в Твери начались массовые аресты духовенства и мирян. Арестован был и находившийся в то время уже на покое архиепископ Фаддей. Через десять дней после ареста он был приговорён к расстрелу по абсурдным обвинениям в руководстве церковно-монархической организацией, в связях с ликвидированной церковно-монархической организацией в Кашине и т.п.

Владыку убили 31 декабря 1937 года. Ему было шестьдесят пять лет. Рассказывают, что архиепископа утопили в яме с нечистотами. Тюремный врач предупредила верующих о том, когда вынесут тело владыки. Две женщины, запомнившие место, куда закопали тело, позже, после Пасхи 1938 года, вскрыли могилу, положили архиепископа в простой гроб и похоронили. Над местом захоронения на кладбище «Неопалимая Купина» (в Затверечье) поставили крест, но он был уничтожен властями.

В советский период многое на кладбище было разрушено и снесено (в том числе и храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», давший название кладбищу). Забытым оказалось и место, где похоронили владыку Фаддея. Но осенью 1990 года одной из верующих, Е.Ю. Топорковой, удалось найти точное место захоронения. Проведённая экспертиза подтвердила, что найденные останки принадлежат архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому). 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, на кладбище «Неопалимая Купина» были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые теперь в особой раке хранятся в Вознесенском соборе. Сегодня эта святыня являет тверичанам чудесную помощь.

Мы пришли в Вознесенский собор часа через два после окончания литургии, но в храме были люди, молились, заказывали требы. Дежурил священник. Вознесенский собор показался мне похожим на наши московские храмы. Но это самый центр города. А как обстоят дела в других районах? Ведь много святынь было поругано и разрушено в этом старинном волжском городе за годы советской власти. Мы ещё увидим и полуразрушенные, и только восстанавливающиеся, и уже отреставрированные тверские храмы.

А пока из центра города мы отправились на набережную. Хорошие виды, особенно на Заволжский район с куполами храмов (на фото). Вот она, Волга (с заволжской стороны можно спуститься прямо к воде и погулять по песку), и белоснежные чайки, и сияющая майская зелень деревьев. Только одна проблема — ветрено и потому очень пыльно. Но даже это не затмило очарования Твери, почему-то показавшейся мне очень родной. Здесь как будто отдыхаешь от вечной московской суеты и чувствуешь себя ближе к природе.

А вообще сегодняшняя Тверь, как и многие другие областные центры, — отражение нашей непростой истории. Особенно это прослеживается в городской архитектуре, где соседствуют разные исторические пласты: и особняки XVIII-XIX веков, и улица Советская, с памятником Ленину, и современные многоэтажные здания, и восстановленные из разрухи храмы…

Многое ли осталось от старой, досоветской Твери? Оказывается, не так уж и мало: здание губернского правления XVIII века, императорский путевой дворец второй половины XVIII века, духовное училище (дом Зубчаниновых) конца XVIII века, банк (бывший соляной магазин) начала XX века и ещё целый ряд административных и гражданских зданий. И, конечно же, храмы. В тот день нам предстояло встретиться с двумя замечательными тверскими церквами, памятниками архитектуры. Но об этом — в следующей части моих заметок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *