собор тверских святых список
СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ
Празднуется в 1-ю неделю после 29 июня (праздника свв. апп. Петра и Павла)
Собирание сведений о Тверских святых началось в 1897 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Владыкой Димитрием была составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году он освятил престол в честь Собора Всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.
Спустя 70 лет архиепископом Калининским и Кашинским Алексием (Коноплевым) была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед патриархом Московским и всея Руси Пименом, который в 1979 году благословил внести память Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую неделю после 29 июня.
Собор Тверских святых |
В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих досоветского времени, и более 200 новомучеников XX века. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечал патриарх Пимен в поздравительном послании к архиепископу Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». В Собор входят:
Молитвы
Величаем вас,/ страны Тверския покровители,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас/ Христа Бога нашего.
Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.
Собор Тверских святых
(воскресенье после Ин. 29)
Агриппина Ржевская, княгиня, супруга блгв. кн. Владимира Ржевского: †XIII; Ин. 23; Ил. 15
Акакий Тверской, еп.: †1567
Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская, княгиня, схимонахиня: †1368; Ин. 12; Ил. 21; Окт. 2
Антоний Краснохолмский, игумен: †1481; Ян. 17
Антоний Леохновский, Новгородский, игумен: †1611; Ил. 13; Окт. 17; 2-я пятн. после Ин. 29 || Новг.
Аркадий Вяземский, прп., ученик прп. Ефрема Новоторжского: †1077; Ил. 11; Ав. 14; Д. 13 || Смолен.
Арсений Новгородский, Христа ради юродивый: †1570; М. 8; Ил. 12 || Новг.
Арсений Тверской, еп.: †1409; Мр. 2; Ил. 2; воскресенье после Ин. 29
Варсонофий Тверской, еп.: †1576; Ап. 11; Окт. 4 || Казан.
Варсонофий Тверской, прп., брат прп. Саввы Тверского: †ок. 1459; Мр. 2
Василий (Василько’) Константинович Ростовский, князь, мч.: †1238; Мр. 4 || Влад.; Ростов.
Владимир Ржевский, князь: †XIII; Ил. 15
Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский, вел. князь: †1238; Ф. 4; Мр. 4 || Влад.
Георгий Угрин (венгр), Новоторжский, отрок, страстотерпец: †1015; Ян. 28
Герман Казанский, архиеп.: †1567; Ин. 23; С. 25; Н. 6 || Казан.
Гурий Казанский (в миру Григорий Григорьевич Руготин), архиеп.: †1563; Ин. 20; Окт. 4; Д. 5 || Казан.
Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий, князь: †1441
Дионисий Радонежский (в миру Давид Зобниновский), архим.: †1633; М. 12 || Моск.; Радонеж.
Евфросин Тверской, Оршинский, прп., ученик прп. Савватия Тверского: †ок. 1460; Мр. 2
Ефрем Новоторжский, архим.: †1053; Ян. 28; Ин. 11 || Новг.; Смолен.
Ефрем Перекомский, Новгородский, игумен, чудотворец: †1492; М. 16; С. 26 || Новг.
Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19 || Моск. Свт.; Ростов.
Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (в миру Иоанн Санин), игумен, чудотворец: †1515; С. 9; Окт. 18 || Моск.
Иулиания Вяземская, Новоторжская, княгиня, мц.: †1406; Ин. 2; Д. 21 || Смолен.
Константин Новоторжский: †XVI
Корнилий Комельский, Вологодский, прп., чудотворец: †1537; М. 19 || Волог.
Ксения Тверская, княгиня, мать блгв. кн. Михаила Тверского: †XIV
Ксенофонт Тутанский, прп.: †XVI
Макарий (в миру Матфей) Калязинский, игумен, чудотворец: †1483; Мр. 17; М. 26
Максим Грек, прп.: †1556; Ян. 21; Ин. 21 || Афон.; Моск.; Радонеж.
Михаил Александрович Тверской, князь: †1405
Михаил Ярославич Тверской, вел. князь: †1318; Н. 22
Моисей Новгородский, архиеп.: †1362; Ян. 25 || Новг.
Нектарий Бежецкий, Тверской, игумен: †1492-1494; Ап. 3
Нектарий Тобольский (Телятин), архиеп.: †1666; || Сибир.
Нил Столобенский, Новгородский, прп.: †1554; М. 27; Д. 7 || Новг.
Паисий Угличский, игумен: †1504; Ян. 8; Ин. 6 || Ростов.
Параскева Ржевская, игумения: †?; Окт. 13
Савва Вишерский, Новгородский, прп.: †1461; Окт. 1 || Афон.; Новг.
Савва Тверской, Сретенский, прп.: †1467
Савватий Тверской, игумен: †ок. 1434; Мр. 2
Серапион Сарайский, митр.: †1659; М. 2 || Тамб.
Симеон Полоцкий, Тверской, еп.: †1289; Ф. 3 || Белорус.
Тихон Воронежский, Задонский, еп., чудотворец: †1783; Ав. 13
Трифон (в миру Митрофан) Печенгский, Кольский, прп., просветитель лопарей: †1583; Ф. 1; Д. 15 || Карел.; Кол.; Новг.
Феодор Добрый, Тверской, еп.: †1367; Мр. 20
Феоктист Тверской, архиеп.: †1609
Филипп II Московский и всея Руси (в миру Феодор Колычев), митр., чудотворец: †1569; Ян. 9; М. 30; Ил. 3 || Карел.; Моск. Свт.; Новг.; Солов.
Собор Тверских святых
Дни памяти
Житие
С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.
Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед святейшим патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года.
В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает святейший патриарх Пимен в поздравительном послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине».
Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.
Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.).
Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отроч монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).
Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке – преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября).
Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).
На иконе Собора Тверских святых изображены лики нескольких святых, чтившихся ранее местно: благоверная княгиня Тверская Ксения (XIV в.) – мать святого князя Михаила Тверского; благоверный князь Бежецкий Димитрий Юрьевич Красный († 1441); благоверный князь Ржевский Владимир (XIII в.; память 15/28 июля) и его супруга княгиня Агриппина (XIII в.; память 23 июня/6 июля и 15/28 июля); праведная Параскева, игумения Ржевская (память 13/26 октября).
Прославление всех святых, в земле Тверской просиявших, имеет огромное значение. Русская Православная Церковь может молиться в особо установленный день всем Тверским святым, чтобы они, как пишет в своем послании святейший патриарх Пимен, «не оставляли этой церковной области своим благодатным покровительством и помогали ее священноначалию, членам клира и церковно-приходским советам благоустраивать жизнь каждого прихода и всей епархии по образу своей небесной соборности, запечатленной на иконе сегодняшнего праздника и призывающей пастырей и пасомых, снисходя друг ко другу любовью, сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4,2-3)».
В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих предсоветского времени и более 200 новомучеников XX века. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечал патриарх Пимен в поздравительном послании к архиепископу Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». В Собор входят:
По святым местам Твери. Записки паломницы. Ч. 1
Столичного паломника сегодня трудно удивить: реклама наперебой предлагает ему самые разные маршруты по России и зарубежью. Мы совершаем далёкие поездки, преодолевая сотни, тысячи, десятки тысяч километров. И даже не подозреваем о том, как много храмов и святынь находятся гораздо ближе к Москве. Всего два с половиной часа езды электричкой — и вы оказываетесь в Твери, одном из древнейших городов Центральной России. Основанная в начале XII века, Тверь в последующие два столетия была влиятельным княжеством, соперничавшим с Москвой в объединении русских земель. А потом, после присоединения к Московскому княжеству, — крупным торговым и ремесленно-промышленным городом. У Твери — многовековые православные традиции. Здесь подвизались святые, строились храмы и монастыри, здесь сложилась своя школа иконописи. Здесь после огненного советского лихолетья возрождалась церковная жизнь. Какая же она, нынешняя православная Тверь?
Мы отправились в Тверь электричкой с Ленинградского вокзала. Будни, поэтому в поезде было немноголюдно, никакой суеты. А настроение у нас замечательное, пасхальное: сегодня Вторник Светлой седмицы. И природа, казалось, тоже торжествовала распускающейся майской зеленью деревьев. Проехали живописный пруд, где-то недалеко от Подсолнечной. Но самое сильное впечатление по дороге оставил пейзаж Московского моря (Иваньковского водохранилища): безлюдные водные просторы и ощущение какого-то таинственного плавания поезда прямо по волнам.
А вот, наконец, и Тверь. От железнодорожного вокзала пешком идём в центр. До заезда в гостиницу у нас еще пара часов, можно немного посмотреть город. Мы идём по проспекту Чайковского. Ветрено, пыльно, и сначала Тверь нас не особенно впечатляет. Но всё же теплится в душе чувство, что где-то там, впереди, — заветные волжские берега и пейзажи старого города.
На проспекте Чайковского, 19 заходим в нарядную часовню в неорусском стиле. Построена она была в 1913 году в честь трёхсотлетия царствования Дома Романовых на средства Оршина Вознесенского монастыря (древней обители недалеко от Твери). Архимандрит этого монастыря Иосиф в 1613 году подписал грамоту об избрании на царство основателя династии Михаила Фёдоровича Романова. После Октябрьского переворота 1917 года часовня была закрыта. Сначала здесь устроили керосиновую лавку, а потом — магазин «Сувениры». После передачи Русской Православной Церкви в 1990 году часовню освятили во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и отреставрировали. Здесь, недалеко от железнодорожного и авто- вокзалов, хорошо молиться паломникам по прибытии в Тверь и перед отъездом из города.
Идём дальше по проспекту Чайковского, который переходит в Тверской проспект. Слева, где-то за деревьями, золотятся купола. У нас ещё есть время, и мы можем посмотреть, что это за храм. Излучина узкой реки. Это Тьмака, правый приток Волги, впадающий в неё в центре города. А исток Тьмаки находится в Старицком районе Тверской области.
Этимологию названия «Тьмака» мне не удалось выяснить. Предполагают лишь, что оно — древнего, финно-угорского происхождения (очевидно, из языка племени меря) и видимо связано с понятием «земля». Но ассоциации это слово вызывает самые причудливые, как и название всей местности — «Затьмачье». А вот и храм, купола которого мы увидели с Тверского проспекта, — Покрова Пресвятой Богородицы в Затьмачье. Нарядный, светлый, обнесённый оградой. Его считают лучшим из сохранившихся в городе памятников культового зодчества в стиле барокко.
Когда-то здесь стояла деревянная церковь Афанасьевского девичьего монастыря. А в 1765-1774 годах на средства прихожан и купца Григория Жижина из кирпича и белого камня был построен новый Покровский храм. Позже его обнесли оградой с четырьмя угловыми башнями, с западной стороны устроили святые ворота. В XIX веке церковь перестроили, соорудили новую колокольню.
А в 1930-е годы храмовый комплекс был частично разрушен, после войны использовался как склад. В 80-90-е годы здесь провели реставрационные работы, и в 1992 году здание было передано Русской Православной Церкви.
В храме три придела: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери, а южный — во имя святого Афанасия Великого и Казанской иконы Божией Матери. Росписи в храме, хоть и новые, но создают ощущение «старины». Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень, Казанского — в русском торжественном стиле, с позолотой и более объёмной резьбой. В главном приделе на диаконских дверях (необычно!) изображены родители Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким и святая праведная Анна.
Здесь, в Покровском храме, есть ковчеги с частицами мощей трёх святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, а также двух местных святых — преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) и преподобного Макария Калязинского. Много интересных икон, как, например, Смоленский (предположительно, XVI века), Почаевский, Казанский (XIX века) образы Божией Матери, образ благоверной княгини Анны Кашинской и князя-страстотерпца Михаила Тверского с частицами мощей. Большая икона «Святой Ангел-Хранитель града Твери». Нежданная радость: икона моей святой покровительницы мученицы Наталии. В тот день в храме также пребывала икона благоверных князей Петра и Февронии с частицами их святых мощей.
Очень хорошо в этой Покровской церкви, но нам нужно собираться в путь. Идём дальше в центр города. У пересечения Тверского проспекта и улицы Советской мы выходим к жёлто-белому собору Вознесения Господня (адрес — улица Советская, 26), возведённому в первой трети XIX столетия. Деревянные храмы, стоявшие на этом месте прежде, сгорели. Два заново воздвигнутых в середине XVIII века каменных придела тоже пострадали от пожара. В 1768 году было восстановлено внутреннее убранство храма. А в первой трети XIX века церковь расширили, и в ней стало три придела: Вознесенский, Богоявленский, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм, в возведении которого использовался белый камень, стал украшением центра Твери.
Но в 1935 году советские власти закрыли Вознесенскую церковь. Здесь располагался музей. Осенью 1941 года в храме временно возобновились богослужения, но в 1972 году тут разместили выставочный зал. Здание было значительно перестроено. В 1991 году, по просьбе верующих, началась передача храма Русской Православной Церкви, и 7 января 1993 года, на Рождество Христово, здесь прошло первое богослужение. Собор был отреставрирован и получил статус архиерейского подворья.
Сегодня в Вознесенской церкви много святынь. Одна из них — местночтимая икона Божией Матери «Тучная Гора» (в Москве такой образ можно увидеть разве что в храме в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках). На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей в руках храм, стоящий на высокой горе. История этой святыни началась в XVII веке. Тверскому горожанину, сыну крещёных татар, Косме Волчанинову в благодарность за отлично выполненную работу в одном из местных монастырей предложили взять в дар какую-нибудь икону. Косма выбрал образ Божией Матери, который стоял в соборе на полу за клиросом (видимо, «за излишеством»). Волчанинов завещал своим потомкам почитать эту икону и, когда прервётся его род по мужской линии, передать в храм. Но уже внук Космы пренебрёг завещанием деда и отнёс икону на чердак. Семейный образ напомнил о себе неожиданно. С невесткой внука Космы произошло чудо. Измученная грубостью и самодурством мужа, она в отчаянии задумала наложить на себя руки. Внезапно женщину окликнул неизвестный инок и посоветовал ей помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Взволнованная женщина рассказала об этом близким. Семейную реликвию нашли и отслужили перед ней всенощное бдение. Жизнь в семье наладилась.
После того, как род Волчаниновых по мужской линии прервался, икону отдали в Смоленскую кладбищенскую церковь, находившуюся на самой высокой точке Твери — «на горе»: там в сильные наводнения собирались городские жители. Явившая многие чудеса исцелений, икона исчезла после закрытия Смоленского храма (разрушен в 1930-е годы). В 1993 году, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, образ «Тучная Гора» был написан заново, и возобновилось его почитание: именно этот чтимый список сегодня находится в Вознесенском храме.
Здесь можно помолиться также перед иконой святителя Николая Чудотворца, обильно украшенной разнообразными драгоценностями (преподнесёнными в благодарность за помощь святого), перед образом благоверной княгини Анны Кашинской с частицей её мощей. Есть и мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и местных: преподобного Нила Столобенского, преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
Одна из главных святынь Вознесенского собора — рака с мощами священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. В этом волжском городе святой провёл последние девять лет своей жизни, здесь же в 1937 году он принял мученическую кончину. По воспоминаниям современников, владыка Фаддей был человеком необычайной монашеской красоты: смиренным, аскетичным и очень добрым к людям. Он много служил, замечательно проповедывал, из-под его пера вышла работа по дидактике — общей методике Закона Божьего и славянского языка для церковно-приходских школ.
Первой архиепископской кафедрой, которую возглавил владыка, была Владимиро-Волынская. После прихода к власти там большевиков архиепископ Фаддей был арестован и в 1922 году как «политически вредный элемент» был выслан с Волыни. А вскоре, уже в России, он был обвинён во враждебном отношении к советской власти, в том, что якобы способствовал распространению воззвания митрополита Агафангела (Преображенского) к российской пастве. Во владимирской тюрьме владыка Фаддей сидел в тяжёлых условиях, рядом с уголовниками, но всегда сохранял поразительное спокойствие духа и молитвенную сосредоточенность. Из Владимира архиепископа сослали на год в Зырянскую область.
После освобождения из ссылки владыка Фаддей был назначен в 1923 году в Астраханскую епархию. Астраханцы так полюбили нового архиепископа, что его фотографии ставили в домах рядом с иконами, а дорогу, по которой владыка ходил в храм, потом ещё долго называли фаддеевской. Через несколько лет владыка получил новое назначение — возглавить Саратовскую епархию. А в 1928 году был переведён на архиепископскую кафедру в Тверь.
Владыка Фаддей жил на тихой тверской улочке в доме с маленьким садом. Часто, особенно вечером, ходил по тропинке в саду вдоль забора и молился. После молитвы благословлял на все стороны город и уходил в дом. Сохранились сведения о благодатной помощи архиепископа простым тверичанам. Он никому не отказывал в помощи, и народ его очень любил. Владыка обладал даром прозорливости, предвидения будущего, а также даром исцелений.
В Твери, как и на предыдущих кафедрах, архиепископ Фаддей много служил, проповедывал. Но власти один за другим отбирали у православных храмы. Летом 1937 года в Твери начались массовые аресты духовенства и мирян. Арестован был и находившийся в то время уже на покое архиепископ Фаддей. Через десять дней после ареста он был приговорён к расстрелу по абсурдным обвинениям в руководстве церковно-монархической организацией, в связях с ликвидированной церковно-монархической организацией в Кашине и т.п.
Владыку убили 31 декабря 1937 года. Ему было шестьдесят пять лет. Рассказывают, что архиепископа утопили в яме с нечистотами. Тюремный врач предупредила верующих о том, когда вынесут тело владыки. Две женщины, запомнившие место, куда закопали тело, позже, после Пасхи 1938 года, вскрыли могилу, положили архиепископа в простой гроб и похоронили. Над местом захоронения на кладбище «Неопалимая Купина» (в Затверечье) поставили крест, но он был уничтожен властями.
В советский период многое на кладбище было разрушено и снесено (в том числе и храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», давший название кладбищу). Забытым оказалось и место, где похоронили владыку Фаддея. Но осенью 1990 года одной из верующих, Е.Ю. Топорковой, удалось найти точное место захоронения. Проведённая экспертиза подтвердила, что найденные останки принадлежат архиепископу Тверскому Фаддею (Успенскому). 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, на кладбище «Неопалимая Купина» были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые теперь в особой раке хранятся в Вознесенском соборе. Сегодня эта святыня являет тверичанам чудесную помощь.
Мы пришли в Вознесенский собор часа через два после окончания литургии, но в храме были люди, молились, заказывали требы. Дежурил священник. Вознесенский собор показался мне похожим на наши московские храмы. Но это самый центр города. А как обстоят дела в других районах? Ведь много святынь было поругано и разрушено в этом старинном волжском городе за годы советской власти. Мы ещё увидим и полуразрушенные, и только восстанавливающиеся, и уже отреставрированные тверские храмы.
А пока из центра города мы отправились на набережную. Хорошие виды, особенно на Заволжский район с куполами храмов (на фото). Вот она, Волга (с заволжской стороны можно спуститься прямо к воде и погулять по песку), и белоснежные чайки, и сияющая майская зелень деревьев. Только одна проблема — ветрено и потому очень пыльно. Но даже это не затмило очарования Твери, почему-то показавшейся мне очень родной. Здесь как будто отдыхаешь от вечной московской суеты и чувствуешь себя ближе к природе.
А вообще сегодняшняя Тверь, как и многие другие областные центры, — отражение нашей непростой истории. Особенно это прослеживается в городской архитектуре, где соседствуют разные исторические пласты: и особняки XVIII-XIX веков, и улица Советская, с памятником Ленину, и современные многоэтажные здания, и восстановленные из разрухи храмы…
Многое ли осталось от старой, досоветской Твери? Оказывается, не так уж и мало: здание губернского правления XVIII века, императорский путевой дворец второй половины XVIII века, духовное училище (дом Зубчаниновых) конца XVIII века, банк (бывший соляной магазин) начала XX века и ещё целый ряд административных и гражданских зданий. И, конечно же, храмы. В тот день нам предстояло встретиться с двумя замечательными тверскими церквами, памятниками архитектуры. Но об этом — в следующей части моих заметок.